Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»

Рудюк Лидия Владимировна

Использование дидактических игр в развитии речи детей и обучение грамматике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»

 Рудюк Лидия Владимировна

 Воспитатель детского сада «Золотая рыбка»МБОУ школы №57 г.о.Самара
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».

Цель. Использование дидактических игр в развитии речи детей и обучение грамматике.

Задачи:

Обучающие. Учить подбирать слова антонимы; закрепить знание детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках; закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; закрепить умение выделять лишний предмет.

Развивающие. Развивать логическое мышление; умение выделять первый звук в словах и развивать умение составлять рассказ с опорой на вопросы.

Воспитательные. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос. Воспитывать добрые чувства.

Методы и приемы. Словесный: вопросы, ответы детей; наглядный: демонстрационный материал, картинки; игровой: дидактические игры; практический: самостоятельная деятельность детей.

Материал: цветы разного цвета, вырезанные из бумаги; предметные картинки; письмо, клубок, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа: заучивание физминутки; дидактические игры.

Содержание образовательной деятельности:

- Ребята, представляете, что у нас приключилось! Захожу я утром в группу, а в окно ветер дует, форточка открыта, а на полу конверт! Глянула я в окно, а там сорока на карнизе сидит, увидела она меня, махнула хвостом и улетела прочь. Вернулась я к конверту, решила без вас не трогать, но не удержалась и открыла, а там письмо. Давайте я его прочитаю.Открываем письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я вас всех приглашаю в гости. Письмо и карту я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень вас жду. Заяц»

Смотрите, вот лежит зайкина карта, а на ней дорожки, ведущие к его избушке. Давайте ее рассмотрим. Чтобы дойти до Зайчика, нам нужно пробраться через густой лес, заглянуть к Белочке в гости, пройти через полянку, переправиться через болото и пройти мимо берлоги прямиком к домику зайца. Нелегкий путь нам предстоит, потому что на каждой остановке нас ждут сюрпризы!

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»

Ребята, берем угощение и отправляемся на день рождения Зайчика.

– Посмотрите, какой густой, непроходимый лес впереди. Даже страшно дальше идти. А кого мы можем встретить в лесу?

-А чтобы убедиться в правильности ваших ответов я предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Найти лишнюю картинку из предложенных, так чтобы оставшиеся можно назвать одним словом. (Заяц, волк, лиса, петух и т. д.)

- Молодцы, значит, мы можем идти дальше. Но как нам пройти через этот лес? На карте указано, что где-то здесь живет белка. Надо осмотреться.

– Посмотрите, чье-то дупло на дереве! Наверное, это и есть беличий домик. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

Белочка: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я подарю вам волшебный клубок, он покажет вам нужную дорогу, иначе вы заблудитесь». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Вперед – назад

Далеко – близко

Вверху - внизу

Большой - маленький

Сладкий – соленый

Холодный - теплый

Длинный – короткий

Широкий - узкий

Сильный – слабый

Веселый – грустный

Высокий – низкий

Мягкий - твердый

Легкий – тяжелый

Толстый – худой

Храбрый – трусливый

Здоровый - больной

Белочка: Вот какие вы умные! А можно мне с вами к Зайчику пойти? У меня и угощение есть.(Орешки) Клубочек нам путь укажет, как из леса выйти, он тут каждую тропинку знает!

- Ну что, возьмем белочку с собой? (Да) Ну тогда, идем дальше.

– Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли. Смотрите, под кустиком сидит ежик. Ежик, подскажи, как нам попасть к Зайчику?

- Ежик: «Я помогу вам, если вы скажите про меня добрые, ласковые слова, а то в лесу совсем тоскливо, не от кого слов добрых не услышишь. Послушаю я вас, и самому на душе веселее станет».

Дидактическая игра «Скажи ласково»

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые мы говорим, и нам говорят другие, выражая свои чувства.

-Ребята, порадуем ежика?

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову. Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, котик, дорогой, сладкий и т. д.

- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием.

Ежик: Спасибо вам, столько приятных слов услышал, да еще и яблочко получил. А может, вы меня с собой возьмете? У меня грибочки припасены, я думаю, зайцу понравится мой подарок.

- Да, ежик, давай с нами!

- Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «У оленя дом большой» (музыкальная)

– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

Лягушка: Если выполните мое задание, я вам помогу, перекину мостик через болото.

Дидактическая игра «Назвать первый звук в слове»

На болоте растут кувшинки, а на каждой кувшинке кто-то сидит. Нужно определить и назвать первый звук в этих словах. (Бабочка, стрекоза, кузнечик, жук, муха, улитка, лягушка, паук, оса, пчела)

Лягушка вздыхает: «Ну ладно, ребята, ваша взяла».

- Молодцы, вы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик. А может, позовем с собой лягушку? Что скажете? (Да)

Лягушка: Спасибо, с большим удовольствием! Сейчас червячков соберу и пойдем!

– Ребята, посмотрите, берлога! Кто же там живет? (Медведь) . Ой, мы так шумели, что разбудили мишку!

Медведь потягивается: «Кто тут шумит? А что, весна уже? Как же мне хорошо спалось. А куда вы идете, ребята? » (к зайчику на День Рождения) К какому такому зайчику?

-Ребята, давайте поможем мишке вспомнить, расскажем про зайчика.

- Подберите слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой? » и «Что делает? » к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает? »

Зайчик /какой? / – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик /что делает? / – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.

Медведь: «Так это вы про Косого! Неужели я так долго спал? Эээх, надо бы подарочек ему принести. Спасибо, ребята, что разбудили меня! Вы идите, а я догоню, медок достану из своих запасов».

- Ну что, ребята, уже совсем немного осталось. Сколько заданий было, со всеми справились, молодцы! А теперь поторопимся, а то заждался нас уже Зайка.

Подходим к домику, где нас встречает зайчик, он принимает подарок и в благодарность угощает всех детей.

Зайка: Здравствуйте, друзья, я очень рад вас видеть. Знаю, путь у вас был не легкий, дорога извилистая и трудная. Вы справились со всеми заданиями? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Друзья, подходите к столу, угощайтесь.

-Ребята, давайте угостим пирогом наших гостей.