Характеристика профессиональной деятельности "Воспитать человека 2021"

Зимель Зоя Петровна

Характеристика профессиональной деятельности на конкурс "Воспитать человека 2021"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_professionalnoy_deyatelnosti.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКА

Зимель Зои Петровны,

педагога-психолога МДОБУ ЦРР № 4 пгт. Талакан

Сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

Образование:

2013 г. – 2018 г.: ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Бакалавр – психолого-педагогическое образование. Направленность образовательной программы: «Психология и социальная педагогика».

2018 г. – 2020 г.:  ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Магистр – психолого-педагогическое образование. Направленность образовательной программы: «Психология управления образовательной средой».

13.01.2017 г. – 22.06.2017 г.: АНО ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования» профессиональная переподготовка по программе: «Практическая дошкольная педагогика и психология образования в соответствии с ФГОС ДО».

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификационная категория: первая

Обучение на программах, способствующих повышению качества и результативности профессиональной деятельности:

Курсы повышения квалификации являются для меня платформой новых знаний, поэтому их выбор направлен на расширение профессиональных ресурсов для решения актуальных задач психолого-педагогического сопровождения.

  1. 2015 г.: ООО «Издательство «Учитель»». Удостоверение по программе: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения».
  2. 2019 г.: ГАУ ДПО «АмИРО». Удостоверение по программе: «Организационно-методическое сопровождение  образовательно-просветительских программ для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике».
  3. 2020 г.: АНО ДПО «МИПК». Удостоверение по программе: «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях реализации ФГОС».
  4. 2020г.: АНО ДПО «МИПК». Удостоверение по программе: «Нейропсихология детского возраста».
  5. 2020 г.: ГАУ ДПО «АмИРО». Удостоверение по программе: «Диагностика и ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья».
  6. 2020 г.: Международная тренинговая компания «Основа». Сертификат по образовательной программе: «Арт-терапия в работе с детьми».
  7. 2021 г.: ЧУДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки Международной Академии Психологических наук». Удостоверение по программе: «Сенсорная интеграция. Диагностика и коррекция».

Сведения об особенностях организации конкурсанта и об особенностях субъектов образовательных отношений, включенных в программу профессиональной деятельности.

С момента начала своей профессиональной деятельности и  по сегодняшний день я являюсь сотрудником Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребёнка − детский сад № 4 "Лесовичок"

МДОБУ ЦРР детский сад № 4 «Лесовичок» – дошкольное учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Бурейский муниципальный район для выполнения работ, оказания муниципальных услуг в сфере образования в целях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в Бурейском районе. Основные виды услуг, которые реализует учреждение – это присмотр и уход за детьми и реализация образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательного процесса  выстроено в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,4-е издание 2018 год, (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ).

В 2018 - 2019 учебном году в старшей группе комбинированной направленности с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития, психологическое сопровождение получил один воспитанник.  Программа сопровождения разработана на базе основной образовательной программы МДОБУ ЦРР – д/с № 4 «Лесовичок» поселка Талакан Амурской области в рамках инклюзивного образования.  Основой АООП ДО является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития ребенка  с тяжелыми нарушениями речи.

В ДОУ функционирует Служба ранней помощи для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих детский сад. В данном центре провожу консультационную работу по запросу.

Основная часть моей профессиональной деятельности осуществляется на базе кабинета педагога-психолога. Кабинет укомплектован необходимыми материалами, мебелью, учебными, методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

В своей  психолого-педагогической деятельности я  реализую следующие принципы по отношению к воспитанникам:

- приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

- учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей;

- опора на естественное развитие ребенка на данном возрастном этапе;

        - добровольность участия ребенка в работе (обязательное согласие родителей);

- последовательность и преемственность методов и форм работы.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и образовательного процесса  − это  деятельность, направленная на создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие всех участников образовательного процесса, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников и обучающихся, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на каждом возрастном этапе.  

Поставленная цель достигается путем решения следующих профессиональных задач:

-  анализ и оценка социальной ситуации развития ребенка, выявление причин трудностей, возникающих в процессе обучения, социализации, развития;

- разработка и реализация (в части коррекционно-развивающей работы) индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников и оценка их эффективности;  

- оказание консультативной психологической помощи субъектам образовательного процесса, разработка практических рекомендаций (конкретных психолого-педагогических приемов) для воспитателей, педагогов и родителей;

- разработка и реализация программ коррекционно-развивающей  направленности.

В рамках оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ и испытывающим трудности в освоении программ дошкольного образования, деятельность направлена на построение и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников на основе выявленных ресурсов и рекомендованных ЦПМПК направлений работы с целью успешного освоения программы дошкольного образования и всестороннего развития личности воспитанников.

Деятельность работы по решению данных задач  организована по трем направлениям:

- работа с воспитанниками;

- работа с воспитателями, педагогами и администрацией;

- работа с родителями;

Согласно стандарту педагога-психолога достижение цели моей практической деятельности осуществляется посредством реализации следующих трудовых функций:

- психологическая экспертиза;

- психологическое консультирование;

- коррекционно-развивающая работа;

- психологическая диагностика;

- психологическое просвещение.

Психологическая экспертиза образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ.

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности детей. Консультирование родителей по вопросам: детско-родительских отношений; реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников; по результатам  психологической диагностики

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении, личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ.

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей раннего и дошкольного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. Психологическая диагностика готовности к школьному обучению. (Осуществляется с письменного согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка).

Психологическое просвещение – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития обучающихся на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта. В рамках родительских собраний освещение вопросов организации и ресурсов психолого-педагогического сопровождения.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

При выборе технологий, программ и методик для решения профессиональных задач я руководствуюсь принципами научности, целесообразности и системности.  В профессиональной деятельности использую апробированные программы и методики, рекомендованные профессиональным сообществом, а также составляю авторские рабочие программы. Основные их них представлены в таблице.

Технологии, программы и методики, применяемые для решения профессиональных задач

Задачи профессиональной деятельности

Технологии, программы, методики

Анализ и оценка социальной ситуации развития ребенка, выявление причин трудностей, возникающих в процессе обучения, социализации, развития

Технологии: технология психолого-педагогической экспертизы, диагностические технологии.

Методики:

Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Павлова, Р. Руденко)

Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте. 2,5 - 3 года (Н. Павлова, Р. Руденко)

Проективные диагностические методики

Методика "Исключение 4-го лишнего предмета" (модифицированный вариант методики С.Я. Рубинштейна).

Методика «Шифровка» Н.Е. Семаго, М.М. Семаго. Данная методика представляет собой невербальный субтест (часть психологического теста) Д. Векслера.

Методика «10 слов» авторы составители Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.

Методика «Дорисуй». Для исследования мотивационной сферы:

 Авторская модификация методики Л.Н. Прохоровой «Выбери место». Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста:  «Методика определения самооценки», автор А.В. Захаров. Для исследования эмоционального интеллекта использовала:

 Методика «Волшебная страна чувств», авт. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

 

Разработка и реализация (в части коррекционно-развивающей работы) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и оценка их эффективности

Технологии: проектная технология, технология психолого-педагогической экспертизы, информационно-коммуникационные технологии, технология построения индивидуального образовательного маршрута, технология создания социально-психологического благополучия на занятии.

Оказание консультативной  психологической помощи субъектам образовательного процесса; разработка практических рекомендаций (конкретных психолого-педагогических приемов) для воспитателей, педагогов и родителей

Технологии: технологии индивидуального и группового психологического консультирования.

  

Разработка и реализация программ развития психологической грамотности и психологической культуры родителей, воспитателей и педагогов

Технологии: проектная технология, технология психолого-педагогической экспертизы, информационно-коммуникационные технологии, тренинговые технологии, игровые технологии, технология создания социально-психологического благополучия на учебном занятии, арт-терапевтические технологии.

Разработка и реализация программ коррекционно-развивающей  

направленности

Технологии: проектная технология, тренинговые технологии, игровые технологии, технология создания социально-психологического благополучия на учебном занятии, арт-терапевтические технологии.

Программы:

Ахутина Т.В. «Методики развития и коррекции познавательных процессов», «Школа внимания».

Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию

познавательных способностей (5-6лет);

Н.Павлова, Р. Руденко Программа занятий по подготовке к школе.

Татарникова Г.М. и др. Индивидуальное сопровождение детей

«группы риска»: коррекционно-развивающие занятия.

Крюкова С.В., Донскова Н.И. «Удивляюсь, злюсь, боюсь» Программа групповой психологической работы с дошкольниками.

Куражева Н.Ю. (под ред.) «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет, 6-7 лет.

Авторские рабочие программы:

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ТНР», «Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ЗПР».

Перечень разработанных локальных и/или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов

 Программы и проекты коррекционно-развивающей направленности:

- Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ТНР, 2018-2019 гг.;

- Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ЗПР, 2018-2019 гг.

- Программа  по коррекции агрессивного поведения дошкольника в условиях детского сада методами арт-терапии, 2020 -2021 гг.

- Проект «Профики» ранняя профессиональная ориентация в дошкольном возрасте, 2020 г.

Практически в каждом виде своей деятельности использую цифровые образовательные ресурсы – это презентации, видео- и музыкальное сопровождение во время проведения образовательной деятельности, а также накопление, хранение и обработка данных на электронных носителях – документация, практические и методические материалы, электронные формы учета различных видов деятельности.

Также активно использую возможности работы в сети Интернет. Стараюсь быть в курсе современных достижений в психолого-педагогических знаниях.

Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние три года, отражающие результативность и эффективность психолого-педагогического сопровождения.

При выполнении всех видов работ по повышению качества психолого-педагогической работы с использованием современных образовательных технологий наиболее существенным результатом можно считать высокий уровень познавательного развития воспитанников.

Год

Класс (группа)

Количество обучающихся

Качество

знаний (%)

Успеваемость

(%)

2018-2019

подготовительная

75

86

93

2018-2019

старшая

52

89

93

2018-2019

средняя

47

85

90

2018-2019

Вторая младшая

62

63

70

2018-2019

Первая младшая

47

55

55

2019-2020

подготовительная

52

90

93

2019-2020

старшая

45

85

87

2019-2020

средняя

52

64

70

2019-2020

Вторая младшая

45

60

60

2019-2020

Первая младшая

32

45

50

Совместно с детьми участвуем в творческих конкурсах различного уровня, занимая призовые места.

Год

Форма проведения мероприятия

(тема)

Уровень

Результат

2019

Конкурс «Театр глазами детей»

муниципальный

1 место

2019

Конкурс «Равновесие с природой»

муниципальный

1 место

2019

 Конкурс «Равновесие с природой»

областной

1 место

2019

Экологический конкурс «Зеленая планета-2019»

муниципальный

1 место

2019

Экологический конкурс «Зеленая планета-2019»

областной

1 место

2019

Областная акция «За безопасность всей семьей»

областной

сертификат

2020

Конкурс «Равновесие с природой»

муниципальный

1 место

2020

Конкурс «Равновесие с природой»

областной

1 место

2020

Экологический конкурс «Зеленая планета-2019»

муниципальный

1 место

2020

Экологический конкурс «Зеленая планета-2019»

областной

3 место

2020

Конкурс «Разноцветные капли»

муниципальный

1 место

2020

Конкурс «Разноцветные капли»

областной

2 место

2020

Международный конкурс рисунков«Журавль – птица мира»

международный

сертификат