Раздел 1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Хумбун Айлана Аракчааевна
Раздел 1.

Продуктивность психолого-педагогического

сопровождения образовательного процесса

 

1.1.        Наличие положительной динамики и устойчивости результата

коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог. 

 

Продуктивность психолого-педагогического

сопровождения образовательного процесса.

Развитие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка осуществляется посредством психокоррекционных занятий, индивидуальных консультаций,  составленных профилактических программ в индивидуальной форме, и адаптированных образовательных программ. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработанный «ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.

Основные проблемы, требующих

коррекционно-развивающего воздействия за 5 учебных лет

 

Проблемы/обращения

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1

Низкий уровень развития познавательных процессов

13

8

8

12

7

2

Слабая или низкая неуспеваемость по основным предметам, особые возможности здоровья 

8

10

11

8

13

3

Гиперактивность, поведенческие проблемы

15

12

10

7

4

 

Положительная динамика зафиксирована у всех сопровождаемых педагогом-психологом детей. Коррекционно-развивающая работа в данном учебном году  с учащимися ведется на основе адаптированных образовательных программ комплекса «Несущая свет», для 1-11 классов коррекционно-развивающая программа состоит из следующих блоков: сопровождение процесса адаптации для учащихся 1-х классов «Первый раз в первый класс», развивающая программа Хохлаевой «Тропинка к своему Я» для учащихся 2-4, 5-7 классов, коррекционно-развивающая программа для учащихся 8-11 классов «Путь к себе», также с детьми «группы риска» реализуется индивидуальная профилактическая программа сопровождения, которая составляется на основе единой формы ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал».

Опираясь на результаты  проведенных диагностик в рамках республиканских месячников психологического здоровья, а также по запросам учителей и администрации школы, систематически проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми,    имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Педагогом-психологом проводились индивидуальные развивающие занятия  на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие навыков саморегуляции,  поведения в стрессовых ситуациях.

Коррекционные занятия, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы учащихся, проводились в индивидуальной и групповой формах.  Групповая работа  с учащимися носила   развивающий характер, а индивидуальная  -   коррекционную.

Количество детей «группы риска», охваченных индивидуальным консультированием педагога-психолога за пять учебных лет:

Учебный год

Кол-во учащихся «группы риска»

Кол-во реализованных ИПС

Кол-во снятых с учета учащихся после реализации ИПС

1

2015-2016

54

54

51

2

2016-2017

46

46

46

3

2017-2018

42

42

42

4

2018-2019

36

36

36

5

2019-2020

8

8

8

 

Данные, полученные при индивидуальном и групповом исследовании, заносятся  в  медико-психолого-социальную карту развития и это позволяет проводить мониторинг развития. По полученным  данным  по каждому сопровождаемому, составляющими «группу риска», проводится ППК, где определялся  индивидуальный  маршрут коррекции и дают возможность оценить как первоначальный статус несовершеннолетнего,  так и динамику его развития.   Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия осуществляются согласно тематическому плану  образовательной программы.

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:

·       снижение уровня, тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;

·       повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

·       развитие адекватной самооценки.

Коррекционно-развивающие занятия также проводятся  с учащимися,  имеющими заключения ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» об особых возможностях здоровья, с детьми, обучающимися «на дому». По состоянию на октябрь 2020 года, на учете ППк МБОУ «Эрзинской средней школы имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна, требующих особого внимания педагога-психолога,  состоит 39 учащихся: 11 обучающихся «на дому», 28 учащихся, имеющих заключение ПМПК ГБОУ «РЦДК» РТ об ОВЗ (ЗПР). Со всеми учащимися проводятся индивидуальные занятия педагога-психолога, консультации по развитию уровня познавательного интереса. Охват учащихся с  рекомендацией ПМПК «РЦДК» РТ о необходимости коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога.

Учебные годы

количество занятий

Групповых

Индивидуальных

2015-2016

8

24

2016-2017

12

28

2017-2018

13

34

2018-2019

15

38

2019-2020

12

42

 

Каждый год учащиеся с особыми возможностями здоровья посещают групповые  и индивидуальные занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение.

По окончанию коррекционно-развивающих занятий у учащихся и индивидуальные занятия, где происходит положительные изменения: снижается уровень тревожности; появляется адекватная самооценка;  значительное улучшение в межличностных контактах со сверстниками, учителями и  ближайшим окружением, повышение познавательных процессов по основным предметам у учащихся, обучающихся «на дому». 

 

Раздел 1.2.

Проведение индивидуальных консультаций обучающего рекомендательного

характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью.

РАЗДЕЛ 1.3.

 

Деятельность в области здоровьесбережения

 

  

Раздел 1.4.

Профилактика девиантного поведения 

 

Программа девиантного поведения

и суицидального риска «Путь к себе»

Одним из приоритетных направлений деятельности психологической службы МБОУ «Эрзинской средней школы имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва  является  сохранение  психологического здоровья и превенция суицидального поведения учащихся.

Поддержание психического здоровья, выявление учащихся возможной «группы риска» осуществляются через такие виды деятельности, как диагностика, консультирование, просвещение, профилактика, коррекционная  работа в индивидуальном, парном или групповом вариантах.

Работа педагога-психолога строится в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса (администрацией школы, педагогами, классными руководителями, педагогами, с законными представителями).

Ежегодно, с начала каждого учебного года особое внимание уделяется процессу  адаптации 1, 5, 10 классов, вновь прибывших учащихся. Педагогом-психологом посещаются уроки в 1, 5, 10 классах, ведется усиленное наблюдение, диагностика познавательных  способностей (1, 5, 10 кл), личностных способностей (5, 10 кл.), профессиональных предпочтений (10 кл.), ведется методическая работа, консультирование  с классными руководителями данных классов.  На основании полученных данных диагностики, индивидуальных бесед, наблюдения за учащимися на уроках и на внеурочных занятиях, кружках составляется справка по результатам классно-обобщающего контроля в определенной параллели классов, выявляется общий уровень развития познавательных интересов, возможная «группа риска» с низкой успеваемостью, повышенным уровнем тревожности, данные полученные от педагога-психолога рассматриваются на малых педсоветах, составляются рекомендации по итогам, выявляются учащихся, нуждающиеся в особом подходе.

Каждый учебный год, в октябре и марте месяцах  проводятся профилактические мероприятия  республиканских месячников психологического здоровья, которые  направлены  на профилактику отклоняющего поведения учащихся; на формирование коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и к окружающим, на повышение психологической компетентности педагогов и ответственности родителей, на обеспечение взаимодействия семьи и школы на принципах партнерских отношений. В результате сравнения сводных данных по диагностике МПЗ первого этапа (октябрь месяц), выявляются учащиеся «группы риска», с которыми реализуются профилактические мероприятия.

С учащимися,  у которых выявлены повышенный уровень тревожности, агрессивности; пониженный фон настроения, низкий уровень активности, низкий уровень стрессоустойчивости, проводится коррекционная работа, осуществляется  психологическое сопровождение, во время второго этапа МПЗ (март месяц) проводится повторная диагностика для выявления эффективности проведенных психодиагностических мероприятий. Помимо основных, обязательных  к исполнению методик мониторинга психологического здоровья, рекомендованных ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал», в период проведения первого этапа месячника психологического здоровья, педагогом-психологом в 6-10 классах активно используются методики Спилеберг «Шкала ситуативной и реактивной тревожности», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Опросник Басса+Дарки», опросник Айзенка «Самооценка психических состояний» и другие.

Индивидуальные консультации с детьми «группы риска» проводятся по утвержденному директором школы плану индивидуальной программы сопровождения, записи о проводимых консультациях фиксируются в журнал консультаций и карту ИПС учащегося.

За январь – март  2019-2020  учебного года  с учащимися школы  были проведены следующие профилактические мероприятия: классные часы, беседы, лектории, групповые тренинги, консультации   «Мое здоровье и внутреннее равновесие», «Способы борьбы со стрессом»,  «Я и Мы: формируем навыки конструктивного общения», «Мир без табачного дыма»,  «Здоровье: физиологическое и психологическое», «Преступление и наказание», «Я и моя роль в семье», «Психология современного тувинского подростка и психологические аспекты тувинского народа для благополучия будущего поколения», «Кристаллы здоровья: мандалотерапия»,  «Права и обязанности школьников», «Психология общения»,  ставшие хорошей традицией школы, массовые подвижные игры, «пятиминутки», «минутки здоровья» для учащихся 1-4, 7-8 классов во время больших перемен, который проводится каждый вторник, в день дежурства по школе.

Ежегодно, в школе проводятся акции Дни Детского Телефона Доверия (1-ая половина сентября и 2-ая половина мая), в апреле проводится муниципальная декада «Телефон доверия – шаг к безопасности», что несомненно, также является одной из форм профилактики девиантного поведения школьников, у всех учащихся 1-11 классов в дневниках имеются сигнальные таблички с номерами ДТД, смайлики «Ты не один! Позвони, мы рядом».

С начала 2019-2020 учебного года проведены два семинара для классных руководителей школы по темам «Типы темперамента, особенности лево- и правополушарных детей», «Как научить ребенка преодолевать конфликтные и стрессовые ситуации», тренинг для педагогов «Работа с тревожными, неуверенными детьми, способы оказания моральной поддержки». Для родителей был проведен всеобуч «Влияние родителей для формирование и  развитие личности», «Тревожные сигналы, на которые Вам необходимо обратить внимание», «Что такое тревожность?», «Откуда появляется агрессия», «Правильная самооценка – путь к успеху».

Педагогам-психологом регулярно раздаются памятки для классных руководителей, учителей и родителей по профилактике девиантного поведения и суицидального риска («Телефон доверия: как распознать тревожные сигналы», «Как понять подростка», «Вы стали замечать, что…»), периодически памятки, брошюры обновляются и пополняются.

Основной целью работы школы и педагога-психолога по профилактике суицидального поведения школьников является пропаганда здорового образа жизни, формирования стойкого и осознанного желания учащихся придерживаться основ здорового образа жизни, при проведении профилактических мероприятий в данном направлении системно используются элементы этнопедагогики, с приведением конкретных примеров из буддийской философии и мировых религиозных учений.

Также, ежегодно, по инициативе педагогического коллектива нашей школы, проводится массовый молебен в честь празднования национального праздника Шагаа,  где принимают участие все учащиеся с 1 по 11 классы, коллектив школы, родительская общественность. Данное мероприятие имеет большую воспитательную ценность в профилактике девиантного поведения учащихся. Каждый год 2-3 раза в школу приглашаются буддийские монахи  и молодые «Субедейцы» читают лекции на темы нравственности, правильного поведения, беседуют с учащимися, обсуждая основные проблемы современности и читают молебне.

Тесное сотрудничество на протяжении нескольких учебных лет социально-психологической службе школы удалось организовать с инспекторами  по делам несовершеннолетних Эрзинского кожууна и участковыми села. В школе проводятся совместные профилактические беседы, лекции  по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется работе с мальчиками 7-11 классов.

 

Мониторинг случаев суицидального поведения среди несовершеннолетних в МБОУ «Эрзинская средная школа

имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна  

Информация за 5 учебных лет:

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

до ноября 2020г.

Попытка

Лет. исход

Попытка

Лет. исход

Попытка

Лет.

исход

Попытка

Лет.

исход

Попытка

Лет.

исход

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

РАЗДЕЛ 1.5.

 

Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

 

Программа

«Работа с детьми, находящими в трудных жизненных ситуациях».

Актуальность программы.

Современное социально-экономическое развитие нашей страны, республики, социальные изменения, происходящие в нашем обществе значительно отразились на ухудшении материального положения семей, обусловили падение престижа некоторых профессий, снижение воспитательного потенциала родителей, увеличение количества неполных семей, что привело к резкому увеличению количества неблагополучных, малообеспеченных, крайне-бедных семей.

В семьях с признаками социального неблагополучия нарушаются практически все основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая. В совокупности внешних причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-педагогического свойства, такие как нарушения межличностных внутрисемейных отношений.

Критерием неблагополучия или благополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль родительских отношений к ребенку, к его физическому и психическому здоровью, желание и возможности родителей (законных представителей) создать оптимальные условия для его развития.

Целью программы является формирование ценностного отношения к жизни, потребности к ведению здорового образа жизни, поиск перспектив и ресурсов, повышение самооценки.

Задачи:

·       Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

·       Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе и в период трудной жизненной ситуации.

·       Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости, уверенного поведения, стрессоустойчивости.

Принципы реализации программы:

·       Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

·       Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

·       Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

·       Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

·       Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Формы и методы профилактической работы в рамках программы:

·       Групповая и индивидуальная психодиагностика;

·       Индивидуальные и групповые развивающие занятия с учащимися по развитию навыков конструктивного общения и взаимодействия, повышению самооценки, по развитию коммуникативных навыков и навыков эмпатии;

·       Наблюдение за поведением, успеваемостью  и настроением ребенка;

·       Изучение документов, личного дела учащегося;

·       Знакомство с результатами медицинских осмотров, наличие/отсутствие противопоказаний по здоровью, выделение возможных неблагополучных факторов в развитии;

·       Изучение ближайшего окружения ребёнка;

·       Родительские собрания, всеобучи, индивидуальные консультации для Родителей (законных представителей);

·       Психолого-педагогическое обучение,  просвещение классных руководителей, педагогов;

·       Привлечение к учению в различных акциях, флеш-мобах, конкурсах и т.д.

Срок реализации программы – 1 год (2020-2021 учебный год).

Участники программы: учащиеся 1-11 классов из неблагополучных, СОП семей, нуждающиеся в особом педагогическом подходе.

Ожидаемые результаты – формирование ценностного отношения к жизни у учащихся из неблагополучных семей; повышение самооценки и коммуникативной компетентности у учащихся.

 

Основные направления реализации программы:

 

Содержание работы

Сроки

Исполнители 

1

Знакомство с учащимися, групповые и индивидуальные беседы, тренинги, наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса   

В течение учебного года

Воспитательный блок   

2

Комплексная психолого-педагогическая диагностика

Октябрь, ноябрь, март

Педагог-психолог Хумбун А.А., социальные педагоги Лопсан О.В., Дажымба А.Д., Дупчур С.В.

3

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение по результатам наблюдений и мониторинга психологического здоровья

В течение года

Педагог-психолог

Хумбун А.А.

4

Знакомство с семьей учащегося, беседы с родителями

Сентябрь, октябрь

Классные руководители

Педагог-психолог

Хумбун А.А.

5

Групповые тренинги по выработке навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками

В течение года

Педагог-психолог

Хумбун А.А.

6

Индивидуальные профилактические занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы, обучение навыкам проблемно разрешающего поведения,  обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля

В течение года

Педагог-психолог

Хумбун А.А.

7

Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по вопросам семейного воспитания, режиму дня и питания школьников, выполнении домашних заданий

В течение года

Педагог-психолог

Хумбун А.А.

Социальные педагоги

Лопсан О.В., Дажымба А.Д., Дупчур С.В.

8

Оказание помощи в социально-педагогической адаптации во внеурочное время, вовлечение в кружковую и внеурочную деятельность

Сентябрь, октябрь

Классные руководители, руководители кружков и секций

9

Общеклассные, общеродительские собрания

Один раз в четверть, по мере необходимости 

Классные руководители, Совет Профилактики

10

Анализ динамики успеваемости, выявление предметов, вызывающих трудности, оказание помощи учителей – предметников по данным предметам 

Раз в четверть

Классные руководители, учителя-предметники

 

 

11

Социальная помощь в виде бесплатного горячего питания в школе, получения предметов одежды, обуви и канцелярских принадлежностей в рамках республиканских акций «Подари добро», «Помоги собраться в школу»; подготовка новогодних подарков учащимся, находящимся в ТСЖ, из СОП семей.

В течение года

ЗДБППВ Сарыг-оол А.Ш., социальные педагоги Лопсан О.В., Дажымба А.Д., Дупчур С.В.,  педагог-психолог

Хумбун А.А.,

классные руководители

12

Заседания Совета Профилактики  с рассмотрением вопросов о реализации ИПС

По плану Совета Профилактики

Совет Профилактики

13

Активная профилактическая  работа с наставниками учащихся «группы риска», находящихся в ТСЖ, из СОП семей, совместные рейды, патронажи на дому

По плану Совета Профилактики

Совет Профилактики МБОУ «Эрзинская средная школа имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва Общественные наставники учащихся «группы риска»

14

Организация совместной деятельности по возможному улучшению трудной жизненной ситуации  семей учащихся с субъектами Профилактики сумона Эрзинский, Эрзинского кожууна.

В течение года

КДН и ЗП Администрации Эрзинского кожууна

 

 

Работа с детьми, находящимися трудной жизненной  ситуации.

(наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)

 

В МБОУ «Эрзинской средней школы имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва имеется и реализуется программа индивидуального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни. Данный вид работы социально-психологической службы МБОУ «Эрзинской средней школы имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва является одним из приоритетных, относящимся к первоочередным и важным видам профилактической деятельности.

Цели работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации:

·       содействие всестороннему развитию детей с активным привлечением, психологическим просвещением родителей (законных представителей);

·       Профилактика злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, асоциального поведения;

·       Коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений;

·       Реализации программы сопровождения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

·       формирование у детей адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;

·       обучение здоровому жизненному стилю.

В категорию учащиеся, находящиеся в трудной  жизненной  ситуации входят: опекаемые дети, дети-инвалиды с ОВЗ, дети из крайне-бедных, неблагополучных, социально-опасных семей.

Семьи и  учащиеся данной категории нами  сопровождаются, совместно с членами Совета Профилактики, классными руководителями мы  фиксируем динамику в индивидуальных картах сопровождения.

 

Количество детей, находящихся в ТЖС за 5 учебных лет

 

Категория

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1

Опекаемые дети

24

22

22

25

25

2

Дети-инвалиды

7

7

6

8

10

3

Дети из крайне-бедных, неблагополучных, социально-опасных  семей

19

16

18

18

16

 

С учащимися, семьи которых находятся в трудной жизненной ситуации, ведется профилактическая, просветительская работа, индивидуальные и групповые консультации по улучшению межличностного взаимодействия со сверстниками, тренинги, коррекционно-развивающие занятия по повышению уверенности в собственных силах, стрессоустойчивости, коррекции эмоционально-волевой сферы, активное привлечение в досуговую и внеурочную деятельность,  по мере возможности, оказываются различные виды социальной поддержки, такие как участие в различных социальных, благотворительных  акциях.

Членами социально-психологической службы систематически проводятся социальные патронажи, рейды посещения на дому семей, находящихся в ТСЖ, неблагополучных и опекаемых семей по плану работы КДН и ЗП Администрации Эрзинского кожууна, в период праздничных дней, каникулярного времени, в случае поступления тревожных сигналов незамедлительно проводятся рейдовые мероприятия в социально-неблагополучные семьи. Данная работа проводится во взаимодействии с Центром социальной помощи семье и детям, Центральной кожуунной больницой, Центром занятости населения, специалистами Администрации, также и сотрудниками полиции (участковый или инспектором ПДН).

С опекаемыми детьми также реализуются программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, ежегодно, в октябре и марте месяцах, в период проведения месячников психологического здоровья проводится мониторинг психологического здоровья. Дети данной категории находятся под особым контролем и наблюдением педагога-психолога и социально-психологической службы МБОУ «Эрзинская средная школа имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва.

 

Статистические данные мониторинга психологического

 здоровья за 5 учебных лет.

 

Учебный год

Общее количество опекаемых детей

Продиагностировано

детей

Выявленная «группа риска»

Реализованы

ИПС

Снято с учета «группы риска»

1

2015-2016

24

24

0

0

0

2

2016-2017

22

22

1

1

1

3

2017-2018

24

24

0

0

0

4

2018-2019

25

25

0

0

0

5

2019-2020

25

25

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно отметить, что проводимые педагогическим коллективом МБОУ «Эрзинская средная школа имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва профилактические мероприятия с опекаемыми детьми проводятся усиленная работа, уделяется большое внимание. В течение 5 лет не выявлены дети склонные к суицидальному риску. Сопровождались дети с высоким уровнем тревожности среди детей данной категории. Родителям-опекунам (приемным семьям) проводится лектории «Как помочь своему ребенку?», «Тревожные сигналы, на которые Вам необходимо обратить внимание», тренинги «Волшебная кнопка», «Давай поговорим».

