Для родителей

Александрова Анна Борисовна

Основные установки для исправления недостатков произношения.

1.   Ребенок должен быть подготовлен к занятиям морально, т.к. его сознательное желание исправить звуки имеет самое большое значение.

2.   Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, пропуски и недоработки сказываются на качестве исправления.

3.   При постановке одного звука не обращается внимание на другие дефектные звуки. Так, если при постановке звука «С» встретилось слово «СТОЛ», то нельзя попутно поправлять звук «Л». Он исправляется позднее.

4.   Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

5.   Каждый поставленный звук сразу необходимо вводить в разговорно-бытовую речь

6.   Ребенок должен заниматься по 15-20 минут 2 раза в день, упражнения выполнять перед зеркалом ( 2 раза в Д/с).

7.   Родители ежедневно интересуются у ребенка его успехами и трудностями, в выходные дни занимаются по индивидуальным тетрадям.

8.   Все задания в тетрадях ребенок должен выполнять строго самостоятельно. Это его первая тетрадь, с ней он приобретет навыки аккуратности.

 

 

image

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная и дыхательная гимнастики. ВЕСНА

Слайд 2

Все звери, люди, птицы радуются весне. Наступает оттепель, солнце ярче светит (зажмурим левый, правый глаз) .

Слайд 3

«Сосулька тает.» Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Слайд 4

«Лужи» Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Слайд 5

«Капель стучит по крыше.» Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: « Тдд-тдд-тдд ».

Слайд 6

«Лопаются почки на деревьях.» Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

Слайд 7

«теплый весенний ветерок» (подуть на лепестки цветов, горячим воздухом ШШШШ)

Слайд 8

«Медведь проснулся после зимней спячки» (Зевают 3 раза, широко открывая рот.)

Слайд 9

«Медведь очень похудел за зиму.» (Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек)

Слайд 10

«Птенчики в гнезде ждут пищу» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)

Слайд 11

«Голодные птенчики» (максимально широко открыть рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносить слоги ам-ам )

Слайд 12

«Очень вкусная пища» (облизываем верхнюю и нижнюю губы по кругу.)

Слайд 13

Птицы поют. Удод « Уп-уп-уп » , щегол «пить-пить-пить» , синица «фьють-фьють-фьють» , коростель « крэк , крэк , крэк » Произносим голоса птиц на одном выдохе.

Слайд 14

«На поле работает трактор» (рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альвеолы за верхними зубами Р-Р-Р-Р выполнять под счет до10 р )

Слайд 15

«Гармошка» (от «грибка» открывать и закрывать нижнюю челюсть -


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома,  но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2.  Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.

            Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова 

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:«назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Павел\Desktop\игры по дороге домой.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\2.jpgC:\Users\Павел\Desktop\3.jpgC:\Users\Павел\Desktop\4.jpgC:\Users\Павел\Desktop\5.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика для дошкольников «ЗИМА»

Слайд 2

Снова к нам зима пришла, Много снега принесла. Положить язык на нижнюю губу, удерживать его неподвижно

Слайд 3

Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

Слайд 4

Подуй на снежок: – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).

Слайд 5

Язычок боится мороза: – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).

Слайд 6

Чтобы с горки прокатиться Сначала надо потрудиться. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть горкой.

Слайд 7

Катим, катим снежный ком Будим строить снежный дом. Надуть щеки и удерживать их несколько минут .

Слайд 8

Ручка есть, а не грабли Землю роет, а не плуг. «Лопатка» Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

Слайд 9

Взяли ребята лопатки и стали делать снеговика. Слепили первый ком. «ступенька» – язык за верхними зубками

Слайд 10

На него поставили ком поменьше «ступенька»

Слайд 11

А сверху самый маленький комочек «язык на верхнюю губу»

Слайд 12

Красивый получился снеговик- щечки розовые «орешек», нос – морковкой «иголка».

Слайд 13

Под гору лечу В гору тащу (саночки). «Саночки» Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Слайд 14

Зацепилась за карниз И растет все время вниз Акробатка-крохотулька Зимний леденец…. «Сосулька» Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 10.

Слайд 15

Мы смеялись, мы играли, Ну а ручки замерзали- Надо ручки пожалеть, Надо ручки нам погреть. Поднести ладони к лицу И выдохнуть со звуком [Х]

Слайд 16

Ветер дует, снег валит Нам домой идти велит. Растянуть губы в улыбку, Пустить холодную воздушную струю « с-с-с -».



Предварительный просмотр:

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\игры на кухне.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\2.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\3.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\4.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\5.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\6.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Игра Чего много в мешках\7.jpg