Главные вкладки

    АДАПТАЦИЯ

    ИЛЬИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

    Первые дни ребёнка в детском саду самые трудные. От того, как они пройдут, во многом зависит, с каким настроением малыш в дальнейшем будет приходить в дошкольное учреждение. Чтобы адаптация ребёнка прошла как можно мягче, нами разработана программа, куда входит работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование), создание в группе доброжелательной обстановки, проведение игр, способствующих сближению детей друг с другом и воспитателями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Степень прохождения адаптации к ДОУ

    Адаптация

    Сроки (А)

    Поведенческие реакции (П)

    Уровни адаптации

    Легкая

    До 5 дней –

    1 неделя

    +12…+8

            А-1 и П-1 }

            А-1 и П-2  }     ВЫСОКИЙ

    Средняя

    До 15 дней –

    3 недели

    +7… 0

            А-1 и П-3 }

            А-2 и П-2  }       СРЕДНИЙ

    Усложненная

    До 25 дней –

    5 недель

    -1…-7

            А-2 и П-4 }

            А-3 и П-3  }       СЛОЖНЫЙ

    Дезадаптация

    Более 5 недель

    -8…-12

             А-3 и П-4}

             А-4 и П-4}         ДЕЗАДАПТАЦИЯ



    Предварительный просмотр:

    Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации ребенка (Г.Н. Дмитриава)

            З а д а ч и:

    -анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий ( типичных для дошкольного образовательного учреждения);

    -выделение причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

    -оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещения дошкольного образовательного учреждения.

    1. Этап первичной диагностики

    (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение)

    • Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)
    • Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений)
    • Сравнительный анализ психоэмоционального состояния детей (индивидуальные графики)

    1. Этап профилактической и коррекционной работы психолога с детьми, родителями и воспитателями

    Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения:

    • Психолого-педагогическая рекомендация для родителей и воспитателей
    • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми

    1. Этап контрольной диагностики (повторной) через месяц посещения ребенком дошкольного учреждения

    Сравнение результатов по картам наблюдений (1-я и 2-я части) за детьми в начале адаптационного периода ( первая неделя) и через месяц посещения ими детского сада.



    Предварительный просмотр:

    Адаптация в детском саду

    (консультация для родителей)

            И вот все позади : семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад и надо ли вообще ему туда идти, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы. Наконец, ребенок устроен.

            Родителям в предвкушении новой жизни, новых возможностей, после пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади. Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей. Возможно ли избежать этих неприятностей? Конечно, важно построить такие взаимоотношения с детьми и персоналом детского сада, которые создадут ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

            Когда ребенок отдаляется от семьи и идет в детский сад, жизнь взрослых и детей значительно меняется . потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода:

    • Острый;
    • Подострый;
    • Компенсаторный.

    Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Поведение ребенка в этот период очень тревожит его родителей, потому что ребенок может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

            Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился : он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, и бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, не зная, как лучше поступить в новой ситуации. Требуется время, чтобы найти верное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

            Легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

            Адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца

            Тяжелая адаптация – требуется три месяца.

            Очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду? Возможно, он – «несадовский» ребенок.

            После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.



    Предварительный просмотр:

    «Адаптация ребенка к детскому саду».

    Консультация для родителей

    Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Таким образом, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

            Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.

            Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательно эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.

            Прежде всего необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Нужно рассказать ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему надо, чтобы малыш пошел в детский сад. Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у ребенка, запомнил ли он, что будут делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит. Что ожидаемое событие происходит как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

            Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет : стесняется, уединяется, конфликтует или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

            Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у  малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных  родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем , няней. У таких детей адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

            Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медленны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют (причем не только в саду, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

            Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски.

            Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду – самый простой и эффективный способ . он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезни. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется  в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут «дом-сад». Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными существами и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к сильным иммунным сбоям, вплоть до пневмонии на первой неделе посещения (вне зависимости от погоды).

            Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно : вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому  окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывания в детском саду должно ограничиваться до дневного сна. В дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, ребенок чувствует себя скованно и  вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной нервоза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует играть с ним в веселые игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так и взрослым.

            В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом, это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

    Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит , прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, повышения профессионального уровня воспитателей и лиц, их заменяющих, их психологического просвещения с  помощью традиционных и новых методов обучения , развитие у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и так далее. Всю работу следует строить так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, каков он есть.



    Предварительный просмотр:

     Адаптационный период вашего ребенка

    (памятка для родителей)

    1. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки :  1 год 3 месяца,                         1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца,           2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев и 3 года.
    2. Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.
    3. Заранее узнайте у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
    4. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка, приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
    5. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в домашний распорядок дня.
    6. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
    7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день.
    8. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придет.
    9. Обучайте  ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
    10. Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде , дорог Вам и любим.

    Психологические особенности детей раннего возраста (1-3 года)

    (памятка для родителей)

    В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.

            Важной  характеристикой этого возрастного периода является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его  эмоциональности.

            В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.

            Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

            Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

    Первый день – он трудный самый.

    Первые дни пребывания ребенка в детском саду – самые важные. Незнакомый коллектив, отсутствие мамы, смена привычного уклада жизни… Все это сказывается на эмоциональном  состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может и вовсе отсутствовать. Мало того, ребенок может отказываться от еды не только в детском саду, но и дома.

            Поэтому питанию малыша в первые дни посещения им детского сада следует уделять больше внимания. Специалисты советуют в этот период  дома готовить для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными  веществами блюда. Вместо привычным макарон и каш, следует чаще готовить салаты и овощные блюда. Обязательно  в рацион малыша следует включить фрукты, соки (лучше свежевыжатые), кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты.

            Откажитесь на время от поощрений за хорошо проведенный в детском саду день: типа чипсов, шоколада и прочих сладостей. Они не обладают высокой питательной ценностью и , кроме того, перебивают аппетит ребенка так, что он может отказаться от полноценного ужина дома. А вот завтраком в первые дни кроху лучше кормить дома, предупреждая воспитателя, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Продукты, бывшие в дневном рационе ребенка, лучше не повторять за ужином дома.

            При поступлении ребенка в группу, предупредите воспитателя о привычках вашего чада. Для новичков в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его – обязанность воспитателя или няни. Помните, что  заставлять малыша делать что-то   по-новому нельзя .Это вызовет у него отрицательное отношение к детскому саду и нежелание его посещать. Новые привычки и умения закладываются постепенно. Если вы не смогли сформировать их до детского сада – не спешите!

            Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям. Чем младше ваш малыш, тем больше требуется времени для его подготовки.

                    Учить играючи и с любовью.

    Дорогие родители! Вы – первые и самые важные учителя Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь : одна – корни, другая – крылья!

            Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье : даже убеленный сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

            «Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, равно как и наличие либо отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

            Радуйтесь Вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.

            И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать, писать, да и всего остального учения.

            Подстегивайте любопытство ребенка, разжигайте в нем желание поговорить о том, что он лично видел, узнал, испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребенком лицом к лицу, как личности.

            Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые , неоднократно слышанные стихи и сказки. Живите настоящей жизнью ребенка уже сейчас.

    Упражнения для развития речевого дыхания.

    1. Дутье через соломинку в стакан с водой.
    2. Надувание воздушных шаров.
    3. Дутье на разноцветные вертушки.
    4. Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
    5. Пускание мыльных пузырей.
    6. Дутье на одуванчики весной.
    7. Игра «Осенний туман» : дышать на маленькое зеркальце а) вдох и выдох через нос, б) вдох и выдох через рот, в) вдох через нос, выдох через рот, г) вдох через рот, выдох через нос.
    8. «Пропевание» гласных звуков на выдохе (сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе).



    Предварительный просмотр:

    Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.

    1. Давай познакомимся!                                                                                                                  Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий. Красочный, что, безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т.д.
    2. Раздувайся, пузырь!                                                                                     Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.                                                                                          Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».                                                                                                                                    Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф». эти действия повторяют два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:                                                                                                             Раздувайся, пузырь,                                                                                Раздувайся большой,                                                                        Оставайся такой,                                                                                Да не лопайся!!!                                                                Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит : «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру.                                                                После этого игра повторяется. Закончить ее можно так: когда «пузырь лопнет», воспитатель говорит : «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются в разные стороны.

    1. Лови-лови!                                                                                                                         К палочке длиной 0,5 или 0,75м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет – мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т.д. перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям встать в кружок. А сам же становится в центр. «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного  таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
    2. Чей голосок?                                                                                        Дети садятся полукругом, ведущий – спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.                                                                         Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.
    3. Расскажи стихи руками.                                                                          В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? Всем телом!), - великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенным, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.                                                                                                Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение  и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.

            ЗАЙКА.

    Заинька-зайка,        (дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)        

    Маленький зайка,        (садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)

    Длинные ушки,        (дети приставляют ладошки к голове – «ушки».)

    Быстрые ножки.        (побежали.)

    Заинька-зайка,                (движения повторяются.)                                                                                                                                                                Маленький зайка,

    Деток боишься,         (дети обхватывают себя руками, изображая страх.)

    Зайка-трусишка        (дрожат.)

            МИШКА.

    Мишка, мишка косолапый,        (приподнять плечи, руки округлить, носки ног внутрь, идти

    Мишка по лесу идет,        переваливаясь.)

    Мишка хочет сладких ягод,        (погладить себя по животу, облизнуться.)

    Да никак их не найдет.        (оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

    Вдруг увидел много ягод        (показать указательным пальцем, на лице – восторг)

    И тихонько зарычал.        (двумя руками «собирать» ягоды в рот.)

    Подошли к мишутке детки,        (помаршировать)

    Мишка громко зарыдал.        (кулачками потереть глаза, изобразить плач.)

    Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

    Начинать надо, естественно , с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.

    1. Найди игрушку.

            Ведущий  (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится : «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

            После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.).

            Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения ( «там моют посуду»), через действия ( «лежит тихо, закрыв глаза») и т.д.

            Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразней организовать тематические экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д. и знакомиться с людьми, работающими там).

    1. Чьи вещи?

    Цель игры – закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка – музыкальный руководитель и т.д.).  Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит.

            Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Елена Михайловна, наша медсестра».



    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации:

    1. При знакомстве с ребенком можно использовать игру «обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечками.
    2. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» - позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
    3. Можно поиграть с конструктором : построить дом, машину, детский сад. Обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам : на работу, в школу, в детский сад – каждый занят своим делом, все взаимосвязаны жизнью, заботой, любовью.
    4. Для снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения хорошо использовать игры с песком и водой.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей

    «Как снизить напряженность острого периода адаптации»

    1. Убедитесь, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, что родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее адаптируются дети, у родителей которых  нет альтернативы детскому саду.
    2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ.   «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было нового, интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и детей».
    3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш в саду. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
    4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить»». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда придется подождать своей очереди. Скажите малышу : «Воспитатель не может одеть сразу всех детей – тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
    5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги другим детям.
    6. Ребенок освоится тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Сереже, Пете. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
    7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
    8. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы будете проводить с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите : «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
    9. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.
    10. Если через месяц ваш ребенок не освоится в детском саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
    11. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада всегда готовы помочь вам.


    Предварительный просмотр:

    Проблемы адаптационного периода

            Изучение ребенка до поступления его в ясли, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Но наивно было думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в яслях очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что все нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

            При поступлении новичка в ясли нужно строго следовать установке : теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблем адаптационного периода с организации приема вновь поступающих детей. Прием проводится по графику, согласованному с родителями, в период с мая по август. Настоятельно рекомендуется родителям отдавать ребенка в ясли с весны. Он гораздо легче адаптируется, хотя бы потому, что большую часть времени проводит на улице. Принимать в группу желательно не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.

            По желанию родителей, дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается. Маме первые дни (а в принципе, сколько потребуется или сколько пожелает) предлагается быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее, но при этом не заниматься ребенком, а делать какую-нибудь работу,  то есть быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.

            Второй совет, который дается родителям, - это чтобы по возможности приводил малыша в ясли кто-то один, будь то мама, отец , дедушка или бабушка. Так он быстрее привыкает расставаться с ними.

    Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

    Основные критерии адаптации ребенка к условиям яслей

            К основным критериям адаптации относятся:

    -поведенческие реакции;

    -уровень нервно-психического развития;

    -заболеваемость и течение болезни;

    -главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

            Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все это может отразиться на его здоровье.

            При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

            Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении , если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у  большинства ребятишек.

            Особую группу составляют дети из так называемых  семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребывания в дошкольном учреждении, существенно замедляется физическое и нервно-психическое развитие. Эти дети, как правило, часто и долго болеют, что является основной причиной крайнего психоэмоционального напряжения. В данном случае следует прежде всего позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении и коррекции отношения к нему в семье. Педагог должен принимать малыша таким, каков он есть  и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.

            Бывает так, что к нам приходит ребенок, родители которого не побеспокоились заранее о том, чтобы познакомиться с условиями и образом жизни в яслях. Чаще всего это дети из семей, в которых ими не особо интересуются (хотя могут быть исключения). Здесь возникают трудности другого рода, поскольку ребенок неактивен, робок, не ухожен и , сплошь и рядом, мало к чему приучен. Вот с таким ребенком нужно, по нашему убеждению, заниматься и воспитателю, и психологу, и методисту, и медработнику. Он обязательно должен ощутить себя в центре внимания, быть всячески обласкан. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего ребенка.

            Если вы достаточно наблюдательны, то должны видеть, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, ищут воспитателя, берут его за руку и ведут в приемную, надеясь увидеть там маму. Перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенным и защищенным. Нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Уже в первые дни не мешает показать ему дошкольное учреждение. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с малышом, делать ему маленькие подарки. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят.

    Взрослым следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания : гладить ему ручки, ножки, спинку ( это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей. При этом рука должна касаться лишь кончиков волос.

    Установлено, что в психологически напряженной , стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю и сильную пищевую реакцию. Плачущий двух-трехлетний малыш засовывает пальцы в рот. Он инстинктивно защищает себя от чрезмерного эмоционального напряжения. Также переключение затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода всегда должна находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. Следует также выставить на видном месте блюдо с сухариками, печеньем, баранками : пусть погрызет, если захочет. В адаптационный период ребенка ни в коем случае не стоит отучать от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний.

            Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание  кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детали крупного конструктора, типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть. В конце концов, просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Несложно изготовить такую, например, игрушку : налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее можно слегка подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Уверяем вас, что ребенок надолго займется такой игрушкой.

            Неплохо, если периодически будет звучать негромкая спокойная музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например : «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «»Утро» Грига и т.п.  Музыкальное сопровождение  жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания, кормления).

    Лучшее  лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносят игрушки-забавы, демонстрируются веселые (доступные возрастному пониманию) мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички… В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.

    На время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая недовольство от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Неплохо будет, если родители принесут из дома его любимую игрушку, с которой он привык засыпать, тарелочку и ложку, которыми он привык пользоваться дома и т.д. введение элементов семейного быта в практику работы яслей должно стать нормой.

    И еще одно непреложное правило – не принуждать ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Воспитателю следует постоянно помнить, что с поступлением в ясли все проблемы ребенка становятся профессиональными проблемами педагога.



    Предварительный просмотр:

    Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

    Ф.И. ребенка_____________________________________________возраст_________________________-

    № п/п

    Фактор адаптации

    Баллы

    Характеристика

    1

    Эмоциональное состояние

    +3

    +2

    +1

    -1

    -2

    -3

    Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

    Улыбается, настроение хорошее, спокойное

    Иногда задумчив, замкнут

    Легкая плаксивость, хнычет

    Плачет за компанию; плач приступообразный

    Сильный профилактический плач; подавленное состояние

    2

    Социальные контакты ребенка

    +3

    +2

    +1

    -1

    -2

    -3

    Много друзей, охотно играет с детьми

    Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми

    Безразличен к играм, отстранен, замкнут

    Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

    Проявляет тревогу, бросает начатые игры

    Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

    3

    Сон ребенка

    +3

    +2

    +1

    -1

    -2

    -3

    Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

    Сон спокойный

    Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго

    Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

    Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне

    Отсутствие сна, плач

    4

    Аппетит ребенка

    +3

    +2

    +1

    -1

    -2

    -3

    Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием

    Нормальный аппетит, ест до насыщения

    Аппетит выборочный, но насыщенный

    Отвергает некоторые блюда, капризничает

    Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно

    Отвращение к еде, кормление мучительно



    Предварительный просмотр:

    Лист адаптации

    Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________________________

    Дата рождения___________________ Возраст_________________ Дата поступления_________________

    Адаптационные дни

    1-й

    2-й

    3-й

    4-й

    8-й

    16-й

    32-й

    64-й

    128-й

    Настроение

    Аппетит :

    Завтрак

    Обед

    Ужин

    Сон:

    Засыпание

     

    Длительность

    Активность:

    В игре

    В речи

    Взаимоотношения с детьми

    Взаимоотношения со взрослыми

    Условные обозначения:

    Положительно +

    Неустойчиво +

    Отрицательно

    Болел – б

    Находился дома – д.



    Предварительный просмотр:

    Карта наблюдений

    Фамилия, имя ребенка, возраст__________________________________________________________________

    Дата заполнения: 1-й части______________________ 2-й части_____________________________________

    Параметры

    Характеристика

    1-я часть

    2-я часть

    1

    2

    3

    4

    1.Настроение

    Бодрое, уравновешенное

    Неустойчивое, раздражительное

    Подавленное

    2.Длительность и характер засыпания

    Спокойное, быстрое (до 10 мин)

    Неустойчивое

    Неспокойное, медленное

    3.Длительность и характер сна

    Спокойный, соответствует возрасту

    Неустойчивый

    Беспокойный, не соответствует возрасту

    4.Аппетит

    Хороший

    Избирательный, неустойчивый

    Плохой

    5.Навыки самообслуживания

    Соответствует возрасту

    Не всегда

    Не соответствует возрасту

    6.Инициативность в игре

    Умеет найти себе дело

    Не всегда

    Нет

    7.Инициативность во взаимоотноше-ниях со взрослыми

    Вступает в контакт сам

    Не всегда

    Сам не вступает в контакт

    8.Результативность действий

    Доводит начатое дело до конца

    Не всегда

    Не доводит

    9. Самостоятель-ность в игре

    Умеет играть самостоятельно

    Не всегда

    Сам не играет

    10. Идет на контакт совзрослыми

    Легко

    Избирательно

    Трудно

    11.Идет на контакт с детьми

    Легко

    Избирательно

    Трудно

    12.Реакция на отрыв от матери

    Отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

    Отрывается не сразу

    Периодически возвращается, плачет

    Общий балл

    Средний балл



    Предварительный просмотр:

    Анкета - знакомство

    1. Ф.И., дата рождения ребенка_____________________________________________________________________
    2. Домашний адрес и телефон (дом., раб.)________________________________________________________    _________________________________________________________________________________________________________     _________________________________________________________________________________________________________
    3. Мама (Ф.И.О., профессия, образование)__________________________________________________________    __________________________________________________________________________________________________________
    4. Папа (Ф.И.О., профессия, образование)__________________________________________________________    __________________________________________________________________________________________________________
    5. Проживающие в семье бабушка, дедушка, сестра… (место работы)_________________________     ___________________________________________________________________________________________________________
    6. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?_____________________________________________
    7. Как засыпает?___________________________________________________________________________________________
    8. Как называют ребенка дома?_________________________________________________________________________
    9. Навыки самообслуживания___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________
    10. Умеет ли ребенок играть сам?________________________________________________________________________
    11. Его любимые игры и игрушки_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________
    12. С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками___________________
      _____________________________________________________________________________________________________________
    13. Каковы любимые занятия дома? Вне дома?________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________
    14. Хочет ли посещать детский сад?_____________________________________________________________________
    15. С какими трудностями сталкивались в воспитании?____________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________
    16. Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?_________________________ _____________________________________________________________________________________________________________

            Спасибо за сотрудничество!



    Предварительный просмотр:

    АНКЕТА

    «готовность ребенка к поступлению в детский сад»

    Ф. И. ребенка______________________________________________________________________

    МДОУ д/с № 21 «Голубой огонек»     Возраст_____________лет_________месяцев

    1.Какое настроение преобладает у ребенка?

    -бодрое, уравновешенное (3 балла);

    -раздражительное неустойчивое (2 балла);

    -подавленное (1 балл).

      2.  Как Ваш ребенок засыпает?

                 а)  -быстро (до 10 минут) (3балла);

                  -медленно(2 балла);

                  б)  -спокойно (3 балла);

                 -неспокойно(2 балла).

     3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

                -дополнительное воздействие (1 балл);

                -без воздействия (3 балла).

    4. Какова продолжительность сна ребенка?

    -2 часа (3 балла);

    -менее 1 часа (1 балл).

    5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

            -хороший(4 балла)

            -избирательный(3 балла)

            -неустойчивый(2 балла)

            -плохой (1 балл)

    6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

            а)

    -положительно (3 балла)

    -отрицательно (1 балл)

            б)

    -просится на горшок (3 балла)

    -не просится, но бывает сухой ( 2 балла)

    -не просится и ходит мокрый (1 балл)

    7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

            -сосет пустышку или сосет палец (1 балл)

            -(указать другое если есть)__________________________(1 балл)

            -нет отрицательных привычек (3 балла)

    8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

            -да(3 балла)

            -нет(1 балл)

            -иногда(2 балла)

    9. Проявляет ли интерес к действиям взрослых?

            -да(3 балла)

            -нет(1 балл)

            -иногда(2 балла)

    10. Как ваш ребенок играет?

            -умеет играть самостоятельно (3 балла)

            -не всегда(2 балла)

            -не играет сам(1 балл)

    11. Взаимоотношения со взрослыми :

            -легко идет на контакт(3 балла)

            -избирательно(2 балла)

            -трудно(1 балл)

    12. Взаимоотношения с детьми:

            -легко идет на контакт (3 балла)

            -избирательно(2 балла)

            -трудно(1 балл)

    13. Отношение к занятиям : внимателен, усидчив, активен:

            -да (3 балла)

            -нет (1 балл)

            -не всегда(2 балла)

    14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

            -есть(3 балла)

            -нет (1 балл)

            -не всегда (2 балла)

    15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

            -перенес разлуку легко (3 балла);

            -тяжело(1 балл).

    16. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

            -есть(1 балл);

            -нет (3 балла).