Конкурсно - познавательная программа «Праздник русской речи»

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конкурсно - познавательная программа

 «Праздник русской речи»

(сценарий мероприятия)

Кувшинова Наталья Павловна,

учитель начальных классов

Большеподберезинская средняя обшеобразовательная школа

им А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района     

Цели: учить детей правильно произносить слова, способствовать развитию речевых навков

 Задачи: формирование культуры личности, гражданственности; развитие языкового вкуса; формирование культуры общения, как части общей культуры человека; развитие интереса к родному языку, привлечение внимания к проблемам современного русского языка; развитие коммуникативных навыков; привитие любви и уважения к окружающим людям, к родному языку, родному краю, через совместную творческую деятельность.
 

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов; видеоклипы

Возраст участников: 3-4 класс

 

Ход мероприятия

   Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
А. Шибаев

   Прослушав это высказывание, как вы думаете, о чем будет наше мероприятие?

Да, о родном языке. Устроим нашей русской речи праздник. Ведь 2021 год объявлен годом родных языков.

   Но, к сожалению, мы ребята порой без уважения относимся к родному языку, засоряем его ненужными словами, неправильно произносим ударения.

А раз у нас праздник, значит должны быть гости. А кто к нам придет, сейчас узнаем.

П.Чеснокова «О чем поспорили части речи?»

Инсценировка:

Как-то раз на  встрече

Сошлись все части речи

И стали спорить, кто важней,

А, значит, кто из них нужней.

Существительное

Обозначаю я предмет-  

Всему опора – спору нет.

Заводы, люди и планеты –

Все это разные предметы.

Значит, я всех нужней.

Прилагательное:

Ну, нет! Я всех нужнее

И, значит всех важнее.

Я слово замечательное, -

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предметов нет –

Об этом знает целый свет.

       Глагол:

Молчите!

Разве не знаете, глупые вы,

То, что без действий

Все вещи мертвы?

Ну, так признайте же силу мою,

Всем вам я радость движенья даю.

Значит, я всех нужней.

- Чтоб заменить нас всех,

-Слова вскричали дружно,-

Ведущий Каждой части речи

В языке быть нужно!

Так в чем же вопрос?

Вы здесь доказали,

Что все вы важны

И, значит, для речи

Все вместе нужны.  

- Сейчас на нужно разделиться на три команды.

Учащиеся берут карточку со словом СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ и соответственно выбранным словам делятся на три команды по 6 человек ,выбирают командира.

     Выходит Русская речь (ученица в платье, на которое приклеены карточки с разными словами)

- Я как  хозяйка праздник, приготовила для вас  программу нашей встречи. Но хочу предупредить о том, чтобы все соблюдали Азбуку вежливости в ходе праздника. А что это за Азбука вежливости? Оценивая ответы друзей, надо сначала отметить лучшее, а потом уж говорить о недостатках.

Инсценировка.

Учительница: Я открыла окно на перемене, чтобы проветрить класс. Ты, Маша, никого не впускай.

(Все дети вышли.  Света вспомнила о том, что обещала на перемене отдать книгу девочке из другого  класса. Она вернулась за книгой.)

Маша: Надежда Александровна не велела никого не пускать. Тебе, Света, нельзя в кабинет заходить.

Света: Пусти меня , Маша, я только на минутку. Мне только книгу взять.

Маша: Туда нельзя, Света (отталкивает Свету от двери)

Света (настаивает): Мне нужно! Пусти!

Учительница: Что случилось? Почему вы ссоритесь?

Света: Я обещала отдать книгу именно на этой перемене. А маша меня не пускает.

Учит : Вы обе хороши! Ты , Маша, не должна толкать Свету, а уточнить почему ей надо в класс. Видишь, у нее очень серьезная причина. Смысл моего запрета был в том, чтобы никто не простудился. Если бы Света быстренько вошла и снова вышла, она бы не успела простудиться. Согласна? (Маша кивнула)

А ты, Света, должна была объяснить Маше свою причину, а не толкать Машу. Ведь она выполняла просьбу мою. К тому же, если ты просишь надо обращаться вежливо.

   Русская речь: Всем понятно, почему учительница сказала, что обе девочки виноваты? А теперь перейдем к конкурсной части нашего праздника. Команды готовы? Жюри готовы.

    Снимает с платья карточки со словом ТОРТЫ.  Поставьте ударение. Это и будет наш первый конкурс « Произноси правильно» (на карточках команды выполняют задания и отдают в жюри)

Клала, звалась, звонит, сироты, документ, алфавит, квартал, досуг.

     Русская речь Любите и берегите   свой  родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Ералаш «Почему мы так говорим»

Ведущий: Многие слова засоряют нашу речь, она становится непонятной, беззвучной. В языке говорящего проявляется культура, воспитанность и знания.

Русская речь снимает с платья карточку со словом « повесить нос»

Что означает это выражение? Догадались, какое будет следующее задание?

Напишите, что обозначают фразы.

Сидеть сложа руки_________________

Повесить нос______________________

Витать в облаках___________________

Клевать носом_______________________

Русская речь: лучше употребляйте эти выражения. Тогда речь ваша будет приятной и собеседнику в вами будет интересно.

Ведущий: Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они имеют те слова, выражения и обороты, которые в точности отражают обычаи и менталитет народа.

Ведущий: Как и наши имена, родной язык мы познаем и обретаем в глубоком детстве из уст матери. Он формирует наше восприятие жизни и сознание, пропитывает национальной культурой и обычаями. Любите свой родной язык, уважайте традиции!

Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

 

Ведущий: Мы можем услышать украинский язык, казахский, татарский, армянский,  мордовский, чувашский, немецкий,  и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

 

Ведущий: Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны.

Ведущий: Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад
(просмотр презентации)

Ведущий: Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей) Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произносится детям на ушко)

Ведущий: О чем пытались договориться эти люди? (класс пробуют ответить) Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.

Ведущий: А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии – на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).

Русская речь снимает с платья последний лист с заданием. (вставить пропущенные буквы  с..хал) .Объявляет конкурс знатоков  русского языка

1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 

     2. Сколько гласных букв? (10) 

3. Слова какой части речи могут заменять существительные в

предложениях?     (местоимениями) 

4. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

5. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6) 

6. Первый звук в слове ЯБЛОКО? (й) 

7. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы

ЧТО? или     КТО?   (подлежащее) 

 

1.  Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание) 

2.  Сколько гласных букв? (10) 

3.  Сколько слогов в слове ОКЕАН? (3) 

4.  Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол) 

5.  Первый звук в слове МЕЛ? (м ) 

6.  Какие буквы в русском алфавите не «дают» звуков? ( Ъ и Ь) 

7.  Как  называется  главный  член  предложения,  отвечающий  на  вопросы

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ( сказуемое) 

 

1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 

2. Слова какой части речи обозначают количество, счет предметов?

(числительные) 

3. Первый звук в слове ШИШКА? (ш ) 

4. Как в предложении подчёркивается подлежащее? ( одной чертой) 

5. Как  называются  части  слова,  с  помощью  которых  образуются  новые

слова?        ( приставка и суффикс) 

6. Сколько слогов в слове СИЛЬНАЯ? ( 3) 

7. Подлежащее и сказуемое – это….. (главные чл.предложения).

Русская речь : В современном мире грамотность – одна из составляющих успешности, да и воспитанности.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Интересно, а сколько языков на нашей планете?

Ведущий: Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.

 Итоги конкурной части программы (слово жюри)

 

Учащиеся читают стихи.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

 

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

 

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

 

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Песня о русском языке (видеоклип)  

Ведущий: Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Относитесь бережно к языку, не  засоряйте.

Ведущий: Давайте бороться за правильность речи. Заставляйте себя прислушиваться к речи образованных людей. В сомнительных ситуациях проверяйте себя по словарям, читайте справочную литературу. Чаще обращайтесь к «Орфоэпическому словарю», который указывает нормативное литературное произношение слов.

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость –  основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5. Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Русская речь читает стихотворение

В день солнечный июльский
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
М. Матусовский

Р . S. Интернет – ресурсы всего конкурсного материала на последнем  слайде презентации