Практический опыт

Маркина Валентина Владимировна

Предварительный просмотр:

Сценарий квест-игры в подготовительной группе

«Приключения инопланетян на планете Земля!».

Цель: закрепление в игровой форме знаний детей о космосе, созвездиях, средствах передвижения в космосе, космических объектах.

Задачи: 
Образовательные:
- способствовать развитию дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредствам внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующий формированию у детей самостоятельного мышления, развитию креативных способностей и познавательной активности;
- закреплять знания и представления детей о космическом пространстве.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей и поисковую активность;
- обогащать и активизировать словарь по теме "Космос";
- развивать двигательную, игровую активность;
- формировать исследовательские навыки.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи;
- создавать радостную атмосферу праздника. 

 Предварительная работа:

  • Беседы с просмотром иллюстраций о космосе, космических явлениях и объектах, об освоении космоса человечеством.
  • Разучивание космической считалки: «Меркурий — раз, Венера — два, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун».
  • Домашнее задание подготовить наряд инопланетянина.

Оборудование: музыкальное сопровождение, 3 капсулы (киндеры) с приметами землян, двойные листы альбома (2 шт.), 3 конверта с деталями ракеты (квадраты и трапеции, треугольники, круги), 4 клей-крандаша,  звезды из голографической самоклеющейся пленки 6 шт., повязки на глаза, картонные звезды двух цветов по 10 штук,  голубые листы формат А3 с дырками на месте звезд в созвездии Большая медведица, картон серебряного цвета 2 листа, ножницы 4 шт, клей-карандаш 2шт,  две дорожки с астероидами (по 12-15шт), большой игральный кубик. разрезанные картинки на космическую тему.

Идея квест-игры: два экипажа инопланетян потерпели крушение на планете Земля, их космические корабли разлетелись на осколки, которые необходимо найти и собрать заново. Затем нужно добыть топливо, для возвращения домой, пройдя ряд испытаний.

Ход квест-игры.

        Под космическую музыку появляется воспитатель - Серебряна -(переодетый инопланетянином), знакомится с детьми, переодетыми инопланетянами и разделенными на два экипажа. Узнав, что они не могут попасть на родные планеты, Серебряна предлагает помощь, и чтобы подготовиться к приключениям проводит разминку:

Мы пойдём на космодром, (Шагают.)

Дружно в ногу мы идём,

Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать.)

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону.)

Звёзды неба, ждите нас.

Чтобы сильным стать и ловким

Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,

Вправо- влево наклонись,

Головою покрути

И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,

А теперь прыжком вот так.

После Серебряна раскрывает тайну, что части от космических кораблей нашли земляне, а которых надо найти по приметам и дает первую капсулу с описанием землянина. Маленькие инопланетяне по приметам отправляются на поиски по всему саду. Найдя нужного землянина и выполнив задание, каждый экипаж получает конверт с частями космического корабля и следующую капсулу.

Примерные приметы и задания:

  1. Жительница Земли, на груди которой живет зверь с хвостом на голове (слон). Для нее надо хором исполнить космическую считалку про планеты.
  2. Жительница Земли – хранительница времени (рядом с ней много часов). Она задавала вопросы про космос:
  • Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
  • Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
  • Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
  • Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
  • Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
  • Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрека.
  • Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун.
  • Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце
  1. Жительница Земли, с красной ленточкой на ноге. Она попросила показать космические эмоции: вселенскую грусть, солнечную радость, звездный восторг, радиационную смелость.

Получив все конверты, инопланетные гости возвращаются в группу,

рассаживаются по командам, получают двойные альбомные листы и клей, раскрывают конверты и начинают собирать ракеты и приклеивать. В конвертах лежат большие и маленькие квадраты, треугольники, трапеции и круги. В итоге должна получиться ракета (см. Приложение 1).

         После того, как ракеты созданы и названы, необходимо их заправить. Но чтобы получить топливо, нужно постараться.   Серебряна устраивает соревнование между экипажами, наградой которой служит топливо (звезды из самоклеющейся бумаги, которые прилепляются на корабль победителей). Чем больше звезд заработают юные инопланетные жители, тем быстрее смогут вернуться домой.

Испытания для экипажей.

  1. «Звездный букет».

На полу рассыпаются звезды двух цветов. Жребием решается, какой цвет какой команде принадлежит. Выбирается по одному игроку из экипажа, им завязываются глаза. Задача – собрать как можно больше звезд своего цвета, ориентируясь на подсказки своих друзей. Игроки меняются 2 раза.

  1. «Мегамозг».

Загадывание загадок на космическую тему.

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт ГАГАРИН.

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе ЗВЕЗДОЧЁТ.

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной КОМЕТА.

Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. КОСМОС

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет ЛУНА

Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический МЕТЕОРИТ

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник,
Летит по орбите СПУТНИК.

Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает,
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная,
И глазом не видна,
Такая темно-темная ЧЕРНАЯ ДЫРА.

  1. «Дыры в небе».

Экипажи получают листы голубого цвета с дырками, по листу картона серебряного цвета, по 2 пары ножниц и клей карандаш. Задача – из картона вырезать звезды и приклеить на место дырок. Если правильно сделают, то получится созвездие Большой медведицы.

  1. «Пояс астероидов»

Конкурс капитанов На полу располагается две дорожки с одинаковым количеством астероидов (12 – 15 шт.). Капитаны ракет одновременно бросают кубик и делают столько шагов по астероидам, сколько кружочков выпало. Кто вперед пройдет пояс астероидов, тот победил.  

  1. «Космичские пазлы».

Экипажи собирают разрезанные картинки. (см. Приложение 2).

  1. «Космические танцы».

Под веселую музыку все инопланетяне повторяют движения за Серебряной. Оценивается точность и синхронность.

И вот все испытания пройдены. Ракеты заправлены топливом и маленькие инопланетяне возвращаются на родные планеты, где их ждет угощение.

Приложение 1.

C:\Users\Laptop\Desktop\день космонавтики\29685_html_maf2cba3.png

Приложение 2.

C:\Users\Laptop\Desktop\день космонавтики\2178515.png

C:\Users\Laptop\Desktop\день космонавтики\kartinki-planet-dlya-detey-dlya-oformleniya-vypusknogo-70314-large.jpg



Предварительный просмотр:

Сценарий летнего развлечения для подготовительной группы

 «Рыбачка Соня приглашает на рыбалку»

Задачи:

  • закрепить знания детей об окружающем мире;
  • вовлечь родителей в организацию и проведение летнего досуга дошкольников;
  • развивать творческую инициативу и умение работать сообща;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Оборудование: костюм рыбачки Сони (тельняшка, широкие штаны, соломенная шляпа, удочка, ведро), костюмы для водяных реки, пруда, озера, моря, океана, магнитофон, ), 5 больших рыб из картона, голубые ленты, мел, рыбки вырезанные из салфеток (по количеству детей), 2-3 веера из плотной бумаги, две ложки, ведро  с водой, две пластиковые тарелки, большой таз с водой, пластиковые рыбки, два маленьких сачка, два ведерка, два воздушных шарика заполненных водой и крепко завязанных, изображения обитателей океана, четыре листа ватмана с контурами осьминога, краба, черепахи, морского конька, четыре набора восковых мелков, сладости.

Предварительная работа: разучивание закличек про дождь, подготовка родителей, подготовка водных локаций на территории детского сада (реки, пруда, озера, моря, океана), каждый водяной заранее получает картонную рыбку.

Действующие лица: рыбачка  - Соня (воспитатель). Водяные пруда, реки, озера, моря, океана (родители).

Ход.

        Дети выходят на участок. Звучит песня А. Каначяна «В синем море, в белой пене». Появляется рыбачка Соня с удочкой и ведром. Знакомится с ребятами, спрашивает про рыбалку:

  • Что такое рыбалка?
  • Где можно ловить рыбу?
  • С помощью чего ловят рыбу?
  • Хотят ли дети сейчас отправиться на рыбалку?

        За Соней дети переходят на первую водную локацию «Реку», где их встречает очень печальный Речной Водяной.  (Река представлена несколькими голубыми лентами, разложенными на земле).

Речной Водяной.  Здравствуйте ребята и рыбачка Соня. Зря вы сегодня пришли к моим берегам. Река совсем обмелела и теперь в ней нельзя купаться и рыбам не хватает воды.

Рыбачка Соня. Чем же тебе помочь, Речной водяной?

Речной Водяной. А вы не умеете дождь закликать? Если пойдет дождь, то река снова станет полноводной.

Дети по очереди читают заклички про дождь и после каждой заклички Речной Водяной добавляет по ленте в реку и она становится шире.

Примерные заклички:

Дождик, дождик, пуще, 
Дам тебе гущи, 
Выйду на крылечко, 
Дам огурчика. 
Дам и хлеба каравай – 
Сколько хочешь, поливай! 

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще. 
На мамину капусту,
На папин лен,
Поливай ведром.


Дождик, дождик, лей, лей,
На меня и на людей!
А на Бабу-Ягу,
Хоть по тысячу ведру!

 Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки,
На зелёненьком лужке!

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.

Речной Водяной. Спасибо ребята. Теперь воды в реке прибавилось и можно рыбачить. Закидывайте удочку!

Дети вместе с Соней закидывают удочку, Речной Водяной ее ловит и нанизывает на крючок картонную рыбину. Дети снимают с крючка и кладут в ведро.  Прощаются с Речным Водяным и переходят на другую локацию – Пруд.

Локация Пруд – на асфальте нарисован мелом пруд. Детей встречает Водяной Пруда. Он жалуется детям, что его рыбки совсем разбаловались и выскочили из пруда. Чтобы их вернуть, нужна помощь.

        Детям дают веера, они выбирают себе рыбку и начинают на нее махать веером, чтобы загнать в пруд. Загнав своих рыбок, дети передают веера другим. Когда все рыбки оказываются в пруду, Водяной Пруда радуется и разрешает Рыбачке Соне с детьми порыбачить. Они вместе забрасывают удочку в пруд, Водяной Пруда ее ловит  и нанизывает рыбку из картона. Теперь в ведре Сони уже две рыбки. Дети прощаются с Водяным Пруда и отправляются к локации «Озеро».

        Локация Озеро  размещается на веранде украшенной камышами и водорослями (длинная трава). Гостей встречает Русалка Речная.

Русалка Речная. Здравствуйте ребята и рыбачка Соня. Вы пришли рыбачить на озеро. Хорошо. Но сначала отгадайте мои загадки про воду и ее обитателей.

Загадки:

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит- 
Не выбежит. 
(Река)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)

К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной. (Ручей)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Русалка Речная. Молодцы ребята. Вы смышленые и сообразительные. А теперь посмотрим, какие вы артистичные. Я буду приглашать по одному из вас и на ушко шептать озерных жителей. Выбранные ребенок должен показать этого обитателя без слов, а вы все отгадать. Кто смелый?

Русалка загадывает рака, щуку, утку, лягушку.

Когда дети все показали и отгадали, они начинают рыбачить в озере. И теперь в ведре Рыбачки Сони уже три рыбки. Дети прощаются с Речной Русалкой и переходят на локацию «Море».

Локация Море располагается на спортивной площадке. Детей встречает  Морской Водяной и предлагает перед рыбалкой немного размяться и поучаствовать в морской эстафете. Дети делятся на две команды - команда Рыбачки сони и команда Морского Водяного .

Морская эстафета.

  • «Добавь воды». Участники переносят ложкой воду из ведерка в пластиковые тарелки, которые стоят на финише. Скорость здесь не главное. Побеждает та команда, у которой окажется больше воды в тарелке.  
  • «Большая рыбалка». На финише стоит большой таз с водой, в котором плавают  пластиковые маленькие рыбки. Каждая команда получает по маленькому сачку и ведерку. По команде дети бегут к тазу, сачком вылавливают рыбку и относят в ведерко. Победа присуждается тем, кто быстрее выловит рыбок.  
  • «Водяной шар».  Команды выстраиваются в шеренгу. Первый ребенок получает воздушный шарик с водой. По команде дети передают шарик из рук в руки по цепочке, до последнего члена команды и затем также возвращают в начало шеренги. Побеждает та команда, которая сделает это первой и шарик не упадет. (Если позволяем подготовка детей, то шарик можно перекидывать из рук в руки).

После окончания водной эстафеты, Рыбачка  Соня с детьми закидывает удочку Морскому Водяному,  и он нанизывает четвертую рыбку. Рыбка отправляется в  ведро Сони, все прощаются и дети переходят на последнюю локацию – «Океан».

Локация Океан размещается на веранде, где убирают камыши и добавляют картинки с изображениями обитателей океана, пока дети соревнуются на локации Море.

Детей встречает Хозяйка Океана. Она расспрашивает ребят об обитателях, которые изображены на картинках. Затем предлагает самим стать художниками. Для этого дети делятся на четыре группы. Каждая группа получает лист ватмана с силуэтом обитателя океана (осьминог, краб, черепаха, морской конек) и набор восковых мелков.  Листы ватмана располагают прямо не веранде, на большой клеенке. Хозяйка Океана дает 5 минут, чтобы каждая группа раскрасила своего обитателя. После окончания работы рисунки размещаются на веранде, чтобы все смогли полюбоваться. Вместе с Рыбачкой Соней дети последний раз забрасывают удочку и вылавливают пятую рыбку. Прощаются с Хозяйкой Океана.

Рыбачка Соня предлагает отдать улов поварам. Все вместе направляются к кухне, зовут повара и отдают свой улов, рассказывая, как он им достался. Повар благодарит и награждает маленьких рыбаков сладостями.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по организации работы

с родителями старшей группы

«Мы встречаем день Победы!»

Цель: объединение усилий детского сада и семьи в обобщении и расширении знаний детей и родителей о Великой Отечественной Войне, о празднике день Победы.

        Задачи:

  • Использовать новые организационные способы привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом;
  • Воспитывать  духовно-нравственную личность, обладающую национальным самосознанием и патриотическими чувствами;
  • Обогащать творческий, познавательный потенциал семьи;
  • Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении родитель-педагог, родитель-ребенок.

План работы с родителями:

  • Познакомить с идей разработки;
  • Разбиться на творческие группы;
  • Приступить к осуществлению деятельности;
  • Продемонстрировать результаты на празднике.

Чтобы все запланированные мероприятия прошли наиболее успешно и плодотворно, мы учитывали следующее:

  • Творческий потенциал каждой семьи и ребенка;
  • Активность родителей в прошлых мероприятиях;
  • Занятость родителей.

Запланированные мероприятия:

  1. Анкетирование родителей. (см приложение  1).
  2. Конкурс чтецов стихотворений среди воспитанников «Ваш подвиг живет вечно!» (см. приложение 2).
  3. Создание композиции «Парад танков на Красной площади».
  4. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной Войне родителями или родственниками. (см. приложение 3).
  5. Изготовление открыток для ветеранов, проживающих в семьях воспитанников.

После анкетирования, мы предложили родителям разбиться на творческие группы, которые выполняли свою часть работы, и таким образом у нас получилось четыре мини-коллектива, состоящих из родителей, родственников и воспитанников. Условно мы их назвали:

  • «Поэты», они готовили самостоятельно своих детей к конкурсу чтецов;
  • «Мастера» занимались композицией – парадом. Мы предоставили участникам самим выбирать материалы и стиль оформления.
  • «Литераторы» согласились приходить в группу и читать детям рассказы о войне;
  • «Творцы» - создавали открытки для ветеранов.

Итогом совместной деятельности стало выступление детей на празднике, размещение композиции «Парад танков на Красной площади» в приемной группы и дарение открыток ветеранам, проживающих в семьях наших детей.

Приложение 1.

Анкета.

  • Считаете ли вы необходимым современным детям знания о Великой Отечественной Войне?
  • Что для вашей семьи значит День Победы?
  • Вы знакомите ваших детей с историей Великой Отечественной войны?
  • Есть в вашей семье ветераны?
  • Знают ли ваши дети о подвигах ветеранов?
  • Согласны ли вы принять участие в подготовке мероприятий, посвященных празднованию дня Победы?

 

Приложение 2.

Положение

  о конкурсе чтецов стихотворений  

«Ваш подвиг живет вечно!»,

посвященный празднованию дня Победы.

Общие положения.

  1. Конкурс проводится среди детей старшей группы.
  2. Участников готовят родители самостоятельно.

Задачи:

  1. Воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиги солдат и офицеров, одержавших великую Победу над фашизмом;
  2. Способствовать знакомству с произведениями поэтов, посвященные Великой Отечественной Войне и великой Победе, героизму и мужеству ветеранов;
  3. Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
  4. Предоставление возможности для самовыражения.

Основные критерии оценки:

  • Соответствие стихотворений теме конкурса и возрасту участников;
  • Соблюдение средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окрашенности выступления) для реализации художественного замысла автора;
  •  Знание текста произведения;
  • Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений).

Состав жюри:

  • Заведующая МБДОУ № 47.
  • Музыкальный руководитель.

Подведение итогов и награждение:

  • Жюри определяет   победителя.
  • Победитель конкурса награждается медалью.
  • Все участники конкурса награждаются поощрительными призами.

Приложение 3.

Примерный список литературных произведений, посвященный Великой Отечественной Войне, для детей дошкольного возраста.

  • Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
  • Соболев Леонид «Батальон четверых»
  • Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
  • Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
  • Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
  • О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
  • Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
  • У. Бражнина «Шинель»
  • Черкашин «Кукла»



Предварительный просмотр:

Сценарий летнего развлечения для старшей группы

 «Поиски Радуги-дуги»

Задачи:

  • закрепить знания детей об окружающем мире;
  • развивать творческую инициативу и умение работать сообща;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Оборудование: магнитофон, яркий  конверт, текст письма, лист ватмана с нарисованным контуром радуги, цветные карандаши семи цветов радуги (по несколько карандашей каждого цвета), карточки с нарисованными подсказками, семь коробочек раскрашенные в цвета радуги для карандашей и инструкций, ориентиры для эстафет, зонты, ложки, тазики с водой, прозрачные пластиковые стаканы, солнечный диск из картона, желтые и оранжевые прищепки 20-25 штук, большой тазик, много шишек, листы на которых изображены тучки, вырезанные капли дождя, клей, сладости.

Предварительная работа: нарисовать контур радуги на ватмане, приготовить  красочный конверт, вложить текст письма, разложить задания, карандаши и подсказки, приготовить участки на которых будут проходить испытания.

Действующие лица: Лето Ненаглядное, Гроза Ласковая.

Ход.

Развлечение проходит на участке группы. Звучит песня  
«
Песенка о лете». Из м/ф "Дед Мороз и лето" (Союзмультфильм, СССР. 1969г.) в исполнении детского хора. Под нее на поляне появляется Лето Ненаглядное и начинает танцевать с детьми. Музыка заканчивается и Лето обращается к детям.

Лето ненаглядное.

Мой вам привет, ребята!
Я – Лето Ненаглядное.
Я солнышком богатое!
Его цветы в моем венке горят
Цветы живые – это мой наряд!

Я сегодня к вам пришла играть, веселиться и развлекаться. Вы готовы?

Неожиданно раздаются звуки грома и дождя и на участок врывается Гроза Ласковая. Она подбегает к Лету и начинает ей что-то шептать на ухо.

Лето Ненаглядное. Ребята, беда приключилась. Рассказывай сама Гроза Ласковая. 

Гроза Ласковая. Здравствуйте дети. Я Гроза Ласковая. Я поля и леса дождем умываю, молниями воздух очищаю, на земле лужи создаю, чтобы по ним босиком бегать деткам можно было. От моего теплого дождя цветы распускаются и птички поют. А что бывает после грозы? Правильно – радуга. А сегодня нет радуги! Звала я ее – а она не отзывается. Что же делать?

Лето Ненаглядное. Не печалься Гроза ласковая. Я знаю, как помочь. Мне утром письмо пришло, а я не успела его открыть. Давай вместе с ребятами его откроем и прочитаем.

С одним из детей герои открывают письмо и читают послание Радуги.

Текст письма. «Я Радуга-дуга. И решила я с вами в прятки поиграть. Каждый свой цвет я спрятала. Если вы их все найдете, тогда я на небо вернусь и буду после грозы вас радовать. В письме первая подсказка, где искать  красный цвет. Но знайте, просто так я вам свои цвета не верну. Надо пройти нелегкие испытания. И еще возьмите с собой мой портрет черно-белый. Он пригодиться».

Лето Ненаглядное. Посмотрите, ребята. Здесь плакат с радугой, только радуга здесь бесцветная. Мы его с собой возьмем. А вот карточка с первой подсказкой (показывает детям карточку с нарисованной …).  

        Далее дети вместе с героями путешествуют по участку детского сада, на котором приготовлены семь мест для испытания. На каждом месте они находят цветную коробочку (в соответствии с цветами радуги), в которой карандаши того же цвета, что и коробочка, задание и следующая подсказка. Герои помогают детям пройти испытания, затем дети закрашивают карандашами соответствующую дугу в радуге и получают подсказку, где искать следующий цвет.

Задания для испытаний.

          Первое испытание (красная коробочка). В ней загадки и карандаши красного цвета.

Что на небе рассветает

И теплом всех согревает?

(Солнце).

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки.

(Дождик).

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза

Начинается…

(Гроза).

Через речку — прыг на скок —

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга.(Радуга).

Дети раскрашивают верхнюю дугу на радуге, получают следующую подсказку.

          Второе испытание (оранжевая коробочка). В ней задание для соревнований, оранжевые карандаши и подсказка.

