Рекомендации по оценке знаний учащихся

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

 

Зинковский В. И., к.п.н.зав. кафедрой физики МИОО

Фещенко Т.С., к.п.н.методист по физике

ОМЦ ЮЗОУО

 

 

Шкала отметок

В ГОУ СОШ принимается 5-х бальная шкала отметок (фактически работает 4-х бальная):

"5 "-отлично;

"4"-хорошо;

" 3 "-удовлетворительно;

"2" - неудовлетворительно.

Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один

недочет, объем  ЗУ Нов составляет 90-100% содержания  (правильный полный  ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную

тему,   умение   применять   определения,   правила   в   конкретных   случаях.   Ученик обосновывает свои  суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы,

но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако

имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет

ЗУНами в объеме 50-70% содержания  (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно)

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются

существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУ Нов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Виды отметок

Текущие отметки выставляются учителем ежеурочно по поставленным на урок целям деятельности учащихся. 

Тематическая  отметка  (рейтинговая, бальная оценка) выставляется учителем после изучения большой темы или раздела. У учителя есть право выбора формы проведения

тематического контроля

 

Права и обязанности учащихся при получении отметки

При проведении тематического контроля отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел знаниями и умениями темы. Ученик не может отказаться

от выставления учителем этой отметки, но имеет право пересдать не устраивающую его отметку в течение 7 дней. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик обязан пересдать и исправить двойку в течение 7 дней. В случае отсутствия ученика по уважительной причине в школе в день проведения тематического контроля ЗУНов "н" в классный журнал не выставляется, а ученик обязан сдать эту тему и получить отметку в течение 7 дней.

 

Основным нормативным документом по выставлению оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся является «Закон об образовании РФ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon ocenivanie_fizika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

При проверке уровня усвоения материала но каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.

Оценка устных ответов учащихся

Устные ответы учащихся служат не только для проверки знаний, но и для развития монологической речи, логики мышления.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения, правильно выполняет чертежи, схемы и графики;

строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий: может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку »5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся

Допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3»  ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой и трех недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями  в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем на оценку «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов. не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Опенка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одною задания.

Для оценки контрольных и проверочных работ но решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.

Инструкция по проверке задания по решению задач.

Решение каждой задачи оценивается в баллах (см. таблицу).

Качество решения

Начисляемые баллы

Правильное решение задачи:

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

10

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, ИЛИ неверная запись размерности полученной величины;

8

Задача решена по действиям, без получения общей формулы действующей величины;

5-7

Записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ(решил не до конца или математические трудности)

До 5

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи

До 3

Грубые ошибки в исходных уравнениях

0

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет псе записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления: правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и

одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный

результат и вывод: если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка«1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

 Грубые ошибки:

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц ид измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода се решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  1. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  2. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  3. Неумение определить показание измерительного прибора.
  4. Нарушение требовании правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

  1. Неточности формулировок, определении, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемою понятия, ошибки, вызнанные несоблюдением условий проведения опыта иди измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях па принципиальных схемах,

неточности чертежей, графиков, схем.

3.        Пропуск или неточное написание наименовании единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты:

1.        Нерациональные   записи   при   вычислениях,   нерациональные
приемы вычислении, преобразований и решений задач.

  1. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  2. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. графиков.
  4. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Предварительный просмотр:

Система оценивания результатов обучения физике в основной школе

  1. Оценивание по физике осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся  с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
  2. Родители имеют право получить информацию  о порядке оценивания от учителя-предметника  или от классного руководителя, на интернет-сайте гимназии, в библиотеке, в методическом кабинете.
  3. Оценивание осуществляется на основе:
  1. устных ответов
  2. письменных работ
  3. практических или лабораторных работ.
  1. При оценивании учитываются:
  1. сложность материала
  2. уровень приобретенных знаний и умений, точность и логичность их выражения
  3. самостоятельность и творческий характер применения знаний
  4. правильность ответов
  5. выполнение и оформление практической или лабораторной работы.
  1. Оценивание итогов обучения делится на:
  1. текущее оценивание
  2. итоговое оценивание

5.1. Текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания,  за работу в группе,  за лабораторную или практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию.

5.2. Контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при  оценивании контрольной работы берутся  требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по физике. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти. Сроки проведения контрольных работ согласовываются с другими учителями-предметниками и вносятся в график контрольных работ в течении недели с начала учебной четверти.

5.3. Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в течение 10 дней после ее получения.

5.4. Итоговыми в основной школе являются четвертные и годовые  оценки. Четвертная оценка ставится на основании не менее трех  оценок. Годовая оценка ставится на основании четвертных оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

5.5. В конце 8 класса ученик может выбрать физику в качестве предмета, по которому сдает переводной экзамен. Форма экзамена определяется  учителем и учеником, результат оценивает комиссия. Требования к экзамену, порядок и условия его проведения установлены школьной программой обучения и определяются ежегодно приказом директора.

5.6. По окончании 9-го класса оценка по физике выставляется в свидетельство об основном образовании.

Нормы оценивания учащихся по физике 

Оценка за устный ответ

Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. верно понимает сущность физических явлений, законов и теорий, дает точное  определение основных понятий и физических величин, знает формулы, единицы измерения физических величин и способы их измерения
  2. правильно выполняет и расшифровывает чертежи, графики и схемы
  3. умеет применить знания в нестандартной ситуации, может привести свои примеры
  4. понимает связь с изученным ранее материалом и обнаруживает межпредметные связи.

Оценка “4” ставится, если:

  1. ответ правильный, но недостаточно полный или ответ в основном логичный и правильный, но допущены незначительные неточности
  2. ученик не приводит собственных примеров и затрудняется применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. знает большую часть изучаемого материала, но обнаруживает некоторые пробелы
  2. затрудняется самостоятельно объяснить суть физической теории, закона или явления, но отвечает на наводящие вопросы учителя
  3. знает основные формулы и определения.

Оценка “2” ставится, если ученик не овладел основными знаниями и умениями, не может ответить на наводящие вопросы, допускает грубые ошибки.

Оценка “1” ставится, если ученик не может ответить ни на один поставленный вопрос.


Оценка за решение физической задачи

Оценка “5” ставится , если ученик:

  1. грамотно анализирует условие задачи, делает краткую запись
  2. правильно переводит единицы измерения в одну систему
  3. знает формулы и умеет их преобразовывать
  4. правильно делает вычисления
  5. преобразовывает единицы измерения
  6. может проанализировать полученный ответ.

Оценка “4” ставится, если ученик выполняет основные требования на оценку “5”, но допускает ошибки в вычислениях или в преобразовании единиц измерения.

Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. анализирует условие задачи, делает краткую запись
  2. знает основные формулы, но испытывает затруднения в их преобразовании.

Оценка “2” ставится, если ученик записывает краткое условие задачи, но не знает формул, необходимых для ее решения.

Оценка “1” ставится, если ученик не приступает к решению.

Оценивание письменной контрольной работы

Учитывается правильность и объем выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала

 

90-100%        правильно выполненной работы – оценка “5”

70-89 %        правильно выполненной работы – оценка “4”

45-69 %         правильно выполненной работы – оценка “3”

20-44 %         правильно выполненной работы – оценка “2”

 0-19 %         правильно выполненной работы – оценка “1”.    


Оценивание лабораторных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование
  2. соблюдает технику безопасности
  3. выполняет работу в полном объеме и получает правильный результат
  4. правильно и аккуратно выполняет в отчете все записи, таблицы, вычисления и графики
  5. делает правильный вывод
  6. отвечает на контрольные вопросы.

Оценка “4” ставится, если выполнены основные требования на оценку “5”, но допущены недочеты в оформлении отчета или негрубые ошибки при ответе на контрольные вопросы.

Оценка “3” ставится, если ученик:

  1. выполнил основную часть работы, позволяющую сделать правильный вывод, но допустил некоторые ошибки в измерениях или вычислениях  
  2. имел проблемы при использовании оборудования
  3. не ответил  или допустил ошибки при ответе на контрольные вопросы.

Оценка “2” ставится, если по результатам работы невозможно сделать правильные выводы, так как опыты или вычисления проводились неверно.

Оценка “1” ставится, если ученик совсем не выполнил работу или нарушил правила техники безопасности.

Утверждено на заседании МО

протокол № 3 от 26 октября 2005 г.

........................................................

Система оценивания результатов обучения физике в основной школе