Развитие просодической стороны речи дошкольников

Развитие просодической

стороны речи дошкольников

Елена Шевченко, учитель – логопед

КДУУ (я-с) КТ «Ладушки»

г. Ровеньки

 

         Речь, как положительный показатель готовности детей к школьному обучению, имеет множество аспектов. И о полноценном развитии речи детей необходимо позаботиться ещё в дошкольном возрасте, чтобы избежать дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе при общении с собеседниками (ровесниками или взрослыми). Ведь в нашей современной жизни живое речевое общение всё чаще заменяется виртуальным, а отсюда теряется культура родного языка, умение слушать, чувствовать настроение собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, что обедняет и речевое и личностное развитие детей.

         Нарушения просодики т. е. темпо – ритмической организации и интонационной выразительности речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная, монотонная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Просодические недостатки затрудняют коммуникативные возможности ребёнка.

         Недостатки просодики характерны для детей с различными речевыми нарушениями: с дизартрией, в т. ч. и стёртой дизартрией, число которой неуклонно увеличивается; с заиканием всех форм; с фонетико – фонематическим, общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Они проявляются в:

·        недостаточной модуляции голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно тихий, иссякающий к концу фонации фразы, либо чрезмерно громкий);

·        нарушении тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

·        недостаточной координированности движений дыхательной, голосовой или артикуляционной мускулатуры;

·        нарушении мелодической организации высказывания (речь невыразительна наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации);

·        нарушении темпа (ускоренный, замедленный), и ритма речи (скандированный, растянутый).

 

В практике наряду с эффективными методиками формирования произносительной стороны речи у детей, направленными на коррекцию звукопроизношения, очень важно уделять внимание вопросам коррекции и развития просодических компонентов речи.

Работая над звукопроизношением с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, на занятиях я уделяю большое внимание мимической и артикуляционной моторике, развитию фонематического восприятия. Для этого использую ряд игр и игровых упражнений: комплексы артикуляционной гимнастики, мимические этюды, упражнения для дифференциации мелодики различных интонационных типов высказываний в обращённой речи, разработанные Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Г. А. Османовой, Л. П. Поздняковой, В. И. Селевёрстова.

Работая над просодикой, уделяю внимание темпо – ритмической организации речевого высказывания – темпа речи, ритма речи, развитию голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию интонационных характеристик: мелодики, логического ударения, эмоциональной выразительности. Для этого использую игры и игровые упражнения:

·        для развития силы голоса с поэтапным повышением или понижением силы на счёт (1-5), на перечисление пяти предметов, игрушек, в одном ряду, над повторением фразы «Я иду гулять», «В окно заглянуло солнышко» и т. д.;

·        для развития темпо – ритма голоса в произнесении одной хорошо знакомой стихотворной фразы умеренно, быстро, медленно, с постепенным замедлением или постепенным ускорением и использованием “радужной пружинки” для быстрого моделирования ситуации;

·        для изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в проговаривании фразы “голосом зверей”: лисы, лягушки, волка, медведя и т. д.;

·        для изменения тембровой окраски голоса с использованием пиктограмм с определённым настроением;

·        для проговаривания гласных звуков с разной интонацией (испугано, с угрозой, хитро), фразы с удлинением гласных звуков (с удивлением, одобрением, нежностью);

·        для формирования логического ударения с выделением главного слова в предложении;

·        для повышения и понижения интонации в стихотворении.

(Приложение №1)

         Решение каждой задачи по коррекции просодики дошкольников решается в комплексе всей коррекционной работы с логопатами в содружестве всех специалистов, работающих с детьми поэтапно, во всех видах деятельности. (табл. №1, приложение №2)

         Дети с нарушениями речи с удовольствием пользуются приобретёнными навыками выразительной речи на занятиях, праздниках, развлечениях, театрализованных играх, инсценировках. (Приложение №3)

         Работа по развитию просодической стороны речи важна как для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и в театрализованной деятельности для детей – дошкольников всех возрастных групп.

