Разработки уроков и мероприятий

Мероприятие интегрированное по русскому языку и математике "Русское царство и математическое государство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное внеурочное  мероприятие                                                                    Игра «Что? Где? Когда?»

 (русский язык + математика)                                                                                                       Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках русского языка и математики в 5 а  классе                                                                                                                                                                                                           МБОУ «Кошурниковская СОШ № 8»

Учитель русского языка Шелягина Татьяна Николаевна

Учитель математики Шкуратова Елена Александровна

Тема: Русское царство и математическое государство.

Цель: Закрепление, углубление  и расширение знаний по русскому языку  и математике  путем решения лингвистических и математических   задач.

Задачи:

  • создать условия для формирования УУД, адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную;
  •  развить коммуникативные навыки, умение работать в группах;
  • повысить интерес к изучению  русского языка и математики, показать важность  обоих предметов, их взаимосвязь.

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

Предметные УУД:

  • решение задач по русскому языку и математике;
  • выявление интересных сведений по предметам.

Коммуникативные УУД :

  • умение организовывать общение;    
  •  умение работать в группах, анализ возможностей каждого, планирование учебного сотрудничества, включающего умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации.
  • умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Познавательные УУД:

  • поиск,  выделение, обработка, преобразование информации;
  • выбор критериев для сравнения;                                                                                                    
  • знаково- символическое моделирование;
  • установление причинно-следственных связей;
  • перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное); 
  • работа с разного вида таблицами;
  • осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме                                                                                                                      

Регулятивные УУД :

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  •  планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • целеполагание;
  • осуществление самоконтроля.

Личностные УУД:

  •     привитие интереса к русскому языку и математике                                                                                        

ХОД УРОКА

Математик: Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости!

Филолог: Сегодня у нас необычное мероприятие под названием «Математическое царство. Русское государство». (слайд 1 )

Математик: Но прежде чем мы начнем, предлагаем, ребята, вам разделиться на группы. Анна и Роман, просим вас выйти и поочередно набрать свои команды.

Филолог: Займите, пожалуйста, свои места. У нас с Еленой Александровной возник спор, и мы никак не можем прийти к единому мнению.

Спор математика и филолога.

На экране слайд 2. «Математика  вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, -обаяние точности, полноты и системы».  Л.Толстой

Математик:  Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать слова… Но разве это труд?

На экране слайд 3 . «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Паустовский


Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней!

Математик: Чтобы доказать, что без чисел невозможно жить и что математика важнее,  я покажу вам отрывок из мультфильма, в котором сказочные персонажи помогут отстоять мою точку зрения (демонстрирует отрывок мультфильма, слайд 4).

Филолог: Хорошо, но и без знаний русского языка жить очень не просто. Ведь иногда жизнь человека зависит от одной запятой! Внимание на экран.

(демонстрирует отрывок мультфильма, слайд 5 )

Математик: Ребята, может быть, вы нас рассудите. Какой предмет важнее?

(Учащиеся выражают свое мнение, аргументируют ответы, доказывают, что оба предмета важны).

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Слайд 6 «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». А.С. Пушкин
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.Е.Жуковский     «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком». К. Вейерштрасс

Математик:  Сегодня мы убедимся на практике, что обе эти науки не только необходимы, но и взаимосвязаны.  Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». А насколько хорошо вы разбираетесь в русском языке и математике, проверим на нашем необычном мероприятии. Но, чтобы узнать название нашей игры, отгадайте сложный ребус. Для его решения вам понадобятся знания и русского языка, и математики.

На экране слайд 7 Ребус.

Устный счет.  (Ребята, решая примеры, расшифровывают название игры).

Филолог:

А давайте проверим, нет ли в названии ошибок? (Учащиеся отмечают, что не поставлены вопросительные знаки и каждое слово нужно писать с прописной буквы).

Ребус  разгадан. (На экране слайд 8) . Давайте пожелаем друг другу успехов, хорошего настроения, удачи. Сегодня не важен победитель. Главное, чтобы на нашем мероприятии царила доброжелательная атмосфера. Не забывайте, что важнейшими правилами работы в группах  являются взаимоуважение, умение  считаться с чужим мнением.

Слайд № 8

Математик: Правила игры.

                Команды по очереди выбирают номер вопроса, на который необходимо ответить в течение отведенного времени.

Обсуждение начинается после команды «Время».

Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку и объявляет, кто из игроков будет давать ответ.

В случае неверного ответа команды на вопрос, у соперников есть возможность дать свой вариант ответа. На размышление отводится по 2 минуты.

 У вас есть право воспользоваться 3 бонусами: дополнительным временем,  помощью зала, звонком другу. 

Филолог:  Условия понятны? Начинаем, и ваше первое задание - придумать своей команде название, девиз и выбрать капитана.

Математик: Право выбора первого вопроса предоставляется команде, победившей в мозговом штурме. 

(Каждой команде задается по 10 вопросов, если количество ответов совпадает, задается еще один вопрос).

1 команда

  • Наименьшее натуральное число…  (1)
  • Каких камней не бывает в море?  (Сухих)
  • Прибор для построения окружности?  (Циркуль)
  • На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (25)
  • Число, из которого вычитают.  (Уменьшаемое)
  • Как написать «сухая трава» 4 буквами?  (Сено)
  • Как называется результат умножения?  (Произведение)
  • ·Что будет, если чёрный платок опустить в красное море? (Намокнет)
  • В каких словах по сто согласных п? (Стоп)
  • Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (Нос)

2 команда

  • Результат вычитания.       (   Разность)
  • Сколько сантиметров в дециметре? (10)
  • Сколько килограммов в половине тонны? (500)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
  • ·Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
  • Сумма длин сторон многоугольника. ( Периметр)
  • Число, которое делят.  (Делимое)
  • ·Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
  • ·Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
  • . В каком слове сорок гласных а? (Сорока)

Команды поочередно выбирают номер вопроса, начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов в мозговом штурме. Слайд 10

Задания по математике.

1. В задании зашифрован математический термин. Реши уравнения и разгадай зашифрованное слово:

(23 – х) * 14 = 28

х : 3 –  8 = 20

505 : (х + 10) = 5

Запиши значение зашифрованного слова.

Ответы для расшифровки слова (выбери 3 числа с соответствующими буквами из предложенных ответов): 21 (ф), 25(а), 84(у), 111(к), 91(m).

Ответ: фут

2. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и  пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся  молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке –не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!» Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: молоко в кувшине, приворотное зелье – в бутылке,  живая вода – в банке, мертвая вода – в стакане.

           3. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

             Ответ: 1-ая спряла 800 гр., 2-ая -1600 гр., 3-я -2400 гр.

4.  

Ответ:

5 .Великий греческий учёный Пифагор к числу  математических наук относил арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Великий Пифагор  и его ученики имели к числам особенное отношение.

5 - символ цвета

6 - холод

7 - разум, здоровье

8 - любовь и дружба

Именно Пифагор и его ученики поделили все числа на чётные и нечётные.

А сейчас вы, современные школьники, попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.

Для этого: запишите все нечётные числа от 1 до 19. Найдите сумму первых двух, потом первых трёх, потом четырёх и т. д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?

Ответ: 4, 9, 16, 25, 36 … КВАДРАТЫ ЧИСЕЛ 

Задания по русскому языку.

  1.  В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Ответ: Большое поле без цветков

2. Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
-ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос- - - а-
На этой опасно устраивать игры,
-ос - - -  а - -
Эта оса на луну улетает,
-ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - -  а  - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос - а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

3.Угадайте, о каких словах идет речь.

  1. Суффиксы взяты из слова «значительный»,
    Корень из слова «переполненный»,
    Приставка и окончание – из слова «исключительный».  
  2. Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
    Приставку – в слове «выписать»,
    Корень – в слове «преподносить». 
  3. Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
    Приставка та же, что и в слове «приезд»,
    Корень тот же, что и в слове «подлежащее».

Ответ: Исполнительный, выносливый, прилежный.

4.Объясните, каково значение  фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава. Расскажите об историческом происхождении этих фразеологизмов.

Ответ: Бить баклуши- бездельничать, делать какое-то незначительное, простое дело.

Работать спустя рукава- небрежно, с ленцой, кое-как.

(Так как мы предполагаем, что историческое происхождение фразеологизмов вызовет затруднение, на слайде представлен ролик из передачи для детей и родителей, созданной  старшеклассниками Кошурниковской СОШ № 8. Из него пятиклассники узнают об истории этих фразеологизмов).

5.Переставьте части слов так, чтобы получилась известная  пословица.

не

ли

си

чи

че

ес

шь

хо

чи

ть

ес

ка

ла

ди

на

пе

Ответ:

ес

ли

хо

че

шь

ес

ть

ка

ла

чи

не

си

ди

на

пе

чи

Под 11 номером находится Музыкальная разминка.

Филолог: Ребята, а вы заметили, что помимо номеров на нашем табло есть картинки? Давайте посмотрим, что за ними спрятано. Оказывается, здесь представлены задания для обеих команд.

  1. Обыграть пословицу. При этом можно использовать подручные материалы, но нельзя разговаривать.
  2. Создать сказку о важности русского языка и литературы, используя данные слова.

Математик: Итак, ребята, пока Татьяна Николаевна подсчитает баллы, мы вместе со зрителями немного поиграем.

  • Она очень круглая.  Мы на ней живём  Похожа на арбуз.  Земля
  • Имеет форму креста. Такой символ есть на батарейках.  В математике это знак действия. Плюс
  • За это снижают отметки. Отличники их делают редко. На них учатся. Ошибки
  • Она показывает часть от «всего». Ей стреляют из охотничьего ружья.

    Барабанная …дробь

  • Она нужна, чтобы не говорить глупостей. - это когда одна мысль вытекает из другой.  Бывает математическая, а бывает и женская…логика
  • У него 3 стороны. У него 3 угла. У него 3 вершины. треугольник
  •  Его можно сложить из 4 спичек. Один из многоугольников. Вторая степень числа… квадрат
  • Имеет начало. Не имеет конца.  Бывает солнечным… луч
  • Им всё кончается в школе. Если бы его не было, никто бы ничего не учил. Бывает выпускной, а бывает вступительный… экзамен
  • В любой комнате их четыре. Маленьких туда ставят. Измеряется транспортиром…угол
  • Самое приятное на уроке. Самое неприятное   на перемене. Бывает ещё последний…звонок

Филолог: Вот и пришло время подвести итоги нашего мероприятия. Давайте проведем рефлексию. У каждого из вас есть стикеры, предлагаю приклеить их в выбранную вами колонку на доске: важен русский язык, важна математика, важны русский язык и математика.

Математик: А сейчас продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 35).

Я  узнал…

Мне было трудно...

Больше всего понравилось... 

Филолог:  Пришло время подвести итоги и  наградить победителей. Спасибо, ребята, за активную работу. Надеемся, что вы еще раз убедились, что русский язык и математика – интересные и важные предметы, и будете углублять и расширять знания по этим дисциплинам!

Литература.

1.Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС.Инновационная школа).

2.Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

3.Григорьев, Д. В.Внеурочная деятельность школьников.

4.Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М.:

Просвещение, 2010.

5.Интернет-порталы:  http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru                         «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/

Копилка уроков http://www kopilkaurokov.ru

 «Учителям.ру» http://www uchiteljam.ru

«Учительская.com» http://www uchitelskaya.com

 "Я - Учитель!" http://www ya-uchitel.ru                                                                               УРОКИ.NET - http://www uroki.net

6.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.                                                      7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия  к мысли. Система заданий : пособие для учителя /  под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010



Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов прозаических произведений

Ведущий

 Книга-учитель,

Книга – наставник,

Книга – мой верный товарищ и друг

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

КНИГА – это средоточие трех самых важных в жизни каждого человека людей:  справедливого учителя, верного друга и опытного наставника. Сегодня состоится именно такая встреча! А вы будете сегодня благодарными слушателями!  

Ведущий Добрый день, уважаемые гости, коллеги, наши юные конкурсанты! Мы рады видеть вас на школьном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика». В нашей школе этот конкурс стал уже традиционным .

В этом году к участию в конкурсе допускаются учащиеся 5-10 классов, не старше 17 лет.

СЛАЙД 3

Цели и задачи мероприятия:

1. Формирование сообщества читающих детей.

2. Расширение читательского кругозора детей.

3. Знакомство детей с современной детской и подростковой литературой.

4. Знакомство детей с произведениями русской литературы 18-21 вв., которые не входят в школьную программу.

5. Знакомство детей с зарубежной литературой.

6. Знакомство детей с региональной литературой.

7. Знакомство детей с возможностями современных библиотек.

8. Поиск и поддержка талантливых детей.

Ведущий Сегодня мы поговорим о смысле человеческого бытия, вспомним подвиги героев Великой Отечественной войны,о безграничной материнской любви, прикоснёмся к таинственному миру природы, к истокам трепетного отношения к Родине, попытаемся найти ответ на вопрос: «Что есть добро?»

 Ведущий. 

Открывает наш конкурс «Песенка про книги», исполняют

(

Ведущий.

Сегодня на сцену выйдут 8 юных чтецов. Так как это конкурсная программа, то оценивать наших участников будет авторитетное жюри в составе:

по следующим параметрам:

-выбор текста произведения: органичность выбранного произведения исполнителю;

-грамотная речь;

-способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя;
-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

Оценка каждого критерия осуществляется по 5 – балльной шкале.

А чтобы настроиться зрителям на оптимистический лад, предлагаем  прослушать  «Песенку про книги», в исполнении

(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
1. Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
(2 раза последние две строчки)

2. Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и науки –
Надёжное средство от скуки.

Ведущий.  Длительность выступления каждого учащегося – от 2 до 5 минут.

Уважаемому жюри предстоит нелегкая работа, и мы им желаем плодотворной работы. Участникам – успеха! Зрителям – полезно и интересно проведенного времени.  Конкурс юных чтецов «Живая классика» начинается. 

Ведущий. Андрей Платонович Платонов (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов) (1899-1951).  Родился в семье машиниста и был старшим ребенком в многодетной семье. Бурная и бескомпромиссная борьба за светлый мир будущего, стремление добиться правды и многочисленные рассказы, посвященные человеку труда, каким собственно, был и он сам, характеризуют творчество писателя. В основу рассказа Платонова «Одухотворенные люди» положен действительный факт – подвиг моряков-севастопольцев, бросившихся с гранатами под танки, чтобы остановить врага ценою собственной жизни

 Ведущий. В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
 

Рассказ «Одухотворенные люди» читает Орлов Илья

Ведущий. Ушинский Константин Дмитриевич (1923-1971)— великий русский педагог, профессор, преподаватель русской словесности. Автор первых в России учебников для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров. Отношение человека и животных характеризует творчество многих известных писателей. К. Ушинский – не исключение Сказку «Слепая лошадь» читает Гобро Владислава

Ведущий. Киселева Мария Степановна - незаслуженно забытый прозаик, поэт. В 1951 г. окончила 1-й Московский Московский государственный институт. Основная тема ее творчества - жизнь сельской детворы. Книги М. Киселевой издавались также в Англии, Франции, Индии, Болгарии.О силе материнской любви написано много произведений Но сегодня вашему вниманию будет представлен отрывок о сильных чувствах дочери к своей маме, которой нет рядом.

Отрывок из повести «Верните мне маму!» Читает Яковлева Елена

Ведущий. Борис Александрович Ганаго– известный белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг, организатор и преподаватель в минской епархии, Лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии.

Рассказ «Машенька» прочитает ученица 5 класса Бочарова Таисия.

Ведущий Влади́мир Фёдорович Тендряко́в ( 1923 -1984) — русский и советский писатель, родился в д. Макаровская, в Вологодской обл. в семье сельского служащего. После окончания школы ушел на фронт, был ранен.  Автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни

Рассказ «Хлеб для собаки» читает Матузова Екатерина 

Ведущий. Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил Литературный институт. О блокаде Ленинграда написано много выдающихся произведений. Но есть один волнующий и незабываемый рассказ  называется «Девочки с Васильевского острова» Читает Слабнина Елена

Ведущий. Георгий Алексеевич Скребицкий ( 1903-  1964) - писатель-натуралист, «певец родной природы» родился в Москве в семье врача . С детства был влюблён в родную природу. Прославился замечательными рассказами для детей о животных, о красоте земли.

Расска «Четыре художника» читает Атабаева  Розалия 

Рассказ читает Атабаева Розалия

Ведущий.Голявкин Виктор Владимирович - советский художник, прозаик, книжный график.( 1929-2001) родился  в городе Баку. В 1953 году с отличием окончил художественное

училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры(

имени И.Е.Репина.  Основные темы произведений писателя - детская дружба, школа, семья, любовь к животным воспитание; герои его книг - малыши,

 Рассказ «Птичка» читает Салдина Татьяна.

 Ведущий. Вот и выступили все участники нашего конкурса. Сейчас жюри оценит ваше мастерство, а пока прослушайте Песню «Читать или не читать»,

Подведение итога жюри

Ведущий. Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Мы говорим вам всем спасибо за вашу любовь к литературе, за ваш труд и терпение! Поздравляем победителей и желаем достойно представить нашу школу на районном этапе конкурса.

.

В заключение предлагаю посмотреть ролик о пользе чтения