Проектная деятельность в детском саду.

Криволапова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Подготовила: Воспитатель,

Криволапова Татьяна

Александровна

г. Ангарск

Паспорт проекта

Тема:  «Зимующие птицы нашего края».

Возрастная группа: старшая группа.

Срок реализации проекта:  30 ноября-4 декабря

Тип проекта: Краткосрочный, исследовательски - информационно- творческий.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель: Формирование представлений детей о зимующих птицах нашего края. 

Задачи:

  1. Способствовать формированию экологической культуры у детей.
  2. Способствовать обогащению  представлений детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях их поведения в зимних условиях.
  3. Способствовать формированию умений устанавливать связи между живой и неживой природой, умений наблюдать за птицами, анализировать, делать выводы.
  4.  Способствовать развитию познавательной активности.
  5. Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
  6. Воспитывать заботливое отношение к птицам,  желание помогать им в трудных зимних условиях.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам становится сложнее прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Проблема заключается в недостаточности представлений о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Задача взрослых – вызвать интерес детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

Этапы реализации проекта

  1. Начальный этап (подготовительный):
  • Подготовка информационной базы по теме проекта.
  • Выявление представлений детей по теме проекта.
  • Информирование родителей о начале проекта.
  • Организация родителей в помощи при сборе информации, в подготовке итогового мероприятия, в организации акции «Покормим птиц зимой».
  1. Основной этап:

Этап сбора информации: 

  • Реализация проекта через разные виды совместной деятельности  педагогов с детьми и родителями.
  • Проведение занятий, опытов, наблюдения, бесед, творческая деятельность,  рассматривание иллюстраций.

Этап обобщения информации:

Презентация детско-родительских проектов, оформление выставки, организация акции «Покормим птиц зимой».

  1. Заключительный этап (Рефлексивный):
  • Проведение развлечения «Открытие птичьей столовой»
  • Анализ результата проведенной работы
  • Выявление полноты раскрытия темы.
  •  Определение темы следующего проекта.

Предполагаемый результат: 

В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Развивающая среда группы пополнится: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

Дети проявят любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители примут активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Птичья столовая», «Разрезные картинки». «Лабиринт», «Зимующие птицы».

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Птичий двор», «В зоопарке», «Экскурсия в парк».

  • Театрализованная игра:

«Где обедал воробей».

  • Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках».
  1. Коммуникативная деятельность:
  • Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»,  «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц».
  • Просмотр презентаций: «Зимующие птицы нашего края», «Следы на снегу», «Нужна ли птицам зимой вода?»
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотоальбомов
  • Отгадывание загадок
  1. Познавательно-исследовательская деятельность:
  • Наблюдения: «Какие птицы прилетают на кормушку?», «За синицей», «За вороной», «За снегирем», «За голубем», «За воробьем».
  • Исследование: «Какие птицы передвигаются по земле?», «Ищем птичьи следы», «Когда заметны птицы?», «Как летают птицы?».
  1. Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Синичкин календарь», А.Яшин «Покормите птиц зимой», З. Александрова «Новая столовая», Е. Ильин «Снегирь», «Синица».
  1. Конструирование:
  • Оригами «Птицы на кормушке»
  • Изготовление кормушек с родителями
  1. Изобразительная деятельность:
  • Рисование: «Зимующие птицы», «Снегири и свиристели на кормушку прилетели», Раскраски «Зимующие птицы».  
  • Коллективная работа - Оформление стенгазеты: Акция «Покормите птиц зимой»
  • Лепка: «Лепим птиц»
  • Аппликация: «Птичья столовая»

Взаимодействие с родителями:

  • Подготовка презентаций с детьми
  • Организация и участие в акции «Покормите птиц зимой»
  • Привлечение к подготовке и проведению развлечения «Открытие птичьей столовой»
  • Консультации: «Наблюдаем за птицами», «Корм для птиц»


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения в рамках проекта «Зимующие птицы нашего края»

«Открытие птичьей столовой»

Цель: формировать у детей представления о зимующих птицах; о значении подкормки для зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Предварительная работа: Организация конкурса «Лучшая кормушка».

Ход:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались по очень важному поводу.

Зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

Ну, морозы, ну, морозы, нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы в серой корке ледяной.

Даже белки – непоседки в ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки, не вылазят из дупла.

- А как живется зимой птицам?

В суровые годы из десяти птиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от холода.

- Жалко? Очень жалко.

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам?

- А как?

- Правильно, вы дома с родителями уже сделали кормушки. Сегодня на наших участках будет открыта птичья столовая.

- Дети из подготовительной группы приготовили для нас стихотворение.

У нас под окошком береза стоит.

На ней птичий домик - кормушка висит.

И к ней на обед, с холодных ветвей,

Слетается стайка пернатых гостей.

Там дружно клюют снегири и синицы,

Воробушкам тоже есть чем поживиться.

Когда на кормушку садится вдруг галка,

То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.

Но только покинет тот домик она,

Как вновь мелких пташек кормушка полна.

Щебечут, чирикают между собой.

Наевшись, садятся на ветки гурьбой.

Зимой очень трудно найти им еду.

Нам надо помочь не попасть им в беду.

Поэтому птичкам поможем мы выжить,

Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать.

Подвижная игра: «Ворон и воробьи»

- Чтобы не замерзнуть, птицы придумывают разные развлечения. Предлагаю представить, что мы веселые воробьи, а наши родители вороны. Мы будем их дразнить, а они нас догонять.

- А знаете ли вы, что любят есть птицы?

 - В зимнее время птицы становятся, менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.

Игра: «Угадай на ощупь»

В игре участвуют 4 команды. Каждой команде дается по одному мешочку и предлагается определить  на ощупь, что лежит в мешочке (семечки, крупа, хлеб, семечки тыквы).

- Молодцы!

- А загадки вы отгадывать умеете?

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей)

Носит черненький  жилет,
И у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар

И кричит она:
- Карр! Карр! Карр!
(ворона)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку...

 (синица)

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая...

(сорока)

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее?

(Снегирь)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут...

 (клестом)

Хороводная игра «Мы сперва пойдем направо…»

- Сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых – вредителей, они не только сохранят немало зеленых насаждений в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

- Ребята из старшей группы №7 тоже приготовили для нас стихи про зимующих птиц:

Воробей

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою, 
Чик-чирик!
 

Снегирь

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу

Снегири и свиристели
В детский сад к нам прилетели,
На кормушки дружно сели,
Поклевали и запели…


И на сосны, и на ели
Наши гости прилетели,
Ищут шишки с семенами 
Дятлы бойкие с клестами.
Светит солнце, снег искрится,
Стайка птичья веселится.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- Как вы думаете, какие?

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- кормушку размещать не слишком высоко,  и не слишком низко, чтобы кошки не добрались до птиц.

- Ребята из старшей группы № 5 тоже приготовили для нас стихи:

Ах, вы милые мои
Снегири, синички!
Вам кормушку смастерил я –
Угощайтесь, птички.

 Отломлю кусочек хлеба 
И на крошки раскрошу 
И в столовую обедать 
Птиц в округе приглашу.

Вот у ног моих садится
Сизокрылый голубок .
« Здравствуй, голубь, 
Здравствуй, птица!»
Ты наверно одинок?»

Вдруг весёлой шумной стайкой
Прилетели воробьи,
Я скажу им без утайки,
Чуть нахальные они.

Трясогузки, свиристели -
Все обедать прилетели.
Подкрепились! И в полёт -
Небо синее зовёт!

Награждение:

- Вы вместе с вашими родителями очень посторались помочь нашим пернатым друзьям. Каких только кормушек не смастерили! Думаю, птицам они тоже понравятся, главное не забывайте вовремя подкармливать!

- По результатам детско-родительского голосования объявляем победителей конкурса!

 - По небу весело скользя, летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое! »

 «Торжественное открытие птичьей столовой» подошло к концу. Предлагаем развесить кормушки на наших участках.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Проект

Тема: «Признаки весны»

(старшая группа)

Составила: Воспитатель,

Криволапова Татьяна

Александровна

г. Ангарск

Паспорт проекта

Тема:  «Признаки весны».

Возрастная группа: старшая группа.

Срок реализации проекта: Март – май

Тип проекта: Долгосрочный,  «Исследовательско-творческий».

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель: Формирование первичных представлений детей о сезонных изменениях в природе весной. 

Задачи:

  1. Способствовать обогащению  представлений детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, характерные осадки, появление растительности, прилет птиц, особенности в животном мире.
  2. Активизировать родителей в совместной деятельности с детьми.
  3. Способствовать развитию познавательной активности.
  4. Разнообразить досуговую деятельность детей.
  5. Способствовать формированию умений устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), умений анализировать, делать выводы.
  6. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
  7. Вызвать положительные эмоции, чувства восхищения природой.
  8. Создать эмоциональный настрой детей (оформление группы к весеннему развлечению, изготовление подарков для гостей на праздник, создание итогового продукта).

Актуальность:

В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому, у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).

Актуальность данного проекта заключается в том, что он позволяет в рамках образовательного процесса в ДОУ способствовать  расширению, обогащению, систематизированию представлений детей о сезонных изменениях в весеннее время года. А также привлечь родителей непосредственно в образовательный процесс.

Предполагаемый результат: 

В результате выполнения проекта:

  • У детей старшей группы сформируются первичные представления о сезонных изменениях в природе весной;
  • Дети будут использовать добытые знания,  устанавливать связи между живой и неживой природой в  весеннее время года;
  • Родители проявят заинтересованность в развитии познавательных интересах детей, окажут необходимую помощь для реализации проекта;

Этапы реализации проекта

  1. Начальный этап:
  • Беседа с детьми «Что мы знаем о весне?», с целью актуализации и выявления сформированности представлений детей о сезонных изменениях в природе весной.
  •  Информирование родителей о начале проекта «Признаки весны».
  • Организация родителей в помощи сбора информации.
  1. Этап планирования:
  • К кому обратимся за помощью;
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Что мы можем получить в результате поиска.
  1. Этап сбора информации:
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Организация бесед: «Весна-красна», «Погода весной», «Обманчивый март», «Апрель, апрель - на дворе звенит капель», «Май»,  «Весеннее небо», «Первоцветы», «Куда бежит ручеек?», «Как растут листья?», «Жизнь деревьев весной», «Перелетные птицы», «Весна в жизни зверей», «Весна кончается - лето начинается»
  • Подготовка детско-родительских докладов на темы:
  • Как пробуждается природа?
  • Почему набухают почки?
  • Почему тает снег? Почему снег тает неравномерно?
  • Почему одни птицы прилетают, другие улетают?
  • Как изменяется жизнь животных весной?
  • Какие цветы и почему называются первоцветами?
  • Чтение художественной литературы:
  • Рассказов В. Бианки «Март», «Апрель», «Май» («Синичкин календарь»), С. Аксакова «Ледоход на реке Белой», М. Пришвина «Светлая капель», «Этажи леса», Н. Павловой «Ранней весной», «Весной»,
  • Стихотворений В.Берестовой «Весенняя сказка»,
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотоальбомов.
  • Организация наблюдений за растениями, животными, птицами, природными явлениями, трудом взрослых.
  • Организация экскурсий в парк, на водоем.
  • Организация опытов и экспериментов: «Опыт со снегом», «Измерение уровня снега в тени и на солнце», «Сила ветра», «Зависимость состояния воды от температуры», «Почему растет трава?».
  • Подборка пожвижных, дидактических игр, физминуток.
  1. Этап обобщения информации:
  • Создание книжки «Весна-красна».
  • Организация выставки детских  работ: «Певоцветы», «Перелетные птицы», Скворечник для скворца», «Веселый ручеек»; Рельефная лепка «подснежники».
  • Проведение развлечения: «Прилетайте к нам скворцы»;
  •  Презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
  1. Рефлексивный этап:
  • Анализ результата проведенной работы
  • Выявление полноты раскрытия темы.
  •  Определение темы следующего проекта.