Инновационная деятельность на базе КФУ

Мингазова Лилия Талгатовна

Республиканская инновационная площадка на базе Казанского федерального университета:

Разработка, апробация и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора:

Тема 1. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования"

Моя тема : «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования по английскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Муралинская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района  Республики Татарстан»

Учебная программа

элективного курса

«АНГЛИЙСКИЙ ЭТИКЕТ»

                                              Мингазова Лилия Талгатовна,                                                                          

                                              учитель английского языка

                                              высшей  кв.категории,

                                              МБОУ «Муралинская основная        

                                              общеобразовательная школа

                                             Кайбицкого  муниципального района

                                              Республики Татарстан»

                                   

                                                     телефон сотовый: 89871850976

                       

                                                                 

2016  год

                       

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематическое планирование курса 

3.  Содержательная часть  курса

4. Требования к  результатам усвоения элективного курса

5. Информационное обеспечение

6.  Приложение

                               

                                 

                                  Пояснительная записка

В настоящее время в соответствии с Федеральным базисным планом и Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего среднего образования по иностранным языкам на старшей ступени общего среднего образования вводится система профильного обучения. В каждом профиле должны присутствовать курсы по выбору, ориентированные на предпрофильную подготовку.

Программа данного курса по выбору предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов  и рассчитана на 14 часов.

Основанием для разработки данной программы послужили следующие причины:

1. В современном мире контакты специалистов из разных стран все более расширяются, при этом возникает необходимость в большей или меньшей степени пользоваться языком в стране пребывания. При использовании языка важно иметь в виду и правила речевого поведения, которые связаны с установившимися в каждом обществе неписаными законами ситуативного применения языковых единиц. Правила речевого поведения связываются с речевым этикетом - национально специфичными и социально закрепленными стереотипами общения, позволяющими выбрать «ты» или «Вы», формы общения, уместные в данной ситуации приветствия и прощания, извинения и благодарности, поздравления и пожелания, разного рода проявления вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Это те знания в иностранном языке, которые в первую очередь стремится приобрести каждый, кому предстоит общаться с зарубежными коллегами.

2. Программы общеобразовательных школ не рассчитаны на изучение языка речевого этикета, столь необходимого в настоящее время, в связи с ограниченным количеством учебных часов, огромным количеством информации по предмету в других областях, недостаточным уровнем технического обеспечения учебного процесса. И даже те учащиеся, которые углубленно изучают английский язык, испытывают недостаток запаса тех фраз речевого этикета, которые они изучают в школе.

Данная программа поможет им восполнить те знания, которых им недостаточно, чтобы они свободнее и комфортнее чувствовали себя во время поездки за границу. Она дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером, способствует развитию ценностно-мировоззренческой компетентности. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, а также их профессиональной ориентации, поможет углубить и расширить знания по английскому языку, будет способствовать выработке самостоятельной работы учащихся.

Программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатить  себя  новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев. Они должны будут уметь говорить о манерах поведения англичан, упомянуть о существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.

Исходя из этого, повышается эффективность обучения иностранному языку и чрезвычайно важным является связь курса с другими учебными предметами, такими как русский язык, литература, география, информатика, этика, что, безусловно, способствует формированию и развитию более широких и разнообразных интересов учащихся, их склонностей и способностей. Все это создает условия для мотивированного практического применения иноязычных навыков и умений, дает возможность учащимся увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Сегодня знание различных языков очень востребовано. Понимать, разговаривать и общаться на иностранных языках дает возможность человеку расширить свой кругозор. Для того, чтобы этот процесс заинтересовал и был доступен для учащихся, создана программа данного курса по выбору. Актуальность введения курса «Английский этикет»» в общеобразовательной школе достаточно очевидна. Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, и, прежде всего, коммуникативной и информационной компетенции.

Каждая тема сопровождается соответствующей ее содержанию английской пословицей.

Цели курса:

  • обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения особенностей английского  речевого этикета;
  • формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.

Задачи курса:

  • ознакомление учащихся с фразами и выражениями речевого этикета для использования в заграничных поездках по изучаемой тематике;
  • активизация грамматических навыков, характерных для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета;
  • развитие навыков аудирования и чтения текстов страноведческого характера;
  • обогащение представления школьников об этике письменного и устного общения;
  • совершенствование умений вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета;
  • развитие коммуникабельности, толерантности и культуры общения;
  • развитие понимания и уважения ценностей, норм, специфики поведения представителей иных культур.

Программа рассчитана на учащихся одновозрастной группы, т.к. у этих учащихся уровень знаний, интеллект, интересы, развитие – общие. Находятся приблизительно на одном уровне, это их сблизит и учащимся будет более комфортно продолжать свое обучение и совершенствование в речевом этикете.

        При изучении курса большое значение имеют вспомогательные средства обучения:

  • раздаточный материал (дидактический);
  • словари;
  • видеофильмы  
  • функциональные опоры
  • драматизация

Основные формы обучения:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная;
  • самостоятельная работа учащихся.

В связи с тем, что изучение данного курса носит дополнительный характер, большое внимание должно быть уделено выбору форм и приемов работы с учащимися.

Для активизации процесса и поддержания интереса к курсу можно использовать:

  • ролевые игры;
  • проектные задания;
  • уроки-конкурсы.

Внеаудиторные формы работы:

  • составление конкретных ситуаций общения;
  • просмотр фильмов на языке.

Самостоятельная работа учащихся:

  • подготовка сообщений, диалогов, ролей;
  • подготовка проектов;
  • организация викторин;
  • оформление открыток, деловых писем

Необходимо приучать учащихся самостоятельно работать со словарями и первоисточниками.  

Контроль для выявления уровня овладения навыками устной разговорной речи должен происходить после отработки материала каждой темы. 

 Формы контроля

  1. Монологическая речь на темы:

         - «Позвольте представиться!»

         - Любимый семейный праздник (Mother’s day)

         - Традиционное блюдо

         -  Рождественское дерево

         - Подарки, сувениры

         - «Мое последнее путешествие».

  1. Диалогическая  речь  на темы:

         - Приветствие

         - Комплименты

         - «Приятного аппетита!»

         - Поиск работы

         -Отдых («Спорт»).

  1. Тест на знание грамматики.
  2. Тест на знание лексики.
  3. Письмо на темы:

         - Поздравительные открытки

         - Меню, заказ

         -Объявление в газету («Ищу работу»).

  1. Фронтальный опрос.
  2. Итоговый контроль. Защита проектных работ.  

Оценка отдельно по курсу не выставляется.

Данный курс является предпосылкой для активного участия в диалоге культур.

Программа дополнена приложением, которое содержит блок  к данному курсу.

Планируемый  результат

По окончании курса по выбору «Английский этикет» учащиеся должны:

  • освоить лексический запас, наиболее употребительный в английском языке в устной и письменной речи;
  • максимально приблизить его к общепринятым современным разговорным английским конструкциям;
  • соблюдать этикетные нормы межкультурного общения;
  • освоить навыки разговорного общения в стандартных жизненных ситуациях;
  • уметь ориентироваться в информационном пространстве;
  • подготовить презентацию или защитить проект по одной из предложенных тем, изученных по программе курса.

Знания, полученные в результате обучения, способствуют разностороннему развитию учащихся, их общему развитию и воспитанию, их склонностей и способностей. Все это дает возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.

                   

                                       

                               

 

Учебно-тематическое планирование курса

Тема

Часы

Содержание занятия

Форма проведения занятия

1

Вводное занятие. Ознакомление с планом курса. Приветствие. Как дела?

1

Грам-ка: Типы предложений и порядок слов.

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: нет

Прослуш-е: видео и монолог.

Говорение: О себе. Встреча

Традиционная (с использованием ИКТ)

2

Позвольте представиться

1

Грам-ка: Словообразование.

