семинар-практикум для педагогов

Кривоносова Алина Анатольевна

Ознакомление детей с живописью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_pedagogov.doc52 КБ
Файл seminar2018.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»  г. Ядрин

Семинар-практикум

для воспитателей

на тему: « Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»

                                                                                                                                                   Составила:

                                                                                                                                                воспитатель

                                                                                                                                           А.А. Кривоносова

2017 г

В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Возможности изобразительного искусства огромны. Необходимо понять и отобрать те картины, которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы, а затем определить методы и приёмы работы с ними. Если вы заметите, что у детей появился интерес к изобразительному искусству, желание знакомиться с новыми картинами, значит, вам удалось, добиться нужного результата.

Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове зрителя, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Направление нашего детского сада - художественно-эстетическое воспитание. Работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду», наша задача по знакомить  с произведениями живописи, например: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри») и др. и с художниками-иллюстраторами детской книги ( И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Коношевич, Е. Чарушин и др.). Так как искусство – не только средство познания действительности, но и источник воспитания, развития чувств, впечатлений. При восприятии художественного образа происходит его осмысление, осознание, после чего ребёнок передаёт свои впечатления в высказывании.

В нашей работе помимо основной программы я использую методическую разработку А.А. Грибовской «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», где подобраны интересные конспекты занятий по видам, жанрам, по возрастному принципу.

На основе разработки А.А. Грибовской я выделила следующие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

  • Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
  • Различать виды и жанры изобразительного искусства.
  • Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.
  • Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
  • Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

В нашем  в детском саду   недостаточно не собрано  художественный фонд – подбирали произведения изобразительного искусства: фотографии, иллюстрации, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а так же дополнительный материал просмотр слайдов с применением ИКТ. На основе этих материалов по ознакомлению с живописью и иллюстраторами мы не можем создать перспективные планы, чтобы работа проводилась последовательно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя знания детей.

В перспективном плане на год надо учитывать разные формы работы:

- посещение мини- музея

- занятия по ознакомлению детей с искусством

- занятия по рисованию

- кружковая работа, викторины

Устраивали выставки репродукций картин и книг художников- иллюстраторов перед занятиями или после занятий, на которых знакомили детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляли новыми произведениями. На выставках проводили индивидуальную работу с отдельными детьми, с небольшими подгруппами, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как они воспринимают произведения искусства. Родителям можно предлагать  продолжить работу с ребёнком дома.

Выставки организовывать можно  как в группе, так и в определённом месте: приёмные групп, музыкальный зал с мини- музеем.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводим не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Занятия проводятся в группе, в музыкальном зале, в мини-музеях. Дополнительно  можно вести кружковую работу два раза в неделю во вторую половину дня. Занятия посвящаем одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определённую тему подбираем разные виды искусства (образ детей в живописи, в изображениях художников – иллюстраторов, графике).

В первой части занятия, рассматривая произведения искусства, детей учим выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передаёт художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. д.

Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию на тему, которая соответствовала содержанию занятия.

Нужно  попытаться сделать каждое занятие  средством художественного развития, привлекая изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как это событие описали поэты, писатели.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатый или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить, если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают психологи, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Восприятие картины - это познание художественного образа. И так, как это воспринимает педагог, зависит, появится ли у детей интерес к живописи. Знания и умения педагога, его личностные качества влияют на развитие у воспитанников понимания искусства.

Сегодня мы с вами вспомним об основных методах воспитания художественных качеств детей, обновим искусствоведческие знания.

Предлагаю вам разделиться на две команды.

1 задание. Предлагаю вам, назвать цитату (либо ваше определение, которая являлась бы девизом вашей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

2 задание. Написать на листе бумаги, какие виды изобразительного искусства вам знакомы.

