Игровая технология

Щукина Анна Александровна

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_tehnologiya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология

в работе преподавателя дисциплин «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Правовые основы предпринимательской деятельности»

ГБОУ СПО МО

«Московский областной профессиональный

колледж инновационных технологий»

Щукиной Анна Александровны


Игровая технология

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет». Ф. Шиллер

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в средних профессиональных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся  к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

 - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Концептуальные основы игровых технологий:

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

В профессиональном образовании  игровая технология выполняет следующие функции:

- функцию социализации: игра позволяет обучающимся осознавать себя частью социума, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений, способствует усвоению норм и правил жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения;

- функцию самореализации: игра – это поле самовыражения, в котором студент проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя, игра позволяет построить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике студента и выявить недостатки опыта; в игре создаются условия для проявления самобытности человека, его неповторимости, уникальности;

- коммуникативную функцию: игра позволяет обучающимся войти в реальный контекст сложных человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- развивающую функцию: игра позволяет проявлять и совершенствовать различные качества и способности обучающимся и выявлять их интересы и наклонности;

- дидактическую функцию: игра облегчает вхождению с обучающимся в мир знаний, постижению основ наук, приобщение к социокультурному наследию;

- функцию коррекции: игра позволяет мягко внести позитивные изменения в поведение и личностные характеристики обучающихся, является средством преодоления различных трудностей, создает адаптивные условия для отношений со обучающимися и разрешения конфликтов;

- диагностическую функцию: игра позволяет отслеживать динамику интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста обучающихся;

- развлекательную функцию: игра доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию.

Идентификация технологии: технология на основе активации и интенсификации деятельности обучающихся.

Целевые установки: создание оптимальных условий обучения для каждого студента с учетом его личностных и психологических особенностей, используя как отправную точку и одновременно развивая, любознательность, глубокий познавательный интерес; возможность эффективной организации взаимодействия преподавателя и обучаемых, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

 Главные цели применения деловой игры на уроке дисциплины «Налоги и налогообложение» следующие:

  • Развитие мыслительных операций;
  • Углубление теоретических знаний;
  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;
  • Организация свободного времени;
  • Общение со сверстниками;
  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • Формирование исследовательского подхода к изучению чего-либо;
  • Развитие  качеств творческой личности;
  • Контроль знаний;
  • Активная познавательная деятельность и др.

Дидактическая модель технологии и процессуальные характеристики:

Современная дидактика усматривает в игровых формах обучения возможности эффективного взаимодействия преподавателя  и обучающегося, наиболее продуктивной формы их непосредственного и заинтересованного общения в деловом ключе.

Требования к игровым формам занятий:

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей обучаемых, проявляемых ими интересов, их развития и имеющихся знаний.

Преимущество использования игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения и воспитания, в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием.

В игре обучающийся осваивает различные роли и позиции: режиссера, преподавателя, сочинителя, руководителя и т.д. И чем разнообразнее роли и занимаемые позиции, тем разностороннее развивается будущий специалист, его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер. Использование игр в процессе обучения позволяет достичь значительных результатов: вызвать у слабых стремление подтягиваться до сильных, раскрыть индивидуальные способности, расширить общий кругозор обучающихся.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы:

1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий;

2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у обучающихся состояние затруднения;

3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;

4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений;

5) принцип двупланности игровой учебной деятельности.

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучающиеся усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе, навыки профессионального общения с людьми и управления ими).

 «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; обучающиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

«Разыгрывание ролей» — обучающиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

Деловая игра по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» призвана решать следующие задачи:

1. Образовательные:

- формирование у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации;

-  способствует расширению кругозора.

Положительное в применении деловой игры:

- как правило, обучающиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. обучающиеся учатся применять свои знания;

-  обсуждение способствует закреплению знаний;

- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры, обучающиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

2. Воспитательные:

- формируется сознание принадлежности к коллективу;

-  закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач;

- воспитание нравственных взглядов и убеждений;

- способствовать воспитанию самостоятельности;

- коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

3. Развивающие:

-  развивать логическое мышление, творческое мышление;

- способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет;

- способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей;

- способствовать умению участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

Активное применение игрового метода обучения повышает эффективность обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.

          Использование деловой игры при изучении данной дисциплины позволяет студентам не только лучше запомнить теоретические положения , но содействует  выработке необходимых будущему бухгалтеру  практических навыков, помогает понять механизм реализации норм  налогового  законодательства. Кроме того, проведение деловой игры позволяет сформировать умение ориентироваться в Налоговом Кодексе РФ.
        Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения,
в игре каждый студент  может проявить свои  личные качества,  знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются  ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия.

        Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.

К основным принципам организации игры относятся:

- поддержание игровой атмосферы,

- отсутствие принуждения  при вовлечении в игру, 

- развитие игровой динамики,

- постепенное углубление содержания заданий.

Структуру учебного процесса  на основе   игры можно представить  в виде этапов:

1.создание проблемной ситуации;

2. ход игры;

3. обсуждение результатов игры;

4. подведение итогов игры.

Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра   толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды  будет зависеть от всех участников.

Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у учащихся:

  •  умение находить пути решения, выработать общую точку зрения;
  • стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
  • умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;
  • профессиональные умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Использование деловой игры при изучении данной дисциплины позволит студентам не только лучше запомнить теоретические положения, но и будет содействовать выработке необходимых будущему специалисту практических навыков, поможет понять механизм реализации норм действующего гражданского, трудового, административного законодательства. Кроме того, проведение деловой игры позволяет сформировать умение ориентироваться в нормативно-правовых актах.

 Игра позволяет войти в реальный мир сложных профессиональных и человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы, а также умения вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми. И это очень важно для будущей специальности. Ведь бухгалтер, программист, банковский работник, специалист в области земельно-имущественных отношений – это не только специалист, обладающий необходимой профессиональной компетентностью, но и личностно-ценностным потенциалом. Специалист должен  иметь такие качества, как целеустремленность, открытость, коммуникативность, адаптивность, самообладание, настойчивость, ответственность, креативность, самокритичность, способность к анализу и самоанализу и другие важные качества. Многие эти качества формируются именно во время игры.

Даже имея очень скромные оценки по дисциплинам, на уроках с использованием элементов игровых технологий, такие обучающиеся получают высокие баллы, и, воодушевившись, начинают лучше учиться и получать более высокие оценки.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебной дисциплины.

Игра доставляет удовольствие, пробуждает интерес к познанию, и, после таких уроков улучшается успеваемость и посещаемость уроков. В игре присутствует азарт, дух группового и индивидуального соревнования, а для того, чтобы выиграть надо посещать занятия и хорошо к ним готовиться.

Включение в учебный процесс игр позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности студентов и делает сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным. Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, помогает чередовать теоретический материал с игровыми паузами.

Деловая игра  представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.

Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. Деловая игра проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

В процессе игры осваиваются:

  • нормы профессиональных действий;
  • нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

Можно сделать следующие выводы.

Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

Деловая игра «Урегулирование индивидуальных и коллективных споров» выполняет следующие функции:

1. Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.

2. Деловая игра требует от обучающихся, чтобы они знали раздел «Правовое регулирование трудовых отношений».

3. В игре обучающиеся учатся планировать свою работу, оценивать результаты, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к заданию, прорабатывать различные варианты решения проблемы с определением степени рисков и последствий принятых решений.

4. Результаты игры показывают обучающимся их уровень подготовленности, тренированности. Игра помогает в совершенствовании обучающихся, и тем самым побуждает их познавательную деятельность, повышает интерес к дисциплине.

5. Во время участия в деловой игре обучающиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.