Здоровьесберегаюшие технологии в начальной школе

Валуйских Наталья Ивановна

В настоящее время здоровье детей в политике государства занимает приоритетное место, ведь оно- показатель благополучия и успешности общества в целом. В мире  наметилась тенденция на общее ухудшение здоровья человека. Его вызывают множество факторов, которые пагубно влияют на здоровье детей и их родителей. В данной ситуации необходим комплексный подход, который состоит в  объединении государственных и негосударственных структур. Одним из важнейших звений  для сохранения здоровья ребенка и формирования сознания, направленного на здоровьесбережение является школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валуйских Наталья Ивановна,

учитель высшей категории МКОГ ООШ №2 г. Лиски

Здоровьесберегаюшие технологии в начальной школе

В настоящее время здоровье детей в политике государства занимает приоритетное место, ведь оно- показатель благополучия и успешности общества в целом. В мире  наметилась тенденция на общее ухудшение здоровья человека. Его вызывают множество факторов, которые пагубно влияют на здоровье детей и их родителей. В данной ситуации необходим комплексный подход, который состоит в  объединении государственных и негосударственных структур. Одним из важнейших звений  для сохранения здоровья ребенка и формирования сознания, направленного на здоровьесбережение является школа. Использование  классических, новейших и альтернативных педагогических технологий в учебном процессе позволяет планировать и реализовывать мероприятия, направленные на улучшение качества учебы, сохранение и укрепление здоровья, формирование внутренней культуры отношения к своему организму.

Одной из основных задач учителя является забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Для реализации поставленных целей служит  здоровьесберегающая технология, то есть способ организации целенаправленных действий, создающих оптимальную обстановку для сохранения, укрепления и развития  духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья учащихся.

Организация работы по формированию, воспитанию, сохранению здоровья детей предусматривает активную совместную работу учителя и учеников во время учебного процесса и за его пределами. Учебная нагрузка младшего школьника рассчитана на 4-5 учебных часов в день. Если это время ребенок будет проводить в постоянной неподвижности - неизбежностью становится застой крови в органах малого таза и живота, нижних конечностей. Это ведет к ухудшению кровоснабжения головного мозга, что отрицательно сказывается на нервной системе детей, их внимании и качестве усвоения учебного материала. Поэтому необходимо соблюдение правильных пропорций распределения умственной нагрузки и двигательного режима, так как именно в этот период идет бурное развитие и формирование организма ребенка. Двигательная активность в младшем школьном возрасте в значительной степени определяет физическое развитие и работоспособность ребенка.

Чтобы повысить ответственность учащихся за свое здоровье и поднять уровень санитарно- гигиенической и физической грамотности в сохранении и укреплении своего здоровья в младшем школьном возрасте  учителями предпринимается ряд мероприятий. Физические упражнения располагаются в  возрастной шкале 7-10 лет таким образом, чтобы постепенно сформировать привычку к здоровому образу мыслей ребенка, привить школьникам навыки личной гигиены. Именно с этих позиций становится возможным предупреждение заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждение близорукости и нарушений осанки, возникновений различных инфекционных заболеваний.  

Первым шагом в формировании здорового образа жизни является проведение в школе утренней зарядки. В возрасте 1-2 класс она проводится учителем или старшеклассниками. В 3-4 классах, когда навык уже сформирован, упражнения проводятся в классе физоргами или внутри экипажей. Системные занятия утренней гимнастикой укрепляют здоровье, гармонично развивают физические качества, повышают устойчивость организма.

Поступление ребенка в школу значительно меняет двигательный режим ребенка, существенно увеличивается количество статической нагрузки на опорно - двигательную систему школьника. Чтобы предотвратить и исправить отклонения в формировании правильной осанки, с целью профилактики и коррекции плоскостопия в школе используются так называемые «упражнения на ковриках». Движения  под музыкальное сопровождение также выполняют функцию психологической релаксации.

Ученик младших классов может активно работать на уроке в течении 15-20 минут. Дальнейшее напряжение и статическая поза ведут к переутомлению, снижению работоспособности и рассеиванию внимания. Чтобы не допустить подобных проявлений учитель должен умело применять различные методы обучения, сочетать умственную и физическую нагрузку. Правильный подбор физкультминуток способствует снижению утомления и улучшает внимание учащихся, в то же время вовремя сделанная физическая пауза является незаменимой  для предупреждения искривления позвоночника. В зависимости от поставленных целей они проводятся сидя или стоя. В весеннее - осеннее время учитель проводит физминутку при открытой форточке, что дополнительно закаливает организм учащихся. В своей работе я использую классические, хорошо зарекомендовавшие себя наборы упражнений - «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову»,«Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками,«Пила» - имитация движения руки при пилении дерева, «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой, «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую. Комплексы в стихах(«Буратино потянулся»,
«Ветер дует нам в лицо, «Бабочка» и другие.) способствуют улучшению психологического микроклимата в классе и поднимают настроение учеников. Большое значение имеет и использование на уроке компьютера и информационных технологий. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование современной техники на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает использование компьютера незаменимым. Задача же  учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует  введение в структуру урока специальной валеологической паузы.         

Одним из методов учителя начальных классов является проведение пальчиковой гимнастики - на ладонях есть «активные точки» , массаж которых улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. («Водичка, водичка…», «Пальчики» и др.)

        С целью смягчения неблагоприятных  последствий воздействий на организм целого ряда факторов применяется методика зрительно- координационных тренажей. Систематические занятия по схеме проводятся под руководством учителя. Регулярные  занятия по схеме способствуют не только снижению психологической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, но и вырабатываю полезный навык гимнастики для глаз, который будет использоваться школьником в дальнейшей жизни самостоятельно  по памяти при появлении симптомов усталости глаз.

 В начальной школе необходимо не только создать привычку к сохранению своего здоровья, но и заложить правильную позитивную мотивацию к дальнейшей активной спортивной жизни. С этой целью в школе проводятся «Дни здоровья», путешествия по «Станциям здоровья».

Взаимодействие администрации города и руководства школы позволило ввести в учебный процесс уроки в бассейне и ледовом дворце. Проводимые занятия расширили для многих учеников сферу их интересов, укрепили здоровье и желание заниматься физкультурой.

Таким образом, в современных условиях решается одна из важнейших социальных задач, стоящих перед образованием – здоровьесбережение, физическое воспитание и развитие учащихся. Цель каждого из нас -  сохранить здоровье школьников, нашего подрастающего поколения. Образовательный процесс в школе, построенный с учётом потребностей детей и молодёжи в сочетании с повышением индивидуальной санитарной культуры формирует бережное отношение к своему здоровью у учащихся,.