Ответы: 1. Живопись

2. Графика

З. Скульптура

4. Архитектура

5. Декоративно – прикладное искусство

3 задание. Это задание, направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. На карточке написаны жанры изобразительного искусства, педагоги должны дописать, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Натюрморт – объекты живой и неживой природы

Портрет – человек

Пейзаж – природа

Анималистический жанр – животные, птицы

Жанровая картина – события

Мы с вами вспомнили, какие жанры изобразительного искусства бывают.

4 задание. У вас на столе лежат цветные карточки. Вы должны рассмотреть их, и правильно выложить алгоритм «Последовательность рассматривания картины». Наклеить на лист бумаги.

Образец правильного алгоритма:

Жанры живописи; композиционный центр; дополнения, детали; цветовая гамма; настроение.

5 задание. Выбрать репродукцию картины и рассказать о ней по алгоритму.

6 задание. В своей работе мы используем различные методы и приемы. Пожалуйста, перечислите какие из них, вы используете в беседе детьми по ознакомлению с изобразительным искусством.

Ответы: пояснение, сравнение, прием акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно – чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Задание первой команде: объяснить метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения в картину», пояснение.

Метод вызывания адекватных эмоций – суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Прием «вхождения в картину» - детям предлагается представить себя на месте изображенного человека. Это будит детское воображение. Используя этот прием можно побудить ребенка к рассказу о картине, как будто, он находится в ней, ребенок может описать, что его окружает, какие чувства он испытывает.

Пояснение – применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине.

Задание второй команде: объяснить прием акцентирование деталей, тактильно – чувственный метод, сравнение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребенка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приема заключена в том, закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Тактильно-чувственный метод – данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т. д.) . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

7 задание. Интеграция изобразительного искусства с музыкой. Педагогам предлагается прослушать «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Предложить выбрать из ряда репродукций (зимние пейзажи Б. Кустодиева, А. Пластова, К. Васильева) ту, что созвучна настроению музыкального произведения.

Закончить наш семинар хотелось бы такими словами. Научите ребенка видеть и понимать красоту, размышлять о ней, наслаждаться ею и творить своими руками. Тогда малыш вырастит гармонично развитым человеком.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам памятки, в которые входит информация о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, варианты дидактических игр.

Спасибо всем за работу, желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

           Семинар - практикум для педагогов

«Чтобы четко говоритьнадо с пальцами дружить».

Цель: показ педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.

- Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Ход мастер – класса

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное)развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов движения

- органов познания

- аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением.

Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Практическая часть мастер-класса.

Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Статические упражнения:

- “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверхПальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

- “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

- “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

- “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный)расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

- Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко ”.

- Упражнения, направленные на координацию движения:

“Кулак – ребро – ладонь”;

“Бык – коза ”.

"Белка"

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары

Продает она орешки кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке - сестричке, (Загибать по одному пальчику,

Воробью, Синичке, начиная с большого пальца)

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в лоток,

Кому в лапочку.

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

Массаж.

Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.

Педагоги выполняют (по показу) самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук.

Овощи.

(Массаж, или самомассаж фаланг пальцев-

На каждый ударный слог – разминание фаланги

одного пальца;

от ногтевой фаланги к основанию пальца)

Вырос у нас чесночок, -указательный

Перец, томат и кабачок, -средний

Тыква, капуста, картошка, - безымянный

Лук и немножко горошка. - мизинец

Овощи мы собирали, - мизинец

Ими друзей угощали, - безымянный

Квасили, ели, солили, -средний

С дачи домой увозили. -указательный

Прощай же на целый год, -большой

Наш друг - огород! -большой

Существуют и другие виды логопедического массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику.

Выполняется массаж с гранёными карандашами.

«Эстафета».

Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.

Карандаш я подержу

В гости к пальчику приду.

«Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами.

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.

Массажный мячик, грецкие орехи.

Игры с прищепками

Игры интересны и увлекательны. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Игры с пальчиковым бассейном

Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.

Пальчиковые шаги

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Игра “Золушка”. перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

«Шнуровка»

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!