Методическая копилка

Насекина Анна Алексеевна
Методическая копилка учителя

– это и портфолио, которое наглядно показывает уровень профессионализма, это и набор универсальных инструментов, которые в любую минуту придут на выручку при подготовке к уроку, а иногда это еще и палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться в нестандартной ситуации, возникшей на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc37 КБ
Microsoft Office document icon analiz_programmy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и  умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами.

Введение портфолио для начальной школы

Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.

Цель составления портфолио для учеников

Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.

Структура портфолио

Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:

1) Личные данные:

а) титульный лист;

б) автобиография;

в) рассказ о себе;

г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

2) Достижения:

а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;

б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;

в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;

 г) характеристика;

д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;

е) поставленные цели.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

а) фотографии;

б) видеозаписи;

в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;

г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;

д) заполненные бланки:

«Исследовательские, творческие работы»;

«Посещение дополнительное образование»;

«Индивидуальные (элективные) курсы».

е) список прочтенной литературы;

ж) учебный план;

з) информация о награждениях.

В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

4) Отзывы и пожелания:

а) отзывы за проделанную работу;

б) рекомендации в письменном виде;

в) ободрительные письма;

г) цели на начало учебного года;

д) итоги учебного года.

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.

Распределение ответственности в ведении портфолио

Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.

Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

http://neuch.org



Предварительный просмотр:

Содержание лекций.

Семинар 1

 Анализ учебно-методического комплекта курса "…"

Вопросы для обсуждения:

1.Состав учебно-методического комплекта курса "…"

2. Анализ программы и тематического планирования курса "…"

3. Анализ учебных пособий для учителей и учеников

Задания для самостоятельной работы:

К вопросу 1.

1. Проанализируйте состав учебно-методического комплекта курса "…" (авторы ….). Выявите наличие следующих элементов УМК: программа, учебник (учебное пособие), рабочая тетрадь, пособие для учителя, дидактические материалы.

2. Сравните состав УМК по курсу "…" разных авторов и коллективов, используя таблицу:

Автор

(авторский коллектив)

Название

Состав УМК

К вопросу 2.

1.Проанализируйте программу курса "…" по следующему плану:

- Наличие пояснительной записки, содержания программы, списка литературы

- Отражение в программе целей, задач, идей курса, планируемых результатов обучения

- Структура содержания программы: основные блоки, логическая последовательность, причинно-следственные связи

- Разделы тематического планирования, их соответствие программе, объем часов, отводимый на изучение разделов.

2.Составьте авторскую рецензию на программу

К вопросу 3.

Выявите соответствие программы, учебного пособия и рабочей тетради  "…".

Семинар 2

Анализ учебного пособия "…"

Вопросы для обсуждения:

1. Структура учебного пособия

2. Оформление учебного пособия

3. Методический аппарат учебного пособия

4. Аппарат ориентировки

Задания для самостоятельной работы:

К вопросу 1.

1.Проанализируйте структуру учебного пособия: основные разделы, их соответствие программе

2.Проанализируйте шрифтовое оформление учебного пособия: размер шрифта, размещение текста на странице, способ выделение терминов, наличие колонтитула

К вопросу 2.

1.Какие виды иллюстраций представлены в учебном пособии «…»: учебные рисунки, учебные картины, схемы, графики, фотографии, репродукции (приведите примеры)

2. С какими дидактическими целями они могут быть использованы?

К вопросу 3.

1.Проанализируйте дидактические рубрики учебника. С какими целями их использовали авторы?

2.Проанализируйте задания после параграфов в рамках выбранной темы и выявите в них соотношение заданий разного типа.

Тема

Задания на усвоение знаний (%)

Задания на формирование умений и навыков (%)

Задания на усвоение опыта творческой деятельности (%)

Задания на формирование эмоционально-ценностных отношений (%)