Участие в Городской экспериментальной площадке

Долгова Анна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

________________________________________________________________________

Программа сопровождения

детей начального и среднего школьного возраста

с трудностями школьной адаптации

в условиях образовательного учреждения

г. Москва

2012 год

Разработчики программы:

коллектив специалистов ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

под руководством директора центра Сафоновой Ольги Яковлевны:

  1. Сафонова Т.В., зам. директора, педагог-психолог
  2. Долгова А.Г.,  зам. директора, педагог-психолог
  3. Марко Н.Т., педагог-психолог
  4. Минченко И.Н., педагог-психолог
  5. Василенко Л.В., учитель-дефектолог
  6. Шелеметьева Т.В., учитель-логопед
  7. Свешникова Г.Б., методист, педагог-психолог
  8. Вяльшина Е.И., педагог-психолог
  9. Бурова О.В., учитель-логопед
  10. Зуева О.А., учитель-логопед
  11. Керносенко Е.А., педагог-психолог
  12. Дедова С.М., педагог-психолог
  13. Жигунова Э.П., педагог-психолог
  14. Ильина М.В., педагог-психолог
  15. Кузьменок Ю.В., педагог-психолог
  16. Гришакова С.А., педагог-психолог
  17. Чижова Н.А., педагог-психолог
  18. Воеводина Н.Н., учитель-дефектолог
  19. Берестова Н.В., учитель-дефектолог
  20. Соколова И.А., педагог-психолог
  21. Камионская А.В., учитель-дефектолог
  22. Скворцова Е.А., учитель-дефектолог
  23. Бекяшева О.И., педагог дополнительного образования
  24. Трифонова Ю.Н., учитель начальной школы
  25. Ваганова О.П., учитель начальной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К «ПРОГРАММЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Актуальность программы.

 

       Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный ресурс страны, определяющий в недалеком будущем ее благополучие, уровень экономического, духовного развития, состояние науки и культуры.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития ребенка в процессе его воспитания и обучения.  На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут и усложняются. Особому ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей,  социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка уже включают в себя различные нарушения.

Процесс обучения в школе сегодня является еще одним фактором риска для здоровья детей. В школьном возрасте стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Все это приводит в свою очередь к аномалиям психологического здоровья, а именно, к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь ребенку со стороны родителей и педагогов, специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников).

        Несмотря на то, что в настоящее время на решение этой проблемы направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов – медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными. Это обусловлено отсутствием единой теоретической позиции специалистов, разнообразием используемых ими практических подходов при недостаточном согласовании их друг с другом. Помимо этого при анализе причин трудностей детей важно исследовать факторы, определяющие характер взаимодействия и структуру деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог», поскольку условия развития здорового ребенка могут быть созданы лишь в целостной психолого-педагогической системе.

Высокий уровень нарушений развития и обучения у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. С целью объединения усилий Центра и образовательных учреждений в решении задач сохранения и укрепления психологического здоровья детей, в ЦПМСС «Ново-Переделкино» с сентября 2009 года по август 2012 года была реализована городская экспериментальная площадка «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении».

В целях исследования проблемы школьной дезадаптации специалисты Центра провели скрининговую диагностику психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста на базе Центра,  и на базе ГОУ СОШ 1376. В результате анализа скрининг-диагностики специалистами была выявлена прямая зависимость между школьной неуспешностью детей и рядом проблем, таких как психологические проблемы (нарушения эмоционально-волевой сферы и детско-родительских отношений), логопедические трудности (нарушения чтения и письма, последствия общего недоразвития речи), нарушения соматического и психического здоровья, нарушения в развитии познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания).

Всестороннее изучение психологического здоровья детей «группы риска», анализ трудностей, возникающих в обучении, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов. Пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. Специалисты Центра подтвердили свою гипотезу, что разрешение этого противоречия возможно за счет внедрения в образовательные учреждения программы сопровождения детей с различными нарушениями, созданной с учетом возможностей и потребностей проблемного ребенка.

Методологические основы программы.

       В настоящее время определились два направления в изучении трудностей школьной адаптации - социально-психологическое и медицинское.

