Виды заданий для самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Эволюционное учение"

Представлены различные виды заданий доя самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Эволюцинное учение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Эволюционное учение»

Задание №1

Рассмотрите рисунок и объясните, почему изображённых на нём птиц относят к разным видам.

http://www.xrest.ru/schemes/00/13/75/01/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-1.jpghttp://ebirds.ru/images/first/266.jpg

Большая синица                         Домовый воробей

Задание №2

Из приведённого ниже перечня выпишите отдельно названия родов  и  видов:

 воробей полевой, лютик едкий, синица лазоревка, ромашка пахучая, воробей домовый, ромашка обыкновенная, синица гаичка, лютик кашубский, лисица обыкновенная, лютик ползучий.

Задание №3

Чтобы определить принадлежность особи к тому или иному  виду, надо сравнить её  с другими особями этого вида и выявить сходные признаки – критерии. Запишите в  таблицу  характеристику каждого критерия вида.

Таблица.

Критерии вида

Характеристика критерия

  1. Морфологический
  2. Физиологический
  3. Генетический
  4. Экологический
  5. Географический
  6. Биохимический

Задание №4.

   Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом  поясах,  у        него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими.

   Бурый медведь распространён в лесах умеренного  пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку.

- Какие критерии видов использованы при описании медведей?

- На основании, какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?

- Чем различаются географические, экологические и физиологические критерии этих видов?

Задание №5.

Каждый вид имеет определённое  число, форму и размеры хромосом.

- Назовите критерий, о котором идёт речь.

- Почему этот критерий считают наиболее важным для определения вида?

Задание №6.

В клетках ячменя и ржи содержится по 14 хромосом, однако эти виды сильно различаются  между собой по внешнему строению, срокам  развития, химическому составу зерна.

http://www.ru.all.biz/img/ru/catalog/1215555.jpeghttps://otvet.imgsmail.ru/download/2060e03587914231c9f9c781a02d217c_i-58.jpg

Рожь                                                             Ячмень

 - По каким критериям растения этих видов имеют сходство , а по каким различия?

- Свидетельствует ли одинаковое  число хромосом о сходстве их формы и размеров, о наличии в них одинаковых генов? Ответ поясните.

Задание №7.

К. Бэр установил закон сходства зародышей животных разных групп.

- В чём сущность этого закона?

- Каковы черты сходства зародышей рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих? О чём они свидетельствуют?

Задание №8.

Впишите в таблицу известные вам примеры различных доказательств эволюции.

Таблица.

Тип  доказательств

Примеры

  1. Палеонтологические
  2. Эмбриологические
  3. Сравнительно-анатомические
  4. Биогеографические
  5. Молекулярно-биологические

Задание №9.

- Что представляют собой  гомологичные  органы?

- Что представляют  собой  рудиментарные  органы?

- Что представляют собой атавизмы?

- Почему они служат доказательством эволюции органического мира?

Задание №9.

Из приведённого перечня выпишите в одну графу таблицы цифры, обозначающие рудименты, а в другую – атавизмы:

  1. Наличие хвостового придатка у новорожденного ребёнка.
  2. Третье веко у человека.
  3. Копчик
  4. Сильно развитый волосяной покров на теле человека.
  5. Аппендикс.
  6. Наличие  нескольких пар сосков у человека.
  7. Незаросшие  жаберные щели у  человека

Таблица

Рудименты

Атавизмы

Задание №10.

Эволюция органического мира  происходила  по нескольким направлениям. Заполните таблицу, в одну графу которой выпишите цифры, обозначающие в указанном перечне ароморфозы, в другую – идиоадаптации, в третью – дегенерации.

  1. Появление фотосинтеза
  2. Возникновение четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих.
  3. Появление у ряда животных покровительственной окраски.
  4. Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей.
  5. Возникновение цветка и плода у покрытосеменных растений.
  6. Исчезновение корней и листьев у ряда растений паразитов.
  7. Возникновение у голосеменных и покрытосеменных растений приспособлений к опылению ветром.
  8. Формирование плоской формы тела у камбалы, перепонок на ногах у гусей и уток.

Таблица.

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Задание №11.

Сравните на  рисунке  строение нитчатой водоросли и псилофита, выявите ароморфозы, позволившие растениям выйти на сушу.

 http://blgy.ru/images/biology6/pic93.png http://900igr.net/datai/biologija/Etapy-razvitija-zhizni/0011-027-Obitateli-paleozoja.png

Нитчатая водоросль                               Псилофиты