Коллегам

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагаются следующие консультации.

1)Использование динамических пауз, физкультурных минуток, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, релаксационных упражнений в работе учителя – логопеда.

2)Взаимодействие учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и воспитателя с детьми с общим недоразвитием речи.

3)Музыкотерапия в работе учителя логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование динамических пауз, физкультурных минуток, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, релаксационных упражнений в работе учителя – логопеда.

В своей работе учитель-логопед предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Поэтому возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, физкультминутки, динамических пауз.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая не напряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки и динамические паузы. Эти формы двигательной нагрузки являются необходимыми условиями для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. 

Динамические паузы

Динамическая пауза «Петух».

Утром встал петух на лапки.        Потянулись, руки вверх - вдох-выдох.

Приготовился к зарядке.        Рывки рук перед грудью.

Повернулся влево - вправо,        Повороты влево - вправо.

Приседание сделал справно.        Приседания.

Клювиком почистил клюв.        Наклоны головы влево - вправо.

Поскорее в воду плюх!        Присели.

Динамическая пауза «Дерево».

Руки подняли и помахали -Это деревья в лесу.

 Локти согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -Это к нам птицы летят:

Как они сядут, покажем. Крылья сложили назад.

Ветер тихо клён качает, Вправо - влево наклоняет.

Раз - наклон, два - наклон, Зашумел листвою клён.

 Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Физкультурные минутки

Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Упражнение «обними плечи»

И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня  плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

В норме упражнение выполняется 12 раз.

Упражнение «повороты головы»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голово посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом  после каждого вдоха.

В норме: 12 раз.

Упражнение «ушки»

И.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».

Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!

В норме: 12 раз.

Упражнения на мышечную релаксацию

Упражнение: «Ленивый кот»

Логопед предлагает детям превратиться в кота, на которого напала дремота.

Логопед:

«Ленивый кот спал, спал,

  потом проснулся, потянулся».

(Дети медленно потягиваются: встают на носочки, поднимают руки вверх и вытягиваются.)

Логопед:

«Хотел за мышкой побежать,

но снова решил лечь и помечтать».  

(Дети медленно опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «мечтают». Всё тело расслаблено).

Упражнение «На лесной опушке»

Дети лежат  на ковре  с закрытыми глазами.

Логопед:

« Дети представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг  шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве  кузнечики, жужжат пчёлы…  Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи:  ароматно пахнут лесные цветы... Ветер доносит запах сосен.

Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. Запомните свои ощущения и захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».



Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и воспитателя с детьми с общим недоразвитием речи.

Одной из задач ДОУ является коррекция отклонений  развитии ребенка. Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов. Комплексное планирование и конкретизация задач образования, воспитания и развития личности ребенка является одним из основных способов оптимизации обучения.

Комплексный подход к организации всего образовательно – воспитательного процесса помогает обеспечить максимальное устранение нарушенной речи у дошкольников.

При взаимодействии учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и воспитателя решаются следующие задачи:

1). Оздоровительные – укрепление костно – мышечного аппарата, развития дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений;

2). Образовательные (познавательные) – формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, силы,  ловкости, выносливости, переключаемости и  координации движений; 

3). Воспитательные – умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание  детей с общим недоразвитием речи;

4). Коррекционные – развитие звуковой и смысловой сторон речи, голоса, темпа и ритма.

Таким образом, планирование педагогами образовательно – воспитательной и коррекционно – развивающей деятельности стимулирует дошкольников к достижению цели, развитию общей и тонкой моторики, обеспечивает положительный эмоциональный фон и устранение болезненной фиксированности детей на речевом дефекте.



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в работе учителя логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых состояний.

Целью занятий с использованием музыкотерапии являлось создание положительного эмоционального фона, снятие уровня тревожности, нервного перевозбуждения, развитие и коррекция психосенсорных способностей (увеличение концентрации внимания, активизация мыслительных процессов, ускорение процесса запоминания и т.д.), растормаживание речевой функции.

Звуковые композиции включают разные элементы: во-первых, природные звуки: а) водные шумы (моря, реки, ручья, водопада, дождя), б) шум листвы, в) голоса диких и домашних животных, включая птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых и других групп животных; во-вторых, классическая  и  народная музыка; в-третьих, колокольные звоны; в-четвертых, лечебная релаксационная музыка; в-пятых, голос человека: тексты для создания настроя и с целью отвлечения от негативных мыслей (стихотворные и прозаические).

 В результате музыкотерапии отмечается улучшение:

-концентрации внимания, что позволяет быстрее и качественнее запоминать тексты;

- артикуляционной моторики и речевой деятельности, что позволяет улучшить вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

- общего эмоционального фона, снятие агрессии, понижение уровня тревожности;

- развития общей моторики и координации учащихся;

-самочувствия обучающихся.

1. Упражнения, развивающие чувство ритма

Как свидетельствовали наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Развитие чувства ритма у детей с ЗПР происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку. Детей можно учить отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трехдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и соответственно будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений. В  работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, потешки («Сорока-сорока», «Капустка»), в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для  детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

2. Упражнения, развивающие пространственные представления

Эти упражнения помогают неконтактным детям освоить все пространство музыкального зала, а гиперактивным использовать это пространство целенаправленно. Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.

3. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики

Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.

Можно исполнять песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », использовать музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Нужно подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только  общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают », «идет коза рогатая»). Это способствует  развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.

4. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки.

Эти игры и упражнения направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

Например, игра «Веселая сороконожка»

Ход игры

В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется. Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

Игра «Музыкальное прикосновение»

Дети выбирают себе партнеров, затем становятся в два круга - один игрок стоит во внешнем круге, другой во внутреннем. Звучит энергичная музыка, и круги начинают движения в разных направлениях. Когда музыка внезапно затихает, ведущий дает команду, например: «Рука в руке!», после чего пары должны быстро найти друг друга и взяться за руки.

Игра «Обезьяны и попугаи». Игроки делятся на две команды. Одна команда - «попугаи», другая - «обезьяны». Звучит музыка. «Обезьяны» пытаются насмешить «попугаев». Они делает произвольные движения под музыку (прыгают, кривляются и т.д.). Задача «попугаев»-сохранить серьезный вид и не засмеяться.

Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей с ЗПР, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речевого творчества дошкольников по средствам

 ЛЕГО - конструирования.»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ № 156

Белозерова М.А.

Мурманск

2021 год


Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности.

Лего - это игровой феномен от латинского слова лего - собирать, конструировать, программировать.  Лего-конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях. Конструкторы стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов конструкторов, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Конструирование выполняется воспитанниками в форме проектной деятельности, может быть индивидуальным, парным и групповым.

Можно различить три основных вида конструирования:

1).По образцу

2).По условиям

3).По замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что

нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. 

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

– Концентрацию внимания.

– Мелкую моторику.

– Умение следовать образцу.

– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цели:

1.Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего,  пластина.

 Ход игры

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

Игра «Колодец»

Цели:

1.Автоматизация звука Л в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло,  предметные картинки со звуком Л.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

Цели:

1.Автоматизация звука С в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло,  лего-человечки, предметные картинки со звуком С.

Ход игры

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры.  Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).

Игра «Картина»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов признаков.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов антонимов.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

Использование ЛЕГО-игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативное отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.

Библиография

1)Мамрова В.Н. Лего-конструирование в детском саду

Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Челябинск, 2014  .

2)Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002.