Задание спортивное. Расставлены ориентиры для эстафеты, на старте приготовлены зонты, ложки, тазики с водой, прозрачные пластиковые стаканы. В коробочке – задания для соревнований и карандаши оранжевого цвета. Герои делят детей на две команды и проводят соревнования.

Задания для соревнования.

  1. Пробежать с раскрытым зонтиком над головой до финиша и назад;
  2. Перенести ложкой воду из тазика в стакан;
  3. Пробежать с раскрытым зонтиком, держа его на вытянутой руке.

После соревнований дети раскрашивают оранжевым цветом следующую дугу.  

Третье испытание (желтая коробочка). В ней задание, солнечный диск, прищепки желтого и оранжевого цвета, желтые карандаши и подсказка.

Дети с помощью прищепок делают солнцу лучики, раскрашивают дугу радуги и получают следующую подсказку.  

Четвертое испытание (зеленая коробочка) с заданием, с зелеными карандашами и подсказкой.

Задание: в большой тазик собрать все шишки, которые рассыпаны на поляне.  Собрав все шишки. Дети закрашивают дугу радуги и получают подсказку.

Пятое задание (голубая коробочка) с заданием, с листами на которых изображены тучки, вырезанные капли дождя, клей и голубые карандаши.

Задание: наклеить все капли на листы. После дети раскрашивают голубую дугу и получают следующую подсказку.

Шестое задание (синяя коробочка) с заданием, синими карандашами.

Задание: ответить правильно на вопросы про сказки.

Вопросы:

  • Как заканчивается фраза: «Скоро сказка сказывается , да не скоро…

1. дело делается,

2. суп варится,

3. книга пишется.

  • Кто ушел от бабушки и дедушки?

1. Буратино,

2. Колобок,

3. Лиса.

  • В кого превратился братец Иванушка после того, как выпил воду из копытца?

1. в медвежонка,

2. в слоненка,

3. в козленка.

  • На чем ездил Емеля из сказки «По щучьему велению»?

1. на печке,

2. на санях,

3. на автомобиле.

  • Кто помог Деду вытянуть репку?

1. слоник,

2. мышка,

3. свинка.

  • Что случилось со Снегурочкой?

1. убежала,

2. вышла замуж,

3. растаяла.

Ответив на них, дети приступают к раскрашиванию синей дуги и получают последнюю подсказку.

Шестое задание (фиолетовая коробочка) с заданием и фиолетовыми карандашами.

Задание: станцевать, повторяя все движения за героями, которые по очереди встают в  круг и танцуют под веселую музыку.

После танца раскрашивают последнюю дугу.

Гроза Ласковая.

Разворачивает плакат и дает ребятам полюбоваться своим творением.

Лето Ненаглядное. Вот ребята, мы и вернули Радуге-дуге все цвета и она стала снова радовать нас. А чтобы она больше и не думала прятаться, мы этот плакат наклеим на веранду и радуга всегда будет с нами. А в благодарность Радуга дарит вам сладости.

Лето Ненаглядное и Гроза Ласковая угощают детей сладостями и прощаются.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Картотека дидактических игр для мини-музея

«Расставь по порядку»

Цель: развитие сенcорного восприятия, формирование поисковых способов ориентировки – методов проб, примеривания, зрительного соотнесения.

Ход игры: Перед ребенком в произвольном порядке (хаотично) выставляются 5–7 матрешек разного размера. Он должен расставить их по порядку в зависимости от величины (от самой маленькой до самой большой или наоборот).

«Что изменилоcь?»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Ход игры: 5-7 предметов из коллекции мини-музея выставляются в ряд. Нужно запомнить место каждого в ряду и сами предметы. Ставится ширма, за ней предметы меняются местами (заменяются другими). Ширма убирается. Надо определить, что изменилось в ряду.

«Что из чего?»

Цель: формирование умения классифицировать предметы по словесной инструкции, развитие мышления.

Ход игры: 10- 12 предметов из коллекции мини-музея выставляются на стол. Ребенок должен классифицировать их по словесной инструкции в зависимости от материала, из которого изготовлен предмет, и расставить по группам (пластмассовые, металлические, деревянные, из ткани и т. д.)

«Что потерялось?»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления.

Ход игры: на стол перед ребенком выставляется 7-8 предметов. Потом педагог просит закрыть глаза и убирает один из них. Играющему нужно назвать предмет, которого не стало.

«Запомни предмет»

Цель: развитие сенсорного восприятия, зрительной памяти.

Ход игры: ребенок рассматривает ряд из 4-5 предметов, стараясь их запомнить. Затем, надев повязку на глаза, обследует их кончиками пальцев и называет (описывает, не снимая повязки).

«Пазлы»

Цель: развитие логического мышления и зрительной памяти.

Ход игры: Ребенку предлагаются 5–7 частей картинки с изображением предмета, из которых он должен собрать целое изображение. Затем нужно изображенный на картинке предмет найти и показать в мини-музее

«Найди на ощупь»

Цель: развитие тактильного восприятия и памяти.

Ход игры: ребенку надевают повязку на глаза и дают на обследование (ощупывание) кончиками пальцев один предмет. После обследования этот предмет ставится в ряд из 5-6 других из мини-музея. Ребенок, открыв глаза, должен узнать в ряду «свой» предмет.

«Узнай по контуру»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения концентрировать внимание.

Ход игры: ребенку дается карточка с изображением контура предмета. Он должен узнать предмет, назвать его и найти в мини-музее.

«Слушай - ищи»

Цель: развитие связной речи, ориентировки в пространстве.

Ход игры: один из детей загадывает предмет, но не называет его, а описывает внешний вид и местоположение в музее. Другой по описанию угадывает, о каком предмете идет речь, и показывает его.



Предварительный просмотр:

Введение

         Что собой представляет современный детский сад? Это не просто уютная группа, где детей воспитывают, кормят и присматривают за ними, а волшебное учреждение, место развития маленького творческого любознательного человека, его первый опыт познания мира, первые шаги в исследовании и экспериментировании.  

Современное дошкольное учреждение в своей работе опирается на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который был разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 В Стандарте прописаны основные принципы дошкольного образования, и в частности принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития, принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

        Также с введением ФГОС изменилась роль родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения. Теперь мамы и папы не просто пассивные наблюдатели и «оценщики» работы воспитателя, но и полноправные участники образовательного процесса. Не все родители готовы принять на себя такую роль и поэтому перед педагогами стоит задача в ненавязчивой, креативной форме помогать родителям становится партнёрами и помощниками воспитателей.

        Поэтому такая форма работы с детьми и родителями, как создание мини-музеев  очень органично вписывается в вышеупомянутые принципы дошкольного образования и помогает принятию новой роли родителей в образовательном процессе.

Исходя из этого, целью нашей работы является использование мини-музеев как фактора укрепления партнёрских отношений с родителями, развитие познавательной сферы дошкольников.


Дети – родители – воспитатели через призму мини-музея

         Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную и разнообразную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.         

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике выделяют два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Последнее направление является предметом моего исследования и активного внедрения в образовательный процесс нашего детского сада. Предлагаю подробнее рассмотреть и исследовать захватывающий мир мини-музеев в дошкольных учреждениях.

Начнем с определения. Что такое мини-музей?

Мини-музей – это особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. «Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.  Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В организации  мини-музеев следует опираться на  определённые принципы. Предлагаю выделить те принципы, которые легли в основу при создании мини-музеев в нашем детском саду.

  • Принципы деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребёнку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.  

  • Принцип научности.

 Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.  

  • Принцип гуманизации.

Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребёнка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании.

  • Принцип экологичности и безопасности.

Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребёнка материалы, в том числе природного происхождения.  

  • Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

  • Принцип партнёрства.

Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребёнка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.  

        Интерес к мини-музеям возник у дошкольников при знакомстве с постоянно  действующим мини-музеем «Россия – наша Родина», расположенным в музыкальном зале. Музей выполняет не только познавательную функцию, но и служит элементом оформления музыкального  зала.

C:\Users\Laptop\Desktop\за талант воспитателя 2018\за талант воспитателя 2018\308633584.jpg

Рис.1. Мини-музей «Россия – наша Родина»

Создание мини-музеев в нашем дошкольном учреждении направлено на решение следующих задач:

  • стимулировать гармоничное и всестороннее развитие детей;
  • содействовать расширению партнерских отношений с родителями и другими членами семей воспитанников;
  • обогащать предметно-развивающую среду.

Что касается самой группы, то создание мини-музеев носило скорее спонтанный характер. Например, мини-музей «Танки на Красной площади», посвящённый Великой Отечественной войне. 

C:\Users\Laptop\Desktop\за талант воспитателя 2018\за талант воспитателя 2018\DSCN3005.jpg

Мини-музей был создан родителями и детьми средней группы. Модели были выполнены из разных материалов. Несмотря на то, что мы только учились работать в направлении создания мини-музея, этот опыт радовал и взрослых, и воспитанников.

В старшей группе мы попробовали обратиться к семьям других воспитанников для создания совместного мини-музея «Золотые руки мастериц». Получили совершенно ошеломляющий результат: мамы, бабушки и старшие сестры принесли творения своих рук. Поделки были настолько разнообразные, креативные, яркие, что было решено использовать мини-музей как элемент оформления праздника, посвящённого Международному женскому дню - 8 марта.

C:\Users\Laptop\Desktop\за талант воспитателя 2018\за талант воспитателя 2018\34928174.jpg

 

Рис. 3. Мини-музей «Золотые руки мастериц»

В подготовительной к школе группе было решено углубиться  в изучение влияния работы по созданию мини-музеев на партнёрские отношения с родителями воспитанников и организовать несколько видов мини-музеев в нашей группе.

Вся работа разделилась на два этапа.

Первый этап: подготовительный.

Этот этап был, в свою очередь, разделён на два направления:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми подготовительной к школе группы.

Работа с родителями.

  Первый шаг – это диагностика готовности к партнёрству со стороны родителей и необходимости создания такой формы образовательного пространства для детей, как мини-музей. Мы решили отойти от таких форм, как анкетирование и других методов одностороннего воздействия и провести интервью с родителями. Чтобы вжиться в роль репортёра, воспитатель с микрофоном в руках записывала диалог на диктофон (что позволило сэкономить время обоих сторон).

Нами были предложены вопросы, на которые отвечали родители:

  1. Представьтесь, пожалуйста.
  2. Что такое музей в вашем понимании?
  3. Вы с вашим ребенком (детьми) посещали музеи? Какие?
  4. Какие музеи вы хотели бы показать вашему ребёнку (детям)?
  5. Ваше отношение к открытию мини-музея в подготовительной к школе группе.
  6. Вы согласны оказывать помощь в создании мини-музеев?

Как показали ответы, музейное искусство ассоциируются с такими направлениями, как краеведение и творчество. Процент семей, которые с детьми посещали музеи, ничтожно мал, поэтому почти все родители согласились с необходимостью создания мини-музея в подготовительной к школе группе. И сразу произошло разделение родителей на две группы – одна (малочисленная) согласилась помогать организовывать и создавать музей. Вторая – оказывать помощь в наполнении экспонатами.

После анализа интервью был организован круглый стол с родителями для определения тематики мини-музея. Явным успехом явилось то, что родители проявили инициативу создания нескольких мини-музеев по темам:

- игрушки нашего детства;

- отдых за пределами Кемеровской области;

- экологический музей под открытым небом.

Работа с детьми подготовительной к школе группы.

Мы обратились к личному опыту тех детей, кто уже побывал в музеях. Ребята подготовили короткие рассказы, где поделились своими впечатлениями и новыми знаниями.

 Посещение уже знакомого мини-музея нашего сада «Россия – наша Родина», расположенного в музыкальном зале,  наглядно показало, что такое экспонаты и экспозиции. Самые храбрые и уверенные воспитанники попробовали себя в роли экскурсоводов и убедились, что это не так просто.

        В ходе проведённой работы мы выбрали направления наших мини-музеев, определились с местами их расположения, сроками существования, распределили обязанности между педагогами и родителями, заинтересовали детей.

        Второй этап: практический.

Этот этап мы рассмотрим на примере создания наших мини-музеев.

Данный этап предусматривает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители) по созданию мини-музеев.

Мини-музей «Семейный отдых»

                Основная идея мини-музея –    собрать экспонаты, которые наглядно продемонстрируют места семейного отдыха за пределами Кемеровской области.

Задачи:

  • расширять кругозор воспитанников;
  • познакомить с местами отдыха и путешествий за пределами Кемеровской области, в том числе в других странах;
  • пропагандировать семейных ценностей и традиций;
  • обогащать словарный запас воспитанников.

Для родителей была организована семейная гостиная, в ходе которой были:

- выбраны экспозиции и экспонаты, которые смогут предоставить или изготовить родители с детьми и воспитатели;

- выбрано место для мини-музея в групповой комнате;

- назначены ответственные за оформление экспозиций;

 - установлены сроки сбора коллекций, открытия мини-музея.  

Через две недели состоялось открытие мини-музея «Семейный отдых», который включал в себя следующие экспозиции:

  • «Магниты» - самая многочисленная коллекция;
  • «Сувениры» - предметы, которые были привезены из путешествий (ракушки, камни, брелки, буклеты и пр.);
  • «Фотографии» как профессиональные, так и любительские;
  • «Книга приключений» - несомненная изюминка нашего мини-музея, которая представляет собой рукотворный альбом. В данной книге каждая страница посвящена отдыху и приключениям отдельной семьи. C:\Users\Laptop\Desktop\DSC05302.png

Оригинальным оформлением мини-музея служит карта мира, на которой отмечены города и страны, где побывали маленькие путешественники с семьями. Места, где побывали маленькие путешественники, отмечены на карте специальными метками. В совместной беседе с детьми было решено в качестве меток использовать герб города Полысаево, что позволяло наиболее полно отразить картину путешествий наших воспитанников с семьей.

Мини-музей «Семейный отдых» стал местом гордости и ответственности как со стороны детей, так и родителей, воспитателей. Открытие мини-музея маленьких путешественников привело к созданию ролевой игры «Юные экскурсоводы», которая стала пользоваться успехом у детей подготовительной к школе группы. Такая деятельность позволила активизировать воспитанников всей группы, каждый ребёнок мог себя попробовать в роли экскурсовода. Юные экскурсоводы трепетно относились к экспонатам и с удовольствием проводили экскурсии для воспитанников и родителей других групп.

Мини-музей «Игрушки родителей»

Основная идея мини-музея – собрать экспонаты, показывающие мир детства мам и пап воспитанников подготовительной к школе группы.

Задачи:

  • познакомить детей с разнообразием игрушек из мира детства родителей;
  • способствовать развитию речи детей;
  • укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников.

        Для создания мини-музея была организована фокус-группа, состоящая из родителей и воспитателей. В ходе работы группы были:

-  поставлены задачи мини-музея;

- выбраны экспозиции и экспонаты, которые смогут предоставить родители;

- выбрано место для мини-музея в групповой комнате;

- назначены ответственные за экспозиции и сбор игрушек, оформление мини-музея;

- оговорены сроки сбора игрушек, открытия мини-музея.

Процент активности родителей заметно увеличился, что позволило за короткое время собрать экспонаты, сделать оформление и мини-музей «Игрушки родителей» открылся уже через неделю.

Мини-музей состоит из всего двух экспозиций:

  • «Куклы», где представлены куклы разных размеров, но несомненной королевой стала вязаная девочка размером с ребёнка;
  • «Хоровод друзей», где представлены все остальные игрушки. Данная экспозиция включает необычный экспонат  - выжигатель по дереву, который хранится не одно поколение в семье и помогает проявлять творчество маме и сыну.D:\DSC05307.JPG

Рис.5. Мини-музей «Игрушки родителей»

В мини-музее царила по-настоящему тёплая семейная обстановка: родители превратились из гостей и зрителей в настоящих экскурсоводов. Они делились с детьми  воспоминаниями и интересными историями из своего детства. Открытие такого мини-музея явилось ещё раз доказательством того, что в каждом серьёзном и уверенном взрослом всё ещё живёт озорной и смешливый ребёнок.

Мини-музей под открытым небом «Дары осени»

        Особое внимание хочется уделить именно этому мини-музею, который был создан благодаря усилиям двух подготовительных к школе групп. Но именно он стал  доказательством того, что данная форма работы  способствует гармонизации партнёрских отношений между родителями и воспитателями.

Основная идея мини-музея – сбор экспонатов, которые покажут разнообразие овощей на оригиналах

        Задачи:

  • познакомить с новой формой мини-музея под открытым небом;
  • расширять словарный запас детей, через название овощей, их свойств;
  • обогащать представления детей о «дарах осени».

Отличительной чертой данного мини-музея является его месторасположение на участке детского сада.

Особенности мини-музея:

- краткосрочность существования;

- зависимость от погодных условий.

        Для создания мини-музея мы обратились за помощью к родителям в форме личной беседы и получили достаточно быстрый отклик и понимание с их стороны. В короткие сроки мы определились с местом расположения мини-музея (на веранде), распределили, кто какие овощи может предоставить. Также родителями было  предложено изготовление вывески для мини-музея.

        Таким образом, с появлением  солнечных деньков был создан мини-музей под открытым небом «Дары осени» в достаточно короткие сроки (за два дня).

D:\фото мини музей дары осени\DSC05104.JPG

Рис.6. Мини-музей под отрытым небом «Дары осени»

        Музей стал любимым местом для проведения экскурсий для детей всех возрастных групп и родителей. Ребята с удовольствием изучали овощи, узнавали их  новые свойства, а то и вовсе открывали неизвестные для себя патиссоны, стручковую фасоль, репу.

        Итогом создания мини-музеев стало:

  • пополнение предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе;
  • укрепление партнёрских отношений между родителями и воспитателями;
  • амплификация личного и социального опыта воспитанников;
  •  у детей сформировались знания о музейной культуре;
  • гармонизация внутрисемейных отношений.

Заключение

Исходя из опыта работы по организации  мини-музеев в ДОУ, можно сделать вывод о том, что такая деятельность является привлекательной формой работы, как для детей, так и родителей.

Создание всех мини-музеев происходило в тесном партнёрстве с законными представителями наших воспитанников. Родители настолько вжились в роль создателей и помощников, что стали полноправными участниками образовательного процесса.

Наши воспитанники значительно расширили свой кругозор, получили незабываемый опыт по проведению экскурсий, обогатились и в культурном, и в познавательном плане.

        На примере создания мини-музеев «Семейный отдых», «Игрушки родителей», «Дары осени» мы убедились в том, что мини-музеи помогают эффективно решать воспитательно-образовательные задачи по трём направлениям работы дошкольного учреждения -  развитие и воспитание детей, взаимодействие с родителями, пополнение предметно-развивающей среды.

        Работа над созданием мини-музеев – это творческий, увлекательный процесс, который открывает для нас новые горизонты в педагогической деятельности со всеми участниками образовательного процесса.

 

        

Список литературы

 
1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. - М.: Просвещение, 2015 г.

2.  «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008 г.
 3. Н. А. Рыжова,  Л. В., Логинова, А. И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

4. О. И. Давыдова, А. А. Майер. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС.2013 Г.

5. Хямяляйнен. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы.: книга для воспитателей дет.  сада и родителей. - М.: Просвещение, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Кукла Маша и волшебные палочки.

Здравствуйте, коллеги. Я воспитатель подготовительной группы. Хочу поделиться моей неожиданной и простой педагогической находкой. Это стали обычные деревянные палочки и кукла Маша. Палочки нам сделали родители из деревянных шпажек для шашлыков. Предполагалось, что они пригодятся в математическом уголке, как счетный материал. Но когда появилась кукла Маша, то они приобрели новое, волшебное, значение.

На практике это выглядит так: в группу «приходит» кукла Маша, раздает каждому ребенку определенное количество «волшебных» палочек и начинается путешествие. Маша объясняет, куда они идут, что видят. А дети все это изображают с помощью палочек: отстукивают ритм шагов, выкладывают дороги и тропинки, домики и деревья, разгадывают загадки и пр.

И как-то незаметно у нас образовался мир Маши и ее волшебных полочек. Теперь дети сами придумывают путешествия и загадки. Маша стала для них подругой и наставницей, которая помогает и нам, воспитателям, решать не только образовательные задачи, но и социально-коммуникативные, нравственные вопросы.

Во время игр с Машей у воспитанников развивается воображение и фантазия, пространственное ориентирование, логическое  мышление,  креативность; совершенствуются математические представления, координация мышления и чувство ритма. Дети закрепляют правила поведения и сами учатся находить социальноприемлимые способы решения конфликтов. Мы дорожим неповторимостью наших путешествий и нешаблонными решениями задач и ситауций.

Желаю всем воспитателям найти для  воспитанников свою «куклу Машу».

Вашему вниманию предлагаю презентацию о путешествиях Маши и детей с волшебными палочками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукла маша и волшебные палочки Воспитатель МБДОУ № 47, г. Полысаево Маркина Валентина Владимировна

Слайд 2

Начало. Первые встречи .

Слайд 3

Рабочий слайд. Вариант 2. Ритм дождливого дня

Слайд 4

Варианты тропинок и дорожек

Слайд 5

Варианты тропинок и дорожек

Слайд 6

У каждого свое видение кочек через болото

Слайд 7

И солнышко у каждого свое

Слайд 8

Индивидуальные путешествия с Машей

Слайд 10

Спасибо за внимание