Опыт работы
презентации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средней группы (4–5 лет)»
Воспитатель; Копытина Е. Б.
Целью проекта является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека (гражданина России).
Задачи: - воспитание гражданственности, патриотизма.
- любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания
- различение хороших и плохих поступков
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в группе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью сверстников, родителей и здоровому образу жизни
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- эстетическое воспитание
Актуальность темы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Если планировать воспитательный процесс в соответствии с данным проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность воспитателей, воспитанников, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход в общество.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития человека.
Объект проекта: воспитанники средней группы «Гномики» (4-5 лет)
Предмет проекта: духовно - нравственное воспитание детей.
Задачи проекта: - ознакомиться с современной методической литературой по духовно-нравственному воспитанию;
- провести занятия по духовно-нравственному воспитанию;
- организовать выставки по данной тематике проекта;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы, советы для родителей с рекомендациями; провести физкультурное мероприятие посвященное дню здоровья совместно с группой «Ромашки»;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме проекта;
- поиск и подбор литературы с русскими народными сказками и фольклором.
- изготовление «подушки Дружбы» и «волшебного зеркала».
- выпустить плакат с фотографиями детей «Царство мира и добра».
Сроки проведения: 4 месяца (с февраля по май 2019 года)
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели.
Необходимые материалы: соответствующая литература, материал для занятий и мероприятия, зеркало, подушка маленького размера, магнитофон, диски.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
2 этап: Основной:
- ознакомление детей с художественной литературой (проведение бесед);
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
проведение занятий;
проведение мероприятия;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
рисование и аппликация с детьми;
создание и презентация.
- акция и мероприятие ко дню здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья»
- чтение русских народных сказок с сюжетом о добре и зле.
3 этап: Заключительный:
- анализ результатов проекта
- выпуск плаката «Царство мира и добра»
Темы занятий по проекту:
1 месяц: «Я и моя семья»:
1. Кто я? (проведение диагностики, тестирования, анкетирование и наблюдение за детьми и их отношениями в семье)
2. Моя семья (плакат с семейными фотографиями детей).
3. Каким я хочу быть (волшебное зеркало добрых желаний).
2 месяц: «Добро и зло»:
1. Правила поведения (чтение книги «Моё поведение»).
2. Уроки доброты (чтение русских народных сказок, рисование сказки)
3. Дружба крепкая не сломается (подушка - мирилка дружбы, прослушивание и заучивание песен).
3 месяц: «Край, в котором я живу»:
1. Поселок и его улицы (работа с родителями- организация семейных экскурсий, показ изображений, рисование «Мой дом»).
2. Фольклор (заучивание потешек, игр, показ национального костюма с помощью куклы).
3. Праздник Масленица. (празднование с угощеньями, играми -эстафетами, угощение вкусностями (блинами).
4 месяц: «ЗОЖ»:
1. Полезная пища.
2. Спорт – это здоровье (спортивно-развлекательное мероприятие совместно с родителями).
3. Если хочешь быть здоров – закаляйся! (закаливающие процедуры в группе, работа с родителями - брошюры «Закаливаем дома»)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад пос. ДолгоруковоБагратионовского городского округа. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет» для средней группы «Добро и доброта!» Воспитатель: Копытина. Е. Б
2018-2019г. Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет» для средней группы «Добро и доброта!» Воспитатель : Копытина Елена Борисовна По образовательной области «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
|
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Н. Тулупова.
Актуальность реализации проекта
Направленность проекта:
Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Сроки проведения: Октябрь - февраль 2018-19 г.
Режим работы дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители детей.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Тип проекта: долгосрочный,социально-личностный, творческий,
игровой.
Образовательные области:
- Социально коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Основной целью этого проекта является:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношения;
- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям;
- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях;
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
- Сохранение и укрепление здоровья детей;
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- Закреплять знание правил вежливого общения;
- Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
Предварительная работа:
- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
- Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Работа с родителями:
1. Предложена художественная литература по теме проекта для домашнего чтения и обсуждения в кругу семьи.
2. Консультация для родителей «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
3. Консультация для родителей «Семейные ценности в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
4. Консультация для родителей «Как воспитать в ребенке доброту?»
5.Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
6. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
7. Акция «Полечите книжку». (Ремонт книг дома совместно - родителей и детей).
8. Фотовыставка «Добрые дела наших детей»
Ожидаемый результат:
Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
У родителей повысился интерес к жизни группы.
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта: долгосрочный октябрь-февраль 2018-2019года.
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Духовно-нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработка НОД, определение тематики бесед.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
9. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».
10. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
Третий этап.
Выполнение проекта.
Октябрь
Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
Д/и «Путешествие по сказкам».
Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».
Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа».
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Лепка «Солнце счастья».
Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».
Ноябрь
Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».
Д/и «Скажи наоборот».
Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Аппликация «Подари прохожему улыбку».
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
Беседа «Что такое доброта».
Игровая ситуация «Ищем добрые слова».
Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
Аппликация-поделка из бросового «Народную куколку-игрушку, придумать ей имя. Для каждого ребенка игрушка стала результатом семейного дела символом домашнего тепла заботы.
Декабрь
Беседа «К чему ведут ссоры».
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
Разучивание стихотворения «Доброе утро».
Прослушивание песни группы «Барбарики» «Доброта».
Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
Рисование «Подарок другу».
Январь
Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
Труд «Лечим книжки» (ремонт книг).
Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
Д/и «Хорошо - плохо».
Чтение Е. Благининой «Подарок».
Рисование «Какого цвета доброта».
Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
Февраль
Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно».
Труд «Уход за комнатными растениями».
Чтение В. Осеевой «Синие листья».
Рисование «Дерево с синими листьями».
Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».
Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».
Репетиция постановки сказки «Репка».
Аппликация «Репка».
Чтение пословиц и поговорок о добре.
Прослушивание песен о доброте.
4 этап. Продукт проектной деятельности.
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Оформление выставки детских работ «Страна доброты».
Постановка сказки «Репка».
Посоветовали родителям сделать вместе с ребенком народную куколку-игрушку, придумать ей имя. Для каждого ребенка игрушка стала результатом семейного дела символом домашнего тепла заботы.
Верю, что проделанная работа не пропадет даром дети вырастут внимательными, умеющими заботиться о своих близких друзьях о животных об окружающем мире. И в будущем станут достойными гражданами нашей страны