     В первом, социально-психологическом  направлении - причины школьной дезадаптации связывают:

- с индивидуальными особенностями личности ребенка (негативное эмоциональное отношение к школе, высокая устойчивая тревожность, повышенная эмоциональная лабильность, низкая работоспособность, двигательная расторможенность, трудность общения с учителем и сверстниками и др.),

- с особенностями семейных отношений (эмоциональное отвержение ребёнка, уровень запретов и требований к ребёнку, гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, внутрисемейный конфликт и др.),

- с особенностями процессов обучения (снижение успеваемости в результате несформированности навыков и приемов учебной деятельности, несформированность мотивации и т.п., педагогические упущения).

        Во втором, медицинском направлении исследования адаптации авторы проводят параллели между школьной дезадаптацией и нервно-психическими расстройствами.

Специалисты Центра предлагают решать задачу сопровождения обучения проблемных детей с помощью трансдисциплинарного подхода, когда усилия специалистов разного профиля (администрации, педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей) объединяются вместе для выявления причин школьных трудностей, для разработки коррекционных программ, рекомендаций по обучению для педагогов и родителей школьников.

Трансдисциплинарный системный подход сформировался в ответ на проблему решения сложных многофакторных проблем природы и общества, к которым, безусловно, относится и проблема здоровья и гармоничного развития детей. В отличие от междисциплинарного подхода, который обеспечивает взаимодействие двух дисциплин, сочетаемость которых очевидна, трансдисциплинарный системный подход способен объединить концепции, методы и информацию стольких дисциплин, сколько их необходимо для обоснования решения конкретной проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения.

Внедрение в образовательный процесс трансдисциплинарного подхода, предполагающего системную помощь ребенку со стороны нескольких разнопрофильных специалистов, способствует повышению ресурсов и возможностей особого ребенка в его адаптации к школьным требованиям,  улучшению взаимодействия со сверстниками и взрослыми, созданию комфортной психологической среды для реализации способностей,  повышению учебной мотивации и познавательной активности.

       Успешная школьная адаптация – это не только приспособление ребенка к полноценному функционированию в школьной среде, но и его способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Под адаптивной образовательной средой мы понимаем такое состояние образовательного пространства, при котором ученик может развивать свои индивидуальные способности и возможности, получать возможность для саморазвития, самореализации при условии сохранения ресурсов физиологического и психологического здоровья.

Цели программы:

  • Оказание помощи педагогам образовательных учреждений в  гармонизации, увеличении адаптивности  и доступности школьной образовательной среды, в приведении образовательной среды в соответствие с возможностями и особенностями детей
  • Предотвращение нарушений школьной дезадаптации у детей.
  • Содействие педагогам в гармонизации развития школьников, в сохранении и укреплении всех аспектов его здоровья – физического, соматического, психического и духовного.   

       

Задачи программы:

  • Просвещение педагогов и родителей по вопросам оценки состояния психического развития и обучаемости детей с трудностями школьной адаптации.
  • Предоставление материала для оценки психологического здоровья детей,  адаптивности школьной образовательной среды.
  • Предоставление материала для работы педагогов по гармонизации сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной сфер личности, повышения социального и личного статуса школьника. 
  • Создание условий для своевременного оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи   детям с трудностями в развитии, обучении, поведении.
  • Создание условий для разработки индивидуального маршрута сопровождения обучения у детей группы риска по школьной дезаадаптации.
  • Профилактика, предупреждение отклонений и трудностей в обучении у детей с особенностями и нарушениями в развитии.
  • Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в политику образовательного учреждения по созданию адаптивной здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Целевая аудитория программы.

      Программа ориентирована на детей начального и среднего школьного возраста (от 7 до 15 лет), обучающихся по программе массовой школы, имеющих нарушения и особенности развития, трудности развития речи и познавательных процессов, трудности эмоционально-волевой сферы и поведения.

       Программа сопровождения предназначена для использования педагогами, психологами, социальными педагогами, воспитателями, администрацией, логопедами, дефектологами, врачами, осуществляющими обучение и воспитание детей  с трудностями развития, обучения, поведения, адаптации.

особенностью программы является ее ориентация на системную работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

       Программа является важным дополнением к имеющимся базовым образовательным программам, поскольку не во всех образовательных учреждениях разработана система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с нарушениями в развитии и обучении.

Общая характеристика программы.

Программа включает в себя большое количество справочного материала, необходимого для ориентации педагогов и специалистов в сложных вопросах сопровождения обучения детей с различными трудностями.

В первую очередь педагогам рекомендуется познакомиться с возрастными нормативами развития для детей школьного возраста (таблица «Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»).    Эти нормативы помогут педагогам понять, на каком уровне развития находится школьник, справляется ли родитель с воспитанием,  содействует ли его взаимодействие с ребенком решению возрастных задач.

