Сценарии уроков

Котлягина Екатерина Владимировна

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 7

Тема урока: « Культура Японии».

Тип урока: урок-игра.

Цель урока: Сформировать представление о культуре Японии; познакомиться с географическим положением.

Задачи:

  •   дать знания учащимся об истории культуры страны, ее специфике;
  •   развить их представления о традиционном японском искусстве;
  •    развивать критическое мышление и умение анализировать полученные знания;
  •    развивать творческие способности детей;
  •   воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.

Оборудование:  презентация, наглядные материалы, инструктивные карточки, подручный материал для икебаны, кимоно, элементы чайной церемонии. Пейзажи в японском стиле, записи национальной японской музыки.

Планируемые результаты:

Личностныевоспитание чувства взаимоотношения, развитие сотрудничества при групповой работе со случайным принципом комплектования групп, воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные – развитие речи, развитие умение сравнивать, обобщать, развитие у учащихся самостоятельности, умение ставить цели урока, умение непосредственного общения в группе;

Предметные –  знать: географическое положение Японии, термины.

                               Уметь: систематизировать исторический материал по изученной теме;

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Основные понятия: фукуяма, фукусима, синкасен, хитати, никко, фудзияма.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент

 

Двое учеников вместе с учителем готовят все необходимое для проведения урока-игры. Они же являются помощниками в процессе игры.

Приветствие учащихся

Учитель раздает кружки разного цвета для формирования трех групп.

Организация учебной деятельности

 

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

 

II.      Проведение конкурсов

 

Конкурс 1.

Разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Как Вы думаете, что  это такое? Фукуяма, фукусима, синкасен, хитати, никко, фудзияма.

Командам по очереди задают вопросы. Один из членов команды дает ответ. Если ответ правильный, то команда получает 1 балл.

 

уметь: отвечать на вопросы .

уметь: сотрудничать и работать в группе;

 

Коммуникативные ууд: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс 2. Бег за лидером.

 

 

Представители команд по очереди достают из шляпы карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. За верный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1.Мегалополис, который протягивается на 100 км от Токийского до Оскакского залива

2.Ураганы, приходящие во время осенней смены муссонов…

3.99% населения составляют…

4.Религия, проникшая сюда из Китая…

5.Крупнейший город Хоккайдо?

6.пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов…

7.Высота горы Фудзиямы…

8.Что такое танка?

9.Что такое хокку?

 

 

 

Конкурс 3. Японская поэзия.

 

Ответы учащихся.

1.Какие направления японской поэзии вы знаете? (Танка, хокку)

Танка (япон.-короткая песня)-жанр японской поэзии, нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога. Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

Хокку (хайку)-жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

О, как долго, как долго

Томился я

В ожидании!

И вот мы вместе…

О чем еще мечтать?

Что останется

После меня?

Цветы-весной,

Кукушка в горах,

И листья клена-осенью.

2.Какое дерево чаще всего упоминается в японской поэзии? (Сакура)

(После правильного ответа учащихся  им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается сакура).

3.Про какую гору японцы чаще всего писали в своих стихах? (Фудзияма)

(После правильного ответа учащихся  им зачитывается японское стихотворение, в котором упоминается гора Фудзияма).

 

 

 

Конкурс 4. Черная лошадка.

 

Ответы и рассуждения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощники показывают чайную церемонию.

Учитель читает подсказки по одной с интервалом в 10-15 секунд. Чем быстрее команда отгадает загаданное, тем больше баллов команда получит. Если команда дает не только правильный ответ, но и показывает знание дополнительного материала, то она получает дополнительные баллы.

1.Это пришло из Китая в X веке. Здесь доминируют чисто белые цвета. Чисто японское - белое с синим, иногда черное. С росписью в виде цветов, птиц, бабочек. (фарфор)

2. Открытие месторождения каолина в начале XVII века в Японии привело к возникновению первой японской форфоровой мануфактуры, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями 2.Это также пришло из Китая. Он бывает лунный, бывает новогодний. Совершают это в специальном помещении. (Чай и чайная церемония).

После того как прозвучал правильный ответ, помощники учителя показывают чайную церемонию.

 

 

 

Конкурс 5.

Икебана.

 

Учащиеся составляют икебану.

Учащиеся составьте из подготовленных материалов икебану.

 

 

Конкурс 6.

Национальная одежда.

 

Учащиеся в группах конструируют кимоно.

Помощник рассказывает о кимоно.

Из  подготовленных кусков ткани сконструировать кимоно. Группам выдается описание конструирования кимоно, фотографии кимоно.

 

 

 

Конкурс 7. Национальная прическа.

 

 

 

III. Подведение итогов.

 

Учащиеся в группах делают прическу.

 

Помощник рассказывает о прическах.

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают.

Учащимся выдается инструктивная карточка по моделированию прически, а также все необходимые приспособления (шпильки, заколки, гребни и т.д.. Необходимо каждой группе сделать прическу.

 

При подведении итогов игры победитель выбирается по количеству баллов, набранных во время игры.

 

 

 

 

IV. Рефлексия

Ответы учащихся.

  1. Чем вам запомнился урок?
  2. Что нового узнали?

 

 

V. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

приготовить 20 вопросов для блиц – турнира по Японии.

 

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 7

Тема урока: Культура и быт в первой четверти XVIII века.

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью  и бытом людей в первой четверти XVIII века.

Задачи:

 

  • Уяснить значение терминов по теме.
  • Совершенствовать, развивать, обучать определённым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей учащихся;
  • Развивать умения обобщать, систематизировать материал, делать выводы, выделять главное из материала урока;
  • Продолжить формирование умения логически мыслить историческими категориями.
  • Воспитывать доброжелательное  отношение между учащимися при работе в парах;
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к прошлому своей страны.

 

Планируемые результаты:

Личностныевоспитание чувства взаимоотношения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные – развитие речи, развитие умение сравнивать, обобщать, развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные –  знать: новые термины, даты.

                          Уметь: систематизировать исторический материал по изученной теме.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Средства обучения: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: 2012.-240 с.

Выдающиеся личности:  Петр I, А.Ф. Зубов, И.Н.Никитин.

Основные понятия: кунсткамера, гравюра, ассамблея, клавикорд.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Приветствие учащихся

Организация учебной деятельности

 

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают ответы в путевом листе.

 

 

Проверяют по парам.

 

Учащиеся поднимают руки.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

Учащиеся делают вывод.

(Петр I)

 

 

 

 

 

 

 

Проведение исторического диктанта. (слайд№1)

 

Свои путевые листы обменяйтесь  со своим соседом по парте, и проверьте.

Поднимите руку, кто без единой ошибки сделал задание?

Кто с одной ошибкой?

 

Что означают эти понятия:

Абсолютизм, мануфактура, протекционизм, меркантилизм

 Сделайте вывод: с какой исторической личностью связаны даты, слова.

Мы с Вами на прошлых уроках проходили внутреннюю, внешнюю политику при Петре I. А сегодня мы с Вами познакомимся с культурой и бытом первой четверти XVIII века.

Знать: даты, термины.

 

уметь: сотрудничать и работать в группе;

уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу.

 

 

Коммуникативные ууд: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока и цель

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Тема урока: Культура и быт в первой четверти XVIII века.

 

Регулятивные умения: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.

Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

(Образование, литература, архитектура, живопись, музыка, театр, быт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

(Кунсткамера)

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Сообщения учащегося

О детстве Петра. (опережающее домашнее задание)

 

Работа с документом.

(Приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в путевой лист.

Сообщение учащегоя

об Алексее Федоровиче Зубове. (опережающее домашнее задание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: внимательно послушайте и скажите, о каком городе идет речь. «Вскоре он стал главным городом – столицей большого государства. Очень удобным было расположение – на берегу Финского залива реки Невы. Иноземцы дивились великолепию блестевших на солнце золотых и мраморных скульптур, дворцов и площадей, его величию и той быстротой, с которой он строился. А.С. Пушкин об этом городе сказал: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

В каком году начал строится город?

В 1711 году Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург? Как вы думаете, почему?

Почему город получил название «Санкт-Петербург»?

Давайте вспомним, какие жанры относятся к культуре XVIII века?

Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Продолжаем наше путешествие. Остановимся напротив Академии наук и художеств. В каком году издал указ об учреждении? Но Академия наук была открыта уже после смерти царя.

Сойдем на берег и зайдем в музей. Как называется созданный при Петре I первый русский музей в 1714 году?

А что в Кунсткамере хранится?

Зайдем в художественный зал. В 18 веке в основном развивалась портретная живопись. Знаменитый художники – Иван Никитич Никитин. Его портреты («Петр I на смертном ложе» и «Напольный гетман» .

В I четверти XVIII века был интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.

Появляется новый вид живописи – гравюра. Известным мастером-гравером Был А.Ф. Зубов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: династическое дерево Романовых.

 

 

 

 

 

 

Уметь: анализировать материал, сравнивать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные:

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные ууд: умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

 

Познавательные:

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

Регулятивные ууд:

умение осуществлять целеполагание ,разбивать деятельность на этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Выполняют упражнения по команде учителя.

Учитель проводит физ. паузу.

Я буду называть Вам слова. Если Вы услышите слово, связанное с историей – хлопайте в ладоши, а если географическое название – топайте.

(Петр I, Финский залив, император,  Балтийское море, коллегии, Северо-Западная равнина, рекруты, Уральские горы.

(слайд №10)

 

 

 

III.Архитектура

Ответы учащихся.

(Санкт-Петербург)

 

 

 

 

 

 

Отгадайте смысл загадки: «На болоте родился, 4 раза перекрестился».

Посмотрите на герб города. Что на нем изображено? Почему?

Садимся на парусник и по Петербургским рекам и каналам продолжаем наше путешествие. Знакомимся с архитектурой Санкт-Петербурга.

Самой первой была построена Петропавловская крепость на Заячьем острове, в 1924 г – крепость стала музеем. (Музей космонавтики и ракетной техники).

Петропавловский собор – православный собор в Петропавловской крепости. Собор во имя апостолов Петра и Павла.

Здание 12 коллегий – трехэтажное, разделенное на 12 секций. В 1804 году – расположен Педагогический институт. В 1835 г. – здание было передано С-П университету.

Меншиковский дворец – У Петра I был приближенный Александр Данилович Меншиков. Для него было построено здание. Первое каменное здание.

 

 

 

 

IV. Европейская одежда.

Сообщение учащегоя

 (опережающее домашнее задание).

 

Вернёмся на нашем паруснике в город на Неве и посмотрим, как жили люди, во что одевались.

 

познавательные:

умение анализировать, делать выводы.

 

Просмотр видео.

 

Запись в путевой лист:

«Ассамблея»:

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся на вопрос.

 

Новым явлением в быту (с 1718) стало появление ассамблей. Главной особенностью ассамблей – разрешено участвовать в них женщин. На ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали.

Как вы думаете, ребята, что это?

(Слайд№

 

 

 

Итоги Великого посольства.

Работа с учебником – работа с историческим документом – стр.145.

С 1717 года  появилось пособие «Юности честное зерцало».

 

 

 

 

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Благодаря Петру I в стране появилась новая пища, которая широко вошла в обиход как простых, так и знатных людей. Давайте разгадаем кроссворд?

 

 

познавательные:

умение анализировать.

Закрепление нового материала.

Выслушивают комментарии учителя, выражают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала.

Ребята, мы теперь можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Что нового появилось в культурном развитии России?».

Составление синквейна

уметь: делать сравнительный анализ.

.

личностные ууд:

навык оценочной деятельности.

познавательные:

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Рефлексия

 

Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: прикрепите к своему маршрутному листу эмоциональное состояние урока.

 Оцените себя и сдайте учителю для выставления  оценок.

(слайд №18)

 

 

Личностные: самостоятельно давать и объяснять свою оценку деятельности.

Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Учитель знакомит учащихся с объёмом домашнего задания.

Обязательная часть д/з:

-Повторить материал урока по §18-19

*Задание на выбор:

-  Ответить письменно, стр 145 №5.

- Поставили бы Вы памятник Петру I? Какой?  И почему?

Выставляет оценки в журнал и дневники.

 

 

Личностные: личностное самоопределение

 

Приложение №1.

 

Путевой лист

Фамилия, имя путешественника ___________________________________________________________

Исторический диктант

1682-1725 –

1695, 1696 г. –

1697-1698 – 

1700-1721 –

27 июня 1709 г.-

1722 –

Маршрут: город  - _______________________________
Тема путешествия: _______________________________________________________________

Обзорная экскурсия

1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________
2) Первая постройка города _________________________________
3) Другие достопримечательности Санкт - Петербурга:

1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
5._______________________________________________

4) Записать определения:

Гравюра –

 

Ассамблея -

Клавикорд -

5) Знаменитый художник портретной живописи - _________________________

6) Известный мастер-гравер - ________________________________________

7) Какие новые развлечения были введены?
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8) Какие изменения в моде произошли при Петре I?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

9) В честь кого установлен памятник “Медный всадник”? Кто скульптор? ____________________________________________________________________________

 

 
 

Классный час: «Великая Отечественная война в памяти моей семьи. Праздник Белых Журавлей »

Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОВ.
          Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, солдатское письмо-треугольник.
         Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.
Задачи: 

– способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

– воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)
Ход занятия:

Звучит песня «Журавли».

Учитель: мы начали нашу встречу с песни Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли», посвященной солдатам, погибшим в ВОВ.

       Почти 70 лет наша страна не видела ужасов войны. Но в этой светлой полосе мирной жизни были черные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши соотечественники, молодые ребята.

Наверное, нет семьи в России, которой не коснулось бы  горе той или иной войны.

- Откуда мы узнаем о тех событиях? (ответы детей)

Учитель: 22 октября в России отмечают литературный праздник «День Белых Журавлей»,  учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших на полях сражений во всех войнах.

Расул Гамзатов – особая страница многонациональной советской поэзии, да и всей отечественной культуры XX века. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием, а литературно-патриотический праздник «Белых Журавлей» обрел международное значение.

А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию? В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. Когда на город сбросили атомную бомбу, Садако было всего два года. Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии существует обычай: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта. В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в легенду, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. Вырезать птичьи фигурки ей помогали одноклассники и многие другие люди. Мечта Садако стала мечтой тысяч людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…

До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов на мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако.

Поэт был потрясен этой историей. Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли. Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране Восходящего Солнца верят в мистическое переселение душ.

У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Дни Белых журавлей были основаны по инициативе Гамзатова еще в 1986 г., и стали не только всероссийским национальным Днем памяти, но и международным праздником поэзии.

С годами этот праздник стал символом общей судьбы русского народа и многочисленных народов Кавказа.  В разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника журавлям, - целая галерея памятников, где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны.(слайд 5)      Мы преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.

Мелодия песни «Журавли» обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.

 Не случайно во многих концертных залах при исполнении "Журавлей" люди встают.        

    (Прослушивание песни «Журавли»)

Учитель: У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь.

- И я попросила вас вместе с родителями пролистать семейный альбом. И принести ксерокопии фотографий и документов ваших родственников, участников ВОВ, собрать о них информацию.

-как вы думаете для чего? (ответы детей)

Учитель: тема нашего классного часа «Великая Отечественная война в памяти моей семьи. Праздник Белых Журавлей »

И сегодня мы с вами узнаем, какое отношение имеют ваши родственники к истории нашей страны, почувствуем нашу сопричастность к историческим событиям.

II. Проверка домашнего задания 
Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, поделитесь с классом своими историями (по желанию).

Кожухарь Алина

 

Прадедушка Серяков Яков Фёдорович

 

Мой прадедушка Серяков Яков Федорович ничего не рассказывал о войне. Расскажу о том, что мне удалось узнать от родителей и с помощью его документов и интернет-сайта «Подвиг народа». 5 мая 1942 года мой дедушка, которому было 18 лет, был призван Каргасокским РВК и направлен на фронт. Воинской частью где служил мой дед, как мне удалось узнать, был 693 артиллерийский полк 238 стрелковой дивизии 50 армии 1-го Белорусского фронта.

В период когда воевал мой прадедушка 238-я стрелковая дивизия с конца ноября 1942 участвовала в Ржевско-Вяземской наступательной операции (операции «Марс»), наступая в долине реки Лучеса с запада на восток в направлении Ржева. Понесла во время операции колоссальные потери: убитыми, ранеными и пропавшими без вести. C 17 июля 1943 введена в бой в ходе Орловской операции, 19 июля 1943 вела тяжёлые бои на реке Олешня, затем наступает севернее Орла на Карачев. 15 августа 1943 года вела упорные бои за Карачев и участвовала в освобождении города. C 01 сентября 1943 участвовала в Брянской операции, наступая в обход севернее Брянска. Участвовала в боях под Смоленском. Из частей фронта после форсирования реки Ипуть первой вступила в Белоруссию. В ноябре 1943 года участвовала в Гомельско-Речицкой операции, 25 ноября 1943 вышла к Днепру и в течение декабря 1943 года вела бои по форсированию Днепра. Весной 1944 года была перемещена севернее, на подступы к Могилёву, участвовала в Могилевской наступательной операции являющейся составной частью Белорусской операции.

В ходе поиска информации о моем прадеде мне удалось найти информацию об участии моего прадедушки в в боях около д. Усушек Могилевской фронта от 15 марта 1944 года № 0198/н действующая Красная армия,
От имени Президиума Верховного совета союза ССР награждаю:
Медалью "За отвагу" – Разведчика 6 батареи рядового Серякова Якова Федоровича за то, что он, находясь в боевых порядках пехоты, точно и своевременно обнаруживал цели и точно корректирует огонь наших батарей. Неоднократно под сильным огнем противника выполнял сложные разведывательные операции, чем способствовал с меньшим расходом снарядов подавлять огневые точки противника. 18 февраля 1944 года во время сильного обстрела наблюдательного пункта вражеским ружейно-пулеметным огнем, был ранен офицер. Серяков сумел вынести из под обстрела раненого офицера, чем спас ему жизнь. 1923 года рождения. Русский. Беспартийный. Призван Каргасокским РВК Новосибирской области в 1942 году.

12 апреля 1944 года во время одного из ожесточенных боев при попытках форсирования реки Днепр в районе Барколабово, Быхов в обход города Могилев республики Белоруссия, мой прадедушка Серяков Яков Федорович был тяжело ранен осколками разорвавшегося вблизи снаряда, осколками была раздроблена ступня ноги. После лечения в госпитале, он был признан не годным к дальнейшей службе в армии и в связи с полученной инвалидностью, был направлен домой.

За период Великой Отечественной войны мой прадедушка Серяков Яков Федорович был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу», а также после войны был награжден орденом «Великой Отечественной войны 1 степени», медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией 1941-1945 года». После войны мой прадедушка воспитал 6 детей, 3 мальчика и 3 девочки одной из которых была моя бабушка Таня. Умер мой прадедушка Серяков Яков Федорович в 1996 году.области республики Белоруссия: Приказ по 693 артиллерийскому полку 238 стрелковой Карачевской дивизии 50 армии 1-го Белорусского

 

image

 

 

