Я КОНКУРСАНТ! Областной конкурс "Учитель года -2016"

Рыженкова Ирина Владимировна

Эссе "Моя педагогическая философия"

"Методический семинар. Презентация педагогического опыта" 

Приложение к методическому семинару "Объяснительная записка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Воспитатель   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  общеразвивающего вида городского округа города Волгореченска Костромской области «Детский сад № 1 «Семицветик»

Рыженкова Ирина Владимировна.

С выбором профессии я определилась ещё в детстве и, проработав в детском саду более 20 лет, ни разу об этом не пожалела. Девочкой я часто помогала своей маме, которая работала воспитателем, с удовольствием  читала  детям сказки, вытирала  носы, одевала малышей  на прогулку.  Мне навсегда запали в сердце доверчивые детские глаза, весёлый смех, казавшиеся смешными вопросы.  Ещё тогда я поняла, наверное, самое главное для себя: все дети разные и  каждый ребенок по - своему особенный.

Жан Жак Руссо сказал: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Эти слова наилучшим образом отражают мою педагогическую позицию. Рассмотреть в ребёнке задатки личности, помочь ему раскрыть лучшие черты характера – главная задача для меня, как для воспитателя.  Как известно, каждый человек рождается со своим определённым темпераментом, даже близнецы, рождённые в один день и схожие в облике, такие разные! Подбирая к каждому ребёнку свой ключик, я стараюсь дать ему возможность комфортно чувствовать себя в обществе, гармонично развивать способности.

Три года назад я перешла работать на группу компенсирующей направленности.  Могу сказать, что для меня это было непросто. Как принять этих детей? Как помочь им? Ведь они такие особенные: часто замкнуты, обидчивы, но у каждого из них своя искорка, которую я должна разглядеть и развить. Чтобы помочь им, мне пришлось самой много учиться. Теоретическая и практическая литература по коррекционной работе, курсы, семинары, поиск новых форм, приемов, бессонные ночи! Были удачи, были и ошибки. Песочная терапия – здорово! Дает результат! Нетрадиционные техники рисования – как увлекательно для них!  Сказкотерапия – дети не приняли. Буду искать решение.  День за днем, маленькими шагами, я смогла завоевать доверие их сердечек, дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий. И вот… У моих воспитанников - первые успехи, у родителей - радость в глазах, а у меня - чувство удовлетворения от своей работы, у коллег – позитивная оценка моего труда.

Шалва Амонашвили сказал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я считаю, что воспитатели – счастливые люди! Ежедневно проживая вместе с детьми их радости и заботы, мы сохраняем молодость души. Увлекать детей, давать каждому ребёнку возможность проявить себя, ежедневно вносить в жизнь ребят что-то новое, яркое – и самой заряжаться их светлой, солнечной энергией, прививать такие качества как отзывчивость, честность, трудолюбие, используя  для этого каждую возможность, - и видеть, как они взрослеют и развиваются - что может быть лучше для воспитателя!  

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями еще раз показала мне, что каждый ребенок – неповторим и уникален. Я не стою на месте, а учусь больше понимать детей, радоваться и удивляться вместе с ними. Я вижу, что моя работа приносит результат. А доказательство - успехи моих воспитанников, благодарность родителей, признание коллег.

   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Развитие моторики детской руки средствами продуктивной деятельности»

Воспитатель   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  общеразвивающего вида городского округа города Волгореченска Костромской области «Детский сад №1 «Семицветик»

 Рыженкова Ирина Владимировна.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. Сухомлинский  

  По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах   деятельности.  

         В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.  Поэтому развитие мелкой моторики стоит особенно важно для детей с нарушениями речи. Когда я пришла  на группу компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи, было непросто найти необходимые формы работы.  Я пробовала разные направления, но так как мне самой ближе творчество,   то выбрала тему проводимой работы:   «Развитие  моторики детской руки средствами продуктивной деятельности».

Целью педагогической деятельности  поставила: укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством продуктивной деятельности.

Задачи:  

  • Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.  
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Подготовить руку ребенка к письму.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики руки.

          В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • От простого к сложному.  
  • Учёт индивидуальных  особенностей в развитии ребёнка.  
  • Системность работы.  
  •  Предоставление ребёнку условий для творчества. 
  • Креативность и эмоциональность педагога.  
  • Преемственности в работе с другими специалистами.  
  • Индивидуальный подход.
  • Принцип тематических циклов.  Работу веду в соответствии с тематическим планированием ДОУ.

Для результативной работы я постаралась создать благоприятные условия:

  • Подобрала специальную и практическую литературу.
  • Создала комфортную развивающую предметно-пространственную среду. Оборудовала место для самостоятельных занятий продуктивной деятельностью, обеспечив всеми необходимыми материалами. В центре изодеятельности находятся: трафареты, шаблоны, бумага, карандаши, кисточки и краски, восковые мелки, пластилин, раскраски, природный материал. В учебном центре: счётные палочки, тетради в клетку, образцы для графических диктантов, мелкий раздаточный материал, стеклянные камешки. В центре театральной деятельности: пальчиковый театр.
  • Разработала картотеки: пальчиковых игр, схем для рисования, трафаретов, шаблонов для игр с песком, графических диктантов, лепки, для игр с кинетическим песком.
  • Разработала конспекты совместной деятельности для работы с песком на световом столе  (Песочная анимация).  
  • Разработала и провела семинары и практикумы для родителей по развитию мелкой моторики.
  • Привлекаю родителей для оказания помощи в оформлении развивающей предметно-пространственной среды.
  • Поддерживаю  тесное сотрудничество с учителем-логопедом и психологом.

Уровень развития мелкой моторики у воспитанников находится на разных этапах, чтобы  подтянуть  детей с ослабленной мускулатурой, я применяю разные виды массажа рук, кистей, провожу индивидуальную работу, применяю кинезиологический комплекс.  Работу по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста включаю во все виды учебно-игровой деятельности и в режимные моменты.  

В зависимости от поставленных задач на занятиях  и в деятельности использую различные методы обучения: словесные, наглядные, игровые, практические.

Разнообразие видов продуктивной деятельности позволяет ненавязчиво стимулировать развитие детской моторики рук:

Рисование (традиционное). Сюжетное, по замыслу с использованием различных материалов: карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Важное место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты  разной  тематики.

Нетрадиционные техники рисования.

Монотипия. Способ получения изображения: складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Развивает  воображение.

Рисование пальчиком, печать от руки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Кляксография. Способ получения изображения: в одноразовую ложечку набрать краску  и разлить над листом бумаги, получившийся силуэт прорисовать, добавить элементы.

Песочная анимация (сэнд-арт).  Способ получения изображения: на ровной поверхности песка дети  делают отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, рисуют линии пальцем, ладонью. Приёмы: набрасывание, насыпание, припудривание, использование трафаретов, синхронное рисование обеими руками.

  Лепка. Из пластилина.

 Нетрадиционные: тестопластика, пластилинография,  лепка кинетическим песком.

Особое внимание уделяю работе с родителями. Их волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. Здесь они могут найти информацию о различных упражнениях для развития мелкой моторики рук, познакомиться с комплексом  пальчиковой гимнастики. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, увидеть выставку его работ. В начале года провела с родителями анкетирование, родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», познакомила с  методикой и значением необходимости развития мелкой моторики. Провожу консультации на темы: "Речь и мелкая моторика пальцев",  «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук”, “Готовим руку к письму”. На собраниях родителям не только демонстрирую  работы детей, но и показываю видеоролик, по которому они видят, как трудятся их дети. Раздаю, как памятки, буклеты: «Кинетический песок», «Песочная терапия». Организую творческие выставки совместного рукоделия родителей и детей по разной тематике.

 Для выявления степени развития ручной умелости использую метод наблюдения, что помогает определить:

  • Полноту объема движений пальцев рук.
  • Переключаемость движений пальцев рук.
  • Наличие зрительно-пространственной организации двигательного акта.
  • Наличие графических навыков.
  • Умение координировать речь с движением.

 Результат моей работы по данному направлению:

  • У детей развита мелкая моторика.
  • Рука подготовлена к письму.
  • У детей развито творческое воображение.

Результат работы подтверждается участием и победами моих воспитанников в конкурсах и выставках творческих работ. Повысились коммуникативные способности детей.