         Изучение особенностей просодики детей в различных формах речевого общения и использование педагогических методов, которые совершенствуют способности речевых умений и навыков – важнейший раздел коррекционно – воспитательной работы, связанной с подготовкой воспитанников к самостоятельной жизни.

 

Список литературы

1.     Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.; Союз, 2001.

2.     Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

3.     Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: Сфера, 2005.

4.     Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб., 1987.

5.     Т. Попова, Интонационная выразительность речи. Игровые приёмы в работе со старшими дошкольниками. Дошкольное воспитание №5. 2008.

6.     Смолякова О. А., Коррекция просодической стороны речи средствами приобщения детей к народному творчеству. Логопедия сегодня №3. 2009.

7.     Османова Р. А, Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007

 

Приложение №1

1. Пособия для развития силы голоса с поэтапным повышением или понижением силы на счёт 1-5, на перечисление пяти предметов в одном ряду.

а) мячи, футболки, яблоки, ласточки, кошки

от шёпота (самый маленький) до громкого называния предметов (самый большой)

 

б) осенние листья – словосочетания существительных и прилагательных

1 – зелёный осенний листочек – шёпотом.

2 – Оранжевый осенний, кленовый листочек – тихо

3 – жёлтый кленовый листочек – силой нормальной громкости

4 – красный кленовый листочек – громко

5 – золотой кленовый листочек – очень громко

в) различные предметы одной группы

1 – ёж – шепотом

2 – белка – тихо

3 – заяц – нормально

4 – лиса – громко

5 – лев – очень громко

г) проговаривание предложений по сюжетной картинке

 Мы идём гулять.

Дети делают зарядку.

по такой же схеме 1 – 5.

2. Пособие для развития темпо – ритма голоса с использованием радужной пружинки:

а) - медленно

б) - быстро     

в) с постепенным  ускорением

г)  с постепенным  замедлением

Для проговаривания с моделируемым темпо – ритмом можно использовать хорошо знакомые стихи А. Барто

3. Пособие для изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в проговаривании фразы голосом животных.

4. Пособие для развития умения изменять тембровую окраску голоса с использованием пиктограмм с определённым настроением

4. Схемы для выделения интонацией главного слова

а) в предложении с предметами:

Мама купила куклу.

Мама купила куклу.

Мама купила куклу.

б) по сюжетным картинкам:

Дети играют в футбол. ­­­­­­­

Мы помогли щенку.

                                                                             Приложение № 3

Конспект

логопедического развлечения

«В гостях у Зимы»

 

1. Цель: Создать у детей чувство психологического комфорта, хорошее настроение. Развивать у детей интонационно – выразительную речь: умение практически владеть силой голоса, отражать ритмический рисунок песни, мелодию. Развивать умение владеть тембровой окраской голоса. Закрепить умение дифференцировать звуки С и Ш. Развивать внимание, логическое мышление, слуховую память.

2. Материал и оборудование: ёлка, атрибуты к инсценированию сказки: одежда для персонажей звучащие игрушки, погремушки, снежинки, пиктограммы, сугроб загадок.

3. Метод: развлечения.

4. Ход развлечения.

 

         Ведущий (логопед):

 

-  Мы собрались повеселиться, поиграть и пошутить.

 

      Чтоб лучше могли друг друга понять

Мы правила должны все знать

Как нам нужно говорить?

 

Дети:       Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим

 

Нам спокойно и приятно,

говорим — и всем понятно!

(Раздать снежинки)

Логопед: На  нашем зимнем празднике всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый!

Дети повторяют за логопедом, подражая интонационной выразительности речи:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок. (Произносится тихо)

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок. (Громче)

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки. (Громко)

(дети ловят снежинки)

- Сдуйте снежинку.               (дети выполняют дыхательные упражнения)

- Когда снег падает - это ...   (снегопад)

- Пусть будет снежная метель! (дети выполняют дыхательные упражнения)

- Садитесь! 

- О, сколько снега намело!

- Наверное, руки -  то замёрзли?

- Согрейте их!              (дети выполняют дыхательные упражнения)

Х-Х-Х

- Пошевелите пальчиками, согрейтесь!

а) Пальчики здороваются,

 

б) "Колечки",

– А ладошки?

а) Ладошка вверх, ладошка вниз Положили на бочок и зажали в кулачок. (Правая, затем левая)

Ладошки вверх ладошки вниз

Положили на бочок и зажали в кулачок.

б) "Вертятся - крутятся".(Разным темпом рисуют "восьмёрки")

— А быстрее?

в) Игра "Делай как я скажу".

— Дотронься указательным пальцем левой руки к носу.

— Пальцем правой руки к левому колену.

— Мизинцем правой руки к локтю левой руки.

- Хотите сказку послушать, не так ли?

(Атрибуты к сказке)

(Дети в костюмах деда и бабы, курочка Ряба Прозрачная ёмкость для воды, "Волшебное яйцо" и деревянные ложки).

"Жили - были Дед и Баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а волшебное. Дед бил - бил - не разбил, Баба била - била -не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и - утонуло. Дед плачет, Баба плачет, а курочка кудкудахчет:

— Не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу яичко не волшебное, а простое, а то вон сколько воды натекло от ваших слёз. А ведь мороз на дворе! И вода замерзает, что может получиться если будет голый лёд? ...

(Дети отвечают: гололёд).

- А когда снег падает?                             (Дети отвечают: снегопад).

(Логопед достаёт "волшебное" полотенце, и вытирает слёзы Деду и Бабе)"

— Вот и, высохли слёзы! Настоящее волшебство и настроение подняло!

(Пиктограммы)

Логопед: У меня для вас загадка. Отгадайте:

Я прихожу с подарками

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная

Пускай как ёж колючая,

Но для ребят всех лучше я. (Елка)

Игра: Укрась ёлку шарами!

(Ёлочные шары для дифференциации звуков)

Команда "Шипульки" и "Свистюльки" выбирают шары соответственно со звуком С и Ш, и развешивают на ёлке. С - с правой, Ш - с левой стороны.

- Давайте возле ёлки водить хоровод

(Раздать погремушки)

Дети выполняют движения с заданиями по указанию логопеда.

                   В лесу родилась ёлочка,

                   В лесу она росла.

                   Зимой и летом стройная

                   Зелёная была.

- А теперь на ЛА – ЛА – ЛА:

- А теперь на СА – СА – СА:

- А теперь на ША – ША – ША.

- А отхлопать с хлопком                (отражение ритмического рисунка песни)

- А оттопать с топотком.

- А под нашей ёлкой вырос целый сугроб загадок

(Подготовить сугроб с загадками)

(Дети садятся и отгадывают загадки)

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

 

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)

 

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

 

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.

За верёвочку - узду через двор его веду,

С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)

 

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег)

 

Меня растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая кто я такая? (Снежная баба)

 

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

- Догадайтесь, что я делаю? (Имитация умывания, причёсывания, стирки, рисования и т.д.)

- А теперь показываем руками и рассказываем вместе.

(Имитация движений со словами)

«Ехали мы ехали»

На лошадке ехали,                Лёгкие приседания, руки вытянуты будто

В огород заехали                           держат вожжи.

ГОП – ГОП – ГОП!

ГОП – ГОП – ГОП!

На машине ехали,                 Повороты руками, которые будто держат руль

До угла доехали                    Большим пальцем подавать “сигнал”

Паровозом ехали,                 Рука сжата в кулаке вверху, движение руки

До горы доехали                            вниз - вверх.

 

Стали на лыжи и с горы скатились.

(Дети имитируют)

Обули коньки и по льду чертим рисунки.

(Дети имитируют)

Сели на санки и с горы скатились и набок повалились.

(Дети имитируют)

Встали, снежки слепили и бой открыли.

(Дети имитируют)

(Раздать снежки)

Игра «Попади в цель»          (Дети бросают снежки в кольцо)

- Какой у нас получился сугроб! А в сугробе сюрприз! Угощение для детей.

                                               (Угощение детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi_doshkolnikov.docx2.83 МБ

Предварительный просмотр: