Мои публикации

Урок  литературы в 9 классе по трагедии А.С.Пушкина "Каменный гость"

ИКТ на уроках русского языка 

 Экологическое воспитание как одно из основных днаправлений деятельности современной школы ( из опыта работы школы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исаева Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 59 с углубленным

изучением предметов» г. Саратова

Тема любви и образ севильского озорника

в трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость»

(урок литературы в 9 классе)

Цель: 

  1. формировать представление о многогранности таланта А.С.Пушкина;
  2. углублять знания о драме как роде литературы;
  3. познакомить обучающихся с легендой о Дон Жуане и помочь выяснить, в чем особенность переосмысления образа севильского озорника в трагедии А.С.Пушкина;
  4. развивать навык монологической речи;
  5. формировать эстетическую восприимчивость;
  6. стимулировать интерес к изучению литературы;
  7. познакомить учащихся с музыкальной трактовкой образа

Эпиграфы:

Моя мечта надменна и проста:

Схватить весло, поставить ногу в стремя

И обмануть медлительное время,

Всегда лобзая новые уста…

                        Н.Гумилев

И была у Дон Жуана – шпага,

И была у Дон Жуана –Донна Анна.

                        М.Цветаева

Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец…

                        Дон Карлос

                        (А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Что значит смерть? За сладкий миг свиданья

Безропотно отдам я жизнь…

                        Дон Гуан

                        (А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Оборудование:

презентация к уроку (портрет А.С.пушкина, портрет Н.Гончаровой, рисунок А.С.Пушкина к «Каменному гостю»);

иллюстрации школьников к трагедии;

фонограмма (ария Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан»)

  1. Вступительное слово.

Есть в литературе и искусстве вечные  темы… Счастье, смысл жизни, назначение человека, гражданский  подвиг, а главное – любовь. Можно ли  когда-нибудь поставить точку, говоря о ней?

        Есть и герои, которые живут века и каждый раз оживают по-новому в руках великих мастеров.

        И сегодня мы поговорим о такой вечной теме в искусстве и литературе, как любовь, и об образе Дон Жуана, «севильский озорник», как назвала его древняя легенда, об особенностях переосмысливания этого образа Пушкина.

        С трагедией «Каменный гость» познакомились на предыдущем уроке, но не смогли прийти к единому мнению и решили, что нам нужно продолжить этот разговор, расширив его рамки,  провести небольшое исследование, обращаясь к разным источникам: биография поэта, древней испанской легенде, комедии Мольера «Дон Жуан», к опере Моцарта, критическим статьям, рисунку Пушкина, сценическому воплощению трагедии на сцене.

        А целью нашего разговора будет попытка ответа на вопрос: кто Дон Жуан? Раскаявшийся грешник, который, полюбив, гибнет на пороге своего счастья, лирический герой Пушкина, воплощающий мысли, чувства, переживания автора или антигерой, бесчеловечный преступник, который не способен на настоящее чувство, и потому понесший достойное наказание.

  1. Реализация домашнего задания. (Была предложена работа в группах).

Первая группа работала над биографией поэта.

Сообщение учащихся « Болдинская осень как этап творческой деятельности А.С.Пушкина»

Вопрос классу:

-Почему в 30-е годы Пушкин обращается к сюжету  о Дон Жуане? Как это связано с его биографией?  (перед свадьбой Пушкин размышляет о своей прошлой и будущей жизни, его тревожат мрачные предчувствия, он размышляет о добре и зле, о счастье и несчастье, о любви…)

( иллюстрируем сладами, посвященными Болдинской осени, Наталье Гончаровой)

Пушкин не первый ввел в литературу образ Дон Жуана. С 17века это пытались сделать многие писатели и поэты. Но сначала была средневековая испанская легенда.

Вторая группа

Сообщение «Древняя испанская легенда о Дон Жуане и её интерпретация у предшественников А.С.Пушкина»

Третья группа

«Образ Дон Жуана в трагедии Мольера «Дон Жуан»

(Мольер создал образец трагедии классицизма. Отношение автора к герою двойственное. Дон Жуан циничен, но смел, благороден, честен. Он исповедует принципы, отличающиеся от принятых в обществе. Он безбожник, но оправдывая свои поступки ссылается на небо. Быстро остывает к соблазненным. В отличие от Пушкина. У Мольера Дон Жуан – комический герой. Он обманывает кредиторов, его преследует влюбленная Эльвира…

        У Мольера финал – возмездие за грехи.)

  1. Беседа с классом

-Почему Пушкин выбирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа?

(У Пушкина Дон Гуан становится образом трагическим: в тот момент, когда он находится на пороге счастья, готов переменить прежний образ жизни, судьба в образе статуи командора разрушает его надежды и планы, наказывая его даже не зе прошлые прегрешения, а за желание обрести счастье.)

_-Можно ли было считать Дон Гуана трагическим героем, если бы он погиб раньше, на кладбище, во время дуэли с Доном Карлосом? (Нет, это просто смерть, ещё не трагедия. Трагедия в том, что он гибнет на пороге своего счастья. Он полюбил, переродился, а вместо спасения приходит гибель…)

-Вспомните повесть «Выстрел». Не находите ли вы в этой автобиографической повести какие-то мысли, созвучные «Каменному гостю», ведь эти произведения написаны в одно время?

 -Вывод: когда же смерть для Пушкина трагедия?

-Четвертая группа учащихся, исследовав критические статьи о трагедии «Каменный гость» познакомит нас с мнением Анны Ахматовой, которая была не только поэтом, но и известным пушкинистом(зачитывается фрагмент статьи Анны Ахматовой), с мнениями современных критиков.

-Известно, что Пушкин трепетно относился к такому возвышающему чувству, как любовь. Любовь может изменить человека, заставить переродиться, а неумение человека любить по-настоящему делает его бесчеловечным.

Главный вопрос урока.

        С каким мнением согласны вы? Кто герой Пушкина: раскаявшийся грешник, который, полюбив, гибнет  на пороге своего счастья, лирический герой, воплощающий мысли, чувства, переживания автора, или антигерой, бесчеловечный преступник, человек, не способный на истинную любовь и понесший достойное наказание? Свяжите свой ответ с одним из эпиграфов к уроку.

        (Учащиеся аргументированно высказывают свое мнение, дискутируют).

-Наверное, потому и велик Пушкин, что трудно поставить точку, говоря о его произведениях. И пройдет еще много веков, а люди все равно будут размышлять над его великими творениями, а его образы будут вдохновлять и заставлять творить.

Послушайте арию Дон Жуана из оперы Моцарта «Дон Жуан»

Каким вы представляете себе героя здесь?

-Нам удалось найти редкий рисунок  Пушкина к трагедии «Каменный гость»

(слайд «Рисунок Пушкина»)

-Каким здесь предстает Дон Гуан?

-Какие строки иллюстрирует этот рисунок?

_Образ Дон Жуана получил широкое воплощение именно в литературе. Драма А.Толстого «Дон Жуан», новелла Гофмана«Дон Жуан»,поэма Байрона, «Дон Жуан», комедия Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», циклы стихов Гумилева, Северянина, Цветаевой, пьеса нашего современника Эдварда Радзинского «Окончание Дон Жуана».

Конечно, это не полный список. Но именно с Пушкина началось переосмысление образа севильского озорника.

        Многие театры и многие именитые режиссеры пытались поставить «каменного гостя» на сцене. Его ставили в МХАТе, в Малом театре, театре на Таганке, где главную роль исполнял Высоцкий. Есть сведения, что до Великой Отечественной войны  «Каменный гость» шел одновременно в 46 театрах страны. Но всегда получалось по-разному. Ведь Пушкин не давал советов, как его произведения играть на сцене.

        И в каждом спектакле был свой Дон Гуан. Он был то лиричным, то страстным, жаждущим приключений, любящим искусство, то низменным, грубоватым, то жизнерадостным, простосердечным, с легким цинизмом.

        -Как вы думаете почему этот сюжет так живуч в искусстве?

        -Почему по-разному трактуется этот образ?

        А теперь мы посмотри постановку спектакля на школьной сцене.

        Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Каким я увидел Дон Гуана в школьном спектакле», «Удалось ли юным артистам воплотить замысел Пушкина».



Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 59 с углубленным

изучением предметов»

Исаева  Любовь Николаевна

 «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов

Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. 

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; 

• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

• позволяют индивидуализировать процесс обучения; 

• повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); 

• активизируют познавательную деятельность учащихся; 

• развивают творческий потенциал учащихся; 

• осовременивают урок. 

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: 

• при объяснении нового материала; 

• закреплении; 

• повторении; 

• контроле знаний, умений и навыков. 

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках 

• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал) 

• Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия) 

• Тренажёр 

• Контроль за умениями, навыками учащихся 

• Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся 

 В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках? 

• Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; 

• Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

 • Визуализация учебного материала;

• Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой

• Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; 

• Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; 

• Стимулирование воображения школьников; 

• Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках. 

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. 

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся 

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. 

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

(Обзор компьютерных образовательных программ) 

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

• повысить интерес учащихся к предмету;

• повысить успеваемость и качество знаний учащихся; 

• сэкономить время на опрос учащихся; 

• дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; 

• помогают и учителю повысить уровень своих знаний.  

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся 

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

 

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий. 

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.



Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы

(из опыта работы школы)

Бокова Л.Н., директор МОУ  «СОШ №59

 с углубленным изучением предметов»,

Заслуженный  учитель РФ,

Андреева Т.В., Дякина Л.И., Исаева Л.Н.

Школа №59 с углубленным изучением предметов расположена  на окраине Саратова, у подножия Алтынной горы, рядом с заповедной зоной  «Кумысная поляна». Может быть, именно этим объясняется, что экспериментальная деятельность по реализации программы «Формирование экологической компетентности  школьников» в рамках областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013гг.»  стала одним из основных направлений деятельности.

Школа уже шестой год сотрудничает в этом направлении с Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Саратовским отделением Всероссийского общества охраны природы, Педагогическим институтом Саратовского государственного университета им. Чернышевского (факультет педагогики, психологии и начального образования).

Экологические проблемы обсуждались на открытых мероприятиях, проводимых в школе. Это многочисленные семинары на экологическую тему, круглые столы, на которых присутствовали гости не только из Саратова и Саратовской области, но и зарубежные партнеры («Создание комфортных условий для участников образовательного процесса»-«круглый стол» с участием гостей из Англии и Германии, 17.09.2010).

Педагоги школы принимали участие в апробации УМК в рамках реализации проектов «Школа добрых дел», «Зеленая аллея памяти», «Мир комнатных растений», «Сохраним природу родного края».

В  2011-2012 учебном году популярным среди обучающихся стал проект «Любимый сердцу уголок», так как именно он заставлял задуматься об экологических проблемах, с которыми жители нашего поселка сталкиваются ежедневно. Парк им.Ю.А.Гагарина, расположенный недалеко от школы (излюбенное место отдыха жителей Комсомольского поселка). стал объектом изучения и реализации проекта.  Ценность парка заключается еще и в том, что на его территории находится единственный в Комсомольском поселке Храм, детская площадка, а вплотную к парку примыкает ФОК «Заводской». Тысячи людей ежедневно проходят через парк или проводят там часы отдыха. И сохранить его, помочь ему выжить в таких непростых условиях стало нашей задачей.

Цели   реализации проекта «Любимый сердцу уголок» -исследовать   экологические проблемы Комсомольского поселка, в котором живут ученики нашей школы; выяснить  варианты решения экологических проблем; воспитать в детях ответственное отношение к природе;  изучить , по-новому новое открыть для себя любимый сердцу уголок.

Нам удалось узнать кое-что из истории  парка. Есть версия, что название парку дала некая Ефимова (девичья фамилия Трактиркина) Мария Тихоновна, которая проживала в Саратове, в пос. Комсомольский (ул. Химическая, 39) и долгое время работала  МУП «Садово-парковое» (50-70-е годы). С мужем, Ефимовым Алексеем Тихоновичем, она сажала деревья  в парке им. Гагарина, ухаживала за ними. Прожила она 97 лет, умерла совсем недавно, 4.11.2011 г, последние годы жила в г.Новополоцке. В Комсомольском поселке её знали и уважали, потому что была она трудолюбивым и заботливым человеком.

         9 июля 2010 года в парке им. Гагарина был открыт и освящен епископом Саратовским и Вольским Логином  Храм во имя священномученика Космы Саратовского, жизнь и служение которого стали подвигом. Ему пришлось скрываться от властей после ареста отца, отстаивая веру и церковь. Отец был, как предполагают, расстрелян в одном из оврагов на территории нынешнего Ленинского района. И спасаясь, Кузьма Петриченко (так в миру звали Косму Саратовского) поселился  со своими односельчанами недалеко от того места, где сейчас располагается Храм.  Косма Саратовский когда-то был простым крестьянином, сеял, пахал, растил хлеб, был близок к земле и её проблемам. И потому этот  человек близок и понятен жителям нашего поселка, а парк им. Гагарина стал для нас «любимым сердцу уголком».

В чем заключаются экологические проблемы парка? В ежедневном загрязнении территории несколькими тысячами человек, в необходимости омоложения древесных растений, обрезки растений, высадке молодых деревьев, ухода за ними.  

Весной и осенью обучающиеся нашей школы почти ежедневно убирают территорию парка, при этом заботясь об экологии, не жгут костров, а упаковывают мусор в пакеты, а также ухаживают за растениями. Дети с городостью осознают свою причастность к большому делу и с удовольствием работают в парке им. Гагарина и на прилегающей территории. А участие в акциях «Защитим тигра!», «Неделя добра», «Тебе, Саратов, нашу заботу», «День птиц», «Желудь- 2011», «Чистые родники» убедило детей в необходимости и значимости того дела, которое они делают.

Кроме того, большой интерес у обучающихся вызывает создание собственных экологических проектов, написание публицистических статей, эссе на экологическую тему, стихов, прозы, конкурсы рисунков и плакатов, выпуск «Экологического вестника».  В школе есть даже экологический театр.

Так, физическим трудом, творчеством,  изучением экологической науки реализуется программа «Формирование экологической компетентности  школьников» в МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов».

 Деятельность школы по формированию экологической компетентности школьников получила высокую оценку Комитета охраны окружающей среды, Комитета по образованию г.Саратова.

 Обучающиеся МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением предметов», участвуя в данном проекте, показали высокие результаты в научно-практической деятельности, одержали победы в нескольких конкурсах по данному направлению.