Раздел.3 Научно-методическая деятельность педагога.

Кузнецова Екатерина Вячеславовна

В 2021 году приняла участие в " Пчелке" " Здоровье в приоретете" заняла 3 место  Так же с 2021 года нахожусь участником инновационной площадки "Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования  на образовательной платформе " Вдохновение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Условия возникновения опыта………………………………….3        

2. Актуальность и перспективность……………………………….4

3. Ведущая педагогическая идея…………………………………..6        

4. Теоретические  основы………………………………………….6         

5. Новизна…………………………………………………………..10        

6. Технология  проекта…………………………………………….11                

7. Адресная направленность………………………………………16

8. Используемая литература………………………………………17        

Приложение        

Фотоматериалы        

Бог взял силу гор, величие деревьев,         тепло летнего солнца,  спокойствие тихого моря, Щедрую душу природы,  утешительные руки ночи, Мудрость веков, власть полета орла, Радость утра весной, веру в горчичное зерно, Терпение вечности, глубину необходимости семьи. Тогда Бог объединил эти качества,  когда  нечего больше было добавить, Он знал, его шедевр завершен,  И вот, Он назвал его ПАПА!

  1.Условия возникновения опыта  

Здоровый образ жизни - желание человека быть здоровым, укреплять и поддерживать свое здоровье. Здоровый образ жизни - это не просто комплекс мероприятий, ограничений, и так далее, который нужно соблюдать постоянно.  Здоровый образ жизни - прежде всего, желание человека быть здоровым (и духовно и физически), укреплять и поддерживать свое здоровье.   Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым, а значит счастливым? Как маленькое деревце никогда не вырастет в большое плодоносное дерево, если за ним не ухаживать, так и наши дети зависят от того, какие условия, какой образ жизни мы создадим для них.

   Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Современная форма дошкольного образования открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах равенства, партнерства, равнозначности. Взаимодействие педагогов и родителей определяется главной и общей целью – воспитание здорового ребенка, развитие личности в целом. Этой цели подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении.

      В совместной работе детского сада и семьи по физическому воспитанию мы широко используем консультации, родительские собрания, беседы. Но ни одно из перечисленных мероприятий не может заменить тот практический, эмоциональный опыт, который получают родители, непосредственно участвуя в мероприятиях. Поэтому так необходимо совершенствование и применение новых методов и приёмов, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи.

  Работая с семьями воспитанников, мы поняли, что главная роль в физическом воспитании отведена отцу. Отцы взаимодействуют с детьми не так, как матери. Обычно папы чаще и охотнее играют с детьми, чем мамы. «Деятельные», наполненные возбужденным весельем и физической активностью отношения между ребенком и отцом положительно влияют на обучаемость и помогают растущему человеку поверить в себя, не бояться проявлять инициативу и творчество. Таким образом мы решились на создание семейно-отцовского клуба «Спорт-MEN школа» для сотрудничества с родителями по вопросам воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни.

2.  Актуальность и перспективность проекта

                                                                                   «Здоровье – бесценный дар,

                                                                                     потеряв его в молодости, не

                                                                                  найдёшь до самой старости» -

                                                                                  гласит народная мудрость

Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Здоровье детей, развитие их интеллекта, формирование характера, воспитание у них полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему во взаимодействии: детский сад – семья.

    Многие родители не задумываются о возможностях сохранения и укрепления здоровья детей. У них нет достаточных знаний по данной проблеме. Физическое воспитание ребёнка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Поэтому необходимо объяснить значение данной проблемы, донести важность работы по здоровьесбережению детей.

    Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Современная семья занята во множестве сфер жизнедеятельности общества. При этом свободное время родителей сокращается из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, увеличивается психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять много внимания своему ребёнку.

Многие дети большую часть времени проводят в детском саду и, несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями - это работа в семейных клубах. Участие родителей, а именно отцов в работе семейного клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения в вопросах здоровьесбережения. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации.

       Педагогический  проект ««Спорт-MEN школа» - как форма сотрудничества с родителями по вопросам воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни» является составной частью проекта «Здоровый ребенок – это здорово!», нацеленного на построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного учреждения, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих  принципиально новое качество физической подготовки детей. Данный проект выполняет функцию организатора взаимодействия и просвещения педагогов, детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом.

   

3.  Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая  педагогическая  идея опыта - воспитание ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни в процессе сотрудничества с родителями через создание «Спорт-MEN школы».

4.   Теоретическая база опыта

    Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

    Существует несколько определений понятия здорового образа жизни (ЗОЖ). Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или  иной автор считают необходимым учесть. Например; Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек. По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.) именно дошкольный возраст является оптимальным для осознанного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни через доступные и интересные им виды деятельности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и организма в целом, закладываются основные черты личности, формируется характер маленького человечка. В настоящее время на фоне экологического и социологического неблагополучия отмечается ухудшение здоровья. Большинство выпускников дошкольных учреждений приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья и это не, потому что с детьми не ведётся работа в ДОУ, а потому, что не все родители заинтересованы в здоровом образе жизни и полагаются только лишь на педагогов, отодвигая на дальний план воспитание и развитие детей, уверяя себя в том, что работы с ребёнком в ДОУ достаточно.

    Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Основатель валеологии (науки о здоровье и здоровом образе жизни) И.И. Брехман отмечает, что «здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» . А.Г. Щедрина здоровье определяет как целостное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции

    Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями, а именно отцами и с детьми в данном направлении. Масштабные преобразования в обществе, внедрение ФГОС дошкольного образования, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

  Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня:

- биологическое;

- социальное;

- психическое;

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно-гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье. Именно поэтому такое направление семейного клуба как сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их физическое развитие.

    Таким образом, педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включает подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей.

     Связь с родителями, совместные мероприятия, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания в вопросах оздоровления детей, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников МБДОУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивает взаимосвязь всех участников проекта.

5.Новизна

 Новизна предоставляемого опыта заключается в том, что разработана модель взаимодействия педагогов и родителей (отцов), на основе которой можно осуществлять отбор форм и технологий работы с родителями (отцами) с учётом современных подходов (открытость дошкольного учреждения для родителей, приоритет семейного воспитания, признания партнёрских прав родителей в воспитании здорового образа жизни ребёнка).

6.Технология проекта

Определившись с темой проекта, мы поставили перед собой цель:

Создать условия для вовлечения родителей (отцов) в процесс сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях детского сада.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни через сотрудничество с семьями воспитанников.

2. Формировать представления у родителей (отцов) о сохранении и укреплении здоровья детей.

3. Развивать творческую инициативу родителей (отцов) в формировании у детей устойчивого интереса к сохранению и укреплению здоровья.

4. Развивать потребность у родителей (отцов) в участии в совместных мероприятиях в детском саду, делится опытом семейного воспитания  к здоровому образу жизни детей.

5. Способствовать укреплению авторитета родителей (отцов) и педагогов в глазах детей.

6. Воспитание положительного отношения к своему здоровью.

Вид проекта: познавательный, здоровьесберегающий.

Тип проекта: долгосрочный ( 1 год)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников

Ожидаемые результаты: при условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

1.Реализуемый проект позволит повысить компетентность родителей в вопросах ЗОЖ, осознанно применять в семейном воспитании оздоровительные мероприятия, изучить положительный опыт других семей.

2.В процессе проекта снизится дефицит общения взрослых и детей, повысится родительский авторитет и улучшит детско-родительские отношения.

3.Выстроется педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни.

4.Вследствие реализации творческого проекта у дошкольников выработается устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Дети  смогут ориентироваться на здоровый образ жизни, иметь  прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.

Пути и механизмы реализации проекта:

1.  Создание семейного клуба  « Спорт-MEN школа» на базе группы ДОУ;

2. Поддержание постоянного интереса и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей и родителей (отцов);

3.  Использование инновационных  форм работы с привлечением пап;

     1.Этап – подготовительный

    На первом этапе реализации проекта была выбрана тема и форма работы семейного клуба - ««Спорт-MEN школа» - как форма сотрудничества с родителями по вопросам воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни». Активными участниками в создании семейного клуба являлись педагоги и родители, в частности папы детей.

    В начале работы нашей задачей было вызвать интерес родителей к работе проекта. Среди родителей детей было проведено анкетирование на тему «Какое место занимает физкультура в вашей семье» с целью изучения знаний родителей по вопросам оздоровления детей, о привитии здорового образа жизни, их отношении к занятиям физкультурой и спортом, а также потребности в совместной работе с ДОУ по укреплению здоровья малышей. Итоги анкетирования показали, что многие родители имеют недостаточные или отрывочные знания о разнообразных способах оздоровления и хотели бы повысить свою компетенцию в вопросах укрепления здоровья ребенка.

   Для дальнейшей работы и для достижения цели и задач, которые мы себе поставили, составлен перспективный план работы семейного клуба; (приложение 1), подобрали  и изучили методическую  литературу по теме.

Разработали формы реализации проекта:

-  проведение конференции отцов

- создание рукописной книги «Привычки здорового образа жизни нашей семьи!»

-  выпуск газеты «Для любознательных и любящих своих детей родителей»

-  оформление фотовыставок

-  вовлечение пап в различные физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ

- анкетирование, консультации для родителей, информационные             стенды.  

        2.Этап - основной

     Для реализации основного этапа провели родительское собрание по теме «Семья — здоровый образ жизни» (приложение 2), где была озвучена основная проблема: форма сотрудничества с родителями по вопросам воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни».  В результате непосредственного общения папы выразили активное желание сотрудничать.

     Следующим шагом в реализации проекта прошло заседание семейного клуба «Спорт-MEN школа» на тему  «Укрепление здоровья детей». В течение учебного года прошли еще три заседания на темы «Как проводить закаливание детей дома», «А ну-ка папы!», «Папа, мама и я, здоровая семья ». Папы заинтересовались значимостью профилактических технологий для укрепления здоровья детей и осознали необходимость проводимой работы для здоровья ребенка. Вместе с тем осознали свою недостаточную компетентность в вопросах оздоровления детей (приложение 3). В связи с этим вышел первый номер газеты «Для любознательных и любящих своих детей родителей», который привлек внимание родителей своим содержанием и полезными советами. Над его созданием трудились воспитатели группы. Газета размещалась в раздевалке группы, родители с интересом знакомились с ее содержанием (приложение 4). В течение года таких выпусков было 6. Актуальными и познавательными для родителей стали такие статьи как «Зачем нужны пальчиковые игры?», «Как выбрать лыжи для дошкольника?», «Вред и польза компьютера для детей», «Зачем нужна дыхательная гимнастика?», «Как укрепить здоровье ребенка в зимний период?»  и многие другие. Каждый выпуск сопровождался основными рубриками:

  • Загадки, пословицы и поговорки про здоровье.
  • Знаете ли Вы?
  • А у нас в детском саду.
  • Стихи о здоровье.
  • Советы родителей.

    Интересной формой работы в нашем детском саду стало написание  рукописной книги. В создании «Рукописной книги» на тему «Привычки здорового образа жизни нашей семьи!» принимала каждая семья группы. «Рукописная книга» - это практическое пособие, в котором отражается семейный опыт создания здорового образа жизни. Эта книга полезна как для детей, так и для взрослых (приложение 5).  

          Информационно - просветительскую работу среди родителей продолжали через печатную продукцию: буклеты, памятки; рекомендации, консультации, стендовую информацию. Консультации размещались на стендах в группах, а буклеты воспитатели раздавали родителям. Буклеты стали подсказками при проведении в домашних условиях дыхательных упражнений и простудных заболеваний (приложение 6).

     Интересными, активными формами работы являются веселые досуги и развлечения, праздники и соревнования при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой (приложение 7). В содержание праздников включаются эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребенком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей. Совместные мероприятия детей и родителей дали возможность укрепить взаимоотношения взрослых и детей, наполнить их теплотой, способствовать повышению авторитета родителей и подчеркнуть важность совместного переживания удачи.

    Активная  форма работы с папами - участие в акции «Папа может». Папы помогли в постройке футбольной площадки для детей (приложение 8), где в последующем наши воспитанники не только играли сами в футбол, но и соревновались с воспитанниками других садов. По результатам многих мероприятий были созданы фотовыставки (приложение 9).

   Использование всех перечисленных форм в практике нашей работы помогает превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно такие встречи вызовут у пап потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными в формировании здорового образа жизни у своих детей.

3 этап - заключительный.

    На заключительном этапе мы провели анализ достигнутых результатов, оценку эффективности реализации проекта. По данным анкетирования можно утверждать, что родители  стали более осознанно подходить к воспитанию здорового ребенка, понимают важность критериев, способствующих  формированию здорового образа жизни у детей.

Уровень

Начало года

Конец года

Высокий

17%

35%

Средний

23%

45%

Низкий

60%

20%

 Накоплен богатый материал для работы с родителями (отцами) наших воспитанников и педагогов. Мы считаем, что разработанный нами проект –«Спорт-MEN школа» - как форма сотрудничества с папами по вопросам воспитания ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни позволил нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей.

     Результаты проведённой работы показали, что повышение эффективности решения задачи формирования здорового образа жизни дошкольников можно добиться при соблюдении рационального сочетания различных форм взаимодействия детского сада и семьи, которые направлены на повышение педагогической грамотности родителей, единства подходов в воспитании.

   Главное в этом деле – желание заниматься с детьми и собственная жизненная позиция на здоровый образ жизни. Ведь именно с нас, близких ребёнку взрослых – родителей и педагогов детского сада, ребёнок будет брать пример.

Адресная направленность

Работая по данной теме, мы нашли подход к папам детей, создали атмосферу доверия, изучили их запросы и ожидания, определили проблемы детей и родителей. Так как проект – «Спорт-MEN школа» долгосрочный, мы продолжаем над ним работать и думаем, что наша работа будет интересна педагогам нашего сада.

Список использованной литературы:

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность, С-Пб, 2007.

2.Баль Л.В. Букварь здоровья, Москва, 1995.

3.Белоке К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, Москва, 2012.

4. Бочкарёва о. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.

5.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе (познавательное развитие), Москва, 2005.

6. Прищепа С. С. Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду. – Москва, АРКТИ, 2011

7.Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. – Ярославль: академия развития, 2007.

8. Токаева Т. Э. Парная гимнастика. – Волгоград, Учитель, 2011.

9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье, Москва, 2005г.

Интернет ресурсы сайт Maam. ru.



Предварительный просмотр:

Материалы на XVI областной конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчелка – 2019»

Педагогический опыт на тему:

" Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе фотомоделирования"

Номинация: «Формирование  у детей позитивных установок к различным видам труда через разнообразные виды культурных практик в ДОО»

                  E:\фотомоделирование по труду\света фото\IMG-7031a13d57f63f90191faae4bb9806ee-V.jpg

        Авторы:

творческая группа

            Николаева Е.И. (старший воспитатель I квалификационной категории)

Солдатова С.В. (воспитатель  I квалификационной категории)

Кузнецова Е.В. (воспитатель I квалификационной категории)

 МБДОУ «Детский сад №13»

        о. Муром, 2019г.

Содержание

1

Условия возникновения опыта

…3

2

Актуальность и перспективность опыта

…4

3

Ведущая педагогическая идея опыта

…5

4

Теоретические  основы опыта

…5

4. 1.  

Фотомоделирование

…7

5

Новизна опыта

…9

6

Технология  опыта

…9

7

Результативность

..13

8

Адресная направленность опыта

..14

9

Используемая литература

..15

Приложение

..16

Фотоматериалы

        

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К. Д. Ушинский

1.Условия возникновения опыта

       Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

       Только при хорошей организации трудовой деятельности, под четким руководством педагога можно решать воспитательные цели, и ребенок будет испытывать радость от труда.

       Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Труд дошкольников условен, поэтому главной целью трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров дошкольников, осознания полезности труда, желания трудиться. 

       Между тем, в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания и  качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой. Трудовая деятельность детей является эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, вследствие чего не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому важной задачей становится совершенствование педагогического процесса по трудовому воспитанию и  выбору  возможных путей достижения образовательных целей. А помощь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта мы предлагаем через использование заместителей и наглядных моделей. Именно это послужило предпосылкой возникновения данного опыта.

2.  Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы  трудового воспитания определяется рядом предпосылок и факторов, предъявляемых государством к образовательному процессу на современном этапе, и является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания дошкольников.

       В нашем детском саду  трудовое  воспитание осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда    дошкольников конкретизированы по каждому направлению и отражены  в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Трудовое воспитание осуществляется на принципах позитивного воспитания у детей положительного отношения к труду и пронизывает всю жизнь ребенка. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.     

         Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учится. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Педагог может решать в процессе труда и вопросы эстетического воспитания детей, учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна, т.к. тесно связана и часто протекает в процессе игры.   

Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности.

          Важная задача педагога – помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

          Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод моделирования.  Моделирование – метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. И такие  модели можно сделать самостоятельно вместе с дошкольниками на основе фотографий. Это и обусловило выбор темы нашей работы: «Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе фотомоделирования».

3.  Ведущая педагогическая идея опыта

        Ведущая педагогическая идея заключается в обучение воспитанников способам фотомоделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания для закрепления материала.

4.   Теоретическая база опыта

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  

Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре, в формировании природоведческих знаний, в процессе усвоения речи и т.д.  Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

    Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции  (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании  представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова).

В дидактике выделено три вида моделей:

 Первый вид – предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи.

 Второй вид – предметно – схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид – графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.

 Фотомоделирование основано на принципе замещения реальных объектов изображениями, фотографиями. Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формируют системные знания, помогают усвоить большой объем информации.

4. 1.  Фотомоделирование

           Фотомоделирование основано на принципе замещения реальных объектов изображениями.

           Образовательная трудовая деятельность по фотомоделированию позволяет педагогам решать разные задачи. Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребенка. Фотомоделирование развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры. Несмотря на то, что деятельность по созданию моделей развивает умения анализировать, определять особенности объектов и устанавливать связи между ними, занятия по фотомоделированию требуют достаточного уровня развития у детей образного мышления, связной речи, словарного запаса.                   Использование фотомоделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знании и наглядно-схематическое мышление.  Работу по введению фотомоделирования целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

        Фотомоделирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.  Готовые фотомодели и фотомакеты дети используют в основном в игре, в качестве элементов для разыгрывания сюжетов, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Так же фотомодели могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, как элементы предметно-развивающей среды. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Таким образом, фотомодели многофункциональны.

В работе можно использовать три вида фотомоделей:

Фотоколлаж

Фото-макет

3D-модель (только при наличии компьютера и специальной программы)  

 

Технический процесс создания фотомакетов, фото - коллажей

Процесс создания фотокаллажа

( подходит индивидуальные, подгруповые формы работы):

1. определение  тематики коллажа (например: «Профессии наших родителей», «Профессии взрослых в детском саду», и др.)

2. выбор объектов для фотоколлажа

3. фиксирование объектов в процессе фотографирования

4. компановка полученных фотографий в коллаж

 

Процесс создания фотомакета

(подходит все формы работы):

1. определение  тематики макета (например: «Профессии наших родителей», «Профессии взрослых в детском саду», и др.)

2. выбор объектов для фотомакетов (фиксирование объектов в процессе фотографирования) или подборка фотографий в соответсвии с тематикой фотомакета

3. Изготовление фонов в качестве основы макета, изготовление фотообъектов (растения, орудия труда, техника и др.)

4. Объемное расположение фотообъектов на фоновой основе.

 

       

Таким образом, фотомоделирование

         -  открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности.

- использование фотомоделирования вызывает интерес и помогает решить  проблему утомляемости и потери интереса к занятию.

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания для закрепления материала.

5. Новизна опыта

Новизна представленного опыта заключается в обогащении содержания известных приемов трудового воспитания детей технологией фотомоделирования, формирующей развитие познавательных интересов, творческого мышления, повышение интереса к фотографии.     

6.Технология опыта        

      На первоначальном этапе работы мы с педагогами изучили имеющиеся методические разработки по теме трудового воспитания, систематизировали полученные знания.

      Проанализировали материально – технические возможности оснащения уголков группы необходимым оборудованием и материалами. Для хозяйственно-бытового труда - это  клеенки, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки, щетки, полотенце, совочки. В уголке природы это палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений.  Для труда на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки. Для ручного труда: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина. (Фотоматериал)

     Для определения уровня трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста составили критерии их сформированности. (Приложение 1) Наблюдения показали типичные затруднения детей, что позволило спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Наиболее низкие показатели у детей по критериям «владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх», «способен планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы», а так же «может оценить результат своей работы». Это говорит о снижение у детей интереса к труду и  отсутствие планомерности и систематичности в организации труда детей.

     Для дальнейшей работы составили  перспективный план работы по трудовому воспитанию в подготовительной группе, в котором отразили различные виды деятельности при организации основных форм труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ознакомление с трудом взрослых, труд в природе, ручной труд. (Приложение 2). Итогом разных видов деятельности как детей, так и их родителей было совместное изготовление фотоколлажей и фото-макетов.

     Как сказал знаменитый художник и фотограф ХХ века Ман Рэй « Сама по себе камера не делает снимка. Что бы сделать снимок, вам нужна камера, фотограф и, прежде всего, тема. Тема определяет интерес фотографа».

      Поэтому с самого начала мы с детьми выбирали интересную для всех тему, а далее искали материал.    Так при подготовке к составлению фотоколлажа «Помогаю как могу», «Я сам» с детьми проводились познавательные занятия «Надо, надо умываться по утрам  и вечерам», «В здоровом теле, здоровый дух». На уроке доброты дети отвечали на вопрос «Почему нужно быть добрым?». Для развития навыков культуры быта были подобраны дидактические игры («Соберем куклу на прогулку», «Сделаем куклам разные прически») и  сюжетно-ролевые игры «В гостях у Мойдодыра», «Встречаем гостей». Во время акции «Поможем малышам» дети старшей группы с удовольствием помогали взрослым собрать малышей на прогулку, покормить обедом. (Фотоматериал).

      Занимаясь хозяйственно-бытовым трудом,   в работе с детьми также были использованы различные методы и приемы: проведение познавательных занятий, проблемные ситуации, уроки доброты, дидактические, сюжетно-ролевые  игры. Акция «Экологическое селфи» (уборка территории) и акция «Футбол – детям» способствовали составлению нескольких фотоколлажей: фотоколлаж-кубик «Эко-селфи – убираем листья!», «Эко-селфи – чистим снег», фотоколлаж «Футбол – детям». (Фотоматериал)

     Для формирования у детей системных знаний о труде взрослых нами были использованы следующие виды деятельности: познавательные занятия «Профессии наших мам», «Все профессии важны, все профессии нужны». (Приложение 3).  Экскурсия «Профессии детского сада» позволила познакомить детей с деятельностью работников нашего учреждения. Такие экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу. Для расширения  и закрепления представления детей о содержании трудовых действий создан сборник сюжетно-ролевых игр «Профессии» и сборник дидактических игр. (Приложение 4). Такая работа по ознакомлению с трудом взрослых  способствовала созданию фотоколлажей «Профессии детского сада», «Профессии наших мам», «Откуда хлеб на столе?», «Творческие профессии» и др. (Фотоматериал).

        В своей работе мы не забываем использовать и литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затрагивают эмоции детей.

       Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Так  был проведен исследовательский проект «Труд и вежливые слова». (Приложение 5). Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный чувственный опыт, четкие представления о растениях, птицах, знают особенности  ухаживания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы и на участке детского сада. Трудовые акции «Покормите птиц зимой», «Изготовление кормушек» помогли составить фотоколлаж «Покормите птиц зимой». (Фотоматериал). А фотоколлаж «Трудовые акции в детском саду» отразил совместную работу педагогов, детей и их родителей на благо нашего детского сада. Фотомакеты «Экскурсия на животноводческую ферму»,  «Автомастерская», «Уборка урожая» стали итогом виртуальной экскурсии с детьми и  отразили модель объекта в уменьшенном масштабе. (Фотоматериал).

        Одно из важнейших условий трудового воспитания - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. Так мы провели родительское собрание, на котором продемонстрировали родителям мультимедийную презентацию о трудовом воспитании детей в семье! «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Консультируя родителей, мы советовали им давать детям возможность посильного участия в поддержании   чистоты и порядка в доме, помогать взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. (Приложение 6). Единство детского сада и семьи в вопросе трудового воспитания имеет особое значение. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Во время субботников по благоустройству территории детского сада  наши дошкольники посильно трудились вместе  с родителями – сгребали листья, сажали кусты, цветы. Итог - фотоколлаж «Мы субботник провели, очень все старались! Взрослые и дети вместе убирались!» (Фотоматериал).

        Сила семейного влияния на ребенка заключается в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.д.. На ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни, семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Так фотоколлаж «Природе нужна помощь» семьи Огневых в полной мере отразил силу семейного воспитания. (Приложение 7)

       Проводя такую разнообразную деятельность, мы с детьми не забывали придерживаться алгоритма создания фотоколлажа. Дети выбирали и фотографировали объекты для коллажа для дальнейшей его компановки. Для создания фотомакета выбирались определенные объекты: подбирались готовые фотографии в соответствии  с тематикой фотомакета. Изготавливались  фоны  в качестве основы макета, добавлялись фотообъекты и компановалось объемное  расположение фотообъектов на фоновой основе. Дети активно и творчески участвовали в рабочем процессе: фотографировали объекты, отбирали фотографии по теме коллажа, сами компоновали и оформляли коллаж. (Фотоматериал). Занятия с фотоколлажем развивают не только умения и навыки детей, но и формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ. Дети учатся основам композиционного построения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Такая коллективная работа по составлению фотоколлажа  – это своеобразный итог степени освоения приобретенных навыков и умений. Выполнение общей работы способствует формированию коллективного творчества, увеличивая степень позитивного общения между детьми. 

7    Результативность

       На контрольном этапе исследования, мы получили такие результаты: почти все дети перешли на новый уровень сформированности трудовых навыков. Анализ показал, что дети вполне способны планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы. Увлечение составлением фотоколлажей вызывало новое отношение к труду и к разным видам деятельности. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения. Дети стали планировать трудовую деятельность и оценивать результат своей работы. Расширились знания о разных профессиях, стали отображаться в играх. Дети испытывают удовольствие в процессе выполнения интересной для них и полезной для других деятельности.

8    Адресная направленность

        Надеюсь, что наш опыт поможет воспитателям дошкольных учреждений и родителям в формирование  у детей позитивных установок к различным видам труда. Трудовая деятельность при этом, предлагаемая детям, будет интересной и будет привлекать процессом действий, будущим результатом и  игровыми моментами.

9      Используемая литература:

  1. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.Мозайка-синтез, 2014.-\
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд : теория и методика трудового воспитания : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 134, [2] с. ; 
  3. Кайгородова Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сиб. учитель. – 2012. – № 4. – С. 83–88 ;
  4. Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности //Дошкольная педагогика.- 2011.-№1.- С.37-39.
  5. Куцакова Л.В.»Трудовое воспитание в детском саду». Для занятий с детьми 3-7 лет – М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016-128с.
  6. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11, 2017г.
  7. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 2018г.
  8. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2433/
  9. открытыйурок.рф/статьи/591461/  Современный коллаж,
  10. https://ru.wikihow.com/  сделать-коллаж



Предварительный просмотр:

Содержание

1.Условия возникновения ,становления опыта...............................................................3

2. Актуальность и перспективность опыта……………………………………………3

3. Ведущая педагогическая идея………………………………………………………..4

4. Теоретическая база опыта…………………………………………………………….4

5. Новизна опыта…………………………………………………………………………6

6. Технология опыта……………………………………………………………………..10

7. Результативность………………………………………………………………………11

8. Адресная направленность……………………………………………………………..11

9.Приложение

Условия возникновения , становления опыта.

        Идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение , становятся задачей государственной важности. Положительные  изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования.         

        Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине , воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам , где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.        

        Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста с целью выявления их познавательных способностей в организованной и самостоятельной деятельности я отметила , что у детей свои взгляды на окружающий мир. Поэтому пришла к выводу, что необходимо выстроить педагогический процесс, который включал бы в себя:        

  • Организацию развивающей предметной среды регионального компонента;
  • Совместную игровую деятельность с детьми младшего возраста через дидактические игры с региональным компонентом;
  • Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира.

Актуальность и перспективность опыта.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими , природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

        И действительно , как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой он ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем , что проблема воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то передо мной , стоит задача- углубить это чувство , помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

        Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди- значит раздвинуть горизонты позноваемого , заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Ведущая педагогическая идея

                Ведущей педагогическая идея  опыта заключается в создании условий для повышения качества образования в соответствии с требованием ФГОС при реализации регионального компонента, через игровую деятельность дошкольников.

                Грамотный подход к организации игровой деятельности при реализации регионального компонента, позволяет сформировать у ребенка определенный запас представленный о родном городе(истории, символике, достопримечательностях), развивать духовно-нравственную культуру, воспитывать гражданские чувства, чувство любви к Родине , родному краю.

Теоретическая база опыта

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение детей системой знаний о регионе; подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в социокультурной среде ближайшей территории и за ее.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

«Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», - отмечает в своем исследовании В. П. Строков.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях  государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.

Важность регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость его разработки предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности современного общества».

Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры народов своего региона и страны в целом.

Реализация регионального компонента, через игровую деятельность в практику воспитания в дошкольном образовании создает условия для формирования интереса воспитанников к игровой деятельности.

Развитие способности ребёнка к  игровой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.

Задача современного дошкольного образования  — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Новизна опыта

                Новизна представленного опыта заключается в разработке игровых технологий по региональному компоненту, создание оптимальных условий для игровой деятельности, которая позволит каждому ребенку найти занятие по душе , научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.

Технология опыта

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина, и моя задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему месту, где ты родился и вырос, показать ребёнку красоту родного края, историческую подлинность – задача не такая уж и сложная. Нужно только начать!

Цель опыта: использование регионального компонента  как  одного из средств развития игровой деятельности детей дошкольного возраста и их социализации.

Представление о своей малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной игровой деятельности.

Начиная работу по реализации регионального компонента я углубленно изучила культурные , исторические, природные, этнографические особенности нашего региона , чтобы дать достоверные знания и привить дошкольникам любовь и уважение к родному краю.

 На первом этапе моя деятельность была направлена  на поиск и изучение эффективных технологий для реализации регионального компонента. Мною были подобраны  диагностические методики по  игровой деятельности детей дошкольного возраста. Так же был проведен мониторинг знаний детей младшего возраста с учетом программных требований примерной общеобразовательной программы ДОУ. Так, высокий уровень имели 23% детей, средний 40%, ниже среднего 37%.

Данные мониторинга свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической  работы по развитию регионального компонента в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

На втором этапе свою работу по реализации регионального компонента в игровой  деятельности я построила по двум направлениям:

1.Взаимодействие с детьми;

2.Взаимодействие с родителями.

        

1.Взаимодействие с детьми

Предметно –

пространственная среда        экскурсии, беседы

        Информационные, игровые технологии

При ознакомлении детей с родным краем, где мы проживаем, выяснилось, что дети владеют небогатой информацией о возникновении города, его названии, мало знают о людях прославивших наш город.

С целью расширить детей о городе, сформировать познавательный  интерес  была подобрана литература, открытки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы. Так же была проведена серия НОД: « Моя малая Родина-город Муром», « Флаг нашей родины».(Приложение3). В свободной деятельности дети с удовольствием играли в дидактические игры « Мой город», « Назови что за здание».

Азартно и с увлечение дети играли в русские народные подвижные игры: «Ворота», «Капканы», « Золотые ворота-круговые», «Два мороза», «Свечки».

В  целях систематизации развивающей работы с детьми по данному направлению я разработала перспективный план по данной теме для детей дошкольного возраста.(Приложение1).

При составлении перспективного плана работы я соблюдала следующие принципы:

-доступности материала;

  • достоверности;
  • последовательности;
  • подачи материала от простого к сложному.

Немаловажное значение в реализации регионального компонента имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда .Она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка , создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для того , чтобы дети дошкольного возраста имели возможность самостоятельного выбора деятельности мною в группе был создан мини музей.

При оборудования музея я учитывала следующие требования: безопасность, доступность расположения , достаточность. В мини -музее представлены:

 - дидактические игры,  изготовленные  своими руками и с помощью родителей( «Мой город», Узнай наш флаг», « Назови что за здание» «Узнай, где я нахожусь», «Бабушкин сундучок», «Вот моя улица – вот мой дом родной», «Я – фотограф» и др.);

 - деревянные ложки, старинная посуда

 - макет «Бронепоезд»

 - куклы Петр и Феврония, Илья Муромец

 - прялка

 - национальные костюмы

 - альбомы с достопримечательностями города

 - книги, раскраски, методическая литература

Мною был разработан проект «Моя малая Родина.»(Приложение2).Для знакомства с малой Родиной, я проводила экскурсии по городу: в парк, к памятнику ВОВ. Для  ознакомления детей с народной культурой использовала электронные ресурсы. Проводили виртуальные экскурсии, ознакомительные презентации, мультфильмы, где дети знакомились с предметами старины, историей родного города, достопримечательностями.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в дошкольном возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

2.Работа с родителями.

Семья – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития личности. Родительская любовь обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, психологический комфорт и обеспечивает ребенку эмоциональную защиту.

Большое значение в реализации регионального компонента детей дошкольного возраста имеет семейное воспитание. Семья не в коем случае не должна отстраняться от нравственного воспитания ребенка. Именно семья является первым коллективом в жизни ребенка. И от того, какая атмосфера в семье, какие принципы присутствуют в семье, зависит гармоничное развитие ребенка  и становление его как личности в социуме.

Главные задачи  по взаимодействию с родителями считаю:

 - во – первых, установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

 - во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

 - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Включение родителей в процесс реализации регионального компонента в игровой деятельности дошкольников я реализую в индивидуальных беседах, консультациях, через различные виды наглядной агитации.

С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей, я провела родительское собрание «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ», консультации для родителей: «Воспитание и любовь к малой Родине», «Какие достопримечательности можно показать ребёнку в городе », «Игровая деятельность в семье».

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому мы активно взаимодействуем с родителями, которые  помогают собирать экспонаты, для музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, помогают в оформлении предметно – пространственной среды.

Результативность

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме « Реализация регионального компонента в игровой деятельности» я пришла к выводу , что опыт работы в данном направлении эффективен. Ознакомление с родным краем с помощью игровых технологий, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Дети познали не только свой край, но и откликались на события окружающего мира, выражали свое отношение к ним.

         Работа по реализации   регионального компонента предполагает, что в процессе игровой деятельности дети:

  • приобрели систему знаний о родном городе, об особенностях общения человека с окружающим миром;
  • получили представление о профессиях людей, занятых в различных природных сферах;
  • обогатили словарный запас, развили память, мышление, воображение;
  • приобрели навыки доброжелательного, чуткого отношения друг к другу и окружающему миру.

 Представление о родном крае стали более существенными, характер отношения к своей малой родине перешел от неосознанного к устойчиво положительному, у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду (конкурсы, тематические экскурсии, дни открытых дверей, а также увеличился количественный состав их участников.

Таким образом, только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства доброты, нравственности, патриотизма.

        Адресная направленность

Опыт рекомендую использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования и родителям.