Специалистами Центра были разработаны критерии психологического здоровья школьника, в соответствии с которыми можно отслеживать состояние детей и влиять на его улучшение. За основу было взято определение психологического здоровья как динамического состояния внутреннего благополучия, гармонии, позволяющего актуализировать индивидуальные и возрастно-психологические возможности, позволяющего ребенку успешно адаптироваться и противостоять стрессовым факторам.  

Педагогами-экспериментаторами выделены следующие критерии  психологического здоровья школьников:

1. Сформированность соответствующих возрасту новообразований, успешное прохождение возрастных кризисов. Соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер возрасту ребенка.

2. Эмоциональное благополучие, наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

3. Эмоциональная саморегуляция и адекватность поведения в соответствии с целями ребенка и условиями социума.

4. Наличие рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

5. Наличие мотивации достижения, т.е. стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий и пр.

6. Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения (отсутствие нарушений во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, выполнение школьных норм и правил, отсутствие нарушений поведения).

7.Стрессоустойчивость.

          На основе выделенных критериев специалистами-экспериментаторами была разработана анкета для педагогов, по результатам которой школьный учитель может составить целостную картину состояния психологического здоровья не только отдельных учеников, но и класса в целом.

        Психологическое здоровье школьников не может быть поддержано без определенного состояния образовательной среды, при котором создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения.

       

       В ходе эксперимента были выделены следующие параметры образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление психологического здоровья:

- «Психологическая безопасность» образовательной среды, состояние среды, свободной от психологического насилия, комфортность образовательной среды

- Соответствие образовательной среды возможностям и способностям детей, психолого-медико-педагогическая диагностика, психолого-социальное сопровождение детей с нарушениями развития, психологического здоровья и школьной адаптации, коррекционная работа (индивидуальная и групповая) с детьми группы риска по школьной дезадаптации, индивидуальный подход в обучении и воспитании.

- Позитивность среды, направленность на ребенка, возможность среды обеспечивать ребенку чувство любви и принятия окружающими с тем, чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такое же чувство к другим;

- Адаптивно-воспитательная, социализирующая способность среды - среда, способная побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения;

- Развивающая роль среды - среда, способная побуждать ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности — учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.п.;

- Среда, создающая условия для развития возрастных новообразований, успешного прохождения возрастных кризисов

-  Среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям учащихся с тем, чтобы они имели возможность успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.

       На основе выделенных параметров была разработана анкета для детей и анкета для родителей, по которой можно глазами учеников и глазами семьи можно оценить удовлетворенность образовательной средой школы, определить ее адаптивность. Специалисты Центра пришли к выводу, что формирование адаптивной среды в первую очередь должно быть нацелено на изменение ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, включенных в процесс обучения и воспитания детей, а также на формирование новых конструктивных форм взаимодействия внутри системы «ребенок-родитель-педагог». 

        Далее в программе представлен материал по организации сопровождения обучения детей со следующими проблемами: задержанное развитие, педагогическая запущенность, нарушения отдельных высших психических функций, нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, тревожность, страхи, неврозы, агрессивность, гиперактивность, нарушения поведения, аутичные проявления, застенчивость, нарушение контакта, акцентуации характера, личностные особенности, нарушения детско-родительских отношений, стрессы, негативные психические состояния, нарушения мотивации, нарушение работоспособности и темпа деятельности.

         Для некоторых нарушений в качестве дополнительного справочного материала приведены примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы педагогом на уроках. Программа представлена в табличном виде, удобном для использования и  для тиражирования отдельных ее частей.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общие возрастные нормативы психического развития. Таблица «Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»
  3. Анкета для педагогов «Психологическое здоровье школьника»
  4. Анкета для родителей «Оценка адаптивности образовательного учреждения»
  5. Анкета для школьников «Оценка адаптивности образовательного учреждения»
  6. Таблицы по сопровождению детей со следующими нарушениями:
  • Агрессивность
  • Гиперактивность
  • Тревожность, страхи
  • Аутичные проявления
  • Нарушения школьной мотивации
  • Акцентуации характера
  • Медлительность, левшество
  • Нарушения детско-родительских отношений
  • Одаренность
  • Общее недоразвитие речи
  • Нарушения звукопроизношения
  • Нарушения чтения и письма
  • Задержки психического развития
  • Педагогическая запущенность
  • Умственная отсталость
  • Нарушения мышления и памяти
  • Нарушения  восприятия и внимания
  • Нарушения физического развития

Таблицы содержат следующую информацию:

  1. Описание проблемы или нарушения
  2. Возрастная периодизация проблемы
  3. Признаки, проявления  нарушений у учащихся в школе
  4. Причины нарушений
  5. Практические рекомендации для учителя
  6. Рекомендации для родителей

Условия использования программы:

  1. Возможность использования программы разными специалистами образовательного учреждения (учителями, психологами, специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов).
  2. Использование программы не только в периоды адаптации детей к новым условиям, но и на протяжении всего учебного года, для определения причин снижения успеваемости, понимания причин поведенческих проблем,   повышения эффективности учебного процесса, выстраивания маршрута сопровождения ребенка с трудностями адаптации.
  3. Использование программы не требует специального оборудования и инструментария.
  4. Педагоги, ориентируясь на программу, могут самостоятельно давать рекомендации родителям по эффективному взаимодействию и воспитанию детей с трудностями адаптации.
  5. В сложных случаях необходимо комплексное обследование специалистами (психологами, дефектологами, логопедами, врачами) внутри образовательного учреждения (при наличии вышеназванных специалистов), либо вне учреждения (в психологических центрах, либо в медицинских учреждениях).

Предполагаемый результат использования программы сопровождения:

  1. Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников.
  2. Изменение образовательной среды образовательного учреждения в сторону здоровьесбережения, большей  гармоничности, адаптивности, доступности для ребенка с особенностями и нарушениями развития.
  3. Гармонизация психоэмоционального состояния детей, уменьшение напряженности, тревожности, уменьшение нарушений поведения и других признаков эмоционального неблагополучия.
  4. Положительная динамика в развитии познавательных процессов, произвольной сфере, повышение мотивации, познавательной активности, работоспособности. Уменьшение трудностей в обучении, в усвоении программы образовательного учреждения.
  5. Снижение уровня конфликтности, тревожности, повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение межличностных отношений и уровня психологической компетентности педагогов и родителей во взаимодействии с детьми с нарушениями психологического здоровья.
  6. Включение родителей во взаимодействие с образовательным учреждением, увеличение мотивации  родителей в решении вопросов обучения и воспитания детей.

       Обобщение опыта экспериментальной работы Центра  в «Программе сопровождения детей школьного возраста с трудностями школьной адаптации» позволит  не только оказать всестороннюю помощь педагогам школ и родителям, но и позволит педагогам образовательных учреждений, обучающим детей с нарушениями выйти на качественно новый уровень оказания образовательных услуг.

       Использование «Программы сопровождения» в массовой школе может затребовать использования дополнительных кадровых ресурсов, наличия в учреждении педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача. При отсутствии данных специалистов в штате, возможно заключение договора с учреждениями, которые могут предоставить услуги данных специалистов. Для использования «Программы сопровождения» очень важна работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на котором возможна разработка на основе «Программы сопровождения» индивидуальных маршрутов сопровождения для детей с трудностями школьной адаптации.

       Таким образом, «Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»

 - один из вариантов решения актуальной задачи современного образования - создания комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для особого ребенка через внедрение разработанных в трансдисциплинарном подходе технологий сопровождения обучения.

   



Предварительный просмотр:

Нарушения общения: застенчивость

Проявления застенчивости у детей

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

Застенчивость - состояние “стеснения в присутствии других людей”, от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания всяческого общения.

 Как правило, застенчивый ребенок считает себя хорошим,  т.е. отношение к себе как к личности у него  положительное. Его особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые.                         

Возрастные нормы

Застенчивость чаще проявляется у детей, чем у взрослых. Это связано с тем, что детям  недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние.

Более свойственна для дошкольного возраста               (6мес.-3 года).  В 12-14 лет застенчивость усиливается, т.к. появляется  склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”. 

Причины

1. Наследственность

2. Отсутствие социальных навыков общения или неудачный опыт установления контакта.

3. Низкий уровень самооценки: они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам, страх перед людьми.

4. Высокий уровень самооценки, но неудовлетворенная  потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес.

5. Чувства стыда, страха, осуждаемая внутри потребность во внимании, восхищении, потребность в помощи взрослого.

6. Реакция на новые виды деятельности, реакция на необходимость проявления своих чувств, реакция на ситуации, в которых привлекается внимание к нему.

1. Нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, избегание людей, отсутствие инициативы. 2.Физиологические симптомы: тахикардия, потливость,  покраснение лица и т.д.                                              3. Внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства. Ребенок  кажется сам себе маленьким, беспомощным, скованным, глупым, никуда не годным         4. Свойственны защитные формы поведения, которые проявляются в "уходе в фантазирование, отрешенности от окружающих", в принятии "маски равнодушия", а подчас,  в агрессивном поведении                                5. Его часто беспокоит: “Нравлюсь ли я им”, “Что они думают обо мне” и т. д. Неловкость перед самим собой , это негативно окрашенный эгоцентризм: “Я дурак”, “Я ничтожество” т. д.                                               6. Застенчивость сопровождается временным снижением памяти, внимания, мыслительных процессов

1. Никогда не говорите при ребенке, а также при других людях, что он застенчив или стесняется. Не объясняйте застенчивое поведение.                               2. Не пытайтесь говорить за ребенка и не настаивайте, чтобы ребенок заговорил сам.   Дайте ребенку время для привыкания, не принуждайте сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми.                                               3. Купите игры или спортивный инвентарь, требующие активного участия партнера: теннис, бадминтон, шахматы, шашки, «монополия» и т.д.                              4. Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости, учите его спокойно относиться к новому.                                           5. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободных действий.                                                      6. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых  ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими людьми.                           7. Показывайте ребенку пример установления первых контактов с незнакомыми людьми: спросите у прохожего, который час; как пройти в библиотеку и т.д.    Все ситуации, в которых ребенок может чувствовать себя неловко, нужно проигрывать.

1. Измените отношение к ребенку. Выделите положительные качества, которые  нравятся Вам в ребенке.  Выражайте ему похвалу и поддержку

Внимание. Идя мимо ребенка, озвучьте ему его действия, скажите ему: "Я вижу, ты делаешь задание" или "По-моему, тебе нравится рисовать".

Ласка. Застенчивые дети часто бывают ласковыми, но им трудно выразить свою любовь к взрослому. Попробуйте сами ласково обращаться к ребенку. Это усилит его доверие к Вам.

Поддержка. Не дайте ему упасть в своих глазах. Скажите: "Мне нравится с тобой разговаривать" или "Так приятно видеть тебя веселым", и Вы увидите, как ребенок расслабится и улыбнется Вам.

  1. 2. Помогайте повысить самооценку в конкретных видах деятельности Давая ему какое-то задание, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и Вы всегда поможете ему вместе преодолеть трудности.
  2. 3. Помогайте ребенку научиться выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры: подвижные, игры-соревнования. В игре старайтесь создать для ребенка ситуацию успешности, а после завершения игры подчеркните его достоинства, выразите удовольствие от совместной игры.

Нарушения общения: мутизм

Причины мутизма

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

Мутизм - временное исчезновение речи под влиянием различных ситуаций, закрепленное  в виде стереотипа.       С психологической точки зрения мутизм у одних детей может быть на фоне страхов, а у других детей как реакция протеста и оппозиции.

Некоторые взрослые ошибочно рассматривают таких детей, как невыносимых упрямцев, которых нужно любой ценой заставить говорить: как правило, из таких попыток ничего хорошего не получается - в результате ребенок еще больше ожесточается и еще упорнее молчит вне дома. Более того, у него формируются и другие реакции протеста, они закрепляются, а затем проявляются в иных ситуациях, которые по существу не являются травматичными.

Основные признаки:

1) возникновение нарушения речевой коммуникации после периода нормального общения с окружающими;
2) отсутствие серьезных нарушений поведения, моторики и мимики (ребенок пытается выражать взглядом и жестом свои желания);
3) преимущественно избирательный характер мутизма, тесно связанный с определенной ситуацией или человеком.

Возрастные нормы.    Наиболее подвержены мутизму дети дошкольного и младшего школьного возраста. После 9-летнего возраста мутизм почти не встречается. Мутизм встречается у девочек примерно в 2 раза чаще, чем у мальчиков
Проявления мутизма.                                                                        1. Дети отличаются депрессивным настроением, робостью, тревожностью,  проявляют заторможенность в незнакомой обстановке, часто отмечались реакции протеста, нарушение аппетита.  

 2. Почти у всех детей отмечаются тормозимые или инфантильные черты характера (повышенная впечатлительность, ранимость, чрезмерная привязанность к матери, избирательная общительность).                                                               3. Может проявляться негативизм, упрямство, инертность и ригидность (вязкость) аффектов (чувств).

1.Наследственность -  мутизм обычно возникает в тех семьях, где отмечается наследственная отягощенность речевыми расстройствами;
2.  Задержки речевого развития и различные другие дефекты речевой функции;
3. Длительные и напряженные конфликты и отрицательный психологический климат в семье.

4. Изменения в жизни ребенка, отрыв ребенка от привычной обстановки: при госпитализации, помещении его в детский коллектив, перемене места жительства, расставания с родными, к которым ребенок чрезмерно привязан

5. Психологические особенности ребенка: повышенно-пугливые дети, робкие, болезненно привязанные к матери и к собственному дому, боящиеся всего нового

6. Эмиграция - депрессия, тревога, упорное стремление сохранить прежние стереотипы, иногда враждебность к окружающим людям.

7. Патологическое стремление к лидерству - такому ребенку хочется "царить". Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими "подданными" - своей семьей.

1. Обратитесь к врачам для  уточнения физического состояния ребенка

2. Примите проблемы ребенка, сохраните с ним доверительные взаимоотношения.

3. Если у ребенка есть речевые нарушения, либо он проявляет застенчивость, тревожность в дошкольном возрасте необходимы занятия со специалистами, чтобы ко времени поступления в школу развить недостающие способности.                           4. Окажите ребенку дополнительную психологическую поддержку                          5. Снижение замечаний. Любые увещевания или наказания бесполезны. Нельзя настаивать на выполнении какого-либо задания, если ребенок от него отказался, и фиксировать на этом внимание других. Чтобы разрядить ситуацию необходимо переключить внимание на другую тему.

1. Необходимо понять истоки молчания ребенка.                                                                2. Начиная разговаривать с таким  ребенком, нужно быть готовым к тому, что он будет стараться повернуться спиной к  говорящему, не надо стремиться сразу его "развернуть".                                                          3. Возможно обучение таких детей в классах  развивающего обучения.                                                                               4. Установите с ребенком  контакт и формируйте активное взаимодействие с ним, учитывая доминирующие для ребенка интересы. Договоритесь о безречевых знаках, с помощью которых вы сможете его понимать, создавая постепенно ситуации, в которых ему самому захочется выразить свои желания.                                                              5. Необходимо хвалить ребенка за участие в работе независимо от результатов. Важно  создавать ситуации, в которых ученик будет  успешен. При этом стоит обратить внимание других детей на его успехи.                               6. Снижайте количество замечаний, старайтесь  не  фиксировать внимание других детей на негативных проявлениях ребенка. Необходимо ненавязчиво перевести разговор в нужное педагогу  русло.                                                              7. Ученика необходимо посадить поближе к учительскому столу. Это даст ему возможность, обращаясь к педагогу за помощью, создавать меньше шума.                                                                    8. Не стоит просить такого ученика отвечать у доски или даже с места - лучше предложить ему безречевые методы общения с учителем (карточки, схемы, рисунки или даже жесты).                                  

Аутичное поведение

Проявления синдрома Аспергера

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

Синдром Аспергера – это вид аутичного поведения, который

отличается от синдрома раннего детского аутизма  Каннера достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, здесь более высокий уровень эмпатии Возрастные нормы Трудно диагностируется в возрасте до 3 лет. Диагностируется нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми Причины 

Точная причина возникновения синдрома Аспергера еще изучается. Исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.

Социальные проявления:

- характеризуются относительно высоким уровнем интеллектуального функционирования и  выраженными нарушениями социального общения, трудностями социальной адаптации

-  с возрастом ограниченность общения нарастает и может достигать степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны - одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значимость).

 - общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера. Стремление решать вопросы о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности.

- характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким.

Внешние проявления. 

Обращает на себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.

1. Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду                                         2. Ребенка необходимо учить, как реагировать на социальные намеки, обучить его стандартным ответам в различных социальных ситуациях. Учите детей, что надо сказать, и как это нужно сказать. Проигрывайте с ребенком тренировочные диалоги, занимайтесь с ним ролевыми играми.                      3. Будьте для ребенка не только помощником, но и учителем Спрашивайте ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождите, потом спросите второй раз, и только потом начинайте  помогать ребенку.                        4. Поощряйте взаимодействие ребенка с другими людьми. Настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок. Необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал для ребенка ситуации, давайте ему сложно устроенные игрушки или игры,  в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое - это будет способствовать общению

1.Возможно обучение таких детей в классах  коррекционно-развивающего обучения.                            2. Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду:                                                              - минимизируйте переходы из одного помещения в другое;                                                                                    - ребенок должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает;                                         - заблаговременно готовьте ребенка к любым специальным мероприятиям, изменениям в расписании уроков и любым другим переменам.                                        3. Узнайте, каковы специальные интересы ребенка, и подготовьте связанные с ними книги или занятия к учебному дню ребенка. Ученикам можно давать индивидуальные задания, которые связывают их интерес с учебной темой                                                         4. Активно вмешивайтесь и защищайте ребенка от нападок и травли Активно хвалите других учеников, если они относятся к однокласснику  с сочувствием и дружелюбием. Старайтесь сделать так, чтобы одноклассники воспринимали академические способности такого ребенка как ресурс  к его принятию                          5. Если ребенок ненамеренно оскорбил кого-то, проявил отсутствие такта или бесчувственность, то ему нужно просто объяснить, почему его ответ был неправильным, и какой ответ был бы адекватен.                                                       6. Поощряйте активную социализацию такого ребенка и ограничивайте время, которое он посвящает индивидуальным интересам:  не позволяйте ребенку с постоянно обсуждать или задавать вопросы по своему изолированному интересу, выделите специальное время в течение дня для этого.                                                        7. В связи с нарушенным вниманием - необходимо уменьшить объем домашней/классной работы или выделить ребенку дополнительное время занятий со специальным педагогом, который сможет структурировать выполнение классной и домашней работы ребенком, все задания нужно дробить на маленькие подзадачи.



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов

Оценка психологического здоровья школьников

 ФИ ребенка____________________________________________Класс_________

  1. Развитие ребенка соответствует возрасту (эмоционально-волевая сфера,  познавательные

процессы)

  1. Положительно относится к себе (ребенок эмоционально благополучен, позитивно  

воспринимает окружающий мир, знает свои положительные качества)

  1. Произвольная регуляция поведения и самоконтроль не нарушены    

(поведение ребёнка адекватно требованиям ситуации)

  1. Понимает и может объяснить причины и последствия своего поведения
  2. Есть мотивация достижения (стремится к улучшению основных видов деятельности – учёбы, общения, спортивных занятий и пр.)  

  1. Имеет доброжелательные отношения с одноклассниками

  1. Поддерживает позитивные отношения с учителями (принимает школьные нормы и правила)

  1. Может переносить состояние психоэмоционального напряжения (стресса) без нарушений взаимодействия с окружающими, агрессивных проявлений к себе и другим

  1. Отсутствуют или слабо проявляются следующие особенности (гиперактивность, нарушение внимания, немотивированное упрямство, страхи, избегание контакта, депрессивный фон настроения, повышенная возбудимость, выраженные творческие способности)

№ вопроса

Ответ

ДА

Ответ

НЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итог

Рекомендации по обработке анкеты для педагогов

«Оценка психологического здоровья школьников»

Анкета подлежит качественной обработке. При обработке анкеты педагог опирается на собственные наблюдения за поведением ребенка, учитывая результаты его обучения.

Общая оценка анкеты складывается в результате подсчета количества негативных и

позитивных ответов

Отсутствие негативных ответов свидетельствует о наличии

психологического здоровья у ребенка

                  1/3 -  негативных ответов говорит о наличии психологических особенностей у ребенка

2/3 – негативных ответов говорит о психологических трудностях у ребенка

                  3/3 – негативных ответов говорит о нарушении психологического здоровья ребенка

К высокому уровню психологического здоровья - можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

К среднему уровню психологического здоровья - отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических методик проявляющих лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и требуют групповых занятий профилактически-развивающей направленности.

Низкий уровень психологического здоровья –  дети с выраженными трудностями адаптации,  с наличием внутреннего психологического конфликта. Одни дети стремятся приспособиться к  внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, чтобы соответствовать желаниям взрослых. Наиболее типичная проблема таких детей — страх несоответствия. Другие дети, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Наиболее типичная проблема таких детей заключается в негибкости поведенческих стереотипов, недостаточной критичности.

Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной коррекционной работы.



Предварительный просмотр:

Оценка школьной среды. Анкета для родителей.

  1. Общие сведения о ребенке           ФИ____________________________Класс____________

Состояние здоровья:  удовлетворит.  хронические заболевания  соматически ослаблен

Развитие:  отставал в развитии  развивался по возрасту  развивался с опережением   

  1. Оцените соответствие школьных требований  возможностям и способностям  ребенка:

       требования превышают возможности ребенка

        способности ребенка превышают школьную программу

       образовательная среда соответствует  способностям ребенка

  1. Проявляются ли у ребенка в связи с посещением школы:
  •    тревожность, беспокойство                                       часто  редко         никогда        
  • рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость         часто  редко никогда
  • утомляемость                                                              часто редко  никогда

4. Оцените отношения ребёнка с коллективом сверстников:

            Дружеские                                                   Напряженные

5. Оцените отношение ребенка к себе как к ученику:

            Считает себя хорошим                              Считает себя недостаточно

   учеником                                                     хорошим учеником 

6. Оцените отношение ребенка к школьному обучению:

             Позитивно относится к школе                    Негативно относится к школе

               хочет туда идти                                           не хочет туда идти

7. Оцените атмосферу в школе:

                     Доброжелательная                           Напряженная

                    ребенку в школе интересно                  ребенку в школе плохо

8. Оцените отношения ребенка с учителями:

            Отношения сотрудничества.                   Негативные, напряженные

           доброжелательные отношения                   отношения

     9. Оцените развивающую роль школьной образовательной среды:

         Школа способствует развитию                      Школа не способствует развитию

           личностных, познавательных,                          личностных, познавательных

           социальных, творческих                                     социальных, творческих

          способностей ребенка                                        способностей ребенка

    10. Оцените соответствие школьной среды  индивидуальным особенностям учащихся:

         Учителя учитывают                                        Не учитываются  индивидуальные

            индивидуальные особенности учеников            особенности учеников,

            особенности характер                                      особенности характера  

    11. Оснащённость, информационная насыщенность школьной среды:

          Школа оснащена, информационно                 Школа оснащена недостаточно,  

            насыщена, используются новые                      не используются новые педагогические                                        

            педагогические технологии                             технологии      

    12. Психологическая комфортность школьной среды:

          Направлена на ребенка, сохраняет                Направлена сама на себя без

           психологическое здоровье школьников             учета потребностей детей

Рекомендации по обработке анкеты для родителей «Оценка адаптивной среды в школе»

     Вопросы анкеты отражают восприятие родителями образовательной среды школы с точки зрения ее адаптивности, то есть направленности на ребенка, ее влияния на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

     Анкета подлежит качественной  (не количественной) обработке. При обработке анкеты педагогом учитываются следующие параметры: состояние развития школьника, успешность в обучении  и эмоциональное благополучие ребенка. При обработке анкеты педагог опирается на собственные наблюдения, ответы родителей на вопросы анкеты, успешность обучения.

Пункты с 1 по 4 характеризуют состояние ребенка

     Оценив состояние ребенка по ответам на вопросы и результатам наблюдений за ребенком педагог, обрабатывающий анкету, может сделать вывод о том, насколько особенности ребенка влияют на восприятие школьной среды.

    Выраженные трудности в развитии  познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и психологические проблемы ребенка могут сделать необъективной оценку школьной среды. То есть родители могут не осознавать проблемы в развитии ребенка и видеть причину проблем в негативном влиянии школы.

Пункты с 5 по 12 характеризуют состояние отношений ребенка и школы

        Оценивая состояние отношений ребенка и школы педагог учитывает данные первых 4-х вопросов, т.е.  учитывает влияние особенностей  ребенка на восприятие школы. Если состояние ребенка благополучное, то преобладание негативных ответов в 5-8 пунктах говорит о неблагополучной школьной атмосфере.

        Общая оценка анкеты складывается в результате учета состояния ребенка (1-4 пункты) и   учета отношений ребенка и школы, которое определяется  при подсчете количества негативных и позитивных ответов  (5-12 пункты)

       Преобладание  негативных ответов  говорит о деструктивной образовательной среде.  

   

       Половина  негативных ответов говорит о наличии выраженных недостатков  в адаптивной среде.

       Треть  негативных ответов говорят о наличии трудностей в адаптивной среде.

       Преобладание позитивных ответов свидетельствует об адаптивности образовательной среды.              

 

         

                                                                                                                         


Предварительный просмотр: