Работа с родителями

Спраговская Ольга Викторовна

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.  Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» города Асино Томской области

                                         

Мастер-класс

для родителей

             «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста »

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

 учитель-логопед

2016г.

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в               домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  в работе с детьми.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка,  презентация, мнемотаблицы, листы с заданиями, фломастеры, маркеры.

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

(слайд 2)

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы,  фонетико - фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

(слайд 3)

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

     В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память - это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память.

     Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

(слайд 4)

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому то и способствует мнемотехника. Слова К.Д.Ушинского, “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.  

(слайд 5)

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

(слайд 6)

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы - это дидактический материал

Их можно использовать для:

обогащения словарного запаса;

обучения составлению рассказов;

пересказов художественной литературы;

отгадывания и загадывания загадок;

заучивания стихов.  

(слайд 7, 8)

Используя мнемотехнику, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

(слайд 9)

Мнемотаблицы для составления  описательных рассказов  (об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 

(слайд 10)

Мнемотехника в заучивании стихотворения    

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

     На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.  

    Этапы работы над стихотворением:

  • взрослый (воспитатель, логопед, родитель) выразительно читает стихотворение;
  • сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает

стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

  • задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную

мысль;

  • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
  • читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
  • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    (слайд 11)

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.  

                      

     

(слайд 12)

Работа со скороговорками с использованием мнемотаблиц

  Работа с мнемотаблицей:

1.

-Сколько предложений в этой скороговорки?

-Сколько слов в первом предложении?

-Сколько слов во втором предложении?

Проговариваем первое предложение, затем второе предложение. Затем скороговорка проговаривается полностью.

 

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

2.

Проговаривание скороговорки с разной интонацией.

На столах сигнальные карточки:         

Один произносит свою строчку в вопросительной интонации, а другой в восклицательной.

(слайд 13)

Мнемотаблицы в разгадывании загадок

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.
Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. 
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
Загадка – это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение, составлять загадки, повторять, опираясь на схему.

(слайд 14,15,16)

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее.

Использование приемов мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

     

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс обучения становится интересным и быстрым.

Практическая часть.

Я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворений, скороговорок; разгадывания загадок.

    Перед Вами листы бумаги, картинки и  тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

     Наши  стихотворения, скороговорки, загадки  «нарисованы», мнемотаблицы готовы. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворения, скороговорки, загадки без опоры на текст.

Рефлексия:

Рефлексия участников  по трем вопросам:

  • Цели прихода на мастер-класс;
  • Что взял полезного;
  • Хочется ли что-то отметить.

В качестве экологической проверки был задан вопрос участникам, как изменилась бы эффективность мастер-класса (по их мнению), если бы они выслушали информацию о структуре и характерных особенностях мастер-класса, но сами не были бы вовлечены непосредственно в деятельность.

Подавляющее большинство участников отметило высокую ценность деятельностного подхода.

Литература

  1.  «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская.
  2. «Учимся по сказке» Т. В. Большева.
  3. «Веселые встречи» Л. Е. Белоусова
  4. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи». Омельченко Л.В.
  5. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Ткаченко Т.А.