Для вас родители!

Красникова Лидия Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что это такое – ТРИЗ?»

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится сталкиваться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ-педагогикой. В ее основе лежит Теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (писатель-фантаст Г. Альтов).

   Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. Методика долгое время была забыта, потому что методы этой технологии были новые и нетрадиционные. И только в 1987 году её начали применять в детском саду. В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности; ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

В детском саду технологии ТРИЗ детей обучают педагоги. ТРИЗ-педагог должен быть универсальной личностью. Главной его целью является формирование у дошкольников сильного логического мышления. Но легче будет решить эту задачу с совместной работой с родителями воспитанников ДОО.

Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Все родители читают сказки своим детям. Прочитав сказку, можно попросить ребенка пофантазировать. Спросите, понравилась ли ему сказка, а конец сказки. Многие сказки заканчиваются не очень хорошо. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Мы уверены, что это занятие принесет удовольствие родителям и малышу. В группе, где я работаю дидактическое упражнение «Фантазия» по ТРИЗу у дошкольников вызывало затруднения. Сначала они не могли придумать новое завершение сказки, не могли понять, что я от них требую. Но постепенно у нас появились первые сдвиги. У ребят стало развиваться воображение, речь. Легко давалось это задание тем детям, с которыми дома занимались родители. Прочитав сказку можно поиграть в игру «Сказка наизнанку». Например, сказка «Теремок», в которой теремок был очень большой, а медведь был первым, кто нашел теремок и стал в нем жить. К теремку приходили лиса, волк, заяц, лягушка, мышка, но медведь всех выгонял и никого не пускал жить в теремке. Вот однажды прилетел комар - пискун. Попросился он в теремок, а медведь его не пустил. Комар обиделся и больно укусил медведя, так больно, что медведь от боли сам разломал теремок. Помогите малышу в первый раз фантазировать, не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Внимательно выслушайте своего малыша. В детском саду педагог выслушивает каждого ребенка. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните, детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

У многих родителей дети сладкоежки, используйте игру «Хорошо - плохо». Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Самый распространенный пример: Съесть конфету - хорошо. Почему? Съесть конфету – плохо. Почему? Думаю, что даже трехлетний малыш приведет вам массу доводов. При помощи этой игры с малышом, можно закреплять признаки времен года, например: зима – хорошо. Почему? Можно кататься на горке, на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на улице. Кругом лежит белый снег. Зима – плохо. Почему? На улице холодно, иногда морозно, дует сильный ветер, метет метель. И так о других временах года: весне, лете, осени. Будет намного интересней, если вы разделитесь на две команды, мама или папа называют, почему осень или зима хорошо, а ребенок – плохо. Вашему ребенку это пригодится не только в детском саду, но и в школе.

Для развития логического мышления ваших детей используйте игру «Фантазия», которую можно применять не только при чтении сказок, но и в других жизненных ситуациях. Эта игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. При помощи разных уловок вам удается уговорить малыша расставить игрушки по местам. Расположитесь удобно на диване и предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь. Если у вас дочка, попросите её подумать и сказать, чем можно заменить потерянные заколочки. Уверена, что она придумает много вариантов.

Во многих семьях любят собирать пазлы. Разнообразьте это занятие, используйте игру по ТРИЗ технологии «Что-то часть чего-то», которая поможет сформировать у вашего ребенка усидчивость, что очень актуально в наше время гиперактивных детей, воображение, зрительную память, логическое мышление.

Как мы с вами знаем, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И во время игры у дошкольника формируются социально-личностные отношения.

Если мы ставим себе цель развивать ребенка, то мы должны учитывать, что у каждого из детей свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития. Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным. Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту, ТРИЗ-технология,  позволит воспитывать и обучать ребёнка  под девизом «Творчество во всём!» Хочется обратиться к родителям, найдите время, чтобы провести его с ребенком, используйте игры ТРИЗ технологии.

Совместная работа воспитателя и родителей с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители!



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Знакомство родителей с методами и приемами ТРИЗ - технологии».

 

Цель: познакомить родителей с методами и приемами ТРИЗ - технологии.

Задачи: повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

 познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

познакомить родителей с каталогом игр для совместной игровой деятельности с ребёнком в домашних условиях.

Оборудование: Мультимедийная презентация, предметные иллюстрации для игр.

Ход консультации.

 Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ – технологии интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Надеюсь, что сегодняшняя информация будет Вам полезна!

 Показ родителям презентации о ТРИЗ – технологии её  методах и приемах.

Воспитатель: мы с вами и познакомились с одной из педагогических технологий,  как  она называется?

Родители: ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Наши дети знакомятся с ней в повседневной деятельности, в режимных моментах, в дидактических играх, мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа приносила максимальный результат, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы научиться, это делать. Так как мы работаем по познавательному развитию детей, игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников и творческого потенциала.

 Я предлагаю оправиться вам в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.

Крепко за руки возьмитесь, в мире детства очутитесь!

Итак, сейчас я предлагаю вам развивающую задачку сказку, под названием «Дубы для царя». Из сборника «Задачки – сказки от кота Потряскина».

Воспитатель читает задачу

   Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы.

Подсказка.

Дубы переносить затруднительно. Но уж если царь приказал, чтобы у царского дворца дубы росли – придется выполнить. Как?

Потряскин.

Может, посадить маленькие дубки, а царь подождет лет сто?

Ответ.

Один мастеровой посоветовал не дубы пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И дубы при дворце, и дворец при царе.

Потряскин.

А можно сделать большие искусственные дубы, точь-в-точь как настоящие.

    Подборка сказочных задач из новой книги Анатолия Гина. Эта книга - сборник изобретательских задач для маленьких детей (возраст начальной школы).

Воспитатель: Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, раскрепощенность воображения.

Родители решают задачку, предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: а теперь я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Сейчас по считалочке мы выберем ведущего. Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, например картинки с изображением мебели, цветов, деревьев, фруктов.

Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ну что, попробуем!

Родители играют в игру.

Воспитатель: игр очень много, но я хочу вас познакомит с вариантом игры «Данетка» с использованием масок тантоморесок. Этот вариант игры всегда вызывает у детей бурю эмоций, надеюсь понравится игра и вам.

Одному из родителей надевается маска, с изображением кого, сам участник не знает. Для того, чтобы узнать, кто он или что – он должен задавать вопросы четко, конкретно. Например, это живое? Это сделано руками человека? Это дикое животное? Остальные участники отвечают только да или нет. Итак, начинаем. Выбираем игрока.

Родители играют в игру.

В эту игру можно играть, используя шкатулку, в которую кладется какой либо предмет. Принцип тот же.

Воспитатель: я подобрала вам игры, в которые вы можете играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

 

Воспитатель: надеюсь, что сегодняшняя информация будет полезна для Вас и ваших детей!

В завершении мне бы хотелось узнать, понравилось ли вам наша консультация? Если да, то поднимите восклицательный знак, а если нет - вопросительный. Спасибо за внимание, я готова ответить на любые ваши вопросы.

Используемая литература:

Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 1996г. -100 с.