Мое портфолио

Ершова Наталья Петровна

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.

6 класс. Условия прорастания семян.

Цель урока: выяснить, при каких условиях прорастают семена.

Задачи урока.

  1. Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян.
  2. Раскрыть понятие «прорастание».
  3. Конкретизировать условия прорастания семян.
  4. Отметить влияние изменения условий на прорастание семян.
  5. Показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян
  6. Формировать умение определять всхожесть семян и правильно осуществлять посев семян.
  7. Формировать навыки наблюдения и проведения эксперимент
  8. Развивать критического мышления.
  9. Развивать творческие художественные способности.
  10. Развивать умение учащихся работать в группе.

Оборудование.

  1. Пробирки, держатели для пробирок, чашки Петри, вода, вата, марля.
  2. Задания учителя для каждой группы (8).
  3. Бумага, фломастеры, карандаши, магниты.
  4. Коллекция семян, семена гороха.

Ход урока.

  1. Создание мотивации (актуализация знаний о строении семени фасоли и пшеницы).
  2. Выдвижение гипотез. «Мозговой штурм»: Что нужно семенам, чтобы они начали прорастать? Какие для этого нужны условия? Учитель пишет на доске все ответы учеников.
  3. Изучение нового материала. Работа по группам: знакомство с заданием учителя, изучение материала учебника; постановка опыта; создание рисунка-плаката, демонстрирующего выводы по эксперименту.

Организация исследований в группах Выяснение условий и постановка опыта. Учитель делит учащихся на группы (лаборант, докладчик, художник), инструктирует о выполнении работ.

Каждой группе дается лист с заданием о:

№1 - значении воды;

№2 - роли воды в прорастании семян;

№3 - значении кислорода;

№4 - значении запасных веществ;

№5 - влиянии температуры;

№6 - влиянии света;

№7 - сроках посева;

№8 - влиянии размера семян.

 

Содержание задания:

  1. Прочестъ содержание одного абзаца параграфа 11 (с указанием страницы и цитаты с началом текста и его концом).
  2. Обсудить в группе содержание.
  3. Ответить на вопрос, который стоит в задании. Вопрос задается с целью формулирования главной мысли данного абзаца.

Например, вопросы к заданию №1: Какое значение имеет вода для прорастания семени? Что происходит с семенем, когда в него попадает вода? Что происходит с запасными питательными веществами?

  1. Обратить внимание на новые термины, выделенные курсивом.
  2. Проиллюстрировать главную мысль на плакате.
  3. По описанию в задании, на основе имеющегося оборудования заложить опыт.

 

План постановки опыта:

  1. Цель опыта (что хотим выяснить).
  2. Ход опыта (что для этого делаем).
  3. Результат опыта (что получим).
  4. Выводы (что можем выяснить).
  1. Сделать сообщение классу о выводе с демонстрацией плаката.

 

Работа проходит в группах. После обсуждения ученики выполняют свои роли: лаборант выбирает необходимое оборудование и ставит опыт, художник рисует. Ребята советуются и помогают друг другу. По завершении работы группа всем составом выходит к доске: художник демонстрирует, плакат, лаборант рассказывает об опыте, докладчик делает вывод. Плакат прикрепляется на доске.

  1. Обмен информацией. Обсуждение результатов. Отчет группы, демонстрация своего плаката (рабочего листа).
  2. Рефлексия. Обобщение нового материала. Чтение с остановками вывода в конце параграфа.

Ученики читают начало предложения и самостоятельно продолжают его: Условия, необходимые для прорастания семян ...

Стремясь вырастить растения, человек ...

Чтобы получить хороший урожай, надо ...

Это зависит от...

  1. Домашнее задание: параграф 11, заложить опыты по влиянию воды, кислорода, запасных питательных веществ и оформить результаты в тетради.

Виды деятельности, использованные на уроке:

  1. работа в малых группах;
  2. совместная работа в классе;
  3. самостоятельная работа с заданием и учебником;
  4. ответы на вопросы;
  5. чтение с остановками;
  6. составление рабочих листов (схем и опорных конспектов);
  7. работа с терминами;
  8. аналитико-синтетическая деятельность.
  9. исследовательская деятельность.

 

 

 7 класс. Открытый урок по биологии Обобщение по теме «Тип Моллюски»

Цели урока:

1. Обобщить и проверить знания учащихся об основных классах типа Моллюски, их происхождении, значении и охране.

Задачи урока.

Обучающие.

1 . Систематизировать знания по теме «Тип Моллюски»

  1. Выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом навыков
  2. Формировать готовность успешно применять полученные знания на практике.

Развивающие.

  1. Закрепить умения работать с влажным препаратом, натуральным раздаточным материалом, литературой.
  2. Развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии.

Воспитательные

  1. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе на примере знакомства с представителями камчатской фауны, в том числе нуждающимися в охране
  2. Воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности

Оборудование.

Влажные препараты «Внутреннее строение двустворчатого моллюска», «Индикаторы чистоты воды». Раковины двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Таблицы «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые моллюски», «Тип Моллюски. Класс Головоногие моллюски», «Пресноводные моллюски», «Морские моллюски», «Жизненный путь лосося». «Красная книга Камчатки», «Пресноводные и морские обитатели Камчатки», «Подводный мир Камчатки», «Энциклопедия для детей. Биология», БЭС «Биология», набор открыток «Жизнь моря».

Основное содержание урока.

  1. Общая характеристика типа Моллюски.
  2. Происхождение современных моллюсков.
  3. Основные классы моллюсков: Брюхоногие моллюски, Двустворчатые моллюски,

Г оловоногие моллюски.

  1. Значение моллюсков в природе.
  2. Охрана моллюсков.
  3. Закрепление по теме.
  4. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. 130 тысяч - ныне живущих и около 50 тысяч вымерших. Чем можно объяснить причину того, что моллюски одна из наиболее распространенных групп животных? В чем сходство всех этих представителей? Что между ними общего? Почему их объединяют в один тип?

Признаки типа Моллюски:

Несегментированное тело, вторичная полость, отделы тела, мантия, раковина, мантийная полость, сердце, незамкнутая кровеносная система, органы дыхания в мантийной полости, нервная система диффузно-узлового типа, выделительная система - почки, стадия личинки (парусник, трохофора). Сходство с личинкой кольчатых червей.

  1. Происхождение моллюсков (от плоских или еще несегментированных кольчатых червей). Рассказ учителя: 500-600 млн. лет назад в древнем океане жили разнообразные кольчатые черви. Одни были хищниками, другие питались водорослями, третьи - органическими остатками, четвертые были фильтраторами. Среди этих червей выделилась небольшая группа, у которой на покровах тела стали появляться защитные образования в виде простых известковых игл. Со временем эти образования усложнялись и в конце концов появились моллюски. Анализ вывода учебника, с. 97.
  2. Какие классы моллюсков вы знаете?

Задания №4 в рабочей тетради с. 76 с классом и заполнение схемы на доске.

4. Значение моллюсков в природе и жизни человека (с. 96,101,106). Рассказ учителя, сообщения учащихся.

  • очистка воды (влажный препарат, задание №1 с. 75 в рабочей тетради),
  • корм животным (птиц, рыб в т. ч. лососевых, зверей),
  • промежуточные хозяева паразитов (большой прудовик - печеночный сосальщик),
  • установление возраста осадочных пород,
  • вред судам (корабельный червь),
  • жемчуг, раковины - в качестве монет.
  • закупоривание труб (дрейссена),
  • пища для людей (выращивают на специальных фермах).
  1. Охрана моллюсков. Красная книга Камчатки. Жемчужница Мидцендорфа
  2. Закрепление по теме: выполнения задание №5 с. 77в рабочей тетради.
  3. Домашнее задание: с. 83, общая характеристика типа Членистоногие.

Знаете ли вы, что...

Брюхоногие моллюски.

В Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и ожерелье из морских раковин.

Скопления моллюсков на о. Крит известны под названием кухонные кучи.

Раковины ципрей использовались в качестве денег еще полторы тысячи лет назад в Китае, затем в Японии, Корее, в странах Африки, а также на Руси в так называемый безмонетный период (12-14 вв.). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях.

Раковины рапана продаются во всех черноморских городах. Рапана появилась в черном море всего около сорока лет назад. Ранее она была известна только в Японском и желтом морях. Произошло это благодаря личинкам - парусникам, которые были занесены на днищах кораблей из Японского моря. Только там они измельчали, т.к вода менее соленая.

Рапаны - хищники. Нападают на двустворчатых моллюсков, парализуя их. В Черном море они полностью уничтожили колонии устриц и мидий. Вот почему устричные фермы обязательно отгораживают от моря заборами.

Очень интересны моллюски семейства Мурацид, выделяющие пурпур. По легенде три с половиной тысячи лет тому назад его открыл Феникс, царь финикийского города Тира Он прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежал царь, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета Царь догадался, что это не кровь.

Процесс получения пурпура очень трудоемкий. Тело моллюсков вынимают из раковины, вымачивают в соленной воде, вялят на солнце, варят. Из 10000.моллюсков получают 1 грамм краски. Ткани погружают в раствор и только при высыхании они приобретают окончательный цвет. Окрашенные таким образом ткани очень дорогие.

Существуют моллюски, опасные для человека. Например, представитель семейства Конусов. Внутри зубов радулы находится ядовитая железа, секрет которой оказывает паралитическое действие. Нападения их нередко смертельны.

Громадные раковины улиток-тритонов использовались народами Океании для подачи звуковых сигналов.

Пустые раковины морских улиток используются различными видами рака-отшельника в качестве временного жилища. Подрастая, рак меняет раковину на более вместительную.

Среди морских брюхоногих есть виды, лишенные раковины, например клионы. Эти свободноплавающие моллюски - излюбленная пища некоторых китов.

Виноградная улитка употребляется в пищу в вареном виде в Испании, во Франции, в Италии. При массовом размножении может приносить вред плодоводческим хозяйствам.

Наиболее значительный вред сельскому хозяйству наносят голые слизни, повреждая посевы на десятках тысяч гектаров.

Малый прудовик - промежуточный хозяин печеночного сосальщика. Пресноводный моллюск битиния - промежуточный хозяин кошачьей двуустки.

 

Двустворчатые моллюски.

Из жемчужниц добывают жемчуг. В природе жемчужина обнаруживается в одной из 100 раковин. В Японии в жемчужницу кладут песчинку, помещают ее в сетку на дне моря.

Через несколько лет образуется жемчуг.

Дрейссена размножаясь, закупоривает трубы и турбины.

Тридактна (диаметр до 140 см, вес до 250 кг) - самая большая из двустворчатых.

Жемчужница Миддендорфа занесена в Красную книгу Камчатки.

Пресноводные горошинки и шаровки, имеющие округлую раковину - пища для рыб и птиц.

Беззубка, расселяется, паразитируя на рыбах.

 

Г оловоногие моллюски.

Самые крупные из осьминогов - гигантские, скальные осьминоги, имели длину тела ( от начала туловища до конца щупальца) 4,5 - 5 метров, массу 50 кг, диаметр присосок 5-7 см.

Двигаясь реактивным способом, осьминоги развивают скорость 15 км/ч.

Окраска тела осьминога меняется мгновенно. В спокойном состоянии неприметная, при возбуждении - красно-бардовая, мозаичная. Осьминог может становиться светло-серым, почти белым, золотистым.

У головоногих есть чудо-оружие - чернильная бомба. В минуту опасности моллюск уходит от погони под прикрытием «дымовой завесы». Чернила долго (около 10 минут) висят в воде.

В минуты опасности осьминоги находят себе убежища. Не имея своей раковины, они залезают во всевозможные щели, в пустые раковины моллюсков, панцири крабов, любит прятаться в сосудах с узким горлышком.

200 лет назад римский натуралист Кай Плиний старший писал, что осьминоги иногда дежурят у закрытой раковины устриц и, едва она раскроется, бросает внутрь камень. Теперь створки не могут сомкнуться, осьминог съедает устрицу и поселяется в ее доме. Они присасываются к створкам и держат их плотно сомкнутыми.

Осьминоги - самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит.

Однако крупные осьминоги опасны, их ядовитая слюна оказывает паралитическое действие.

Головоногие моллюски - излюбленное кушанье народов многих стран.

В древней Спарте был знаменит черный суп. Для его приготовления варили каракатицу вместе с чернильным мешком. Суп ценился из-за своеобразного привкуса чернил.

В испанских и итальянских поваренных книгах есть рецепты фаршированного осьминога в шоколаде, каракатицы в молоке. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготовляют в Португалии.

В Японии и Китае головоногих моллюсков едят во всех видах - сыром, сушеном, маринованном, печеном, жарено, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам.

 

Задания для учащихся:

Брюхоногие моллюски.

  1. ученик. Показать раковины брюхоногих моллюсков, перечислить отличительные особенности их внешнего строения и симметрии.
  2. ученик. Перечислить особенности внутреннего строения.

Двустворчатые моллюски.

  1. ученик. Показать раковины двустворчатых моллюсков. Каковы отличительные признаки их внешнего строения. Из каких слоев состоит раковина моллюсков? Какими веществами она образована?
  2. ученик. Каковы особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности Найти на влажном препарате мускулы - замыкатели, ногу, мантию, сифоны. Какое значение они имеют?

Г оловоногие моллюски.

  1. ученик. Охарактеризовать особенности внешнего строения и передвижения головоногих моллюсков. Почему головоногие моллюски так называются? Задание 3 с.74 в рабочей тетради.
  2.  ученик. Строение каких органов подтверждает более высокий уровень организации головоногих моллюсков?
  • внутренний скелет: хрящевой череп, опорные хрящи,
  • мозг,
  • строение глаза,
  • кровеносная система почти замкнутая.

 

Признаки

Брюхоногие

моллюски

Двустворчатые

моллюски

Г оловоногие моллюски

Представители

Виноградная улитка, Г олый слизень, Живородка Большой прудовик

Перловица, Устрица, Беззубка, Мидия, Жемчужница, Корабельный червь - тередо

Кальмар, Осьминог, Каракатица

Среда обитания

Моря, пресные водоемы, наземная среда

Моря, пресные водоемы

Моря

Симметрия

Асимметрия

Двусторонняя

симметрия

Двусторонняя

симметрия

Раковина

Закручена

Не закручена, две створки

Редуцирована

Строение тела

Г олова, туловище, нога

Туловище, нога

Голова, туловище, нога

Г олова

С глазами и щупальцами

Редуцирована, нет щупалец

Глаза хорошо развиты. Есть щупальца

Нога

Есть

Есть или редуцирована

Видоизменена в воронку (сифон) и щупальца

Органы дыхания

Жабры и легкие

Пластинчатые жабры

Жабры

Ротовой аппарат: радула (терка)

Есть

Нет

Есть

Размножение

Гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

Стадия личинки

Нет

Парусник (трохора)

Нет

 

Задание № 2 с. 75 в рабочей тетради

 

8 класс. «Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Оборудование: торс и скелет человека; таблицы: «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины и перевязочный материал косынки..для демонстрации приемов наложения шины. СД-диск 1с-образование

Цели: сформировать элементарные сведения о травмах скелета и мерах первой помощи.

Задачи урока:

Обучающие

1. Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения,

  1. Научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;
  2. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
  3. Разъяснить, что основная задача человека, не связанного с медициной, заключается не в том, чтобы вправить вывих или вылечить перелом, а в том, чтобы облегчить боль и по возможности с наименьшими повреждениями доставить пострадавшего к врачу-травматологу. Шины и заменяющие их подручные средства предназначаются только для транспортировки пострадавших, но не для лечения.

Развивающие

  1. Развивать умения и навыки по оказанию первой помощи при травмах
  2. Развивать положительные интересы и мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности
  3. Формировать умения наблюдать и выделять главное при демонстрации таблиц, работе с материалом учебника.
  4. Развивать критическое и творческое мышление, познавательную активность, самостоятельность

Воспитательные

  1. Формировать научное мировоззрение.
  2. Формировать социальные компетенции учащихся: умения оценить ситуацию и вовремя принять грамотные меры первой помощи.
  3. Воспитывать ответственность, самостоятельность, готовность прийти на помощь Ход урока

Проверка знаний

Фронтальный опрос.

  1. Особенности в строении скелетов руки и плечевого пояса человека.
  2. Приспособления к трудовой деятельности.
  3. Особенности в строении скелетов ноги и тазового пояса, связанные с прямохождением.

Изучение нового материала

В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А. П. Чехова - «Но вдруг...». В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.

- Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?

Да, это ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространенными видами травм.

Что же необходимо сделать, если повреждение произошло?

Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.

Необходимо!

  1. определить вид повреждения путем анализа симптомов и механизма травмы;
  2. исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
  3. все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованы!

Учитель. Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом

тела позвонка или костей таза, сдавление - перелом ребер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т. д.

Как распознать?

Растяжение связок

Вывих

Перелом

Боль.

Боль

Резкая боль.

Быстро растущий, иногда

синюшный

отек вокруг сустава

вследствие разрыва

кровеносных сосудов и

кровоизлияний

Изменение формы

сустава

Припухлость в области

травмы.

Невозможность

движения в суставе

(сразу после травмы)

Невозможность

движений.

Нарушение формы и

длины (если это конечность), искривление. Точность - рентген!

 

  1. Растяжение и вывих: внешние признаки, первая помощь.

Растяжения связок. СД Внешний вид конечности при растяжении связок.

Забинтовать сустав так, чтобы ступня была перпендикулярна голени и наложить холод.

Вывихи. СД Модель вывиха Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смешение называют вывихом.

Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывихи. Эта процедура требует большого искусства. И времени терять нельзя, потому что вокруг повреждения будет нарастать отек. Отекшие ткани через некоторое время могут совсем закрыть вход в суставную капсулу. Тогда поможет только операция. И, наконец, если вы даже вправили кость на место, но недостаточно хорошо, то в дальнейшем вывих может стать привычным. Это значит, что при любом неловком движении кость будет «выскакивать» из суставной капсулы.

  1. Переломы. Наложение шины на травмированную конечность, фиксация руки с помощью косынки.

(Работа с рисунками учебника и рабочей тетради.)

- Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом.

При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу.

СД Рентгенограмма переломов Доврачебная помощь при травмах. (С помощью учителя формулируются учащимися.)

1) Остановить кровотечение.

  1. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.
  2. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.
  3. Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травмпункт. Запомни? Лечение травм - дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями,навыками и техникой.

Беседа:

—Как остановить кровотечение?

—Каковы правила наложения жгута?

—Как предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования раны?

—Как уменьшить боль? Как обеспечить неподвижность поврежденной части тела?

—Каковы правила наложения шины?

Переломы костей и первая медицинская помощь.

Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что уменьшает боль и предотвращает дальнейшее смещение костных отломков. Это достигается наложением на поврежденную часть тела иммобилизирующей, т. е. создающей неподвижность повязки. Для иммобилизации используются готовые, стандартные шины, однако они могут оказаться в наличии далеко не всегда, и поэтому оказывающий помощь должен уметь использовать для шинирования всякого рода подручный материал (палка, трость, лыжи, зонт, подходящего размера доска, кусок фанеры, линейка и т. п.).

СД Изготовление и наложение шины.

При наложении шины следует соблюдать обязательное правило: обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов — одного выше места перелома, другого — ниже места перелома, а при переломе крупных костей даже трех.

Так, при переломе плеча надо фиксировать не только плечевой и локтевой, но и луче-запястный суставы, а при переломе бедра — тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

Вопрос по рис. 26.1:

Почему при наложении шины на область бедра под поясницу подкладывают валик?

  • Чтобы предупредить прогибание поясничного отдела позвоночника, нару­шающего фиксацию поврежденного бедра.

Перелом предплечья СД Фиксация руки с помощью косынки.

При переломе ключицы пострадавший испытывает боль в месте перелома, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. Самый простой способ оказания помощи состоит в подвешивании руки на косынку. Затем можно сшить два ватно-марлевых кольца, надеть их пострадавшему на руки и продвинуть до плечевых суставов. Плечи пострадавшего максимально отводят назад, а кольца сзади над лопатками связывают. Таким образом, они удерживают плечи в отведенном состоянии, и концы сломанной ключицы становятся в наиболее благоприятное положение.

Вопросы по рис. 26. 2:

Почему сначала косынку пропускают между туловищем и поврежденной рукой, а уж затем подвешивают руку на косынке?

  • Если поступать наоборот, за положением травмированной руки невозможно будет следить, ее загородит край косынки.

Почему косынку надо обвязать вокруг шеи?

  • Если косынка будет висеть на одном плече, она спадет.
  1. Доврачебная помощь при переломе ребер и черепа, травмах позвоночника.

При травме грудной клетки (удар, сдавление) довольно часто происходит перелом одного или нескольких ребер. Признаком перелома является резкая боль в области травмы, особенно при дыхании и кашле. Первая помощь состоит в бинтовании грудной клетки широкими бинтами или полотенцем. Накладывая повязку, нужно попросить пострадавшего не дышать глубоко и постараться наложить первые ходы цовязки в момент полного выдоха.

СД Переломы костей черепа

СД Переломы костей позвоночника Переломы позвоночника представляют большую опасность в связи с тем, что при транспортировке пострадавшего в области перелома может произойти дополнительное смещение позвонков и повреждение спинного мозга. Последствием такого повреждения могут быть параличи, нарушение функции мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому правильная транспортировка при переломе имеет исключительно важное значение. При подозрении на перелом позвоночника необходимо избегать лишних поворачиваний и перекладываний

пострадавшего. Наиболее совершенной является иммобилизация при помощи досок или другого твердого покрытия.

  1. Современные методы лечения переломов. СД Рентгеновское обследование Наложение гипсовой повязки. СД Конечность в гипсовой повязке Вклад Н.И. Пирогова в травматологию. СД Портрет, биография.

Закрепление изученного материала

Задания группами (практическое). (На столах перевязочный материал, шины из различного материала.)

  1. Окажите первую помощь однокласснику, предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.
  2. Окажите первую помощь человеку с открытым переломом предплечья.
  3. У одноклассника растяжение связок голеностопного, сустава. Окажите первую помощь и обоснуйте свои действия.
  4. Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе.
  5. Пострадавший испытывает боль в области ключицы, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. При осмотре заметно, что концы сломанной ключицы как бы приподнимают кожу изнутри. Какой способ оказания первой помощи вы можете предложить?

Выполнение работ 31, 32 в рабочей тетради № 1.

Заключение: Причины травм и их профилактика.

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на вто­ром — уличный, на третьем — школьный.

Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность. Замечу, что она свойственна не только детям, но и всем детенышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни.

Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперед, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть пре­подавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечен игрой и ничего не видит вокруг.

Третья причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стрем­ления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.

Окажите первую помощь однокласснику, предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.

Окажите первую помощь человеку с открытым переломом предплечья.

У одноклассника растяжение связок голеностопного сустава. Окажите первую помощь и; обоснуйте свои действия.

Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе.

Пострадавший испытывает боль в области ключицы, усиливающуюся при

попытке к движению в плечевом суставу При осмотре заметно, что концы сломанной ключицы как бы приподнимают кожу изнутри. Какой способ оказания первой помощи вы можете предложить.

IV. Домашнее задание

Изучить § 9. Ответить на вопросы учебника (с. 50).

 

Николай Иванович Пирогов

В народе Николая Ивановича звали "чудесным доктором*'. "Чудеса", которые на протяжении полувека творил этот замечательный русский ученый и врач-хирург, были проявлением не только его высокой одаренности. Всеми помыслами Пирогова руководила любовь к простым людям и к своей Родине. Его научные труды по анатомии человеческого тела и новаторство в хирургии принесли ему всемирную известность.

Родился Пирогов в Москве в небогатой семье. Внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе. Благодаря случаю, Пирогов поступил в Московский университет. В семье Пироговых часто бывал известный московский врач, профессор университета Е.О. Мухин. Он заметил пытливый интерес Николая, внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, Мухин направил его экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. В университет принимали юношей не моложе шестнадцати лет. Николай пошел на хитрость и прибавил себе два года. Но вступительный экзамен он выдержал наравне со всеми, потому что знал гораздо больше, чем требовалось в те годы для поступления в университет.

Учился он легко, но приходилось думать и о хлебе насущном. Умер отец, дом и почти все имущество пошли в уплату долгов — семья осталась сразу без кормильца и без крова. Николаю порой не в чем было пойти на лекции: сапоги худые, а куртка такая, что шинель снять было совестно. Так, перебиваясь с хлеба на квас, Пирогов одним из первых окончил университет.

Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (Тарту). Этот небольшой городок в Эстонии дал нашей стране много замечательных врачей. Здесь в хирургической клинике университета Пирогов проработал пять лет и выступил с первым * большим научным исследованием "О перевязке брюшной аорты". Ему было тогда двадцать два года. Огромное количество операций сделал Пирогов в те годы в клиниках, госпиталях и больницах.

Быстро росла практика хирурга, ее опережала слава. После защиты диссертации прошло всего четыре года, а молодой ученый настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей техникой в проведении операций, что смог по праву в 26 лет стать профессором хирургической клиники Юрьевского университета. Здесь за короткий срок он написал замечательные научные труды по хирургической анатомии.

Пирогов создал топографическую анатомию. В 1837-1838 гг. он издал атлас, в котором были даны все сведения, нужные хирургу для того, чтобы во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. Ученый выработал правила, как следует хирургу идти ножом с поверхности тела в глубину, не нанося излишнего повреждения тканям. Этот непревзойденный до сих пор труд поставил Пирогова на одно из первых мест в мировой хирургии. Его исследования стали основой всего последующего развития хирургии.

В 1841 г. молодого ученого пригласили на кафедру хирургии Медико-хирургической академии в Петербурге. Это было одно из лучших учебных заведений страны. Здесь по настоянию Пирогова была создана специальная клиника, которая называлась "Госпитальная хирургическая". Пирогов стал первым в 'России профессором госпитальной хирургии. Стремление служить своему народу, подлинный демократизм были главными чертами характера великого ученого.

Когда в 1853 г. началась Крымская война и по всей стране разнеслась слава о героических защитниках Севастополя, Пирогов решил, что его место не в столице, а в осажденном городе. Он добился назначения в действующую армию. Пирогов работал почти

круглосуточно. Во время войны врачи были вынуждены прибегать очень часто, даже при простых переломах, к ампутации конечностей.

Пирогов впервые применил гипсовую повязку. Она избавила многих солдат и офицеров от уродующей операции. Еще за шесть лет до обороны Севастополя (в 1847 г.) Пирогов участвовал в военных действиях на Кавказе. Аул Салты стал местом, где впервые в истории войн было сделано 100 операций, во время которых раненых усыпляли эфиром.

В Севастополе было проведено под наркозом уже 10 ООО операций.

Особенно многому научил Пирогов врачей в лечении ран. Еще не было ничего известно о витаминах, а он уже утверждал, что раненым и больным очень помогают морковь, дрожжи и рыбий жир. Во времена Пирогова не знали и о том, что заразу от человека к человеку передают микробы; врачи не понимали, отчего, например, происходит нагноение ран после операции. Пирогов применял во время своих операций обеззараживающие вещества, поэтому раненые, которых он лечил, реже страдали от инфекций.

И все же главная заслуга Пирогова во время Крымской войны была в организации четкой военно-медицинской службы. Пирогов предложил хорошо продуманную систему эвакуации раненых с поля боя. Он создал также новую форму медицинской помощи на войне - предложил использовать труд сестер милосердия, т.е. предвосхитил создание международной организации Красного Креста.

Многое из того, что было сделано им в те далекие годы, использовали советские медики во время Великой Отечественной войны. Народ знал и любил Пирогова. Он лечил всех: от бедного крестьянина до членов царской семьи - и всегда делал это бескорыстно.

Однажды Пирогова пригласили к постели раненого героя итальянского народа Гарибальди. Никто из самых знаменитых врачей Европы не мог отыскать засевшую в его теле пулю. Извлечь пулю и вылечить знаменитого итальянца удалось только русскому хирургу.

Вскоре после возвращения из Севастополя в столицу Пирогов ушел из Медико­хирургической академии и целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности. Он был назначен попечителем Одесского, а потом Киевского учебного округа.

Как педагог Пирогов опубликовал целый ряд сочинений. Они вызвали огромный интерес. Их читали в глухой ссылке декабристы. Пирогов призывал сделать знания доступными народу - "обнародовать науку". Великий ученый смело заявил, что все сословия и все национальности, включая и самые малые, имеют право на образование. Новые взгляды ученого на школу и воспитание вызвали яростные выпады чиновников, и ему пришлось уйти в отставку.

В 1861 г. он поселился в своем имении "Вишня" неподалеку от Винницы и жил там до конца жизни. В мае 1881 г. торжественно отмечали 50-летие научной и общественной деятельности Пирогова. В этот день ему преподнесли адрес от Петербургского университета, написанный И.М. Сеченовым.

За любовь к Родине, испытанную тяжелым бескорыстным трудом, за стойкость и независимость убеждений истинно честного человека, за талант и верность принятым на себя обязательствам Сеченов назвал Пирогова "славным гражданином своей земли". Талант и великое сердце сделали имя ученого-патриота бессмертным: имя его носят улицы и площади многих городов, научные институты, премия Пирогова присуждается за лучшие труды по хирургии, ежегодно в день памяти ученого проводятся так называемые "Пироговские чтения", а дом Пирогова, где он провел последние годы, превращен в музей.

 

9 класс. Идея развития органического мира в биологии.

Задачи темы:

  1. Раскрыть суть эволюции, ее причины и движущие силы;
  2. Охарактеризовать основные положения теории Ч. Дарвина в сравнении с идеями его предшественников;
  3. Показать роль вида и популяции в эволюционном процессе;
  4. Объяснит происхождение видов исходя из современного учения об эволюции;
  5. Изложить основные закономерности эволюции

План - конспект урока темы «Идея развития органического мира в биологии».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы.

Цель урока:

  1. Формирование знаний об истории формирования эволюционных взглядов
  2. Формирование биологического мышления, развитие речи, памяти, познавательного интереса к предмету, умения делать выводы;
  3. Формирование и развитие у учащихся интерес и позитивное отношение к изуче­нию истории развития биологии

Задачи урока

Образовательные.

  1. Сформировать знания учащихся о сущности взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века;
  2. Познакомить с системой органического мира К. Линнея и показать ее значение;
  3. Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка и других ученых.
  4. Углубить понятие «эволюция».

Развивающие.

  1. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности
  2. Формировать умения наблюдать и выделять главное при демонстрации таблиц, работе с материалом учебника.
  3. Развивать абстрактное мышление учащихся при работе с опорным конспектом.
  4. Совершенствовать навыки логического мышления и понимания, обеспечивающих более прочное усвоение информации.
  5. Развивать умения быстро мыслить, конспектировать предстоящее выступление, анализировать и оценивать выступления других учеников
  6. Развивать критическое и творческое мышление, познавательную активность, самостоятельность

Воспитательные.

  1. Формировать научное мировоззрение, любовь к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.
  2. Формировать социальные компетенции учащихся: умения публичного выступления, выражения собственного мнения, навыки активного слушания.
  3. Воспитывать аккуратность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, коллективизм.
  4. Воспитывать патриотизм и гражданское мировоззрение.

Средства обучения

Изобразительные объекты: таблица «Эволюционное древо», электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности. 9 класс. Дрофа», презентация «Идея развития органического мира в биологии», «Теория Ж.-Б. Ламарка», мультимедийная установка .электронного пособия: «Развитие эволюционного учения в до дарвиновский период»; научно-популярная литература.

 

Этапы

урока

Содержание

Методы

Вопросы для обсуждения

Связь с изученным материало м, др.науками ранее

I Актуализация знаний учащихся

История пред­ставлений о возникновении и развитии жизни на Земле, о биологическом этапе эволюции.

Фронтальный опрос

Как изменялись представления о возникновении жизни? (абиогенез, биогенез, Ф.Реди, Л.Пастер)

Абиогенез - Кудрявцев С точки зрения биохимической теории, какие различают этапы эволюции?(химическая, биологическая)

 

П.

Изучение

нового

материала

1, Учение об эволюции как наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Вводная беседа.

1 .Ск-ко известно организмов?

  1. В чем сходство всех живых организмов? (хим. состав, процессы, развитии из одной клетки при половом размножении)?
  2. Как можно объяснить сходство и многообразие живых организмов?

Идеи. Предположения. Гипотезы. Теория. Учение.

Биология - 6,7 кл. Химия (период, система) Общ.св-ва Инд разв.-9 кл.

2. Вместе. Формулирование целей изучения темы, урока

Проблемное

обучение.

Развивающее

обучение

Акцент на тему.

Каковы цели нашего урока?

Об истории формирования идеи развития, эволюционных взглядов, основных понятиях, представление о предпосылках возникновения дарвинизма

 

3. Попытки систематизации и обобщения знаний о живых организмах и их жизнедеятельности в Древней Греции. Исследования Аристотеля и его вклад в

систематизацию

естественно-научных

знаний.

1-й фрагмент до

^прикладной

характер»

Рассказ учителя презентация Дем. портретов ученых.

Самост. работа учащихся с текстом учебника. Беседа.

Гераклит

Аристотель

 

4. Вклад европейских ученых в развитие эволюционных идей. Система

органического мира К. Линнея и ее значение.

Гипотеза катастроф Ж. Кювье, основанная на успехах палео­нтологии и сравнительной анатомии. Ш. Бонне — автор термина «эволюция».

Новая идея Ч. Лайеля о медленном непре­рывном изменении земной поверхности под влиянием геологических факторов.

Сообщения учащихся

Презентации. Беседа.

Заполнение таблицы 2-й фрагмент ММ1ММС

Дж. Рей Линней, Ж.Бюффон, ПС.Паллас, Э.Дарвин, Ш. Бонне, Ж.Кювье, Лайель, Щмиля.

Петр 1 привлекал ученых

Екатерина 2 - идея

компл. иссл. страны с

целью узнать её геолог,

минералог, животные

и растит ресурсы, выявить истор, соц- экон и этнограф особенност и отдельн её

регионов.

 

5. Основные положения

эволюционной теории Ж.Б. Ламарка: ее положительные и противоречивые утверждения. Оценка теоретических положений.

Презентация: «Теория Ламарка» Беседа Рассказ.

Анализ и оценка ее положений.

Ламарк

 

 

 

 


Литература

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. М. «Вентана -Граф», 2008
  2. Солодова Е.А., Богданова Т. Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. Ч. Ь Общая биология и экология. - М.: Вентана-Граф, 2007
  3. Козлова Т. А., Кучменко В.с. Биология: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - Вентана-Граф, 2008
  4. Пономарева И.Н.,Симонова Л.В., Кучменко B.C. основы общей биологии: 9 класс: Методическое пособие /Под ред И.Н.Пономаревой. - М. Вентана-Граф, 2007
  5. Пепеляева О. А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М. ВАКО, 2006

 

10 класс. Бесполое и половое размножение.

План-конспект урока «Бесполое и половое размножение»

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Вид урока: Комбинированный.

Методы: проблемные, проектный, групповые, игровые (ролевые), обучение в сотрудничестве.

Цели урока: сформировать у учащихся знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать их знания о типах размножения организмов; раскрыть значение бесполого и полового размножения организмов и природе.

Задачи урока:

1.Обу чающие.

Расширить и углубить у учащихся систему знаний о бесполом и половом размножении. Познакомить учащихся с новыми понятиями «Клонирование». «Партогенез». «Половой диморфизм».

Научить определять формы и способы размножения организмов, анализируя конкретные примеры из мира растений и животных.

  1. Развивающие
  2. Развитие умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их сравнивать, анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, обобщать, делать выводы и заключения.
  3. Воспитательные.

Воспитывать уважение к другому мнению, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Развитие коммуникативных навыков и умений: умения отстаивать свою точку зрения, уметь работать в содружестве с единомышленниками

Освоение разнообразных социальных ролей (лидера, исполнителя, посредника,

пр.);

Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. работа в малых группах;
  2. совместная работа в классе;
  3. самостоятельная работа с заданием и учебником;
  4. ответы на вопросы;
  5. составление рабочих листов (схем и опорных конспектов);
  6. работа с терминами;
  7. аналитико-синтетическая (поисковая) деятельность.

Оборудование: Презентация: «Бесполое и половое размножение организмов», таблица «Митоз», комнатные растения, размножающиеся разными способами, мультимедийная установка; электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности. 9 класс. Дрофа», набор иллюстраций, плакаты, бумага, простые карандаши, стиральные резинки, фломастеры, клей, магниты, смайлики.

Структура урока.

Этапы урока

Содержание

Методы

 

Связь с

изученным

материалом, др.

науками  ранее

I. Проверка знаний

Контроль

Знаний

Фронтальный

опрос

Работа с динамическим пособием у доски

а) Что такое жизненный цикл? (подготовка (интерфаза, деление (митоз), специализация)

б) В чем заключается подготовка клетки к делению?

в) Перечислите фазы митоза и охарактеризуйте поведение хромосом в различных фазах митоза.

г) В чем заключается биологический смысл и биологическое значение митоза?

 

Вывод

 

О сохранении генетической информации О митозе -процессе, лежащем в основе роста, регенерации, бесполого размножения.

 

П.

Актуализация

знаний

учащихся

 

Проблемная ситуация (отрывок с. 108)

«Каждую секунду на Земле гибнут. Каждый организм смертен.»

Как в природе компенсируется смертность? (рождением других)

 

II. Изучение

нового

материала

Сообщение темы урока. (1 минута)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, тема нашего занятия сегодня «Размножение. Бесполое и половое размножение». Это вечная тема продолжения жизни на планете Земля.

 

 

Формулировка целей вместе с учащимися

Проблема

развивающего

обучения

  1. Новая ли это тема? Концентрический способ образования построен таким образом, что мы вновь обращаемся к этой теме.
  2. Как вы думаете с какой целью? (восстановить, получить новые, систематизировать знания)
  3. Практическая значимость (создание учебного пособия - плаката)

 

 

Формирование знания о размножении как основном свойстве всех организмов с. 108

Беседа

  1. Что же такое размножение? (воспроизведение себе подобных, основное свойство живой материи)
  2. Что лежит в основе размножения живых организмов? (способность к делению клетки)
  3. Что происходит в процессе размножения? (воспроизведение особей, передача наследственной информации)
  4. Что является материальным носителем наследственной информации? (ДНК, хромосомы)
  5. Какое имеет значение? (обеспечивает существование вида, несмотря на гибель особей)
  6. Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам? В чем их принципиальное различие?

 

 

 

Видео

 

 

 

Систематизация знаний о способах бесполого размножении

Поисковая деятельность Работа с учебником: -знакомство со структурой построения материала,

  • новыми понятиями, выделенными курсивом
  • обсуждение новых понятий (клон)

Сообщения

учащихся?

Бесполое размножение (без участия половых клеток).

Клонирование- искусственный способ бесполого размножения, в естественных условиях не встречается. Клон - генетическое потомство полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.

  1. Деление (простейшие животные)
  2. Спорообразование (образование спор) водоросли, мхи, папоротники.
  3. Вегетативное размножение нового организма из части материнского)
  1. v растений
  • вегетативными органами (луковицами, корневищем, клубнем, усами, черенками, отводками, прививкой)
  • выводковыми почками - бриофиллиум
  1. v животных

а) фрагментация (разделение почки и ее отделения) - кольчатые черви.

б)  почкование ( образование почки и ее отделения) - дрожжи, гидра

 

 

Вывод

 

В результате бесполого размножения воспроизводиться большое количество генетически идентичных организмов. Достоинства:

  1. Простота.
  2. Быстрота
  3. Обеспечивает выживания в постоянных условиях окружающей среды

 

 

Систематизация знаний о способах бесполого размножении

Беседа

Презентация

Сообщения

учащихся

Половое размножение

(обычно с помощью половых клеток).

Понятие «гаметы», «мейоз»

Способы

а) слияние гамет (оплодотворение)

б) партогенез

 

 

Вывод

 

В результате слияния гамет образуется оплодотворенная яйцеклетка- зигота, несущая наследственные задатки обоих родителей.

Достоинства:

  1. Увеличение генетического разнообразия вида.
  2. Приспособление вида в изменяющихся условиях.

 

 

Создание групп по типам

размножения

Защита

проектов

Рефлексия

своей работы и работы группы

Обучение в сотрудничестве Метод проектов

См. План урока. Обучение в сотрудничестве

 

V. Анализ

итогов

работы.

Спасибо за урок, за проделанную работу

 

Итак, сегодня мы вновь узнали много нового из курса биологии по теме «Размножение», дали ответы на волнующие вопросы. Современная наука биология не стоит на месте, каждый день исследует неизвестное, непостижимое и находит верные ответы. Что сделали сегодня на уроке вы. И что сделали сегодня на уроке вы?

 

 

Рефлексия по уроку

 

  1. Каких целей мы сегодня достигли? (узнали, обобщили, создали)
  2. Какие преимущества есть у групповой работы?

- учитель не всегда может оказать помощь каждому ученику и поэтому разделяет эту ответственность с классом

- учиться рядом с товарищами, осознавать свою ответственность за успех группы

 

 

 

Оценка эмоционального состояния учащихся

 

 

 

 

Оценки за урок

 

 

 

VI. Домашнее задание.

3.5 вопр. 5, 7

Проблемный вопрос, поисковая деятельность

Есть ли у человека бесполое размножение?

 

 

 

 

 

План урока. Обучение в сотрудничестве.

  1. Создание команд: Разноцветная ромашка, на лепестках с обратной стороны записаны роли: лаборант, художник, докладчик, руководитель, информатор, журналист, содокладчик
  2. Распределение ролей.
  1. Организатор - организует работу группы
  2. Лаборант по оборудованию - готовит оборудование по созданию плаката и его защите.

Оборудование необходимое для работы: плакат, бумага, простые карандаши, стиральные резинки, фломастеры, клей, магниты.

  1. Лаборант по оформлению - подбирает иллюстрации
  2. Оформитель - рисует схемы, оформляет плакат
  3. Защитник - осуществляет защиту плаката, готовит краткое сообщение
  4. Редактор - создает комментарии к тексту плаката
  1. Задание группам:
  1. я команда-Бесполое размножение (с. 108-111,с. 112-113)
  2. якоманда-Половоеразмножение (с.1 И - 113)
  1. Цель работы: изучить основное содержание вопроса и отразить его в виде плаката. Плакат должен содержать:
  1. Название
  2. Схему
  3. Важные комментарии
  4. Краткие выводы о значении
  1. Работа в группах. Изучение темы. Обмен информацией. Создание плаката.
  2. Отчет группы. Защита плаката. Группа выходит к доске. Докладчик представляет общую работу.
  3. Критерии оценки:
  1. Содержательность
  2. Красочность
  3. Лаконичность
  1. Обсуждение результатов.
  2. Рефлексия: оценка своей работы и работы группы.

10. Виды деятельности, использованные на уроке:

  1. работа в малых группах;
  2. совместная работа в классе;
  3. индивидуальная работа с заданием и учебником;
  4. ответы на вопросы;
  5. чтение с остановками;
  6. создание плаката (схемы и опорного конспекта);
  7. работа с терминами;
  8. аналитико-синтетическая деятельность.

Группа № 1. Уважаемые        ребята!

Сегодня вам вместе предстоит выполнить одно задание. Оцениваться будет не только результат, но и процесс вашей работы.

Правила работы группы:

  1. Группа получает одну на всех оценку.
  2. Успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого участника.
  3. Каждый участник приносит очки своей группе.

Кто за что отвечает?

Организатор - получает задание, Организует работу группы.

Лаборант по оборудованию - готовит оборудование по созданию плаката и его защите (плакат, бумагу, простые карандаши, стиральные резинки, фломастеры, клей, магниты).

Лаборант по оформлению - подбирает иллюстрации

Оформитель - рисует схемы, оформляет плакат

Защитник - осуществляет защиту плаката, готовит краткое сообщение Редактор - создает комментарии к тексту плаката


Группа № 1.     Уважаемые ребята!

Сегодня вам вместе предстоит выполнить одно задание. Оцениваться будет не только результат, но и процесс вашей работы.

Правила работы группы:

  1. Г руппа получает одну на всех оценку.
  2. Успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого участника.
  3. Каждый участник приносит очки своей группе.

Кто за что отвечает?

Организатор - получает задание, Организует работу группы.

Лаборант по оборудованию - готовит оборудование по созданию плаката и его защите (плакат, бумагу, простые карандаши, стиральные резинки, фломастеры, клей, магниты).

Лаборант по оформлению «-подбирает иллюстрации

Оформитель - рисует схемы, оформляет плакат

Защитник - осуществляв^ защиту плаката, готов® краткое сообщение Редактор - создает комментарии к тексту плаката


Задание группе № 1.

Цель работы: изучить материал о бесполом типе размножения и создать плакат, отражающий основное содержание темы.

  1. Прочтите содержание раздела «Бесполое размножение» с. 108 — 111, с. 112-113. Обсудите его в группе.
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?
  2. Какие способы бесполого размножения вы узнали? Приведите примеры.
  3. В чем особенности бесполого размножения?
  4. Какие оно имеет преимущества и при каких условиях?
  1. Обратите внимание на термины, выделенные курсивом.
  2. Создайте плакат, который в дальнейшем можно будет использовать, при изучении этой темы.

На плакате могут быть представлены

  1. Название;
  2. Схема
  3. Примеры, иллюстрации
  4. Важные комментарии
  5. Краткие выводы.

Критерии оценки плаката:

  1. Содержательность
  2. Лаконичность
  3. Красочность
  1. Защита плаката.
  2. Оцените свою работу.

Задание рассчитано на 20 минут.

 

Группа № 2  Уважаемые ребята!

Сегодня вам вместе предстоит выполнить одно задание. Оцениваться будет не только результат, но и процесс вашей работы.

Правила работы группы:

  1. Группа получает одну на всех оценку.
  2. Успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого участника.
  3. Каждый участник приносит очки своей группе.

Кто за что отвечает?

Организатор - получает задание, организует работу группы.

Лаборант по оборудованию - готовит оборудование по созданию плаката и его защите (плакат, бумагу, простые карандаши, стиральные резинки, фломастеры, клей, магниты).

Лаборант по оформлению - подбирает иллюстрации

Оформитель - рисует схемы, оформляет плакат

Защитник - осуществляет защиту плаката, готовит краткое сообщение Редактор - создает комментарии к тексту плаката