Выступление Лапина Егора

Прадедушка Лапин Петр Георгиевич

Родился 26.11.1926 в селе Тевриз Васюганского района Томской области. Ушел на фронт добровольцем 22.05.1944 года в 229 стрелковый полк в должности стрелка. Воевал под Сталинградом, освобождал Венгрию. Петр Георгиевич прошел в наступлении пол Европы и до Берлина бы дошел, но 28.12.1944 в одном из боев был тяжело ранен, Ранение в голову и в руку. Лежал в госпитале, в Сочи. 5.05.1945 был выписан. Так, волею судьбы, в День Победы оказался в Москве и стал участником знаменательного парада Победы 1945 года! Он так гордился, что ему довелось праздновать День Победы! Вернулся домой в 1945 году инвалидом второй группы. Награжден: Орденом Отечественной войны Iстепени № 1931463, медалью за победу над Германией, медаль «За Отвагу», знаком «Гвардия СССР», медалью «За боевые заслуги» и 9 юбилейными медалями «Ветеран труда». За большие успехи в социалистическом соревновании в честь 40-тия Победы вВеликой Отечественной войне1941-1945, за самоотверженный труд, высокое качество работы, Петр Георгиевич был сфотографирован у святыни советского народа – Знамени Победы. Ушел из жизни 13 февраля 1999 года. Похоронен в селе Каргасок Томской области. Всего год не дожил ветеран до золотой свадьбы. По праву он был добрым, веселым, любил всей душой своих детей, внуков, правнуков. Укладывая спать своих девочек, всегда им пел душевные песни, с добрыми словами, рассказывал стихи. Любил он рассказывать о том, как воевал, как защищал свою Родину и освобождал города и села других стран, о своих боевых друзьях и однополчанах.

              image

Выступление Кузнецова Андрея

Мой прадедушка  - Кузнецов Александр Анисимович. Он ветеран Великой Отечественной войны. Прадедушка в 16 лет воевал на Первом Украинском фронте, недалеко от Киева.

После одного из сражений был ранен в грудь. Госпиталь, лечение, и снова своя часть, фронтовая жизнь: сражения с фашистами, радость победы, горе потери боевых товарищей. Сколько их погибло при освобождении нашей Родины… В одном наступлении прадеда ранило в обе ноги. Это случилось так: во время атаки фашистов ему и его товарищам надо было добежать до окопа и оттуда вести огонь из автоматов. Но добежать не удалось. Его ранило пулеметной очередью в ноги. Медленно теряя сознание, он упал, очнулся: госпиталь, и невыносимая боль. Болели ноги. Медсестра делала перевязку нагноившихся ран. Потянулись мучительные, однообразные дни пребывания в госпитале. Раны медленно заживали. Среди врачей шел разговор об ампутации ног. Но прадедушка категорически отказал, сказав: «Лучше умру, чем ампутация». Он вспоминал с благодарностью людей в белых халатах, спасших ему жизнь и ноги. Выйдя из госпиталя, он хотел снова вернуться на фронт, но из-за слабого здоровья был отправлен в тыл.

Мой прадед награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны, Красной звезды. И после войны на праздниках, посвященных дню Победы, ему вручали все новые и новые медали.

Прадедушка мужественно боролся с недугом (старые раны давали о себе знать). Но тем не менее, он прожил долгую жизнь и умер

Прадед не любил вспоминать о войне, потому что это всегда вызывало воспоминания о тяжелых испытаниях нашего народа. Я думаю, что прадед выражал мнение всех ветеранов, чтобы на земле был всегда мир, голубое небо, дети не знали ужасов войны. И потому, после войны,  прадед ни разу не брал в руки ружья, хоть оно и было.

                      image


III. Основная часть беседы
       Учитель: В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
       Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
       Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
      Расставались любимые, никто тогда не думал о себе. 
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память?
(Слайд) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
IV. Письмо 
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(Учитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой; в это время на экране слайды, соответствующие тематике слайды) 
«28 июня» 1941г. 
Милая Тонечка! 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

Вопросы классу: 
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста. 
Изготовление писем-треугольников.
VII. Подведение итогов.
Обратите внимание на слова Моцарта: Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы. Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.