Распространение педагогического опыта

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на МО классных руководителей

на тему: как мотивировать учащихся

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием «Россия в мире». Поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников на изучение данных предметов.   Термин мотивации относительно новый для отечественной педагогики термин. В советской педагогике считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации нет необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный. (слайд).

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока:

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия, учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.
  2. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой. Конкретные примеры я приведу позже.
  3. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия:

  • Рассмотрение ситуации. Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах. (случай в магазине и про Павла 1)
  • Событие, имеющее широкий общественный резонанс, (про Грузию и Абхазию. Осетию)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (фото Хрущева н. С. и анекдот)

Умер Хрущев. Идет по загробному миру и видит у всех на груди две буквы - ТК. Он побежал в загробное Политбюро к Вершителю Судеб и спрашивает: почему у всех буквы ТК, а меня обошли?

            - Сейчас дам указание, и тебе присвоят звание ТК.

            - А что это означает?

            - Вон видишь, Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом ходят - у них тоже ТК! Это теоретики коммунизма. Владимир Ленин вон читает на лавочке - творец коммунизма. Сосо Джугашвили, или, по-вашему, Иосиф Сталин, сидит, у него ТК означает тиран коммунизма.

            - Ну, а я, я кто? - допытывается Хрущев.

            - А ты - тля кукурузная!

Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущева ухудшилось?

            - Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего.

•        Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение.

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека)

«Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) 

Ценности демократии. Нужно понять цель урока, может послужить темой для дискуссии.

•        Произведения художественной литературы. В сказке Андерсена «Новое платье короля» король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

  • Ролевая игра. (случай с курткой)
  • Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

«Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя «Система» ... Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты «Браво» и «Мистер Твистер». (А. Троицкий)

  • Афоризм. «Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери» (Мережковский)Многообразие путей познания.
  • Видеосюжет. (Парфенов, 9 рота)
  • Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.
  • Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.
  • Структурированная учебная дискуссия.

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.



Предварительный просмотр:

Методический семинар: 10.12.2012г.

Формы индивидуальной работы

         со слабоуспевающими обучающимися и мотивированными на успех.

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. Российский учитель по традиции принимает всю ответственность за ход и результаты учения на себя. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Не все -  «заложники» наших учащихся. Сидят в классе ученик с познавательными  проблемами и нас ругают за двойку на ЕГЭ. Настоящий учитель – профессионал   анализирует  педагогическую ситуацию,  создает  для учащихся  возможности, но не подменяющие   их, не сажающий их себе нашею и не выполняющий  обязанности «бурлака на Волге». Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального.

Учащихся нашей школы  я  условно делю на 3 группы

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся.

Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить?

Чему учить?

Как учить?

КОГО УЧИТЬ?

Отставание ученика в усвоении предмета истории и обществознания  можно обнаружить по следующим признакам:

1.Низкий уровень умственного развития.

Учащийся не умеет:

-Устанавливать причинно -  следственные связи;

-Учитывать все признаки предмета или явления;

-Видеть общее ит.д.;

2.Несформированность учебных навыков

Ученик  не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное;  не может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

3.Отсутствие познавательного интереса.

С учащимся  никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

4.Низкий познавательный интерес.

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении  учебных задач.

5.Низкий уровень развития словесно – логического мышления.

Необходимо делать  большой упор на наглядность в изложении учебного материала,  обеспечивая   реализацию принципа  доступности  учебного материала.

6.Низкая работоспособность.

Проявляется в:

- утомляемости;

- истощаемости;

-  медленном темпе работы;

ЧЕМУ УЧИТЬ?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень  обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

КАК УЧИТЬ?

возможности учебного материала истории и обществознания:

-Создавать проблемные ситуации;

-Активизировать самостоятельное мышление;

-Организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

-Выстраивать позитивные отношения с группой;

-Проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения цели следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавая такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?».