Детям находящиеся в трудной жизненной ситуации  в течение года проведены следующие виды деятельности: содействие в оказании социальной помощи ученику в виде канцелярских принадлежностей, обуви в рамках акции «Помоги собраться в школу», предметов теплой одежды в рамках акции «Подари тепло», получение новогодних подарков от Администрации и Хурала Представителей Эрзинского кожууна, обеспечение получения бесплатного одноразового горячего питания в школе, умывание в сельской бане, проводятся плановые, внеплановые рейды и патронажи на дому, индивидуальное консультирование ребенка, матери, активное сотрудничество с классным руководителем, ведется ежедневный мониторинг посещаемости, динамика успеваемости, контроль за обязательным прохождением медицинских осмотров школьников, посещение уроков, наблюдение. В ходе проводимых мероприятий можно отметить стабилизацию пропусков уроков без уважительной причины,  отсутствие опозданий на уроки, повышение учебной мотивации ученика, повышение уверенности в своих силах, повышение доверия со стороны педагогического коллектива, улучшение коммуникативных навыков взаимодействия с окружающими. 

 

РАЗДЕЛ 1.6.

 

 

Система работы по профилактике правонарушений. 

 

РАЗДЕЛ 1.7.

Система работы с родителями воспитанников.

Справка-подтверждение

Администрация МБОУ «Эрзинско1й средней школы имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна подтверждает, что педагог-психолог Хумбун Айлана Аракчааевна системно проводит  работу с родителями учащихся.

Работа с родителями является с одним из важнейших аспектов работы педагога-психолога школы, направленное на сохранение психического здоровья детей, обеспечения согласия воздействия взрослых.

Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: высокий профессионализм, доброжелательность и уважение к родителям и детям, обеспечение конфиденциальности и эмоциональной безопасности, приоритет активных методов взаимодействия, дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, актуализации, элементов арт-терапии).

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

1.     Анкетирование родителей с целью оценки успеваемости прохождения адаптационного периода учащихся в 1, 5, 10 классах;

2.     Консультирование семей учащихся в рамках реализации региональных проектов «Поддержка семей имеющих детей», «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», «Корова кормилица», «Кыштаг молодой семьи» по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

3.     Работа с семьями, находящегося в трудных жизненных ситуациях и социально-опасном положении.

4.     Работа с опекунскими и приемными семьями.

5.     Информационно-просветительская и разъяснительная работа через проблемные тематические выступления, родительские университеты, гостиные направленные на решение на актуальных психолого-педагогических задач, психолого-педагогический всеобуч для родителей.

 

Система работы педагога с родителями воспитанников.

Целью деятельности психолого-педагогической  службы МБОУ «Эрзинской средней школы  имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна Республики Тыва по взаимодействию с родителями (законными представителями) учащихся, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащихся.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1)    повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации, беседы, родительские гостиные);

2)    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ППк, Совет профилактики, родительские патрули). 

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование о проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье. Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на следующие блоки, по наличию обращений к педагогу-психологу школы:

1.    Трудности обучения, слабая или низкая успеваемость по основным предметам.

2.    Трудности, нарушения, проблемы  в детско-родительских отношениях,  общении с ребенком.

3.    Эмоционально-поведенческие трудности ребенка (тревожность, боязливость, робость).

4.    Трудности в профессиональном самоопределении ребенка (профориентация).

5.    Консультации по результатам групповой диагностики, в частности, интерпретация результатов выполнения теста Е. Климова «Я предпочту», выявление общих, индивидуальных или типичных направлений, предпочтений  будущей профессиональной деятельности.

Система работы с родителями строится педагогом-психологом на основе профилактической программы ГБОУ РТ РЦПМСС «Сайзырал» - «Заботливый родитель», вместе с тем, также проводятся республиканские Единые уроки-всеобучи по обучению родителей по повышению  правовой, психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), ведется тесное взаимодействие с Родительским комитетом школы, женсоветом сумона. Педагогом-психологом систематически проводятся лектории, выступления на родительских собраниях, всеобучах, проводятся групповые тренинги для родителей, периодически педагог-психолог выступает на общих собраниях родителей 1-4, 5-7, 8-11 классов по темам: «Возрастные особенности младшего школьного возраста», «Возрастные особенности среднего школьного возраста», «Психологические особенности подросткового возраста», на родительских собраниях в 1-х, 5-х, 10-х классах с рекомендациями по улучшению уровня адаптации школьников к новым условиям  в разных ступенях обучения. Особое место в работе педагога-психолога с родителями является психологическое просвещение по вопросам подготовки выпускников к сдаче Государственной итоговой аттестации, путям и способам оказания эмоциональной поддержки детей в период подготовки к экзаменам, с родителями проводятся тренинги, игры, практические упражнения по способам снятия эмоционального напряжения, даются рекомендации по соблюдению режима дня и питания выпускников. Также родителям проводятся психологические лектории на следующие темы: «Что такое тревожность», «Откуда появляется агрессия», «Самооценка личности».  Раздаточный материал для родителей периодически обновляется и пополняется, в 9, 10, 11 классах имеются уголки психолога с рекомендациями для родителей, учителей и выпускников, при этом большое внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения, выбора оптимального профессионального направления. После проведения групповой диагностики по профориентации («ДДО» Климова, опросника Йовайши в модификации Резапкиной  в 8, 9, 11 классах с каждым учащимся и родителей (по запросу) проводятся индивидуальные консультации с подробным разъяснением предпочитаемого типа профессии (человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек – техника, человек-природа), наиболее подходящего направления для дальнейшего обучения выпускников. Педагогом-психологом проводится консультативная работа с родителями (законными представителями) учащихся, обучающихся «на дому», учащихся, имеющих особые возможности здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития по обучению способам оказания эмоциональной поддержки, оказанию помощи в выполнении домашних и самостоятельных видов работ, особенностям поведенческой сферы данной категории детей.

На родительских университетах, всеобучах по реализации профилактической программы «Заботливый родитель» были озвучены следующие темы: «Семья и ее влияние на ребенка», «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье», «Как помочь себе и своему ребенку», «Конфликты и способы их решения», «Виды жестокого обращения в семье и предотвращения риска», «Права и обязанности родителя», «Как правильно воспитать подростка», «Поощрения и наказания в семье и их влияние на воспитание ребенка», «Влияние алкоголя на благополучие семьи», «Безопасность вокруг нас» и другое. Все эти всеобучи – это и есть профилактика суицидального поведения, ПАВ, ЖО, адаптации, беспризорности и безнадзорности, эмоционального благополучия ребенка в семье.

Родительские собрания по психологическому сопровождению процесса подготовки и сдачи ГИА и есть оказания родителями помощи детям в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Проведены тренинги  «Как помочь своему ребенку во время подготовки и сдачи ГИА» для родителей выпускников  9-11 классов. Родителям выпускников розданы памятки «Стратегия подготовки к экзаменам», «Накануне экзамена», «Куда поступить?», «Самые востребованные профессии на рынке труда», «Тувинский Государственный университет: факультеты и специальности», «ССУЗы Сибири», «Режим дня выпускника», «Идеальное меню подростка» и другие.

Статистические данные индивидуального и группового консультирования педагогом-психологом  родителей (законных представителей) за пять учебных лет.

 

Вид консультирования

Количество консультируемых

родителей (законных представителей)

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1

Индивидуальное консультирование

42

51

67

84

108

2

Групповое консультирование

180

198

205

210

235

 

Статистические данные свидетельствуют о постепенном и стабильном  увеличении количества консультируемых родителей (законных представителей), также отмечается рост количества индивидуальных консультаций  родителей педагогом-психологом, включая индивидуальные консультации родителей в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»,  региональных проектов «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием», «Кыштаг для молодой семьи», просветительская  работа с родителями (законными представителями) кандидатов на поступление в КПКУ РТ.