Мультипликация. Создание мультфильмов.

Мультипликация в образовательном процессе - это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщеном мире.

Мультипликация необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач. Создание мультфильма - это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка,как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детсва, но преобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы. Работа над созданием мультфильма несет неоценимую пользу в развитии детского потенциала. Происходит раннее приобщение детей к новой творческой деятельности, в процессе которой ребенок осознает себя как творца, раскрываются его дарования, пробуждается любознательность, расширяются границы познания мира. Развивается речь, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются комму моторика рук,прививаются терпение и усидчивость.

                                                                                                                    

Ссылка на канал с мультфильмами, которые мы создали с детьми  

https://www.youtube.com/channel/UCB_woxXjUx4_vushi...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД в средней группе

«Путешествие в страну Мультландию»

Цель:

Развитие всех компонентов устной речи детей; связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

Употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и детенышей.

Учить  словообразованию  с  помощью  суффиксов.

Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, закрепить артикуляцию звуков

Развивающие:

Развивать диалогическую форму речи, умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них

Упражнять  детей  в  произношении  разных  звуков, закрепить  звук  «Р»,

Формировать связную речь, интонационную выразительность, используя метод озвучивания

Воспитательные:

Воспитывать  чуткое, доброе отношение  к героям мультфильмов и сказок, желание играть с ними или помочь в трудной ситуации.

Индивидуальная работа: София И, Маша О, Ярослав Г, проговаривать звук «р»

Материалы и оборудование: аудиозапись фоновая музыка», конверт письмо, конверт загадки, презентация  «Путешествие по стране Мультландия», наклейки Милае питомцы.

Ход  ОД:

Организационный момент: Психогимнастика «Поделимся теплом наших рук и улыбок»

 ( Дети  стоят  вокруг  воспитателя  у  него в  руках  конверт)

-  Ребята, к  нам  в  группу  пришло  письмо  от  героев  мультфильмов  и  сказок. И  вот  они  пишут ( зачитывает  письмо) : « Дорогие  ребята, мы  много  лет  развлекаем  вас  своими  мультиками, учим  добру  в  сказках, а  так  хочется  поиграть  с  вами  в  игры, которые  вы  играете  в  детском  саду. И  для этого  мы  приглашаем  вас  в  наш  волшебный  мир».

- Ну  что, ребята, примем  приглашение? Закрывайте  глаза  и  скажем: вокруг себя повернись в Мультландии появись!

(Дети  закрывают  глаза  и  произносят  слова, а  затем  вновь  открывают  глаза)

1 СЛАЙД МУЛЬТЛАНДИЯ

- Ну, вот  мы  и  в волшебном  мире, но  нас  никто  не  встречает, куда  же  нам  идти? МОЖЕТ ЕСТЬ КАКАЯ ТО ПОДСКАЗКА (находят конверт)

Дети, мы рады приветствовать вас в мультландии , мы с радостью будем появляться перед вами после того, как вы отгадаете о нас загадки

Вот первая загадка

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.(кот в сапогах)

2 СЛАЙД КОТ В САПОГАХ

Дети: - Это  сказка  « Кот  в  сапогах».

Кот: - Мр-р-р! Здравствуйте, ребята! Наконец-то  вы  оказались  у  нас! Я обещаю, у  нас  вам  понравиться, мы  для  вас  приготовили  разные  интересные  игры, а  моя  игра 

« Назови  ласково».

Дети  встают  в  круг).

- Я  буду  бросать  мяч  и  называть  слово, а  вы  это  слово  мне  будете 

 говорить  уже  уменьшительно-ласкательно. Например: дом-домик. А  теперь  слушайте  мои  слова  и  ловите  мяч:

 

книга –книжечка                              ложка – ложечка

рука – ручка                                      юбка – юбочка

ковёр – коврик                                  стол – столик

заяц – зайчик                                    цветок – цветочек

сумка – сумочка                               ветка – веточка                                

 телефон – телефончик

  - Здорово  было, молодцы, ни  разу  не ошиблись! Отгадывайте следующую загадку, вас ещё много  друзей ждёт.

Вторая загадка

Он испёкся в русской печке,     

Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный...(Колобок)

Дети: - Колобок!

3СЛАЙД КОЛОБОК

Колобок: - Я  рад, что  вы меня  узнали  и  пришли  к  нам, а  то  мне  совсем  скучно  с  дедушкой  и  бабушкой. Давайте  скорее  играть! Моя  игра  называется

« Мама, папа  и  их  детёныш».

Воспитатель  предлагает  детям  сесть  на  «модули-таблетки», которые  лежат  на  полу).

 - Я  буду  показывать  вам  картинку  с  изображением   животного, а  вы  мне  скажите, как  называют  папу, маму  и  детёныша.

Воспитатель  показывает  по  одному  слайду, дети  называют  слова  в  последовательности: папа – мама – детёныш).

 4 СЛАЙД

 Медведь – медведица – медвежонок

5 СЛАЙД

Олень – олениха – оленёнок

6 СЛАЙД

Заяц – зайчиха – зайчонок

7 СЛАЙД

Лис – лиса – лисёнок

8 СЛАЙД

Волк – волчица – волчоноК

9 СЛАЙД

Козёл – коза – козлёнок

10 СЛАЙД

Лев – львица – львёнок

11 СЛАЙД

Тигр – тигрица – тигрёнок

 Колобок: - Весело  с  вами, нисколько  не  запутались! Приходите  ещё!

- Ребята, мы  так  долго  в  волшебном  мире  и  все  с  нами  играют  в  игры, а  давайте  и  мы  научим  всех  сказочных  и  мультяшных  героев  весёлой 

 гимнастике.

Физкультминутка 

- Давайте  ребята, ОТГАДАЕМ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАГАДКУ И ПОСМОТРИМ, кто  ещё  желает  с  нами  поиграть.

3 ЗАГАДКА

Всем поможет от души,
Вот к ИА опять спешит.
Любит сочинять он вслух,
Кто же это? (Винни-Пух)

12 СЛАЙД ВИННИ ПУХ

Вини  Пух: - Ух-ух-ух! Наконец-то  и  я  к  вам  добрался! Вы  меня  правильно  узнали. Я  уже  наслышан  какие  вы  умные  и  сообразительные. А  я  тоже  хочу всё  знать!

Игра  « Какое  что  бывает?»

 Вини  Пух: - Что  бывает  зелёным? – огурец, крокодил, листья, цветы, ёлка, краски, помидор, нитки, лягушка, кузнечик, военная  машина.

- Что  бывает  новым? – шуба, валенки, платье, журнал, дом, мебель, картина.

- Что  бывает  маленьким? – котёнок, пуговица, мышка, брат, лисёнок, хомячок.

- Что  бывает  пушистым? – кошечка, шуба, шапка, снег, ёлка, волосы, лиса.

- Что  бывает  холодным? – чай, снег, компот, руки, погода, ветер, мороженое.

- Что  бывает  круглым? – стол, мяч, апельсин, яблоко, глаза, солнце, помидор.

Вини Пух: - Ух-ух-ух1 Вы  и  правда  очень  смышленые. Теперь  и  я  буду  много  знать. Ну, пока, до  встречи  в  мультфильме! Ребята, не  устали  путешествовать? Будем  ещё  отгадывать загадки?

4 загадка

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.(Лунттик)
13 СЛАЙД

Дети: - Лунтик!

Лунтик: - Привет, ребята. Вовремя  вы  пришли, мне  нужна  ваша  помощь. Я хотел посмотреть свой любимый мультфильм, а звука нет. Помогите  мне!

 Дети озвучивают короткий отрывок из мультфильма – «Лунтик»

Молодцы, ребята у вас всё очень хорошо получилось а сейчас давайте сходим с лунтиком в гости к другим жителям мультландии и посмотрим что они делают

Игра  « Кто  что  делает?». 

СЛАЙД 14,15,16,17,18

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза

Вот какие чудеса

Наши глазки отдыхают

Упражнения выполняют

А теперь мы их откроем

Через речку мост построим

Нарисуем букву о

Получается легко

Вверх поднимем

Глянем вниз

Вправо влево повернём

В путешествие пойдём

Воспитатель: - Ой, кто-то  шумит  за  шкафом, может  это  мышка? Давайте  посмотрим!

Дети  и  воспитатель  подходят  к  шкафу  и  достают  из-за  него  Буратино).

Буратино: - Ждал, ждал, когда  вы  позовёте  меня, но  не  вытерпел  и  решил  скорее  прийти  сам. Помните, как  называется  моя  сказка?

Дети: - Буратино!

Буратино: - Я  для  вас  приготовил  чистоговорки. Я  буду  читать  начало, а  вы мне  доскажите  конец.

 Игра  « Добавлялочки».

Ра-ра-ра – начинается  иг(ра).

Ро-ро-ро – у  мальчика  вед(ро).

Ру-ру-ру – продолжаем  мы  иг(ру).

 

Буратино: - Вот  если  бы  я  так  хорошо  занимался  в  школе  и не  пропускал  её! А то  не  слушался  папу  Карло…! А  что  из этого  вышло, вы  конечно  знаете!

Воспитатель: - Буратино, в  вашем  волшебном  мире  мы  бы  могли  ещё  долго  оставаться, нам  у  вас очень понравилось. Но  нам  уже  пора  возвращаться  в  детский  сад.

Буратино: - До  свидания, ребята! Приходите  ещё, все  герои  мультфильмов  и сказок  будут  вам  рады!

Воспитатель  прячет  Буратино).

Ну, что  ж,  будем  возвращаться!  Закрывайте  глаза  и  произнесем  волшебные слова: вокруг себя повернись в детском саду появись!

Дети  закрывают  глаза  и  произносят  слова).

Понравились вам наши приключения?

Где мы побывали?

Кто из героев вам запомнился?

Игры были сложными или интересными?

-молодцы ребята, и по доброй традиции на память о наших приключениях хочу подарить вам красочные наклейки.                                       


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Создание мультфильмов в домашних условиях»

Цель: повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе создания мультфильмов.

Задачи:

— создать условия для реализации единого подхода к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

— формировать элементарное представление о тайнах мультипликации;

— побуждать родителей анализировать собственную деятельность и деятельность партнеров по взаимодействию, обобщать и представлять результаты собственной и совместной деятельности.

— активизировать любознательность, творческую активность;

— содействовать в формировании и развитии способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогами в процессе создания мультфильма.

Участники: родители, воспитатели.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Ход собрания

Вступительное слово.

Чем удивить современного ребенка? Что, больше всего любят наши дети? Результаты опроса показали, что они любят играть в компьютерные игры и смотреть мультфильмы. Но ведь каждый из нас заинтересован в том, чтобы малыш вырос не простым созерцателем, а коммуникабельным, творческим, эстетически развитым человеком. Как же заинтересовать ребенка, отвлечь его от виртуального мира? Очень просто! Предложите ему создать свой мультик! Это увлечет его, объединит вас общим делом, и, что немаловажно, не потребует дополнительных материальных затрат. Ведь нужны будут только цифровой фотоаппарат или телефон, компьютер и любая программа для создания мультфильма.

Создание мультфильмов – дело интересное, увлекательное, вызывающее массу положительных эмоций у детей.

Ребенок – природный «одушевитель». Любая палочка или камешек для него полны жизни и могут превратиться во что угодно. Это и есть язык анимации («анимация» по латыни – оживление, одушевление) (Слайд 2).

Вводная часть.

История анимации очень богата. Начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций (Слайд 3).

С течением времени люди стали находить всё новые способы в действительности оживить нарисованные картинки, для чего создавались различные приспособления, которые, по сути, являлись прародителями кинематографических установок и проекторов.

В продаже стали появляться небольшие блокнотики с покадровым изображением движения человека или животного, которые оживали, стоило только перелистнуть все эти листы с определённой скоростью (Слайд 4).

Тауматро п (от др. -греч. — чудо и — вращение) — игрушка, основанная на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, они воспринимаются как один. Была эта игрушка особо популярна в Викторианскую эпоху. (Слайд 5)

Фенакистиско п (от греч. — «обманщик» и — «смотрю») — лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на феномене персистенции — инерции человеческого зрения. Изобретателем фенакистископа считается Жозеф Плато. (Слайд 6)

Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора.

Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал (Слайд 7).

В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы (Слайд 8).

Уо лтер Эла йас Дисне й — американский предприниматель, художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», ставшей мультимедийной империей «The Walt Disney Company».

Дисней стал создателем первых в истории кинематографа звукового и музыкального мультфильмов. (Слайд 9)

В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г. На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена» (1969 г., «Ежик в тумане» (1975 г.) и другие (Слайд 10).

Виды анимации.

Сегодня существуют большое количество разных видов анимации.

1. Перекладка. Вырезаем персонажей из бумаги и двигаем на плоскости. (Слайд 11)

2. Пластилиновая анимация. Лепим персонажей из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке, так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации) (Слайд 12).

3. Предметная анимация. Тут подойдут кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки (Слайд 13).

4. Песочная анимация. Не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т. д. (Слайд 14).

5. Смешанная анимация. Объединяются разные техники

Подвижная игра с мячом

А сейчас я предлагаю сделать паузу и поиграть. Прошу всех встать в круг. Правила игры просты. Бросаем мяч и называем любой мультфильм. Кто не может назвать – выбывает.

Этапы создания мультфильмов.

Процесс создания мультфильма состоит из нескольких важных этапов.

1 этап

Подготовить все необходимые материалы:

-Фотоаппарат;

— Штатив;

— Дополнительное освещение (лампа);

— Компьютер, программы для создания мультфильма;

— Диктофон, микрофон;

— Материалы для создания фона персонажей в зависимости от выбранной технологии. (Слайд 15)

После данной работы приступаем к самому процессу создания мультфильма.

2 этап

1. Продумывание замысла – для чего, с какой целью создается мультфильм, в какой технике, что мы хотим рассказать зрителю. (Слайд 16)

2. Составление сценария. (Слайд 17)

3. Подготовка фона и создание героев – в зависимости от той техники мультипликации, которую вы с детьми выбрали. (Слайд 18)

4. Сделать раскадровку (Слайд 19)

3 этап. Съемка, монтаж, озвучка. (Слайд 20)

1. Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см.

2. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду

Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.

3. После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.

4. Запись аудиоряда на имеющееся у вас техническое устройство.

5. Монтаж работы осуществляется в различных программах, удобных пользователю.

6. Создание титров. В титрах вы можете не только указать фамилии педагогов и детей – создателей м/ф, но и включить видео или фото материалы самого процесса создания м/ф. (Слайд 21)

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма, приведем некоторые из них:

— при съемке передний план открыт, ничего не загораживает персонажей;

— статичные предметы (фон) неподвижны в кадре, также не рекомендуется двигать штатив;

— можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т. п. ;

— в кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров, если это не предполагается по режиссерскому замыслу;

— во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина;

— вы можете использовать различные аудио эффекты (скрип двери, лай собаки, мотор автомобиля и т. п.)

Чтобы немного отдохнуть, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Морская история», которые сделали мы с ребятами.

Заключительная часть.

Я хочу всех поблагодарить за участие в сегодняшнем мероприятии. Надеюсь, вы сегодня получили массу положительных эмоций, узнали что-то новое для себя. Уверена, теперь ваш досуг дома с детьми будет более разнообразным, интересным, творческим. Творите и делитесь своей радостью! Спасибо за участие! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей  

Тема: «Пластилиновая анимация».            

Цель: Распространение и передача педагогического опыта по созданию пластилинового мультфильма в программе «Я творю мир»;  

Задачи: 1) обсудить с педагогами методические приемы использования данной техники в соответствии с системно-деятельностным подходом; 2) освоить технику создания мультфильмов из пластилина; 3) выявить и проанализировать возможные риски при освоении данной техники; 4) провести рефлексию мастер-класса;  

По окончании МК слушатели Узнают: • участники окунутся в творческий процесс создания анимационной продукции; • узнают, как делаются и двигаются пластилиновые персонажи мультфильмов; Смогут научиться: • на практике попробуют разнообразные способы лепки (объёмная, плоская, из цельных кусков, из деталей); • «оживят» работу участников мастер-класса, сделав маленький сюжет;  Методы: репродуктивный, практический.  

Материалы и оборудование:  Пластилин, стеки;  Пооперационные схемы лепки животных;  Фон: бумага для рисования, кисти, восковые мелки, фломастеры, ножницы, клей, салфетки, готовые иллюстрации из журналов;  Фотоаппарат со штативом;  Компьютер;  Компьютерная программа «Movie Maker»;  Карточки со схематичным изображением ролей;  

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка презентации, оборудования и материалов.  

Ход мастер-класса:                1.  Вступительная часть     - Уважаемые коллеги, я хочу сегодня поделиться с вами своим педагогическим опытом, своими наработками по созданию пластилинового мультфильма в программе «Movie Maker». Целью моего мастер-класса является, познакомить вас с техникой создания мультфильмов из пластилина.

        Работая с детьми, мы прекрасно понимаем, что в любом возрасте дети любят играть, смотреть мультфильмы. Наша задача как педагогов направить их потребности в нужное русло, через игру, просмотр и создание мультфильмов, мы должны научить детей учиться. Чтобы научить своих детей выполнять творческие проекты, необходимо самим научиться их создавать.  

                 2. Теоретическо-демонстрационная часть.  

      - Уважаемые коллеги! Что же такое «мультипликация»? (ответы)  Это увеличение, размножение кадров. Создание иллюзии движения неодушевленных предметов, которые в принципе не могут шевелиться и передвигаться.

      «Анимация» – дословно – «душа», то есть мы должны суметь показать эмоции персонажей. Мультипликация и анимация обозначают одно и то же, но в России чаще употребляют слово «мультипликация». (слайд 1)        Анимация бывает разных видов: (слайд 1)  Рисованная (перекладка);  Предметная;  Сыпучая;  Предметная;  Пиксиляция;  Пластилиновая;  Компьютерная;  Смешанная;      Мы поговорим, а также попрактикуемся, сегодня, в создании пластилиновой мультипликации. Пластилиновая мультипликация — это не только искусство, но и интереснейшая площадка для проявления индивидуальности ребёнка, развития интеллекта, речи, внимания, фантазии, воображения, позитивного отношения к миру! Она отличается своей реалистичностью! Ведь в отличие от виртуального мира компьютерных игр и рисованных мультфильмов, этот мир - объемный. У пластилиновых героев все, как у людей: они живут в настоящих домиках и ходят по настоящим улицам. Создание анимационного фильма – процесс долгий, кропотливый, но интересный.  

               2. Практическая часть. Презентация.  

   - И так, давайте приступим к работе. Для этого нам потребуется: Материалы и оборудование, которые вы видите перед собой.   - Для начала, я предлагаю распределить роли, необходимые в съёмочной группе. Мы их распределим с помощью перевернутых карточек со схематичным изображением роли.  Нам нужны: (слайд 2)  Режиссёр

 Сценаристы – 3 человека  Оператор – 1 человек  Помощник оператора – 1 человек  Декораторы, они же аниматоры – 7 человек  

И сейчас я приглашаю вас в импровизированную студию «Мультяшки». Предлагаю вам побывать в роли сценаристов, аниматоров, художников мультипликаторов и создать свой мультфильм здесь и сейчас. Команда готова, а я обращаю ваше внимание на этапы работы над мультфильмом.  

Этапы работы над мультфильмом: (слайд 3) 1. Идея. 2. Сценарий. Раскадровка. 3. Создание персонажей. 4. Создание фона. 5. Съемка сцен. 6. Монтаж. 7. Озвучание. 8. Сохранение. Давайте добавим красок, радость от прошедшего новогоднего праздника и создадим пластилиновый мультфильм. Я вам предлагаю создать мультфильм «Новогодняя ёлка для зверей», поэтому главными героями будут лесные звери.

Задание творческой группе:

- Съемочный процесс начинается с придумывания сюжета. Уважаемые сценаристы, перед вами лист ватмана, на котором нужно сделать раскадровку (покадровый сюжет). Я вам предлагаю 10 кадров, в которых вы нарисуете действие зверей по порядку схематично с помощью стрелочек. По вашим схемам будет составлен мультфильм. Каждая из схем является одной из сцен нашего мультфильма. (рисуют) - А мы переходим к следующему этапу – создание декораций. Уважаемые декораторы – приготовьте фон и персонажей (рисуют или выполняют в виде аппликации фон и лепят зверей). Вы же попробуете себя и в роли аниматоров, т. е. будете переставлять зверей в кадре. (делают)      Перед началом работы повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, стеками. Мы это с вами упустим, т.к. ограничены во времени. - А мы переходим к следующему этапу – съемка. - Обращаюсь к вам – операторы. Вы должны сделать в среднем 60 фотографий (1 минута готового мультфильма). Работать будет по алгоритму (он перед вами):

 

1. Аниматоры – сдвинули зверей или изменили их положение на 1 см. (слайд 4) 2. Помощник оператора – подал сигнал (ударил в бубен) 3. Оператор произвел съемку фотоаппаратом. 4. Сделать 60 – 70 кадров.  

- Сейчас я вставлю флеш–карту с кадрами движения зверей и загружаю программу. Затем фотографии помещаю на видеоленту в редакторе, устанавливаю время движения героев, музыку, под которую вы снимали, я помещаю на аудио дорожку и запускаю просмотр мультфильма в самом видеоредакторе. Внимание на экран! (просмотр мультфильма) -Уважаемые коллеги! Полагаю, что результат, который мы сейчас увидели, фрагмент маленького мультфильма, который вы сделали своими руками, не оставил никого равнодушным! Каждый получил тот заряд положительной энергии, который может дать удовлетворение результатом своей работы. Так и дети. Увидев свой мультфильм, они становятся уверенными в своих силах, они готовы к новой работе, к постижению новых творческих вершин. А для меня нет лучшей награды, и в этот момент я понимаю, что мой выбор именно такого метода как создание мультфильмов с детьми был сделан не зря. Я понимаю, что данная технология сложна тем, что педагог, решивший использовать её в своей педагогической деятельности, должен быть не просто уверенным пользователем компьютера, но и освоить специальные программы. Однако я полагаю, что совершенствоваться нам педагогам, просто необходимо, поскольку мы обязаны идти в ногу со временем, быть современными, чтобы без труда создавать такие условия для развития ребенка, которые бы открывали возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.  

              3. Рефлексия.     - Понравилось ли вам создания пластилиновой анимации?     - Насколько трудно/легко было выполнять?     - Есть ли желание продолжить работу?  

Итог: вы убедились, что процесс создания мультипликационных фильмов самими детьми является для них тем видом творческой деятельности, который удовлетворяет их потребностям в самовыражении, художественной деятельности, получения новой и полезной информации, в живом общении со сверстниками и взрослыми, что соответствует современным тенденциям (ФГОС).



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Детская мультипликация как путь к самостоятельному творчеству"

Больше всего на свете дети любят играть. А детская мультипликация - и есть, прежде всего, игра, в которой  ребенок может придумать и оживить своих героев, наделить их определенными качествами, проиграть разные жизненные и сказочные ситуации. Это, в свою очередь, способствует эмоциональному разитию ребенка, поскольку учит осознавать свои эмоции, распознать эмоции других, передавать их с помощью героев, их реплик.

Все дети - творцы. Абсолютно у каждого ребенка есть способности и таланты: одни склонны к изобразительному творчеству,  другиe - к конструированию, третьи - к сочинительству. Именно анимация как вид экранного искусства дает детям возможность в полной мере реализовать все творческие способности, потому что создание мультфильма - многогранный процесс, который включает в себя разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную и др. Вопрос о том, могут ли дети дошкольного возраста участвовать в создании мультфильмов, сейчас не вызывает такого сильного удивления  и непонимания, как, допустим, несколько лет назад. Создавать мультфильм можно, даже если у тебя есть фотоаппарат, ноутбук - это не так уж и сложно, с этим может справиться и ребенок.

Работа над мультпроектом стимулирует детей придумывать сюжеты для сценариев, создавать декорации и персонажей, озвучивать роли.

Создание мультфильма - серьезный проект, поэтому должна быть создана технологическая карта с разъяснением всех этапов работы .Здесь нет каких-то одинаковых временных рамок. Все зависит от сложности задачи, и, как правило, сроки ориентировочные. Например, чтобы создать мультфильм по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?», может понадобиться всего три занятия: на первом прочитать с ребятами стихотворение и каждый из детей должен выбрать себе героев, нарисовать их; на втором – ребенок дорисовывает нужные фоны в виде клеток в зоопарке, снимается весь мультик; на третьем – озвучивается, подбирается соответствующая музыка и монтируется.

А вот, например, над мультпроектом про космос можно работать долго, потому что потребуется  большая предварительная работа: поиск информации о космосе и строении Солнечной системы в книгах, презентациях (сколько же всего планет 8 или 9, что такое Луна), создание лэпбука по теме, запоминание названий планет с помощью мнемотаблицы, которую самим же можно и нарисовать, проведение опыта, помогающего разобраться с понятием «невесомость». И только после этого, вооружившись необходимыми знаниями, можно приступать к изготовлению героев, декораций, фонов и т.д. Иначе говоря, с каждым мультпроектом все очень индивидуально, но это всегда не только творчество и развлечение, но и активный процесс познания.

Для организации данной работы можно обратиться к опыту мультстудий, в которых работают профессионалы в этой области, готовые поделиться опытом, методами, приемами.

К вопросу о том, в каком возрасте надо начинать формировать технические способности, можно сказать, что основа закладывается еще в младшем дошкольном возрасте, когда мы развиваем мелкую моторику, знакомим детей с сенсорными эталонами, развиваем восприятие. Особенно интересным методом может стать решение открытых задач. Наша жизнь - сплошная открытая задача. И в процессе создания мультфильмов этих задач множество. Например, как  закрепить фотоаппарат так, чтобы он не двигался, если нет возможности приобрести штатив. К процессу решения этой задачи можно подключить детей и пробовать вместе с ними все варианты, которые они могут предложить: закрепить пластилином, обложить кубиками, использовать подставку и т.д.

Открытые задачи, проблемные ситуации предполагают возможность уникальных ответов и позволяют детям самостоятельно открывать неизвестные им факты. В открытой задаче нет ответа «правильно» - «неправильно», «хорошо» - «плохо». Дети предлагают то или иное решение, потом сами же его проверяют и опытным путем приходят к выводу, что же все-таки лучше.

В качестве решения открытой задачи рассмотрим пример из работы над мультфильмом про Новый год. Вопрос: «Из чего изготовить снег для мультика?» - предположения детей могут быть такими: вата, салфетки, обычная бумага, пена для бритья, пенопласт. Все варианты должны быть приняты к рассмотрению, и юные мультипликаторы должны исследовать, насколько подойдет тот или иной материал. Опытным путем можно установить: вата прилипает к пластилиновым героям. Пенопласт слишком легкий, разлетается во все стороны и излишне электризуется. Салфетки не видны на экране, так как слишком тонкие. Пена для бритья, хоть и выглядела эффектно в качестве сугробов, но перепачкала и руки и декорации. Таким образом, дети самостоятельно приходят к выводу, что снег лучше всего сделать для мультика из обычной белой плотной бумаги. Это и есть, поддержка детской инициативы и самостоятельности, а также развитие продуктивного и изобретательского мышления.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Создание авторского мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста»

      Мультстудия является универсальным образовательным пространством, внутри которого, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира воспитанника. Совместная деятельность детей и педагогов формирует доверительные, хорошие отношения между ними, вызывает массу положительных эмоций, является увлекательным и интересным времяпровождением. Также позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, а педагогам погружаться в мир детства.

Одной из задач педагога является поиск эффективных форм совместной деятельности педагога, и ребёнка. Современный человек владеет компьютерной грамотностью, использует компьютер в работе и повседневной жизни. Очевидно, что в эпоху информационных технологий наиболее эффективной формой совместной деятельности детей и взрослых будет являться использование информационных компьютерных технологий.

В связи с этим я рекомендую педагогам совместно с детьми заняться созданием мультфильмов, используя доступные современные технологии.

Собственный мультфильм – это увлекательный творческий процесс, масса эмоций и радость чуда – рождение самими созданного мультфильма.

АКТУАЛЬНОСТЬ МУЛЬТСТУДИИ:

• Новые знания (дети узнают об истории мультипликации, технологиях создания мультфильмов, их видах и многих фактах)

• Удивительный опыт (дети своими руками делают мультфильм и знакомятся со всеми этапами создания мультфильма: от придумывания сюжета до озвучки)

• Яркие эмоции (во время занятий в мультстудии дети играют, веселятся, фантазируют, знакомятся с другими ребятами)

• Всестороннее развитие (во время занятий дети получают знания, своими руками создают персонажа, придумывают сюжет, общаются с другими детьми, воображают и выстраивают сюжетную линию, тем самым задействуют очень широкий спектр качеств и навыков)

• Навык работы в команде (на занятиях ребенок пробует создавать мультфильмы вместе с другими ребятами. Это совместная работа, которая развивает командность и взаимовыручку)

• Взаимодействие с родителями (им предлагается придумать вместе с детьми сюжет мультфильма, придумать название, нарисовать или вылепить героев, изготовить декорации, озвучить персонажей мультфильма)

• Психологическая разгрузка (во время мультфильма, у детей происходит избавление от негативных эмоций, страхов и зажимов).

Необходимые материалы для создания мультфильма:

• Фотоаппарат;

• Штатив;

• Дополнительное освещение (лампа);

• Компьютер, программы для создания мультфильма;

• Диктофон, микрофон;

Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов:

1. Определение общей идеи мультфильма. 2. Придумываем сюжет вместе с детьми. Соблюдаем следующие КРИТЕРИИ: Герой для ребенка дошкольного возраста является наиболее значимой фигурой. По отношению к герою разворачиваются сложные процессы идентификации, которые оказывают мощное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Анализ персонажа включает:

Описание его внешности;

Описание действий, реплик, поступков, мотивов;

Отношения с другими персонажами.

Сюжет. Здесь необходимо обратить внимание на последовательность событий (завязка, развитие действий, кульминация, развязка). Дошкольники, особенно младшие, редко могут удерживать линию развития сюжета целиком, поэтому мы предлагаем анализировать микросюжеты, и их содержание соотносить с возможностью понимания их ребенком.

Ключевые моменты. Под ключевыми моментами подразумевается кульминация сюжета. Для ребенка они имеют большое значение. Их можно обозначить как ключевые личностные переживания.

3. Определяем технику анимации.

ВИДЫ АНИМАЦИИ:

Пластилиновая Анимация. Лепим персонажей из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке, так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации). Из пластилина можно слепить практически все. Кроме этого, работа с пластилином – это развитие мелкой моторики.

Сыпучая анимация. Снимаем мультфильм из сыпучих материалов – песка, манки, кофе, чая, елочных иголок и т. д.

Рисованная анимация. Каждый кадр рисуется отдельно или сюжет рисуется постепенно.

Силуэтная анимация. Из бумаги вырезаются фигуры (силуэты). Затем они передвигаются на верхнем фоне, а под ним находится источник света.

Кукольная анимация. Объемные персонажи устанавливаем на фоне декораций и фотографируем.

Перекладка. Перекладка в отличии от кукольной пластилиновой анимации не объемная, плоская анимация. Вырезываются персонажи из бумаги и двигаются на плоскости.

4. Дизайн персонажей (разработки внешнего вида, одежды, черт лица). В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

5. Создание фона и декораций для будущего мультфильма.

6. Съёмка мультфильма. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий необходимо распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Беру на себя роль режиссёра и руковожу всем процессом. Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.

7. Запись озвучки. Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т. д.)

8. Монтаж. Выполняется педагогом. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной компьютерной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8 кадров в секунду. Получается, что в одноминутном мультфильме около 500 кадров.

9. И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!

     Организация данной деятельности имеет следующие особенности:

      Особенность организации рабочего пространства для создания мультфильма предполагает специально оборудованное отдельное помещение, оснащенное необходимыми для детского творчества материалами. Для создания мультфильма в технике «Перекладка» предусмотрены краски (гуашь, акварель, пальчиковые, цветные карандаши, восковые мелки, сангина, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. Пластилин, глина, природные материалы (шишки, семена растений, гербарии, веточки, ракушки, камешки и т. д., а также сюжетные игрушки предусмотрены для изготовления «Объемной анимации». Сыпучие продукты (крупы, песок кофейные зерна и др.) - для «сыпучей анимации», а также технологические карты рисования персонажей, картинный материал, схемы изготовления мультипликационных героев и декораций (животных, людей, растений, строений, транспорта и т. д.) из разнообразных материалов (природного, пластилина, бумаги и др.). Данные пособия могут использоваться в зависимости от поставленных педагогом образовательных целей деятельности по созданию мультфильма.

Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света.

       Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием деятельности по созданию мультфильмов, определяющим направление работы педагога и детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. Педагогические цели данной деятельности могут быть направлены на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольников. После определения цели и задач мультипликационной деятельности с детьми, встает проблема выбора художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:

– простота и четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму,

– небольшой объем,

– простота и ясность знакомых детям образов,

– отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

     Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы, коммуникативной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования, продуктивной, изобразительной и конструкторской деятельности.

    Организация наблюдения и экспериментирования в процессе создания мультфильма заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи.

        Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям.

Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Мультфильмы как средство воспитания дошкольников»

      Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой.

Мультфильм можно (и необходимо) рассматривать, как одно из средств воспитания. И это действительно возможно при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

• расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями;

• помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение;

• показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

• формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей;

• развивают эстетический вкус, чувство юмора;

• мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источником знаний, и, несомненно, может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка

Какие мультфильмы можно назвать «полезными»? Те, в которых заложен смысл. Те, которые доступны ребёнку для его понимания. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.

Мультфильмы имеют широкий диапазон использования от простого просмотра, до создания собственной истории. Они развивают воображение, творческое мышление, снимают мышечное напряжение, помогают освоению социально-нравственных качеств.

Важно чтобы мультфильм был правильный, а рядом с ребёнком обязательно был взрослый, который бы помог ребёнку объяснить мультфильм и понять смысл, заложенный в нём.

В последнее время, к сожалению, телевидение и интернет наводнены мультфильмами, которые не несут под собой никакой смысловой нагрузки. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Родители, в силу своей занятости, усталости и других социальных факторов, пускают просмотр мультфильмов ребёнком на самотёк. Детям часто предоставляется самостоятельный выбор мультфильмов. И это ведёт к печальным последствиям. Особенно если ребёнок смотри Западные мультфильмы, где пропагандируется жестокость, насилие и т. д.

Дело плохо, если это:

«Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», «Крутые бобры» и т. д. и т. п.

Я не говорю, что это – плохие мультфильмы, просто они созданы не для детей – а скорее для взрослых. Что хорошего передаст ребенку мультфильм, в котором то и дело кто-то кого-то превращает в лепешку, где дерутся, кричат, ссорятся, скандалят, «по-дурацки» шутят и прочее… В Америке давно запретили показ по национальному телевидению мультсериала «Том и Джерри» - его признали агрессивным и опасным для детской психики.

Психологами также замечено: что дети, регулярно просматривающие такие мультфильмы, становятся капризными, требовательными, дерзкими, безосновательно плаксивыми или злыми. Особенно ярко эти качества проявляются после просмотра мультфильмов.

Это важно!

Человек, привыкший к острой пищи, никогда не откажется от пряностей… Так и в случае с ребенком: если его знакомство с мультфильмами начинается с подобной негативной видеопродукции - то он легко привыкает к острым ощущениям – к примеру, просмотру агрессивных сцен, и после этого - спокойные и добрые мультфильмы кажутся ему просто скучными.

Не будем заниматься обвинениями, конечно, не все иностранные мультфильмы губительны и бестолковы, но в общей своей массе, к сожалению это так. Поэтому, сейчас самое время, «оглянуться назад» и вспомнить о мультфильмах детства – старых, добрых, светлых, радостных историях.

Поздравляю. если это:

«Буратино», «Гадкий утенок», «Аленький цветочек», «Вовка в тридевятом царстве», «Варежка», «Кот Леопольд», «Крошка Енот», «Паровозик из Ромашково»… и другие проверенные замечательнейшие советские мультики.

Почему? Потому что сценарии этих мультфильмов составлялись с учетом педагогических и психологических требований к видеопродукции для детей. «Наши» мультики действительно создавались специально для нежных детских душ, которым предстояло жить в прекрасном светлом будущем, где всем хватит места под солнцем. Эти мультфильмы пропагандируют вечные ценности – добрые качества человека, благодаря которым добро неизменно побеждает зло.

Именно эти мультфильмы сейчас так необходимы нашим детям, да и взрослым самим не помешало бы лишний раз пересмотреть их. А вы, помните свои любимые мультфильмы детства?

В своей деятельности я использую именно эти мультфильмы.

Цель данной работы: содействие эмоциональному развитию личности и повышение уровня социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширение представлений детей о личностной сфере человека;

2. Развитие эмоциональной сферы ребенка;

3. Воспитание социально-нравственных качеств;

4. Развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу, жесты, речь;

5. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Правила проведения занятий:

1. Детей необходимо хвалить, поддерживать их инициативу.

2. Места для занятия должно быть достаточно. На полу необходим ковер, на котором можно полежать, посидеть, выполнить какое-либо задание (при необходимости);

3. Мультфильм является связующим звеном между упражнениями.

4. Игровые атрибуты для занятий, видео и музыкальное сопровождение можно варьировать, заменять, упрощать.

Занятия с использованием мультфильмов проводятся один раз в неделю. Длительность таких занятий составляет:

- 25 минут дети старшей группы;

Следует учитывать психические возможности детей.

Структура занятия:

I.Организационный момент

- ритуал – приветствия;

- введение в тему занятия.

II.Основная часть

- просмотр мультфильма с остановками;

- двигательные минутки (гимнастика для глаз, физкультминутки);

- психоэтюды (изобрази чувство, покажи настроение героя);

- упражнения направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, социально – нравственных качеств;

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация)

III.Заключительная часть

- рефлексия;

- ритуал – прощания.

Детям очень нравятся такие занятия. А мне нравится смотреть в их глаза и видеть там яркие огонёчки, которые зажигаются после каждой такой волшебной истории.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать».

Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет. На самом деле по силе воздействия мультфильмы можно сравнить с самым мощным психологическим оружием. Только вот каким? Злым или добрым? Полезным или вредным?
Обратите внимание на то, как дети смотрят мультики. Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок там, по ту сторону экрана. Теперь представьте себе, как делается сегодня любой мультфильм.
На киностудии работают не только художники, дизайнеры, программисты, но и детские психологи. Именно они и подсказывают, как сделать так, чтобы дети не отрывались от голубых экранов. А зачем они это делают? Все просто и одновременно сложно. Ведь создание мультфильма – это только часть айсберга. Вместе с новым мультиком компании выпускают огромное количество игрушек, например «человеков – пауков», раскрасок, комиксов, книжек, детской одежды. Вот и получается, что детей образовывают при помощи телевизора для того, чтобы завтра, увидев в магазине игрушек жуткое страшилище, они устроили родителям настоящую истерику и потребовали купить «вон того монстра» или «вот этот череп из «Пиратов Карибского моря». Вы когда-нибудь задумывались об этом? Нет? Тогда просто понаблюдайте за своими детьми.
О хороших мультиках и о том, как их определить.
Как понять, что мультик хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребенке, не сделает его злым, агрессивным, тревожным?
Вот что нужно сделать:
Правило №1. Посмотрите мультик сами.
Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить. 
Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание:
- не слишком ли агрессивны герои мультфильма;
- есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка;
- не слишком ли длинный мультфильм по времени;
- какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.
Правило №2. Долой телевизор без контроля.
Прислушивайтесь к своей родительской интуиции. Если она вам подсказывает, что мультик хороший, добрый, качественно сделанный и вам он, к тому же, понравился, тогда можете показать его ребенку.
Правило №3. Ограничьте время просмотра телевизора. 
А сколько времени ребенок может посвятить своему любимому занятию – просмотру мультфильмов?
Это зависит от того, сколько лет вашему ребенку. Если ему еще нет и 3-х лет, то тогда телевизор не должен присутствовать в доме даже фоном до тех пор, пока вы не уложите ребенка спать. Ведь время до наступления 3-х летнего возраста – это время постижения окружающего мира, и он должен быть максимально естественным.
От 3-х до 5 лет время просмотра качественных мультфильмов или детских телепередач не должно превышать 20 – 30 минут в зависимости от особенностей вашего ребенка. То есть, если малыш слишком подвижный, возбудимый, время просмотра должно быть как можно меньше.
Правило №4. Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка!
Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик. Ведь у каждого мультфильма есть своя возрастная аудитория. И ребенку 3-х лет будет очень страшно, а вовсе не интересно и не смешно, если вы покажете ему мультфильм для семилеток.
Правило №5. Не используйте мультфильмы (телепередачи), чтобы просто занять ребенка («пусть лучше смотрит, а не меня дергает!»).
Хотя соблазн, конечно, велик. Посадил свое чадо перед экраном – тишина и покой на достаточно продолжительное время обеспечены. Правда, нет никакой гарантии, что ребенок не проснется ночью от кошмарных сновидений по мотивам «любимых мультфильмов» или не будет драться в детском саду, имитируя манеру борьбы любимого монстра.
А что, если пообщаться вместо мультфильма?
А что, если телевизор «сломать», хотя бы на время?
Оказывается, времени этого самого, которого так не хватает. Станет намного больше. И о ребенке много нового и интересного узнаете.
А теперь поговорим о том, какие мультфильмы смотреть полезно и почему.

Мультфильмы, которые воспитывают и лечат.
Напрасно сегодня многие родители отдают предпочтение современным американским, японским или российским мультфильмам. Среди них едва ли найдется десяток таких, которые пойдут на пользу детям. 
Обратите внимание, продолжительность современных мультиков всегда час и более. Это очень вредно для здоровья детей.
Старые подзабытые советские мультфильмы создавались очень грамотными людьми, которые кое-что понимали в детской психологии. И мультики они делали не на продажу, а для пользы. Так вот эти самые мультики были, в основном, короткими, за исключением полнометражных по «большим» сказкам. Но и большие мультики показывали обычно частями. Чтобы детская психика не страдала. А что у нас сегодня происходит? Что смотрят наши дети?
Антиинструкция для родителей.
Чтобы понять, почему детям вредно смотреть телевизор, сделайте следующее.
1. Включите телевизор.
2. Посмотрите передачи каждого канала, хотя бы по 10 минут.
3. А теперь ответьте на вопрос: «Каким вырастет ваш ребенок, если хотя бы полчаса в день он будет смотреть эти телеканалы?»
Если вы – неравнодушный родитель, то, прочитав все вышеизложенное, вы поймете, что лучше создать свою домашнюю фильмотеку, чтобы использовать мультфильмы и хорошие детские фильмы для воспитания ребенка. Те мамы и папы, которые так сделали, ничуть не сожалеют о том, что их дети не смотрят телевизор. А о мультфильмах они говорят: «Главное - иметь побольше вариантов и знать, что и когда нужно использовать. Есть мультики просто для развлечения, есть интересные, познавательные. А есть немало таких, которые именно воспитывают. Ты будешь сто раз повторять ребенку, чтобы он чистил зубы, не боялся темноты, и результат может оказаться равным нулю. Зато мультфильмы могут творить настоящие чудеса».
Специально для тех родителей, которым интересен такой подход.
Десяток «волшебных» мультиков.
1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.)
2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть – мультик «Нехочуха» (1986 г.)
3. Ребенок боится темноты, собак… - мультик «Ахи-страхи».
4. Ребенок ленится – «Сказка про лень» (1976 г.)
5. Ребенок не умеет дружить – «Мой друг зонтик» (1982 г.)
6. Ребенок жадничает – мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.
7. Ребенок обманывает – «Замок лгунов» (1983 г.)
8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)
9. Ребенок не хочет учиться – «Наш друг ПишиЧитай» (1978 г.)
10. Ребенок хвастается – мультик «Лягушка-путешественница» (1965 г.)
В скобках приведен год выпуска мультфильма. Но пусть вас не пугает «эта старина». Сегодня все мультфильмы можно найти хорошего качества, а те черты, которые они воспитывают у малышей, будут цениться всегда.
На самом деле подобных мультфильмов значительно больше. Если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором, и в вашей семье все будет в порядке.
Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!

Использование мультипликационных фильмов

в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство - это время, когда у ребенка развиваются навыки доброжелательного поведения. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Также оно подразумевает воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым, детям с ограниченными возможностями, умения помогать им. Взрослые должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь вряд ли даст много поводов для фантазии, а скорее потребует постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоничная и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый на первый взгляд выход из любой жизненной ситуации.

Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он находится дома. Кроме этого ребенок смотрит мультфильмы в дороге (в туристических поездках, по пути в детский сад, если его везут в машине и т.д.), ходит с родителями в кинотеатры. Мультфильмы - неотъемлемое средство его социализации.

Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.

Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.

Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.

Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы - он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма.

Фактически ребенок видит на примере героя варианты выхода для себя, хотя до этого не видел их в своей жизни.

Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д..

Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов

Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать тутти их решения.

Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.

Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:

  • Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
  • Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
  • Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
  • Получение вариантов решения проблемы.

Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.

  • Какое у вас настроение после просмотра?
  • Кто из героев больше всего понравился?
  • Какие чувства испытывали герои?
  • Кто, наоборот, больше всего не понравился?
  • Что бы вы сделали по другому?
  • Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
  • На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
  • А в жизни такое бывает?
  • Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
  • Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
  • Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.

Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой.  Талант художника плюс технические возможности – и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.

Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1832 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион  - оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут.  Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры 
братьев Люмьер, то есть мультипликация стала известна французам даже несколько раньше, чем кинофильмы.

Далее развитие мультипликации, так же  как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль – еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении.  Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремился добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные мультипликаторысчитаютценным.
 
http://www.letopis.info/files/posts/imgs/258/fenakistoscop.jpghttp://www.letopis.info/files/posts/imgs/258/zagrujennoe_9.jpg

 

Еще одно яркое имя в истории мультипликации связано с Россией. В 1912 году Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». Этот деятель прославился своей любовью к насекомым. Он снял массу фильмов, им посвященным, и выглядели они на экране очень натурально. Владислав Старевич – тонкий психолог и талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.
 

 

Если в Европе съемка фильмов проходила практически кустарным способом, то в Америке с технической базой все обстояло гораздо лучше. Здесь и появился Уолт Дисней, который в 1929 году снял свой первый рисованный мультфильм с музыкальным сопровождением «Пляска скелетов».   Диснея принято считать отцом  мультипликации, его творчество заслуживает отдельного повествования, ведь только премию «Оскар» он получал 30 раз. Его опыт берут за основу и сегодня.

Впоследствии мастера кинематографа ввели еще одну интересную технологию – совмещение игры живых актеров и мультипликационных героев.

Заключение

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не всё что нравится – полезно. Когда ребёнку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть – родители его отбирают, но вот когда смотришь «плохой» мультик, то воспитываются, моральные качества, отчётливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сёстрам. Во многих мультфильмах ими наделяются главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т.к. положительным героям нужно подражать.

Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребёнка, а мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребёнка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми, подтвердилась.

И мы ещё раз убеждаемся, что мультфильмы отечественного производства лучше влияют на наших детей:

1. Наши мультики не яркие, в них часто используются 3-4 цвета, но при этом применяются полутона. Это позволяет развивать внимание, память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребёнок подключает эти функции.

2. Наша мультипликация создана на основе традиций русской сказки и даже классической русской литературы. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребёнок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определённую часть мозга. Кроме того сказка даёт ребёнку ответы на многие вопросы. То же самое происходит с мультфильмами.

3. Герои наших мультиков говорят хорошим русским языком, поют хорошие авторские песни.

4. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать. Наши мультфильмы детальнее, поэтому живее. Ежик «из тумана» такой реальный, а с Карлсоном так и хочется и хочется поиграть. Каждый из них по-своему смеётся, по-своему грустит.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы, достигнута.

Мультипликация – это даже не кино, а шире – культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно помнить, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радовать победами.


Предварительный просмотр: