Конспекты уроков

Рыжкова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

на тему: «Имя прилагательное»

(Развитие речи)

2 класс

Учитель: Рыжкова Ольга Викторовна

Цели учебного занятия:

  • совершенствовать деятельность ученика, направленную на овладение способами обогащения речи;
  • совершенствовать навыки развития речи;
  •  формировать умение использовать имена прилагательные в речи;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку

I. Организационный момент

1. Тема, цели, задачи урока

Мы сейчас изучаем раздел русского языка «Морфология».

Морфология – наука о частях речи. С какими частями речи мы уже познакомились? (опорные таблицы: имя существительное, глагол).

Вспомните, что обозначают слова этих частей речи и на какие вопросы они отвечают? (найти продолжение к опорным словам).

Сегодня мы посвятим урок словам ещё одной части речи – имени прилагательному (опорные слова).

Что обозначают имена прилагательные и на какие вопросы отвечают (продолжение)?

Ваша задача – уметь находить имена прилагательные, ставить к ним вопросы, изменять прилагательные, понять их роль в нашей речи.

 На уроке будет много интересных простых и сложных заданий.

II.1. Чистописание (таблица вопросов имен прилагательных).

Каким окончанием отличаются между собой имена прилагательные?  Пропишите окончания (образец на доске).

2. Словарь (анаграммы).

Составьте слова из букв и найдите лишнее слово, объясните свой выбор (буквы на магните):

ЛЕНТЙИ                / ЛЕТНИЙ/

ОСЕИЙНН                /ОСЕННИЙ/

ЗМИНИЙ                /ЗИМНИЙ/

АЛИС                        /ЛИСА/

Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

Подберите имена существительные к этим прилагательным (дождь, лес, день).

 Какого времени года не хватает. Образуйте от слова весна прилагательное. Подберите подходящее существительное и запишите получившееся словосочетание.

 

III. Основная часть

1. Загадки.

Отгадайте загадки.

Бываю чёрный, красный, синий, с начинкой твёрдой в середине. Я с острым ножиком дружу и что хочу – изображу  (карандаш)

Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, острые зубки, сидят в норке, грызут корки (мышки)

Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь мир оно глядит, на себя же не велит (солнце)

Какие слова в загадке помогли отгадать ее? Поставьте вопрос, определите часть речи.

2. Опишите  фрукт (по опорным словам)

Яблоко, огурец, малина.

Цвет, вкус, размер.

Какой может быть сок?

Варенье?

Каша (крупы: манка, гречка, рис, перловка, пшено).

Часть речи?

3. В каком магазине можно купить данный товар? (устно)

Овощи, книги, мебель, продукты, молоко, хлеб, мясо, рыба, цветы, обувь, коньки., дрель.

4. Образуйте словосочетания

Прочитайте прилагательные.

школьная                        1. утро

цветной                        2. яйцо

заячья                                3. платье

куриное                        4. праздник

пёстрая                        5. карандаш

новое                                6. жизнь

дверной                        7. шуба

весёлый                        8. бабочка

кожаный                        9. замок

раннее                                10. ремень

5. Игра «Что задумано?»  Подобрать к задуманному предмету ряд признаков (карточки с предметами, один ученик – водящий отворачивается к доске)

 Ведро, автобус, береза.

6. Самостоятельная работа (на листочке).  Вписать подходящие по смыслу слова. Найти в тексте прилагательные, подчеркнуть их волнистой линией (проверка – прочитать сначала  прилагательное, потом найденное существительное)

На дворе стоит сильный …………………. . На полях и лугах лежит белый …………… . У дома намело большой ……………………… . На пруду скользкий …………… . Залёг в берлогу …………………. . Спит в норе колючий …………… . Птицы давно улетели на …….

IV. Развитие речи

1. Запишите антонимы (запись с комментированием)

Грустный, светлый, здоровый, мягкий, зрячий.

2. Поберите синонимы (устно, выбор из набора, две липкие доски)

Липкий, ветхий, смирный, косматый, отважный.

/Скорый, нежный, лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый,  сырой, могучий, клейкий, храбрый/

3. Объясните выражение (на листочке). Прямой и переносный смысл.

Золотые украшения, золотые слова, золотые руки, золотое сердце, золотая осень.

4. Образование прилагательных (запись на доске).

Молоко, цветы, скука, привет, соловей, глина.

5. Измените по образцу данные словосочетания  (запись в тетрадь с листочка). Запишите их.

Ветка сосны – сосновые ветки.

гроздья рябины - ………

вкус мёда - …………

житель леса - ………

крик петуха - ………

пение соловья - ……

лай собаки - ……..

6. Объявление о потерянной собаке.

Иногда в жизни бывают случаи, когда нужно очень точно подобрать признаки к предмету.

Мальчик потерял собаку. Он написал объявление, фотографии своего питомца у него нет. Прочитайте это объявление. Можно ли по описанию, данному мальчиком, найти пропажу?

Вот его собака (иллюстрация). Помогите малышу точно описать собаку. Какую кличку вы бы дали такому псу? (Выберите подходящую кличку: Рекс, Огонёк, Малыш)

7.  Найди и исправь ошибку (на листочке). Фронтальная работа.

Чудесен ранней осенью берёзовый лес, покрытый зелёной нежной листвой!

Мороз был здоровый, но зайца согревала его серенькая шубка.

В лесу между ветками деревьев часто мелькает хвост лисы. Это она проверяет свои запасы на зиму.

8. Аукцион (подобрать к существительному подходящее по смыслу прилагательное)

Рыба, носки, зеркало (картинки)

V. Итоги урока

Признаки имен прилагательных

IV. Домашнее задание (на листочке)

«Игра мозаика»

Мозаика – это картина из разноцветных камешек или стёклышек. В нашей игре роль цветных стёклышек будут играть прилагательные.

Прилагательные для мозаики:

Голубой        клетчатый        умный                квадратный        фиолетовый                смешной добрый крылатый полосатый лысый весёлый сердитый злой мохнатый огромный пушистый лохматый  розовый  белый  холодный          горячий   разноцветный         волшебный         шёлковый прозрачный         стеклянный         бумажный         оловянный         медный         синий глубокий широкий         золотистый         серебристый              носатый шерстяной красивый оранжевый тряпичный   хороший       каменный     хвостатый    плоский       звонкий   тёплый     ушастый летучий   кривой    светлый   жёлтый  яркий    чёрный    красный     удивительный    странный чудной   лиловый   багровый    серый    цветочный    бархатный    атласный    прелестный чудесный  милый коричневый   малюсенький    крупный     громадный     железный кирпичный     колючий

        

Вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например: «На горячей каменной планете»   или «На пушистой полосатой планете», или «На квадратной фиолетовой планете»…

На ………..   …………    планете жили ………..        ………….. человечки, у них были ………… …………………. глаза, ……… волосы, ………….. уши. Зато очень ……………….. характер. Домики у человечков были ……………, с ………………….. крышами. Возле каждого домика сидела ……………….. собачка. Собачки на этой  …………….. планете были вместо кур, потому что  ………………. домики охраняли ………………..        дракончики и ………………….. страусы. Они сидели на ………………….. верёвочках и рычали. На ……………деревьях пели ………………. песни …………….. мухи. В ………………. лесах водились ……………….. слонята, …………………. цыплята, ………….. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………….. человечки ездили в гости.

Правитель ………………….. планеты был человеком ………………… и ………………., он жил в …………………… ……………………. дворце с ……………….. окнами и …………………. дверями. У него были ………………………. слуги.

Раз в ……………….. саду возле ……… дворца выросло …………………….. растение.

Урок по русскому языку

на тему: «Имя прилагательное»

2 класс

Имя _________________________                                                Дата: __________

1. Образуйте словосочетания.

школьная                        1. утро

цветной                        2. яйцо

заячья                                3. платье

куриное                        4. праздник

пёстрая                        5. карандаш

новое                                6. жизнь

дверной                        7. шуба

весёлый                        8. бабочка

кожаный                        9. замок

раннее                                10. ремень

2. Самостоятельная работа

Впишите подходящие по смыслу слова. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

На дворе стоит сильный …………………. . На полях и лугах лежит белый …………… . У дома намело большой ……………………… . На пруду скользкий …………… . Залёг в берлогу …………………. . Спит в норе колючий …………… . Птицы давно улетели на …….

3. Подберите и запишите антонимы

Грустный, светлый, здоровый, мягкий, зрячий.

4.  Измените по образцу данные словосочетания. Запишите их.

Ветка сосны – сосновые ветки.

гроздья рябины - ………

вкус мёда - …………

житель леса - ………

крик петуха - ………

пение соловья - ……

лай собаки - ……..

5. Найди и исправь ошибку. Подчеркните  имена прилагательные.

Чудесен ранней осенью берёзовый лес, покрытый зелёной нежной листвой!

Мороз был здоровый, но зайца согревала его серенькая шубка.

В лесу между ветками деревьев часто мелькает хвост лисы. Это она проверяет свои запасы на зиму.

6. Домашнее задание «Мозаика»

Мозаика – это картина из разноцветных камешек или стёклышек. В нашей игре роль цветных стёклышек будут играть прилагательные.

Прилагательные для мозаики:

Голубой        клетчатый        умный                квадратный        фиолетовый                смешной добрый крылатый полосатый лысый весёлый сердитый злой мохнатый огромный пушистый лохматый  розовый  белый  холодный          горячий   разноцветный         волшебный         шёлковый прозрачный         стеклянный         бумажный         оловянный         медный         синий глубокий широкий         золотистый         серебристый              носатый шерстяной красивый оранжевый тряпичный   хороший       каменный     хвостатый    плоский       звонкий   тёплый     ушастый летучий   кривой    светлый   жёлтый  яркий    чёрный    красный     удивительный    странный чудной   лиловый   багровый    серый    цветочный    бархатный    атласный    прелестный чудесный  милый коричневый   малюсенький    крупный     громадный     железный кирпичный     колючий

        

Вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например: «На горячей каменной планете»   или «На пушистой полосатой планете», или «На квадратной фиолетовой планете»…

На ………..   …………    планете жили ………..        ………….. человечки, у них были ………… …………………. глаза, ……… волосы, ………….. уши. Зато очень ……………….. характер. Домики у человечков были ……………, с ………………….. крышами. Возле каждого домика сидела ……………….. собачка. Собачки на этой  …………….. планете были вместо кур, потому что  ………………. домики охраняли ………………..        дракончики и ………………….. страусы. Они сидели на ………………….. верёвочках и рычали. На ……………деревьях пели ………………. песни …………….. мухи. В ………………. лесах водились ……………….. слонята, …………………. цыплята, ………….. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………….. человечки ездили в гости.

Правитель ………………….. планеты был человеком ………………… и ………………., он жил в …………………… ……………………. дворце с ……………….. окнами и …………………. дверями. У него были ………………………. слуги.

Раз в ……………….. саду возле ……… дворца выросло …………………….. растение.



Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи  2 класс.  

Учитель: Рыжкова О. В.

Фамилия, имя ………………………………………………………..            Дата…………………………………….

  1. Распространи предложение.

Например: мальчик читает. Мальчик читает книгу. Мальчик читает интересную книгу. Мальчик читает интересную книгу о животных. Сегодня мальчик читает интересную книгу о животных.

Машина едет.

__________________ машина едет.

__________________ машина едет _______________.

__________________ машина едет _______________  _______________ .

__________________ машина едет _______________ _______________ _____

__________________ .

  1. Озаглавь текст. Обозначь границы предложений.

                   __________________________________

Весной охотник нашёл в лесу лисёнка старик решил принести его домой это был испуганный рыженький зверек к осени он подрос, окреп и научился добывать себе пищу охотник отпустил лисёнка в лес

  1. Соотнеси слова.

Вдохнуть                свободно

Вздохнуть                воздух

Высокий                 дом

Высотный                 человек

Глинистая                кувшин

Глиняный                 почва

Грозная                 собака

Грозовая                 туча

  1. Восстанови порядок слов в предложениях. Запиши получившиеся предложения.

Ветку, на, клёна, птичка, села. _________________________________________

По, пёрышки, бокам, у, белые, неё._____________________________________

Как, хвост, длинная, стрела. ___________________________________________

Стрекотуньей, люди, её, белобокой, зовут._______________________________

____________________________________________________________________

О какой птице идёт речь? ……………………………………………………………………………………..

  1. Соотнеси близкие по значению слова.

Библиотека                опрометью

Дорога                        махина

Друг                                сверкающий

Блестящий                        побратим

Большой                        шоссе

Быстро                        книгохранилище

  1. Запиши синонимы (близкие по смыслу) к словам.

Радость, ____________________________________________________

Грусть,______________________________________________________

Спокойствие,________________________________________________

Слова для справок: печаль, веселье, безмятежность, кручина, восторг, уныние, потеха, уравновешенность, ликование, хандра, хладнокровие, мир.

  1. Соедини слова из левого столбика с подходящими по смыслу фразеологизмами из правого.

Молчать                        рассеяться как дым

Хвалить                        держать язык за зубами

Обманывать                намять бока

Бить                                возносить до небес

Исчезать                        обвести вокруг пальца

Бездельничать                бить баклуши

  1. Вставь  в предложения подходящие по смыслу слова (красный, рубиновый, синий, алый, бирюзовый, голубой, лазурный, пурпурный).

Когда солнце только всходит над землёй, оно похоже на __________________

глаз. На __________________ небе догорал _____________________ закат.

В моём букете __________________ васильки и ___________________ маки.

Глаза у девочки были ______________________, а губы ___________________ .

  1. Какой предмет характеризуют эти глаголы?

Прошёл, умыл, освежил, закончился ___________________.

Ясный, солнечный, зимний, морозный__________________ .

Первый, пушистый, лёгкий, воздушный _________________ .

  1.  Вставь в предложения слова, подходящие по смыслу.

Узкая ________________ уводила нас в глубь леса. По мокрому _____________

машины ехали осторожно. Долгий _________________ предстоял туристам. Люди должны ходить по ____________________. ___________________ уходила вдаль. Асфальтовая ______________________ требовала ремонта.

Слова для справок: дорога, тротуар, тропинка, шоссе, путь, мостовая.

Оценка _____



Предварительный просмотр:

Упражнения по русскому языку на тему:

«Имя прилагательное» (развитие речи)

Учитель: Рыжкова О. В.

1. Замени словосочетания по образцу. Запиши их.

Образец: дупло белки – беличье дупло.

Нора лисы, следы волка, шерсть верблюда, рога оленя, молоко коровы, мясо барана, перья воробья.

2. Замените словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Образец: ветки сосны – сосновые ветки.

Запах ели, звон комара, гроздья рябины, капли дождя, вкус меда, свет луны, кора дуба, грохот трамвая, зерна овса, поля картофеля. Двор школы. звон хрусталя, житель леса, зверь леса, плоды груш, цветок поля.

3. От слов, стоящих в скобках, образуйте прилагательные.

Лента (длина), погода (весна), утро (рано), ночь (осень), лестница (высота), детство (счастье), событие (грусть), книга (интерес), дорога (даль), луг (залив), изгородь (низ), человек (честь).

4. Образуйте как можно больше прилагательных от существительных.

Труд, земля, вода, камень, кость.

5. Выберите из слов, стоящих в скобках, подходящие по смыслу имена прилагательные, изменяйте там, где нужно, их окончания.

В лесу стояли (высотный, высокий) столетние сосны. В нашем городе построено много (высотный, высокий) зданий. Обед был (сытый, сытный). (Сытый, сытный) голодного не разумеет. Задача была (понятливый, понятный). Петя был (понятливый, понятный) сообразительный мальчик. К нам подошел (соседний, соседский)  мальчик. Мой друг живет в (соседний, соседский) доме.

6. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните имена прилагательные.

Мышки.

Собрались мыш_и у своей нор_и, старые и малые. Глаз_и у них черн____ие, лап_и у них мал____ие, остр____ие зуб_и, сер____ие шуб_и, уш_и кверху торчат, хвост__а по земле волочатся.

Собоались мыш_ки, подполные воров_и, дум___у думают, совет держат: «Как бы нам, мыш_ам, сухарь в нор_у протащить?» Ох, берегитесь, мыш_и! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лап_ой приголубит, хвост_и вам помнет, шуб_и вам порвет.                                (По К. Ушинскому)


Предварительный просмотр: