Почему ребёнок молчит?

Шевердина Ирина Владимировна

ПОЧЕМУ  РЕБЁНОК  МОЛЧИТ?

Ваш малыш растёт. С каждым днём он всё больше и больше включается в жизнь. Вот он стал останавливать глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки, вещи в комнате, поворачивает голову на звук, улыбается вам … И вот на 2-3-м месяце появляется гуление, а затем лепет. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которое издаёт ребёнок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведёт к возможности общения.

На 9-10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до 18-20-го месяца с лепетом. В 1,5-2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. В более позднем возрасте человек не может так легко овладеть языком. Дело в том, что мозг ребёнка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Его мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребёнку необходимый объём словаря и образцы правильной речи взрослых.

Дети гениальны в освоении языка – этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретённых человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к сожалению, бывает и такое: ребёнку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают дразнить его или не общаются с ним.

Визит к логопеду может закончиться диагнозами:

·        Алалия – неспособность овладеть средствами языка;

·        Общее недоразвитие речи (ОНР) – стойкое недостаточное владение различными средствами языка (словами, грамматикой);

·        Задержка речевого развития – временное недостаточное владение различными средствами языка;

·        Анартрия – полная неспособность членораздельно артикулировать, или дизартрия – частичная неспособность членораздельно артикулировать.

Анартрия и алалия – тяжёлые формы речевых расстройств, при которых ребёнок не может общаться с окружающими, а без речи он не может полноценно развиваться умственно.

Алалия – диагноз, который принято ставить детям до 3,5-4-х лет. В более позднем возрасте безречия, как правило, не бывает. Какие-то речевые навыки появляются. В связи с этим у детей с выраженными нарушениями речевого развития после 4,5-5 лет речевой дефект чаще всего обозначается как общее недоразвитие речи (ОНР). Слово «общее» означает, что у ребёнка не формируется не только устная речь, но отстаёт и способность понимать речь и, особенно, улавливать значение грамматически элементов языка. Детей с ОНР делят на группы соответственно степени тяжести речевого дефекта:

I – негрубое нарушение речевого развития;

II – более грубое;

III – резкое ограничение словаря и отсутствие фразовой речи;

IV – зачатки слов, присутствие лепетных фрагментов и пр.

Как это ни прискорбно, бывают и более сложные случаи, когда даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжёлые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное_ - синдром церебрального паралича (ДЦП).

Каковы же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребёнка и, прежде всего, его речевой функции?

Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на ту или иную патологию.

Во-вторых, причиной аномального развития ребёнка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжёлые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в том числе связанных с профессией).

В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. К великому сожалению, в наши дни случаи неблагополучных родов нередки. Особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия, - удушение. Асфиксия наступает из-за ранней отслойки плаценты («детского места»), при обвитии шейки ребёнка пуповиной и т.д. Далее по степени распространённости следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.

В-четвёртых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжёлых заболеваний головного мозга в доречевом периоде жизни ребёнка. К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа.

Если аномалии речевого развития ребёнка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребёнку занять своё место в жизни.

 

Источник: Т. Г. Визель «Аномалии речевого развития ребёнка», М.: В.Секачёв, 2010.