Психология в школе

Медведева Екатерина Олеговна

Предварительный просмотр:

Данная работа представлена психологом МОУ СОШ №1 с. Варны Медведевой Е.О.

Методическая неделя «Организация и деятельность специалистов школьного ПМПк»

Здравствуйте, коллеги!

Мы рады рассказать Вам о работе нашего школьного консилиума! Я являюсь психологом и готова рассказать о моей роли в школьном консилиуме.

Прежде чем начать работу мы собираем вот такое согласие с  родителей.  (слайд 2)

Каковы  же функции психолога. (слайд 3)

- Диагностическая (проведение диагностики по всем блокам изучения личности)

- Консультативно – просветительская (данная работа проводится и с педагогами и с родителями)

Первую часть работу мы и обсудим (слайды 4,5)

Психологическое обследование складывается из следующих моментов:

  • 1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.
  • 2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками.
  • 3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.
  • 4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.
  • 5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.
  • 6.  Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей

В заключении  (слайд 6)

Выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.

С учетом выше сказанного нами разработана программа, включающая 5 блоков: (слайд 7 – 11)

  • Блок № 1. Диагностика пространственного восприятия; памяти (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н. И. Гуткиной).
  • Блок №2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; тест Пьерона-Рузера, «Сравни картинки»).
  • Блок № 3. Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л. А. Венгера, «Матричные задачи Равена», «Мозаика», логические задачи авт. Н. В. Бабкина, «Аналогия»).
  • Блок № 4. Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).
  • Блок № 5. Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной).

По итогам всех диагностик я  составляю представление психолога (слайд 12 – 13)

Кроме того составляется психологическая характеристика ( слайд 14 – 16)

Обязательно рассматривается динамика развития (слайд 17)

Коррекционно – развивающая работа строится и проводится после диагностики на основе всех результатов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль психолога в школьном консилиуме МОУ СОШ № 1 с. Варны педагог – психолог Медведева Е.О

Слайд 2

Согласие родителей

Слайд 3

Функции психолога Диагностическая Консультативно - просветительская

Слайд 4

Психологическое обследование 1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии. 2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками. 3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.

Слайд 5

Психологическое обследование 4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком. 5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий. 6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей

Слайд 6

В заключении Выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.

Слайд 7

С учетом выше сказанного нами разработана программа, включающая 5 блоков: Блок № 1. Диагностика пространственного восприятия; памяти (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н. И. Гуткиной ).

Слайд 8

Блок № 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; тест Пьерона-Рузера , «Сравни картинки»).

Слайд 9

Блок №3. Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л. А. Венгера , «Матричные задачи Равена », «Мозаика», логические задачи авт. Н. В. Бабкина, «Аналогия»).

Слайд 10

Блок № 4. Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).

Слайд 11

Блок №5. Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной ).

Слайд 12

Представление психолога

Слайд 14

Пример готовой характеристики

Слайд 17

Динамика развития

Слайд 18

Коррекционно – развивающая работа строится и проводится после диагностики на основе всех результатов