Основы православной культуры

Спирягина Евгения Викторовна

Проекты моих учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная конференция по защите творческих проектов, посвященная

памяти святого князя Владимира - Крестителя Руси

МОНАСТЫРЬ. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА.

Свято- Троицкий  Александра Свирского мужской монастырь

                           

                                                                                     

 

                                                                              Автор:

                                                                                Худякова Татьяна Александровна, 5 класс,

                                                                               МБОУ «СОШ №16»,Тбилисский район,

                                                                               станица Тбилисская                                                  

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 Спирягина Евгения Викторовна,

                                                                                 учитель географии, ОПК

                                                                                 МБОУ «СОШ №16»

ст. Тбилисская 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                    стр                                                       

 Введение……………..…………………………………………………………………….6

Глава 1   Явление  Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому……....7

Глава 2  Русской земли святой Александр Свирский…………………………………..8

Глава3  Свято - Троицкий Александра Свирского мужской монастырь……………...12

Глава4 Мощи преподобного Александра Свирского …………………………………..14

 Заключение……………..………………………………………………………………....15

Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………………16

Приложение ……………………………………………………………………………….17

Краткая аннотация

В наше время  проявляется интерес к истории нашей малой Родины, к истории православия, возрождению православных традиций. Всё это необходимо  для укрепления духовных связей поколений.

В представленной работе систематизирован материал  по вопросу духовного подвига человека во имя любви к Богу, рассмотренный на основе  истории Свято- Троицкого  Александра Свирского мужского монастыря.

Основным источником настоящей работы является историографический материал по истории монастыря. В процессе работы изучен материал о жизни и деятельности   Александра Свирского.

Создан информационный буклет, подобрана коллекция фотоматериала. Практическая значимость работы в том, что собранный теоретический, фотоматериал может быть использован на уроках истории, МХК,  ОПК.

Аннотация

             Цель данной работы систематизация материала  по вопросу духовного подвига человека во имя любви к Богу, рассмотренный на основе  истории Свято- Троицкого  Александра Свирского мужского монастыря. Основным источником настоящей работы является историографический материал по истории монастыря. В процессе работы изучен материал о жизни и деятельности   Александра Свирского.

Актуальность  данной работы заключается в духовно – нравственном воспитании, посредством православного наследия, ведь изученный, собранный материал поможет  разобраться в вопросе «Каким может быть выбор жизненного пути. Как совершается духовный подвиг».

Для написания работы использована энциклопедическая, научно – популярная литература.

 Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование  историко – системного метода.

Практическая значимость работы в том, что собранный теоретический, фотоматериал может быть использован на уроках истории, МХК,  ОПК.

  Введение

C давних времен монастыри служили духовным оплотом веры православного народа. Роль монастырей в истории России многообразна. Они издревле были центрами культуры и просвещения, в них переписывались книги, велось летописание. Существовали монастырские школы, больницы, приюты. Монастыри играли немаловажную роль в обороне городов и сел. За их мощными стенами население окрестных поселений укрывалось во время нападения врагов. Монашеские обители всегда строились в красивейших местах, в полной гармонии с окружающей природой.  

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении детей, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души.

На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, ремесленники и крестьяне.

Обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и очагами культуры и просвещения.

В 2014 году мой папа, Корнев Александр Иванович, посетил Свято- Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Он дома  много рассказывал о  монастыре, о жизни Александра Свирского. Рассказ меня очень тронул. Мне захотелось самой найти больше о монастыре, о житие Александра Свирского. Таким образом, темой творческой работы является Александр Свирский, его духовный подвиг, история монастыря.

Глава 1  Явление  Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому

В истории человечества известно два  величайших явления  милосердного Бога телесному человеческому взору, отраженных в иконографии. Первый раз ветхозаветному праотцу с Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому;  второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому «Приложение 1».  В глухих лесах Карелии более 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь  в виде Трёх Ангелов. Именно здесь, на этой Святой земле, второй Палестине, где произошло богоявление, был построен Свято – Троицкий Александра Свирского мужской монастырь «Приложение 2».  

Глава 2  Русской земли святой Александр Свирский

Александр Свирский – один из самых почитаемых на Руси чудотворцев. Много чудес явлено миру, связанных с его именем. Даже во время его жизни о чудных событиях, происходившим по молитвам Святого,  ходили легенды.  Почитание его было велико  и при жизни. Всего через 5 лет после блаженной кончины  царь Иван Грозный повелел посвятить один из Приделов Храма Василия Блаженного имени преподобного. Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, "по горячим следам" и отличается особой достоверностью.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении. 

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу.

После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст. Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре. Дни проводил в трудах, а ночи — в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.

Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал 
с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, 
в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «горящий столб». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан.

Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь», у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника спасала его. В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону .В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем. «Приложение 3».  

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее.

17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого. Преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси.

Глава 3 Свято - Троицкий Александра Свирского мужской монастырь  

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. «Приложение 4».  Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков. 
       Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера.
      Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим преподобным Александром в 1533 году «Приложение 5».   Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.

Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского, возведённый в 1644г. «Приложение 6».  

 Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь . Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. «Приложение 7».  На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга. 
      За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы,  когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского.
           Было  совсем тяжелое время.   В1918 г.  в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель-архимандрит Евгений. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы.      Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители —  Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители.
      

Глава 4 Мощи преподобного Александра Свирского

До революции 1917 года бесценная для всей России святыня - нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга

В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 года тайник был обнаружен. Мощи Александра Свирского были вывезены из монастыря в направление, известное только одному Господу Богу и самим вывозившим. Долгие поиски не давали результата. Только спустя 80 лет Господь открыл миру чудом оставшиеся сохранными нетленные мощи Преподобного. Мощи пребывали на Кафедре нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии  им. Кирова в  г. Санкт-Петербурге и значились как   «Неопознанный экспонат неизвестного мужчины».   

   В отличие от остальных экспонатов, тело преподобного было полностью с сохраненными кожными покровами. По словам анатомов ВМА, все внутренние органы были нетронуты. Было еще одно чудесное отличие: от мощей  источался дивной красоты аромат. В 1998 году вновь приобретенные мощи Александра Свирского были переданы в монастырь, им основанный. И сегодня пребывают  в монастыре «Приложение 8».

Заключение

Возникшие на Руси со времен принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости человеку. Уединенные обители доказывали, что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденными интересами есть жизнь высокая, духовная, состоящая в приближении к Божеству. Иноки уравновешивали своими духовными трудами ту чашу весов, на которой находились все людские грехи.  

Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории России. В нашей стране  обители монахов всегда были, есть и будут местом великого духовного подвига во имя Бога «Приложение 9».

Список   использованных источников и литературы:

  1. Православие. ру http://days.pravoslavie.ru/Life/life4547. 
  2. Монастыри http://serafim.com.ru/site/nstr_130.html
  3. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь./ Н.С.Мовлева.- М.: Рус. Яз. Медиа, 2005
  4. Православие. Полная энциклопедия. -СПб.:ИГ «Весь»,2007.- 145-148с.
  5. Бахметев А.Н. История Церкви для детей./А.Н. Бахметев - Изд. Белорусского Экзархата,2006.
  6. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы./Протоиерей Серафим Слободской.- Репринт. Изд.- СПб.: Кифа, 2006.

Приложение 1

       

Рис.1. «Троица» Андрей Рублев Третьяковская галерея

                     

Приложение 2

         

Рис.2. Икона «Явление Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому»

Приложение 3

Рис.3. Икона преподобный Александр Свирский

Приложение 4

Рис.4 Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Приложение 5

Рис. 5 Церковь Покрова пресвятой богородиц (1533-1536г.г.).

Приложение 6

Рис.6 Преображенский собор с приделом

преподобного Александра Свирского(1641-1644г.г.)


                           

Приложение 7

Рис.7 Часовня Святой Живоначальной Троицы

Приложение 8

Рис.8 Рака с мощами преподобного Александра Свирского

Приложение 9

Рис.9 Преображенский комплекс монастыря и Троицкий комплекс монастыря