Чтение:Ознакомительное и поисковое чтение текстов по теме.

Письмо:  Личное письмо

Прослуш-е: нет

Говорение: О себе. Знакомство

Традиционная (с использованием ИКТ), работа в группах

3

Мимика и жесты

1

Грам-ка: Артикли

Чтение:Поисковое чтение по теме.

Письмо:  практические упражнения

Прослуш-е: Аутентичный текст

Говорение: Моя любимая поза

Работа в группах, мозговой штурм

4

Секреты повседневной жизни

1

Грам-ка: Артикли

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Написание личного письма по образцу

Прослуш-е: Диалоги

Говорение: по теме

Круглый стол

5

Правила поведения за столом 

1

Грам-ка: Имя существительное

Чтение: Просмотровое чтение.

Письмо: Мои правила

Прослуш-е: нет

Говорение: по теме

Групповая работа

6

Покупки. Подарки

1

Грам-ка: Имя прилагательное

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Написание личного письма по образцу

Прослуш-е: Диалоги

Говорение: по теме

Работа в группах, мозговой штурм

7

Семейные праздники

1

Грам-ка: Имя числительное

Чтение: Ознакомительное чтение текста по теме.

Письмо: Сочинение- этюд

Прослуш-е: Мой любимый праздник.

Говорение: по теме.

Традиционная (с использованием ИКТ)

8

Рождество

1

Грам-ка: Наречие

Чтение: Изучающее чтение по теме.

Письмо: Сочинение –высказывание личного мнения

Прослуш-е: нет

Говорение: Обмен мнениями

Круглый стол

9

Британская семья

1

Грам-ка: Предлоги

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Дневник путешественника

Прослуш-е: Диалоги

Говорение: по теме

Традиционная (с использованием ИКТ)

10

Традиционные британские обряды

1

Грам-ка: Модальные глаголы

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Написание статьи

Прослуш-е: Диалоги

Говорение: по теме

Круглый стол

11

Ищем  работу

1

Грам-ка: Видовременные формы глагола (дейст. залог)

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Написание личного письма по образцу

Прослуш-е: текст по теме

Говорение: Высказывание мнения.

Групповая работа

12

Отдых

1

Грам-ка: Видовременные формы глагола (дейст. залог)

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо: Сочинение с элементами рассуждения.

Прослуш-е: нет

Говорение: сообщение

Групповая работа

13

Фольклор Великобритании

1

Грам-ка: Страдательный залог

Чтение: Аутентичный текст.

Письмо:..

Прослуш-е:  песни, фольклор

Говорение: по теме

Традиционная с элементами ролевой игры

14

Заключительный урок

1

Говорение: Защита проектов и предъявление    презентаций 

Групповая работа (с использованием ИКТ)

Содержательная часть курса

Занятие 1.Приветствие. Как дела?

  Приветствие  друг друга при встрече в англо-говорящих странах. Правила и формы приветствия. Вербальное общение – вопросы и реплики в повседневной жизни.

Занятие 2. Позвольте представиться. Правила представления себя и своих знакомых.   Комплименты и отношения к ним. Способы поддержания беседы. Погода.

Занятие 3. Мимика и жесты.

Невербальное общение – язык мимики и жестов. Жесты согласия и несогласия.

Занятие 4. Секреты повседневной жизни.

Повседневная жизнь англичан. Конфликтные ситуации при разговоре с англичанами.

 Занятие 5. Правила поведения за столом.

Особенности национальной кухни. Блюда. Время и место приема пищи. Этикет за столом. Заказ. Меню английских ресторанов.

 Занятие 6.  Покупки. Подарки.

Подарки и сувениры. Правила английского этикета.  Формы преподнесения подарков.

Занятие 7. Семейные праздники.

Популярные семейные праздники в Великобритании. Традиционные блюда.   Поздравительные открытки.

 Занятие 8. Рождество.

Празднование Рождества:  канун Рождества, подарки, открытки, традиционные блюда, рождественское дерево, рождественские шутки, Санта Клаус.

Занятие 9. Британская семья.

Отношение британцев к семейным узам. Возраст для создания семьи. Дети. Распределение обязанностей супругов по ведению домашнего хозяйства. Одинокие матери и отцы.

Занятие 10. Традиционные британские обряды.

Свадьба: время для свадеб, приготовления, виды свадебных торжеств, распределение обязанностей, свадебные подарки.

Рождение ребёнка. Крещение. Двадцать первый день рождения. Похороны.

             Занятие 11. Ищем  работу.

Варианты поиска работы. Хорошо оплачиваемая, почасовая, временная,

неквалифицированная работа. Написание объявления в газету и составление

устного представления себя на определённую должность.

                Занятие 12. Отдых.

Выходные. Каникулы. Отпуск. Как британцы отдыхают. Спорт (скачки, крикет      и т.д.). Пабы. Садоводство.

Занятие  13. Фольклор Великобритании.

Детские стихи, рифмовки, считалки. Популярные народные песни Великобритании.

Занятие 14. Заключительный урок. 

Защита проектов и предъявление    презентаций.

Требования к  результатам усвоения элективного курса

Знания

Учащиеся должны знать:

  • Знакомство с новыми лексическими единицами и речевыми клише.
  • Отработка их употребления
  • Полное овладение разговорными речевыми клише, необходимыми для общения в той или иной ситуации.

Умения и навыки  

Учащиеся должны уметь:

  • Воспринимать на слух лексический материал.
  • Правильно употреблять данную лексику в речевых ситуациях (в рамках изучаемых тем).
  • Уметь соглашаться с мнением собеседника, возразить, выразить благодарность, сочувствие.

   

Информационное обеспечение

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Vaughan-Rees. M.  In Britain. Изд-во «Титул», 2002.
  2. Иванов А.О., Поуви Дж. «Английские разговорные формулы», Москва, Просвещение, 2000
  3. Подшивалова Л.В. Современный русско-английский разговорник.- Москва, ООО «Дом славянской книги», 2008.
  4. Д’Арси Адриан Валланс. «ReallyUseful English Idioms», Москва, Просвещение, 1989.
  5. Стайнберг Д. «110  игр на уроках английского языка» Москва, АСТ-Астрель, 2003.
  6. Мариненко Е.Н. Видеокурс «Английский язык для повседневного  общения», Обнинск, Титул, 2001.
  7. Островский Б.С. «Английский язык» (факультативный курс), Москва, Просвещение
  8. Буковская М.В. и др. Словарь употребительных английских пословиц. Москва. Изд-во «Русский язык», 1985.
  9. Химунина Т.Н. и др. «В Великобритании принято так (Об английских обычаях)». Москва, Просвещение,   2001
  10. Примерная программа  основного общего образования по иностранным языкам. Москва, Дрофа, 2008.
  11. Газета «Английский язык» (Приложение к газете «Первое сентября»).

12.  Л.Ф.Иванова «Welcome to Tatarstan», Казань, издательство ТАИ, 2007

13.   Журнал «Иностранные языки в школе». №3,2003, №5,2004

14.   Цветкова В.М. «Пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы».        

        Москва. Издательство «Глосса», 1999

15.   Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе».

16.  Мюллер В. Англо-русский словарь. – Москва: «LOCKID», 2002

17. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. – Москва: Новая школа,  

      1997.

18. Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles. The series of books “Exam Skills for

       Russia”. – Macmillan, 2006.               

   

 Список рекомендуемой литературы для учащихся

1. Бонк Н.А. Учебник английского языка. Часть 2. – Москва:  Деконт-Гис, 2000

2. Голицынский Ю.Б. Пособие по разговорной речи.- Санкт-Петербург, 2000

3. Гроза О.Л. и др. Английский язык нового поколения. 10 и 11 класс. – Москва: Титул, 2007

7. Malcolm Mann, Steve Taylore – Knowles. The series of books “Exam Skills for Russia”. – Macmillan, 2006

8. Словари различного характера               

             Список   интернет  -  ресурсов

  1. http://abc-english-grammar.com/
  2. http://www.fluent-english.ru/
  3. http://www.better-english.com/grammar.htm
  4. Online dictionaries and encyclopedias

                 5.  http://www.languages-study.com/ english-links.html

                 6.   http://www.study.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемые  темы  проектных работ

                  -Коллаж «Любимые праздники»

             -Словарь по речевому этикету

                   -Мой собственный ресторан (паб, сад и т.д.)

                   -Речевой этикет

                   -Газета «Мое путешествие»

                   -С английским повсюду



Предварительный просмотр:

Отчет  об инновационной деятельности за 2016 год

Мингазовой Лилии Талгатовны

Информационная карта инновационной деятельности

Полное название образовательной организации (учреждения)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муралинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта,  электронная почта  

422321, РТ, Кайбицкий район, с.Мурали, ул.Молодежная, д.1

8(843) 703-24-30, https://edu.tatar.ru/kaybitcy/murali_sch

sch1495@rambler.ru

Тема инновационной разработки

Учебная программа  элективного курса

«АНГЛИЙСКИЙ ЭТИКЕТ»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мингазова Лилия Талгатовна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Программа данного курса по выбору предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов  и рассчитана на 14 часов.

Сегодня знание различных языков очень востребовано. Понимать, разговаривать и общаться на иностранных языках дает возможность человеку расширить свой кругозор. Для того, чтобы этот процесс заинтересовал и был доступен для учащихся, создана программа данного курса по выбору. Актуальность введения курса «Английский этикет»» в общеобразовательной школе достаточно очевидна. Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, и, прежде всего, коммуникативной и информационной компетенции.

Каждая тема сопровождается соответствую-щей ее содержанию английскойпословицей.

Цели курса:

обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения особенностей английского  речевого этикета;

формирование уважения к другим культурам.

Планируемый  результат

По окончании курса по выбору учащиеся должны:

-освоить лексический запас, наиболее употребительный в английском языке в устной и письменной речи;

-максимально приблизить его к общепринятым современным разговорным английским конструкциям;

-соблюдать этикетные нормы межкультурного общения;

-освоить навыки разговорного общения в стандартных жизненных ситуациях;

-уметь ориентироваться в информационном пространстве;

-подготовить презентацию или защитить проект по одной из предложенных тем, изученных по программе курса.

Знания, полученные в результате обучения, способствуют разностороннему развитию учащихся, их общему развитию и воспитанию, их склонностей и способностей. Все это дает возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.

Сведения о распространении инновационного опыта:

 - участие в научно-практических конференциях;

 - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

 -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

1. Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования. Тема: «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования».  

 2. Участние во Всероссийской экспериментально-творческой группе педагогов Центра педагогических инноваций им.К.Д.Ушинского. Тема экспериментального исследования “Использование игровых технологий на уроках английского языка».

3. Участие в I Республиканском семинаре «Метапредметное интегрирование основного и дополнительного образования в системе подготовки одаренных школьников».

4. «Создание творческой среды на уроках и во внеурочной деятельности в условиях образования реализации требований ФГОС ОО», августовская конференция работников образования Кайбицкого МР.

- Статья в сборнике научных трудов III Международной научно-образовательной конференции  26-28 ноября 2015года.

- Статья «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие». Сборник материалов III республиканской научно- практической конференции.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники);

-и др.

- конкурсное движение, участие в олимпиадах (муниципальный), смотрах, конкурсах обучающихся,

- Диплом 2 степени  в международной научно- практической конференции им.Каюма Насыри

  • качество образования- 68 %

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

 - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

 - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00);

- элективный курс в рамках заявленной темы;  

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

 - печатные работы;

 - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

 элективный курс в рамках заявленной темы


Предварительный просмотр: