Материалы к конкурсу

Ханина Светлана Николаевна

Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание «Я – учитель»

Портфолио

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”

Евгения Семёновна Полат, доктор педагогических наук

Качество образовательного процесса, конечно, зависит от качества образовательной среды, одним из структурных элементов которой является совокупность применяемых образовательных технологий.

Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.

УМК «Перспектива», по которому я работаю пятый год, обеспечивает оптимальные возможности эффективного обучения младших школьников с соблюдением вышеупомянутых условий.

Ребенок приходит в школу, и он похож на кубик Рубика. Точно так же,  как  в этой игрушке перемешаны цвета, так и в ребенке упорство сочетается с ленью, пассивность - с активностью, общительность - со стеснительностью. И задача педагога - собрать все воедино и направить в нужное русло, отбросить лишнее и привить необходимое, иначе говоря,  сформировать  основополагающие грани, которые в совокупности явят собой достойного и полноценного гражданина России 21 века.

Педагогическая наука нашла много методов для этого. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Что такое проект? Немного теории, т.к. в этом плане мы, учителя района, накопили уже определённый опыт. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Итак, проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В чём, на мой взгляд, его ценность?

Проект формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивает в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацеливает на развитие познавательного интереса учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью, а именно это и предполагает ФГОС.

Существуют различные классификации проектов по содержанию специфики каждого проекта:

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект - проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Классификация проектов по продолжительности:

- мини – проекты могут укладываться в один урок или менее;

- краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков;

- недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели;

- годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Чаще всего я использую такие виды презентационных проектов: игра с залом, отчет исследо                                                                                                                                                                                                                                                                 вательской экспедиции, путешествие, ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они  работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков.

Проектный метод – это, конечно, развивающий, активный метод, а эффективность его зависит во многом от позиции учителя, которая должна быть умело направлена на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократический стиль общения, диалоговые формы взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младших школьников, их нужно долго и терпеливо готовить, буквально с первых дней их пребывания в школе.

Во-первых, коммуникативным умениям: умению спрашивать, умению управлять голосом, умению выражать свою точку зрения,  умению договариваться.

Во-вторых, “интеллектуальной зрелости”: развивать аналитико-синтетические действия, формировать алгоритма сравнительного анализа, научить вычленять существенные признаки, учить находить общий способ действий, научить гибкости, вариативности и самостоятельности мышления.

И в-третьих, самооценочной и оценочной деятельности, а именно:

- научить адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- учить, указывая на недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В какой же последовательности следует работать над проектом, какие этапы можно выделить:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В методе проектов есть свои «плюсы и минусы»

Плюсы проектной деятельности: навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности: возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические   накладки); психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки.

А далее хочу поделиться тем, что практически получается у меня.

Мои ученики маленькие выдумщики. Они постоянно фантазируют, что-то изобретают. Я вижу в них будущих конструкторов, создателей новых технологий. Вот почему мы с ними так любим создавать творческие проекты. Проектный метод организации учебной деятельности помогает ребёнку не только узнать что-то новое, но и пережить свой труд, выразить личностное отношение к тому, что ему удаётся и не удаётся. Самостоятельно добившись определённых успехов, ученик испытывает уверенность в своих силах, самовыражается, самоутверждается. Обучать проектной деятельности начала с 1 класса, трудности возникли сразу же, например, какие выбрать темы, начинала с развития информационно-аналитических  и информационно-поисковых умений, формировала способность развивать и выражать собственную точку зрения. Детям в этом возрасте сложно увидеть проблему, поэтому я использовала в работе следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др. Учила детей выражать свою точку зрения, начиная словами: «Я думаю…; по моему мнению…; я полагаю, что…; я не вполне согласен с …, потому что…; я думаю иначе…» Причём учила их считаться с правилами работы в группе (говори спокойно и убедительно, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего).

Благо, что УМК «Перспектива» обеспечивает возможность использования метода проектов при изучении любого предмета: математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству.

В 1-ом классе мы создавали проекты прикладного характера, причём с помощью взрослых, своими руками создавали что-то новое: поделки, рисунки, аппликации – на уроках технологии. Работы были посильные, творческие,  без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени была образная, а не текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняли следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», «Мир растений родного края», «Моя фамилия», «Мы идем в гости», «Моя родословная», «Летний наряд пришкольной территории», «Почему выпадают молочные зубы?», оформляли фотовыставку  «Праздники в семье и семейные традиции» и другие.

На начальном этапе, конечно, сама управляла процессом: указывала источники информации, давала краткий инструктаж по содержанию работ, составляли план (понаблюдать, найти в словаре, энциклопедии, Интернете, провести исследование, спросить у родителей). Завершая изучение какой-то темы, проводили презентацию, как итог работы над учебным проектом. Ребята защищали свой продукт, рассказывали о ходе работы над ним, представляя итоговый результат. Этот итог позволял каждому выразить себя, свой вклад (если проект групповой или коллективный), свои возможности и успехи. Проекты выполняли индивидуально и группами; различные по продолжительности (урок, несколько дней или несколько недель), часто с привлечением взрослых. Мои дети любят выполнять групповые проекты, да и я считаю, что они носят более творческий характер, учат толерантности, выполнять различные роли в группе (но это уже в 3-4 классах): организатор, докладчик, секретарь, критик, информатор, корреспондент, контролер, т.е. опять же выразить себя, на что он способен, попробовать себя в какой-то роли. После каждой презентации обязательно обсуждение: «Что нового узнали? Чему научились? Какие чувства испытывали и впечатления получили, работая над проектом?» Обязательно обращаю внимание детей  на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). На последнем этапе проектной деятельности провожу рефлексию: ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы, обязательно поощрение, а то и награждение победителей. Такая работа уже на начальном этапе обучения показывает, что это эффективный способ обучения творчеству и этому можно научить.

Примеры проектных задач, которые помогают эффективно освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы, нам вполне конкретно рекомендуют авторы УМК, этим он и хорош. В 3-4 классах работа над проектами усложнилась, более глубокими стали темы: «Родословное древо», «Моя семья в истории страны», «Если бы меня выбрали Президентом России», «Чудесное путешествие по России», «Кто работает на родной земле?», «История моего города, посёлка», «По страницам Красной книги», «Самое главное вещество», «Современные экологические проблемы», «Что я могу сделать с мусором?», «Здоровью цены нет», «Вредные привычки – враг здоровья» и др. Здесь уже начала формировать другие общеучебные навыки: намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, проводить анализ, обобщать, выделять главное, существенное. Работая над проектом, учу вести дневник, придумали его форму:

Дневник участника проекта

Фамилия, имя_______________________________________________________________

Прежде чем сделать записи в дневнике, обдумай свои ответы. Можешь взять себе в помощники взрослых, старшего брата или сестрёнку, маму, папу и даже бабушку с дедушкой.

 О чём  я хочу узнать в ходе проекта? ____________________________________________________

Чему я хочу научиться в ходе проекта?_________________________________

 Мне интереснее больше всего_______________________________________

Я буду работать в группе ____________________________________________

Эмблема моей группы        

Задание для работы в группе__________________________________________

План работы______________________________________________________

Как мы распределили роли для работы в группе? ________________________

Кому я могу помочь выполнить задание?________________________________

Результат моей работы_____________________________________________

Результат работы  группы ___________________________________________

Критерии оценивания итоговой работы_______________________________

Наше представление работы

Я узнал__________________________________________________________

Я смог   __________________________________________________________

Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. С 1 класса веду кружок «Я – юный исследователь». Мои ученики активны во всём: в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах Всероссийского уровня, 3 года подряд участвовали в муниципальных конференциях в г. Пугачёве, где получили, сертификаты, диплом 2 степени в традиционном фестивале школьных наук «Планета знаний», в ставших традиционными школьных научно-практических конференциях "От школьного проекта - к практическим делам", где неоднократно занимали почётные 1 места.

Большими помощниками в реализации идеи творческого развития и самовыражения его, являются родители. Кстати, что интересно, часть из них – это мои бывшие выпускники (из 1-го выпуска, в школе я 25 год), родители – педагоги, а часть - просто стали убеждёнными единомышленниками в ходе работы, т.е. СО-ТРУД-НИКАМИ, поэтому я их тоже учу, но уже «быть родителями», причём активными; они очень хорошо меня понимают и убедились в необходимости и целесообразности внедрения метода проектов в практику работы с детьми, формирования и раскрытия у своих детей новых творческих способностей и сами увлеклись, заинтересовались, чтобы пополнить школьный музей. Но прежде, на родительском собрании я знакомлю их с этим методом, раздаю памятки:

1.Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

2.Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

3.Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

4.Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

5.Меньше наставлений, прямых инструкций.

6.Не сдерживайте инициативу.

7.Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

8.Не раздражайтесь.

9.Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

10.Учите доводить дело до конца.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций. Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

1.Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.

2.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3.Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

4.Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.

5.Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

6.Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

7.В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

Правила презентации для ученика:

1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

2.Найди удобное положение тела и место для рук.

3.Спокойно посмотри на слушателей.

4.Назови тему.

5.Заинтересуй слушателей выступлением.

6.Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

7.Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

8.Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.

9.Логично закончи свое выступление.

 Рекомендую памятку для учителя по подготовке к презентации.

Делясь сегодня опытом работы по заявленной теме, я хотела бы в завершение сказать и о том, что работая вот уже 5 год по УМК «Перспектива»,  я от года к году всё больше увлекаюсь работой по нему, работаю с удовольствием и более того убеждаюсь в том, что он обеспечивает увлекательный учебный процесс без стресса и перегрузки, сохраняет радость детства и здоровье, раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, учит правильно и грамотно говорить, слышать и слушать, учит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, развивает творческий потенциал ребёнка, учит решать жизненные проблемы. УМК «Перспектива» - это один из эффективных ресурсов образовательной среды, повышающий качество образовательного процесса, позволяющий детям активно познавать мир. А метод проектов раскрывает горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью, хотя это и не панацея, а дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

А каков результат применяемого мной метода?

Во-первых, результаты интервью, взятого у учеников, родителей и мнение коллег. Всем был задан вопрос: Что для вас проект?

Ребята отвечали так: это возможность делать что-то интересное; то, что позволяет попробовать свои силы, приложить знания  и проявить себя; то, что позволяет принести пользу и показать публично достигнутый результат; что научило меня выступать перед людьми, не теряться и не бояться.

Родители: это средство, позволяющее самим узнать много нового; средство, заставившее жить жизнью детей; это то, что учит нас быть родителями.

Ответы коллег:

- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы  путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.

Во- вторых, в прошлом учебном году ребята со своими проектами  приняли участие во II Всероссийском конкурсе для детей и взрослых «В мире прекрасного», проводимым Центром педагогического мастерства «Новые идеи» в номинации Детские исследовательские работы и проекты, получив дипломы I и II степени, такая оценка показала наличие определённых  умений, рост моих учеников в занятиях проектной деятельностью, что приносит большое удовлетворение.

В-третьих, в июне 2014 года принимала очное участие в  Пятом Международном Слёте учителей – «Сочи 2014» представляя свой опыта выступила со своей методической темой.

 Считаю, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Значимость проектных работ видится мне в том, что маленький конкретный проект маленького ученика, выступает как «стёклышко мозаики», из которых складывается общая картина – процесс обучения, воспитания, профессионального взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Эссе

«Я – учитель»

Да, я – учитель и эта фраза вместила в себя всю мою жизнь. Вот уже 25-ый год дети являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни.

А что и как делает человека Учителем? Может, это что-то, заложенное свыше, что определяет судьбу? А может это стечение обстоятельств?  Франц Кафка как-то сказал: «Всё дело в мгновении. Оно определяет жизнь».

И в моей жизни были эти «мгновения», которые определили, кем я буду в ней.

Выросла я в семье, где мама – педагог, педагог с  43-летним стажем. И вот, перелистывая страницы своего детства, я понимаю, что уже с раннего возраста мне была близка профессия учителя. Вспоминаю, что ещё дошкольницей часто бывала в школе, я любила уже тогда бывать в том особенном мире, где за каждой дверью было что-то интересное: за одной – целое книжное царство – это библиотека, за другой – победные крики детворы, звуки прыгающих мячей – это спортзал; из третьих – слышались спокойные, завораживающие голоса учителей, рассказывающие такие удивительные вещи,  и возле них хотелось стоять и слушать – слушать…, что я и делала, разгуливая по коридорам, так как маме мешать было нельзя, она работала. А дома было продолжение этого мира: множество книг, учебников, подготовка мамы к урокам, проверка тетрадей и опять же разговоры о школе (хотим мы того или нет, но слушали), озабоченность проблемами чужих детей: как помочь Тане, Ване, как направить на правильный путь не только ученика, но и его родителей, как заинтересовать, увлечь.

Думаю, что уже тогда я невольно «заражалась» тягой к педагогике, уже тогда закладывались основы профессии и любовь к детям.

А потом были школьные годы. Призвание… Любимая работа… Дело всей жизни… Всё это воплощалось для меня в слове «Учитель». Поэтому после окончания школы не стоял вопрос: «Кем быть?» Я точно знала, что буду только учителем, хотя понимала, какой это тяжёлый и ответственный труд, но это не остановило, а скорее вдохновило на выбор именно этой профессии. А мама всей своей жизнью помогала мне увидеть, что учитель – особенная профессия. «В своей работе он соприкасается с самым дорогим, что есть на Земле – ребёнком. От душевной чуткости, мудрости, мастерства учителя зависит здоровье, счастье, развитие таланта и интеллекта ученика» - таковы были наставления мамы.

Сейчас, спустя годы, я думаю, что для того, чтобы выбрать профессию учителя, мало родиться в учительской семье и расти в ней, надо ещё иметь любовь к избираемому делу.

А с чего она начинается? Может быть с удачи? Наверное, и с этого тоже. Большой жизненной удачей в мои школьные годы были замечательные люди, это – мои наставники, учившие меня. Я каждый день видела, с какой любовью, «сочетая сердечность с мудростью», они пробуждали мысль, желание к творчеству, к движению; они были моими проводниками в мир взрослых. Мои наставники личным примером, истинным служением, с любовью к делу показали мне дорогу, по которой надо двигаться, и теперь я твёрдо убеждена, что любовь к учительской профессии в немалой степени у меня зародилась и от них.

Были и ещё «мгновения», которые определили мою жизнь… Тогда, ещё до окончания школы…

В своём школьном детстве был предмет, который я не любила, это была математика, но это не потому, что уроки были скучными, или учитель был не очень добр.  Нет, уроки были обычные, не хуже и не лучше других, и учитель знал отлично свой предмет, и некоторые мои одноклассники решали и считали хорошо и успешно, хотя и далеко не большинство. Но математику я не любила, на уроках чувствовала себя некомфортно, ничтожной, бездарной. Да и учитель не скрывал своего недовольства, подходя к моей парте во время контрольной, заглядывая в тетрадь, к доске почти никогда не вызывал. Я чувствовала себя несчастной. Не было для меня на этих уроках того, что так дорого в детстве, хотя и не замечаемо, что составляет основу детского счастья, - не было моей гармонии с миром. Я жила на этих уроках сама по себе.

Но разве можно жить на свете без счастья? Особенно, если ты – маленькая худенькая девочка с тоненькими косичками?

И вот именно тогда мне так захотелось, чтобы и я, и все мои одноклассники, и все вокруг были счастливы, чтобы всем вокруг было уютно и тепло. Мне захотелось стать учителем, который дарил бы детям счастье. С годами эта мечта крепла, а впоследствии осуществилась.

Я получила профессию учителя, но им ещё надо было стать.

«Так трудно Богом быть, учителем – трудней», - сказал А.В.Заруба, победитель конкурса «Учитель года России – 1992», с чем я вполне согласна теперь, спустя 20 лет, а тогда…

И я старалась я изо всех сил, училась, советовалась, консультировалась у опытного педагога-наставника, учителя, который вёл параллельный класс и, к счастью, всегда был рядом. Более того, подражала, копировала, посетив у неё урок – буквально дублировала его в своём классе. А результат? Нет, он меня не удовлетворял, таких результатов, как у мастера не было. И даже сейчас, рассматривая сохранившиеся тетради своих тогдашних первоклассников, мне стыдно за мой  тот «профессионализм», хотя все они стали хорошими людьми, есть и три педагога. Шло время. С годами стала понимать, чего мне не хватает, как мало я знаю и умею, как трудно постичь эти тонкости работы с детьми. Глядя на детей, я понимала:

«…их мало видеть, в них нужно всмотреться,

Должно добротой наполниться сердце.

Их мало послушать, в них вслушаться нужно,

Чтоб с детской душой жить согласно и дружно»

Но эту душу надо было ещё научиться понимать, нужно было научиться себя отождествлять с ребёнком, научиться инициативно и гибко воздействовать на него, без этого невозможно успешно ни обучать, ни воспитывать.

Постепенно, со временем это приходило, очень помогло вникнуть в эти тонкости окончание мною факультета психологии Тольяттинского университета. Это было тогда, в начале пути…

 И  вот прошло более 20 лет.  Я постигла и постигаю на практике тонкости мастерства. Я понимаю, что настоящий учитель - настоящий учитель – это тот, у кого на уроках счастливы все ученики: умные и не очень, талантливые и не совсем. У хорошего учителя дети спокойны, уверенны, доброжелательны  к себе и к миру. А достичь этого, ох как трудно! Не скрою, иногда возникала мысль: почему я должна тратить молодость, лучшие годы на этих мальчишек и девчонок, которые и спасибо тебе не скажут, не поздороваются при встрече. Признаюсь, были случаи, когда срывала на них своё раздражение, особенно когда они в окно смотрят или зевают, а ты душу в рассказ вкладываешь. Раз сорвалась, другой – и прежнего контакта нет. Словно чужие, словно не разбивалась я для них в лепёшку… Но нет, сейчас приятно в письмах моих выпускников читать: «Письму и чтению учила, была особая в Вас сила…», «Мой Учитель, я Вас помню, люблю, уважаю…»

В моём понимании, настоящий учитель тот, кто хочет и умеет дарить детям счастье.

Каждодневный труд учителя - не уроки давать, а души детей воспитывать, и при этом очень важно уметь расположить к себе детей, что зависит даже от того, как я говорю детям «здравствуйте», не только приветствуя их, а выражая душевную приязнь, кому-то надо пристально поглядеть в глаза, чтобы увидеть самочувствие и готовность к работе, кого-то за что-то похвалить, и только тогда начинаю урок. Я должна почувствовать, когда ребёнок раскрыл своё сердце и готов воспринимать мои ценности. И ещё, очень важное, что усвоила я: это смысл одного высказывания: «Если вы желаете научить детей, то это Божий крест, а если вы желаете учиться вместе с детьми, то это Божий дар». А потому не могу, как прежде,  просто учить детей, я  должна учиться вместе с ними, помогать находить знания, помогать преодолевать трудности, научить их делать собственные открытия, а в итоге дать ощутить свою значимость, «самоценность», осознать то, что ребёнок может быть не просто учеником, но и открывателем, и созидателем, и творцом.

Это, собственно, и определяет на сегодня сущность моего подхода и к образованию вообще, и к методам обучения. Ведя детей к поставленной цели на уроке или делая любое дело, стараюсь создать ситуацию успеха: «Сумеем сделать это?» - «Сумеем!» - загораются дети (важно зажечь их, помочь захотеть сделать, а потом полюбоваться сделанным – это может быть важнее всего). А по ходу работы подхожу к каждому ребёнку, порой шепчу им что-то ласково. Каждому! Ласка. Мы забываем в повседневной школьной жизни, что лаской можно добиться чего угодно от любого – самого упрямого, злого, запущенного ребёнка. Ласка делает лучше всех: и того, кто её принимает, и того, кто её отдаёт. Учитель должен быть ласковым.

Никогда не забываю одобрить, похвалить, а то и восхититься работой детей: «Отлично! Поработали на славу!» Порой это делаю в сравнении с предыдущей работой каждого, чтобы дети видели успех, свой рост (сравниваю только с самим собой). Каждый ребёнок действительно талантлив, я  убеждена в этом, если кому-то требуется его талант. Необходимо быть учителем, которому нужны талантливые дети. Разбудить, востребовать талант. Ведь ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Учитель должен быть искренним, добрым человеком. Просвещение делает человека умнее, но не делает лучше.  Лучше человека делает только человек. И не просто человек, а личность. Личность, яркая индивидуальность,  важно иметь талант восприятия ученика, обращаться с ним, как с равным себе, даже если это не так, ученики должны почувствовать, что учитель уважает их «Я» и не ставит себе этого в заслугу, без этого личность не воспитать.

        В педагогическом училище, институте любили повторять: школа – это праздник, который всегда с тобой. А теперь я вижу, что это бесконечный марафон, где бесконечно «надо», «надо»… Но эти мальчишки и девчонки, ради которых мы разбиваемся в лепёшку, - и есть тот самый праздник, что всегда со мной. Да, праздник, с пачками тетрадей, с дежурствами, с тысячами самых разных обязанностей. Я не сразу осознала и почувствовала это: долгий тернистый путь вёл меня к такой ясной теперь истине. Бывало, попадая в непросветную  круговерть дел, спрашивала себя: «А ты не жалеешь, что стала учителем, что не выбрала другую дорогу?» И, отметая всё мелочное, наносное, сиюминутное, понимала и понимаю, что несмотря ни на что, нет для меня иной судьбы, иной жизни. Быть учителем мучительное, но удовольствие.

Своей профессии и детям

Я буду предана всегда!

Горжусь я очень званьем этим:

Учитель – это навсегда!

Я счастлива, что эстафету служения детям приняли мои ученики. А бой за душу Человека – это единственный верный ориентир, который не позволяет всем нам сбиваться с тернистой дороги к правде, к сути нашего учительского труда.

Подводя итог сказанному, убеждена: ум,  доброта, профессионализм, общая культура, широта взглядов и интересов, способность к диалогу и компромиссу, щедрость, умение ценить человеческое тепло и любовь,  организованность, такт, вкус, чувство юмора, соединённые в одном лице,  - таким должен быть современный Учитель.

Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия?  И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать, с другой – содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний, а нужны те, кто умеет добывать эти знания, добывать всю жизнь, люди мобильные и коммуникабельные, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях, а основы всего этого должны заложить мы, таков социальный заказ общества. По мнению педагога и общественного деятеля Ямбурга Е.А.:«Учитель ныне – это другая профессия, это специалист по ребёнку», и потому хочется обратиться к коллегам:

Учитель - всё в твоих руках,

В твоих ладонях будущее наше,

Учитель, воспитай ученика,

Чтоб процветала Русь, Россия наша.