Для развитие мышления, памяти и внимания:

  1. Упражнение – «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

  1. Упражнение - Исторический «Снежный ком»

 дополняя друг друга по предложению, учащиеся должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема (реформы советской власти, «Реформы Петра Ι»,  «Куликовская битва»  налоговая политика). Приём универсален  и позволяет охватить большую часть класса.

  1. «Понятийная эстафета»: предлагается  за определённый временной промежуток написать список  из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
  2. Перекрёстная дискуссия. В тетрадях учащиеся составляют следующую таблицу:

Аргументы «за»

Вопрос

Аргументы «против»

 

Согласны ли вы, что…

  • Революция 1917 года была неизбежна?
  • И.В. Сталин герой или тиран.

 

 

После обсуждения вырабатывается общая позиция по вопросу.

  1. Составление синквейна по изученному материалу. Этот приём хорош тем, что позволяет в краткой форме выделить, резюмировать характерные особенности изучаемого события или предмета.

Для повышения  познавательного  интереса применяются активные формы обучения:

  1. упражнение «Пиктограмма»:

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов или словосочетаний. Написание отдельных слов или букв не допускается.  Слова зачитываются с интервалом не более 30 сек. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени. Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30 – 40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

  1. Учащиеся получают  задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.).

  1. Исторический портрет . На экране даты, события, и т.д. Необходимо по данным определить историческую  личность.

Можно сделать следующие выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного похода в обучении.



Предварительный просмотр:

Кирилло-мефодиевские чтения

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Слайд 1. В условиях глобализации и обесценивания национальных и культурных традиций православие становится основой для формирования особой стратегии развития России в новом столетии. Православие играет существенную роль в распространении ценностей патриотизма и служения государству. И может стать основой для развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, а также в восточно-христианском мире, что будет способствовать укреплению позиций России на международном уровне.

За время истории существования предлагали немало моделей интеграции взаимодействия восточнохристианских и славянских народов.

Возьмем наиболее современные модели:

       Слайд 2.  Модель «Москва – новый Третий Рим». В ее основе лежит возрождение православия. Модель направлена на (объединения) консолидацию православных народов, имеющих общую историю, общие этнические корни. Межнациональные противоречия сегодня актуализируют проблему конфессиональных взаимоотношений.

          На протяжении своей истории Россия (обозначала) позиционировала себя как лидера не только православного, но и восточно- христианского мира, стремясь (объединить)консолидировать вокруг себя как православные государства и нации Восточной и Южной Европы, так и христианские народы Закавказья, Ближнего Востока, Африки (Эфиопия).

Многие исследователи данной темы обращают внимание на недостаточный уровень интеграции православных государств и народов.

       Слайд 3. Рассмотрим точку зрения А. Митрофановой. Она считает, что единственной силой, способной остановить процесс дезинтеграции православного мира может только Россия как одна из крупнейших стран мира, большинство населения которой составляют представители православных народов.

Слайд 4. В понимании многих православных народов Россия по-прежнему остается лидером православного мира, и если она претендует на роль великой державы и рассчитывает пользоваться авторитетом в мировой политике, то ей в любом случае необходимо подтверждать данный статус лидера православного мира, в том числе и в конфликтных ситуациях, угрожающих суверенитету или территориальной целостности православных государств.

Слайд 5. Современный философ Аркадий Малер напротив видит историческую миссию России в возрождении православно- византийских идеалов и ценностей. Считая «византизм — универсальной идеологией.

Слайд 6. «византизм — это не ориентация на византийское или московское наследие, а ориентация на те идеалы и ценности, на которые ориентировались сама Византия и само Московское Царство».

Таким образом, мы видим реальность воплощения православного проекта как основы государственной идеологии современной России, но данная задача потребует соответствующих преобразований и в политической жизни страны. Среди них мы можем выделить следующие ключевые направления взаимодействия Русской Православной Церкви и государственной власти:

Слайд 7.

1. Определить на государственном уровне и подтвердить в законодательном плане роль Русской Православной Церкви в политической жизни современной России. (Расширить сотрудничество церкви и государства в сфере интеграции славянских и восточно-христианских государств, противодействия экстремизму и терроризму, сохранить национальную идентичности и культурные ценности русского народа)

2. Активизировать РПЦ в деятельности образовательных учреждений и средств массовой информации. (Ввести в образовательных учреждениях соответствующие предметы, направленные на изучение православия как религии и культуры, прекратить антихристианскую пропаганду в СМИ и это станет одной из основ возрождения интереса к православию со стороны российских граждан.

3. Интеграция православного мира вокруг России. (Это прежде всего,  расширение отношений и всемерная интеграция с братскими Украиной и Беларусью как наиболее близкими в этническом и конфессиональном отношении странами, с которыми Россию связывает общая история и культура)

 4. В политическом плане необходимо совмещение традиционных православных ценностей с современной многопартийной демократией, при этом традиции соборности, присущие православию, могут быть использованы для развития институтов самоуправления, повышения участия граждан в процессе управления государством.

Только в данном случае можно говорить об успехе модернизационных процессов в современной России и возрождении престижа и влияния государства в международном масштабе.

Слайд 8. Перейдем к следующей модели.

Владимир Иванович Матвеев предлагает наиболее оптимальную модель модернизации современной России это возвращение к традициям, идущим от Киевской Руси к Московскому царству, Российской империи, Советскому Союзу.

По мнению исследователя, следующим шагом является:

Слайд 9. Консолидация восточнославянских народов, обладающих общей историей, культурными традициями, менталитетом.

Общеславянская интеграция – следующий этап в формировании единого православного сообщества.

И заключительный этап - распространение влияния России на русскоязычное население за Рубежом.

В заключении хочу сказать, что российскому государству необходимо обратить особое внимание на сохранение позиций Русской Православной Церкви на борьбу с негативными влияниями в российском обществе. Это является прямым залогом поддержания социальной стабильности российского государства, сохранения национального суверенитета и позиций мировой державы. Ведь значимость православия среди восточнохристианских народов прекрасно понимают политические деятели запада, которые прямо или косвенно разрушают православные ценности российского общества.

Слайд 10. Спасибо за внимание!

Список литературы:

 1. Митрофанова А. Политические религии в современном мире // Обозреватель. № 12 (79), 2004. // http://www.rau.su/observer/N12_2004/12_08.HTM 

2. Бондаренко В. Милошевич - герой славян // Завтра. 13 апреля 1999. № 15. http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/99 /280/11.html

 3. Малер А. Православие как идеология // http://russidea. rchgi.spb.ru/ideasinrussia/slovsr_old/index.php?ELEMENT _ID=1501

4. Матвеев В.И. К вопросу об этнорелигиозной соборности славянского мира: модели и пути интеграции // http://dcsummit.info/razdely/vera/1686-k-voprosu-ob-jetnoreligioznoj -sobornosti-slavjanskogo-mira.html

 5. Сагатовский В.Н. Национализм и восточнославянское единство. 2011. http://rusmir.in.ua/nay/1129-nacionalizm-ivostochno-slavyanskoe-edinstvo.html/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ Учитель истории МОУ «ОСОШ» Юмина Зульфия Галикарамовна

Слайд 2

Модель «Москва – новый Третий Рим» Национальная идея «Москва – Третий Рим» провозглашала целью исторического существования России сохранение под защитой государства Православной Церкви. « Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать ». Филофей

Слайд 3

Алла Митрофанова Обозреватель журнала «Фома», ведущая программы на радиостанции «Говорит Москва». В настоящий момент «не возникло ни одной по-настоящему универсальной идеологии, которая могла бы охватить весь православный мир, объединить его вокруг себя и вывести на международную арену как консолидированный субъект»

Слайд 4

Россия Россия – крупнейшая по территории и численности страна; Развитая в экономическом отношении; Сохраняет государственный суверенитет; Обладает древнейшими устойчивыми традициями; Единственная из государств обладает представлением о миссии великой державы.

Слайд 5

Малер Аркадий Маркович Исследователь и преподаватель философии, специализируется по русской религиозной философии, развивает философию христианского персонализма. С 2009 г. член Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.

Слайд 6

византизм Византизм — это политическая идеология Православной Традиции. Историческое развитие византийской идеологии можно отсчитывать с того момента, когда Христианство стало официальной государственной религией Римской Империи. Однако сам термин «византизм» в русский язык впервые ввел только в конце XIX века великий русский философ Константин Леонтьев, положивший конец размытым интуициям «славянофильства» и возродивший изначальную, сакрально-традиционную, фундаментальную Национальную Идею Московской Руси как наследника вселенской эсхатологической мисси Православной Империи — тысячелетней Византии (395-1453 ). Именно эта идея России как полноценного наследника Византии и называется русским византизмом.

Слайд 7

Направления взаимодействия Русской Православной Церкви и государственной власти: 1. Роль РПЦ в политической жизни современной России; 2. Активизация РПЦ в деятельности образовательных учреждений и СМИ; 3. И нтеграция православного мира вокруг России; 4. С овмещение традиционных православных ценностей с современной демократией .

Слайд 8

Матвеев Владимир Иванович Кандидат филологических наук, аналитик, политический эксперт, независимый журналист, экс-советник главы Госкомитета Украины по делам национальностей и религий, член Международной организации аналитиков-энергетиков IAEE, руководитель информационно-издательского направления Киевского Дворянского Собрания. Автор более 100 научных работ, многих публицистических и журналистских на русском, английском и украинском языках.

Слайд 9

От Киевской Руси к Московскому царству, Российской империи, Советскому Союзу 1.Консолидация восточнославянских народов; 2. Общеславянская интеграция; 3. Распространение влияния Р оссии на выходцев из Р оссии в других государствах

Слайд 10

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ» Автор: Учитель истории и обществознания ЮМИНА ЗУЛЬФИЯ ГАЛИКАРАМОВНА г . Стрежевой, 2017 г.

Слайд 2

«Смотри всегда на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят» (Китайская мудрость)

Слайд 3

н равствен- ность культура поведения справедливость сострадание любовь вера забота красота человечность доброта

Слайд 6

?

Слайд 7

Нравственные качества человека будущего общества должны складываться сегодня!

Слайд 8

Доклад на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ» Автор: Учитель истории и обществознания ЮМИНА ЗУЛЬФИЯ ГАЛИКАРАМОВНА г . Стрежевой, 2017 г.



Предварительный просмотр:

 Нравственные ценности и будущее человечества

духовный нравственный ценность

 «Смотри всегда на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят»

Китайская мудрость.

Будущее человечества, каким оно будет через несколько десятков лет, зависит сегодня от общества  в целом и от каждого взрослого человека в частности. Для того, чтобы жить в «безопасном» будущем, сегодня необходимо вкладывать духовные и нравственные ценности в подрастающие поколение.

В современном обществе остро стоит проблема формирования духовно - нравственных ценностей.  Переосмысление сформировавшейся ценностной ориентации, дополнение ее ценностями современного общества и отстающие во все времена высокими человеческими ценностями, такими как: вера, нравственность, справедливость, сострадание, любовь, человечность, забота, красота, доброта, культура поведения и воспитания.

Формирование и развитие духовно - нравственной ценностной ориентации происходит на всех возвратных этапах развития человека. На каждом этапе он приобретает определенный объем знаний, опыт ценностного отношения, у него формируется его духовный мир. Дом, семья, школа, книги, которые он читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведут с ним взрослые, общение со сверстниками - все это постепенно формирует систему его взглядов на мир, его мировоззрение.

Духовно - нравственное воспитание, прежде всего, должно исходить из семьи. С помощью родителей ребенок учится общению, взаимоотношениям с людьми, познает важность и ценность духовных и культурных ценностей.

Ребенок, воспитываясь в «здоровой обстановке» семьи вырастает более духовно - нравственным человеком, приспособленным к различным типам взаимоотношений в социуме. Такой ребенок имеет духовно - нравственные ориентиры, так как он усвоил истинные ценности жизни. Он имеет «нравственный стержень», который строится на убеждениях, «внутренних законах» и жизненных принципах, воспитанных в нем его семьей и обществом.

Сегодня дети, воспитываясь в семейном кругу и на проблемах, возникавших в семье, впитывают ту реальность, которая их окружает и диктует свои ценности. Большинство родителей заняты поддержанием материального положения семьи, попросту говоря, добыванием куска хлеба, и на общение с детьми тратят минимум времени, в связи с этим в настоящее время материальное состояние стало во главе, а духовно нравственные ценности отошли на последний план воспитания подрастающего поколения.

И несмотря на то, что наши учащиеся хотят быть более самостоятельными, для них наставник так же важен и нужен: - это человек, который знает все слабые и сильные стороны и помогает их корректировать и совершенствовать, который способен оказать помощь в жизненном самоопределении, организации самопознания, познание других людей - другими словами, оказать поддержку и прийти на помощь в трудную минуту в непростой период взросления. И этого наставника ребенок, сам того не осознавая, ищет в ближнем окружении.

Нас, взрослых, окружает сложный мир человеческих взаимоотношений, в котором порой, бывает очень трудно разобраться. А ребенок - индивид социально неадаптированный - и вовсе может оказаться в безвыходном положении. Как ему разобраться, что хорошо, а что плохо в этом мире? Как выбрать свою систему взглядов и убеждений?

В подростковом возрасте, когда учащийся проявляется в поиске себя, своего места в жизни, обществе, происходит попытка самоопределения и самоутверждения. Ребята делают самостоятельные первые шаги во «взрослую» жизнь. Этот возраст особенно важен для становления личности ребенка. Ведь именно в подростковом возрасте происходит «перекос» в нравственном понимании и восприятии ценностей.

Он пытается применить на практике усвоенные жизненные принципы и ценности. Происходит отбор жизненных ценностей, которые будут опорой для подростка в его жизненном пути, в его поведении и мотивации в его поступках. Нередко именно в этом возрасте подростки попадают в преступную среду, выбирая способом самоутверждения силу и власть над другими вместо духовно - нравственных идеалов, способствующих сохранению в человеке гуманного отношения к окружающим его людям. Они пытаются заполнить образовавшуюся пустоту духовности, нравственности агрессией, отчужденностью.

Поэтому именно этот возраст является тем периодом, после которого мы можем или обрести, или потерять ребенка для общества. В этот период он нуждается в поддержке, разговорах, беседах, необходимо чтобы он осознал важность выбираемого им образа жизни, меры поведения. Важно не только научить ребенка поступать в соответствии с определенными правилами, но и сформировать в нем тот стержень духовно - нравственных ценностей, который поможет ему в самостоятельной жизни быть Человеком и гражданином современного общества.

         И я как учитель истории и обществознания считаю, что о нравственных уроках нашей жизни надо помнить и рассказывать о них подрастающему поколению. Для этого нужно, чтобы каждый, кто участвует в нравственном воспитании, будь то священник, учитель, политик, родитель, - могли чувствовать необходимость следования нравственному закону. 

Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике. Невероятно уплотняется время в условиях информационного общества, мгновенно взрослеет молодежь, и все труднее дается ее моральное воспитание. И для того чтобы учащиеся обрели внутреннюю свободу, научились слушать и слышать, проявлять и развивать свои умственные, физические и нравственные качества, мы должны создать условия для работы и жизни самих учащихся.

И пусть они, молодые и энергичные, полные жизненных сил и дерзких планов, «выходят на дистанцию жизни», преодолевают препятствия, покоряют вершины и побеждают!