Родительское собрание "Зачем детям нужна мама?"

Алла Николаевна Кудрявцева

Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_detyam_nuzhna_mama.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Зачем детям нужна мама?»

Младшая группа

Ход собрания.
    Звучит песня «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснера, сл. М Матусовского.
Часть 1
Вступление
    Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
    О чем мечтает каждая мать? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети – дети, в сердце – постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой.
    Сегодня мы собрались, чтобы вместе, в тесном кругу обсудить вопросы, которые касаются только матерей, поэтому и встреча наша называется «Зачем детям нужна мама».
    Дети любят вас, и это прекрасно, ибо все воспитание строится на любви
    Как вы считаете, какова ваша роль в воспитании ребенка.
   
Обобщение.  Как вы нужны своим малышам с вашей, только матери присущей бескорыстной любовью, с желанием и тонкой способностью с самого начала наблюдать первые шаги своего ребенка на долгом пути становления Человека, терпеливо учить и радоваться каждому успеху. Как же тернист и нелегок труд матери на пути воспитания ребенка!
    У каждой из вас свои тревоги, проблемы. Ответы на вопросы анкеты показывают, что есть у вас успехи и радости, есть трудности и сомнения.
    На ваших столах находятся карточки с выдержками из книги Л. Никитиной «Мама или детский сад», прочитайте их и передайте вправо по кругу.
   
Тихо звучит музыка.
   
Вопросы:
    а) Что нового вы узнали из подходов к воспитанию Л.А. Никитиной?
    б) На какие вопросы вы нашли ответы?
    в) Над какой из выдержек вам бы хотелось поразмышлять?
    г) Какие из приемов вызвали ваши сомнения, несогласие?
    д) Какими советами вы желаете дополнить данные секреты?
    Как достучаться до сердца ребенка, как помочь ему познать окружающий мир? Согласитесь, легче это сделать в игре. В книге Л.А. Никитиной есть глава «С игрой и без нее», где описана игра в космонавтов с участием и под чутким руководством матери. Ваше мнение? Играете ли вы со своими детьми, обогащаете ли  своим участием сюжет? Разрешаете ли использовать предметы кухонной утвари, есть ли у детей соответствующие костюмы?
   
Вывод: включись в игру или в то дело, которым заняты дети, и тогда так легко достучаться до них, добиться того, что тебе нужно.
    Почему же получается это нечасто? Нужно время понаблюдать, желание поиграть, умение вовремя и в лад войти в игру или всерьез отнестись к занятию малышей, без снисходительности и суеты.
   
Работа с памяткой «Материнские заповеди»
     Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережет великое и неповторимое чувство – материнская любовь.
    Какой она должна быть? Над этим думали вы, отвечая на вопросы анкеты: «Как вы считаете, хватает ли ребенку Вашей любви и внимания?» (Зачитываются ответы)
    На подобные вопросы трудно ответить. Всегда ли эта любовь в меру? Где найти ту золотую середину? Об этом люди думали всегда. Наверное, так родились материнские заповеди. Перед вами лежат памятки. Прочитайте их и подчеркните те заповеди, которые вы считаете важными, нужными, без которых не может быть правильного воспитания. Мы дарим эти заповеди вам. Пусть они помогут найти золотую середину в любви к детям.
    Я вновь возвращаюсь к анкетам. В них был задан вопрос: «Слушается ли Вас ребенок?» (Зачитываются ответы)
    Как заставить ребенка слушаться?
    - Сюжеты, которые сейчас вам будут представлены, помогут найти причины непослушания.
    а) Мама размашисто дает ребенку подзатыльник, когда видит, что он забирается на стол. Через две минуты он делает то же самое, но она уже не реагирует на это, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я ни как не могу с ним справиться» (причем ребенок слышит слова матери).
    б) Мама грозит ребенку целый день: «Я уложу тебя в кровать», «Я позову врача», «Я тебя отлуплю». Но на ребенка угрозы не действуют, так как она уже понимает, что она не выполнит  своих угроз.
    в) Мама видит, что ее трехлетний ребенок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимание, продолжает заниматься своими делами. Потом она все же приказывает ребенку: «Хватитт баловаться!» (а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли ее ребенок). Молоко разлито, мама наказывает малыша.
    г) Славик, весело подпрыгивая, идет с мамой в детский сад. У ворот детского сада мать наставляет его: «Славик, веди себя хорошо, слушайся воспитательницу». «Я играть буду?» - спросил Славик. «Играть  - играй, но не забывай, что ты уже большой, из-за какой-нибудь игрушки драку не затевай, лучше уступи». «Ладно», - пообещал мальчик. «Помни, если затеешь драку, воспитатели тебя накажут, поставят в угол и вообще не разрешат играть. Беда мне с тобой», - вздохнула мать. Малыш остановился: «Не пойду в детский сад, не хочу». «Что еще выдумал, а ну марш!» - возмутилась мама. Но малыш не сдвинулся с места.
    е) Ребенок ходит по комнате, мама вдруг говорит: «Не прикасайся к телевизору». Он об этом и не думал, но теперь, когда мама подкинула интересную идею, он немедленно направился к телевизору, а мама, свирепо глядя на него, говорит соседке: «Видишь, все делает наоборот, он меня совсем не слушается!»
    Заметили ли вы свои ошибки в данных ситуациях, какие.
   
Вечер в семье
   
От того, каким будет вечер в семье, зависит завтрашний день ребенка. Создать в доме уют, тепло, покой – удел женщины, матери. За домашними хлопотами незаметно летит время, и, бывает, не удается выкроить даже несколько минут для беседы с ребенком. А дети так любят эти задушевные разговоры, когда мы рассказывает о своем детстве, читаем или просто слушаем их?
   
Магнитофонная запись с ответами детей на вопросы №5,6.
   
Свет выключен, горят свечи. На фоне музыки звучат слова.
   
«Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой жизни. Однако, почти в каждом из этих дней, есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас также неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребенком, чувство взаимопонимания и доверия. В такие минуты нет места грубому тону, поучениям и раздражению.
    Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.
   
Самоанализ с фишками
    Вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку.
    Если вы поступаете так, как сказано в правилах, то выставляете на стол фишку красного цвета, если не всегда так – желтого, никогда так не поступаете – зеленого.
    - Каждый вечер уделяю для ребенка время на разговоры, игры, рассказы о своем детстве.
    - Рассказываю ребенку сказки на ночь, о том, какой он добрый, умный, вежливый, храбрый.
    - Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.
    - Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых, не находится в той же комнате во время просмотра остросюжетных фильмов.
    - Перед сном совершаем прогулки с детьми.
    - Не рассказываем на ночь страшных историй.
    - Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.
    - Укладываем ребенка в одно и то же время, не позднее 21 часа.
   
 Вопрос: С каким из пунктов вы не согласны?
 
  Обобщение. Если первые три пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях, контакте, то последующие – о вашей заботе по созданию комфортных условий, необходимых для еще неокрепшей нервной системы ребенка. Посмотрите на фишки: если хотя бы один из пунктов не выполняется, это может привести к печальным результатам и отразиться на здоровье ребенка. А сигналом могут служить: агрессивность, упрямство, тревожный сон, страхи, капризы.
     Музыкальная пауза.
     «Острое блюдо»
     В шарах – вопросы (родители зачитывают вопросы и отвечают).
    Представьте, что вам поручили составить свод правил для матерей, каждое из которых начинается со слова «нельзя». Слово-эстафета: игрушка передается по кругу.
    Дорогие мамы! Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей.
   
Звучит музыка, песни о маме.
     Часть 2.
     Дети читают стихи, дарят мамам рисунки, поделки, сделанные своими руками. Проводятся игры, аттракционы, танцы с участием детей и мам.
   
Чаепитие.

Используемая литература:
Н.М. Метенова Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. 2014. 64 с.

Приложение 1

Анкета для родителей «Зачем детям нужна мама?»

  1. Какова, по-Вашему, основная роль матери в воспитании ребенка?
  2. Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с ребенком? Почему?
  3. Какие на Ваш взгляд, самые главные заботы матери в семье?
  4. Есть ли у Вас общение с ребенком, занятия и увлечения? Какие?
  5. Слушается ли Вас ребенок? Да, нет? Каковы причины?
  6. Участвует ли ребенок вместе с Вами в домашних делах?
  7. С какими трудностями в воспитании ребенка Вы встретились?
  8. Какие чувства Вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх, жалость и т.д.?
  9. Как Вы считаете, хватает ли ребенку Вашей любви, внимания?
  10. Какие вопросы Вы хотите задать и кому: врачу, психологу, медсестре, заведующей д/с, воспитателям

Приложение 2

Памятка «Материнские заповеди»

  1. Люби свое дитя, но не балуй, не груби. избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно растить настоящим человеком и в богатстве.
  2. Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
  3. Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.
  4. Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом сними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
  5. Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает ее. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.
  6. Мать, помни: лучшее – детям, но не забывай о себе.

Приложение 3

Карточки с цитатами из книги

Л.А. Никитиной «Мама идет в детский сад»

     1. Мать, говорящая своему ребенку: «Я не хочу с тобой разговаривать», отталкивает дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе – мать.
    2. Самая главная обязанность матери – понимать. Мать, не понимающая своего ребенка – это трагедия.
    3. Заметьте: мать – не судья, определяющая что хорошо, что плохо, не пример для подражания. Не требует ребенок от матери особого совершенства. Зато жаждет утешения, сочувствия, сострадания, содействия, быть вместе – вот что он хочет!
    4. Я училась советоваться и с трехлетним сыном, и выслушивала мнение семилетнего, не обрывая его на полуслове, и поступала так, как предлагал сын-подросток, - поэтому и рос рядом друг.
    5. Каждый ребенок обязательно пытается подражать работающему: берется за веник или пылесос, за посуду, тряпку… главное, не оттолкнуть, а подбодрить, даже если мусор попадет не туда, куда надо, а чистая чашка плюхнется снова в мыльную воду. «Спасибо, мой помощник, как быстро мы все сделали». Дайте ему радость почувствовать себя умелым.
    6. Здоровье детей заметно укрепляется, если прекратить насильственное кормление детей.
    7. Меняться ролями – одно из любимых занятий всех ребят. В роли «папы» или «мамы» или какого-то любого героя они просто преображаются.
    8. Не кормление по часам, не стирка и глажение пеленок, не суета с прогулками и купанием – не это должно быть главным. С самого начала надо учиться наблюдать, приглядываться и стараться понять ребенка.

Приложение 4

Вопросы для «Острого блюда»

  1. Можно ли избаловать любовью?
  2. Можно ли употреблять фразу: «Ты плохой мальчик, плохая девочка»?
  3. Следует ли просить у ребенка прощение, если Вы не правы?
  4. Каким должен быть ответ на просьбу ребенка, которую в данный момент  Вы не можете выполнить?
  5. Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз?