Методические разработки
На странице представлены
- разработки уроков,
- мастер-классов,
- методичесих семинаров
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чашникова Ольга Леонидовна
Чаурина Оксана Владимировна
МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
Мастер-класс «Возможности использования дистанционных образовательных технологий в сельской школе»
Структура мастер-класса:
- Актуализация проблемы внедрения и использования ДОТ в современной системе образования.
- Представление опыта Ачитского городского округа по организации сетевого взаимодействия с использованием ДОТ: достигнутые результаты и поражения.
- Внедрение и реализация ДОТ в МКОУ АГО «Ачитская СОШ» в 2013-2014 гг.: пошаговая инструкция.
- Методы и приёмы использования ДОТ в образовательных организациях любого уровня: что доступно каждому.
- Рефлексия
Раздаточный материал: рабочая тетрадь участника, листы рефлексии.
Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, доступ к Интернету, нетбуки или ноутбуки (не менее 10 шт. с возможностью выхода в Интернет)
- Идеология ФГОС:
- Школа - это не подготовка к жизни, школа – это сама жизнь, «здесь и сейчас найди ту пробу, в которой успешен»
- ИОС школы – это среда обитания ребенка и взрослого (не зависит от качества дидактических материалов и учительских разработок)
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы:
- Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
- Образовательный запрос как индикатор готовности субъекта к проектированию своей ИОП
- Вариативность в образовательном процессе как условие для создания полноценной ИОП
- Пробное действие как условие для реализации вариативности
Следовательно, цель ДО для конкретной образовательной организации - создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей обучающимся получить новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить свои образовательные возможности
Нормативно-правовое обеспечение дистанционного образования:
- Федеральный закон N 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ глава 2, статьи15,16,18. Часть2статьи 13 «….при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «…профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий… с использованием информационных технологий…».
- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2015 года.
- Президентская инициатива «Наша новая школа» «…создание системы обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений».
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия».
- Реализация проекта сетевого взаимодействия в предпрофильном и профильном обучении старшеклассников Ачитского городского округа с применением ДОТ, где Ачитская СОШ являлась базовой площадкой, началась в 2009 году. В то время существовали определённые проблемы с организацией данного вида деятельности: немногие педагоги владели ИКТ и тем более ДОТ, готовых площадок (систем) ДО было мало и все они были платные, низкая скорость и некачественный сигнал Интернет и многое другое. В то время Управлением образования Ачитского ГО и творческой группой МКОУ АГО «Ачитская СОШ» была проведена большая работа, в ходе которой педагогов научили работать в системе Googl, где учащимся предоставили доступ приобретения знаний и выполнения тестов, практических работ на созданных сайтах.
При работе с ДОТ увидели существенные плюсы:
- позволяет организовывать бережную для ученика и его родителей среду обучения и общения, а применяемая технология отработки умений и навыков создает ситуацию успеха для участников образовательного процесса;
- формирует информационно-квалификационную компетенцию ученика;
- мотивирует учащихся к развитию навыков организации самостоятельной работы по индивидуальным планам;
- повышает квалификацию учителя,
- позволяет мотивировать преподавателей и учащихся к более активному диалоговому взаимодействию, путем использования новых для обеих сторон технических средств обучения,
- развивает уровень познавательной мотивации и самостоятельности учащихся.
Также при реализации проекта возник ряд проблем:
- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем;
- необходимость в персональном компьютере и широкополосном доступе в Интернет;
- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения;
- недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых.
Всё вышеизложенное, а также:
- неготовность педагогов к работе в новых условиях современной школы, непонимание специфики такой работы (например, незнание и недостаточно активное использование особенностей образовательного процесса в современной школе); неосознанность специфики приемов и форм организации самостоятельной работы учащихся;
- недостаточное владение современными образовательными технологиями, в т.ч. ИКТ; отсутствие опыта использования Интернет - технологий в обучении учащихся;
- отсутствие и недостаток современного учебного и лабораторного оборудования для качественной организации деятельности (исследовательской, поисковой, проектной) обучающихся и др.
свели на нет усилия инициативной группы и проект закончился, не получив дальнейшего развития.
3. Учитывая предыдущий опыт, испытывая непреодолимое желание идти в ногу со временем и соответствовать запросам современного ребёнка, в 2013-14 годах администрация МКОУ АГО «Ачитская СОШ» приняла решение разработать и реализовать проект по внедрению дистанционных образовательных технологий в сельской школе. В ходе реализации проекта педагогами Ачитской средней школы пройдены курсы в ИРО по программе «Современные технологии дистанционного обучения» в системе ДО elearn.ru. В 2014-15 учебном году в Ачитской СОШ разработан проект реализации ДО «Организация дистанционного обучения в целях оптимизации образовательного процесса и создания единой информационно-образовательной среды на базе МКОУ АГО «Ачитская СОШ» и создана творческая группа из педагогов школы, которые разрабатывают дистанционные курсы. Некоторые из курсов планируется запустить для апробации в апреле текущего учебного года.
Планируемые результаты проекта:
- повышение качества образования за счет внедрения в учебно-образовательный процесс школы информационно-образовательной среды;
- создание эффективной системы дистанционного обучения детей-инвалидов;
- снижение школьной учебной нагрузки в старшем звене за счет введения дистанционного обучения по элективным курсам;
- расширение возможностей профильного обучения старшеклассников за счет расширения профилей обучения и сотрудничества с ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», ФГБОУ ВПО СО «Уральский государственный лесотехнический университет»;
- создание банка информационных образовательных ресурсов;
- создание образовательного информационного Интернет - Портала на сайте школы для учащихся и их родителей, где можно получить информацию:
- о программах, по которым ведется обучение;
- о домашних заданиях, их уровне и направленности;
- об индивидуальных консультациях педагогов;
- справочный материал различной направленности и т.п.
- повышение результативности участия школьников в олимпиадах и творческих конкурсах;
- развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся и педагогов;
- активизация участия педагогических работников в вебинарах различного уровня.
4. Практикум по работе с google-документом, разработка сетевых анкет и ресурсы электронной почты (работа участников в мини-группах с нетбуками или ноутбуками).
5. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Представительство ГАОУ ДПО СО ИРО в г. Красноуфимске
МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
Рабочая тетрадь
участника мастер-класса
«Возможности использования дистанционных образовательных технологий в сельской школе»
«Школа - это не подготовка к жизни,
школа – это сама жизнь…»
2015
Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий:
- Федеральный закон N 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ глава 2, статьи15,16,18. Часть2статьи 13 «….при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «…профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий… с использованием информационных технологий…».
- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2015 года.
- Президентская инициатива «Наша новая школа» «…создание системы обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений».
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия».
Понятийный ряд
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Положительные эффекты внедрения ДОТ
- позволяет организовывать бережную для ученика и его родителей среду обучения и общения, а применяемая технология отработки умений и навыков создает ситуацию успеха для участников образовательного процесса;
- формирует информационно-квалификационную компетенцию ученика;
- мотивирует учащихся к развитию навыков организации самостоятельной работы по индивидуальным планам;
- повышает квалификацию учителя,
- позволяет мотивировать преподавателей и учащихся к более активному диалоговому взаимодействию, путем использования новых для обеих сторон технических средств обучения,
- развивает уровень познавательной мотивации и самостоятельности учащихся.
Проблемы, возникающие при внедрении ДОТ
- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем;
- необходимость в персональном компьютере и широкополосном доступе в Интернет;
- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения;
- недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых;
- неготовность педагогов к работе в новых условиях современной школы, непонимание специфики такой работы (например, незнание и недостаточно активное использование особенностей образовательного процесса в современной школе); неосознанность специфики приемов и форм организации самостоятельной работы учащихся;
- недостаточное владение современными образовательными технологиями, в т.ч. ИКТ; отсутствие опыта использования Интернет - технологий в обучении учащихся;
- отсутствие и недостаток современного учебного и лабораторного оборудования для качественной организации деятельности (исследовательской, поисковой, проектной) обучающихся и др.
Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех ресурсов, которыми располагает школа и которые она сможет реально приобрести
Виды ресурсов и степень их готовности для внедрения и реализации ДОТ
Виды ресурсов | Желательная степень готовности ресурсов |
Нормативно-правовое обеспечение | - наличие учредительных документов; - наличие «Положения об организации дистанционного обучения». |
Кадровые ресурсы | - наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по дистанционному обучению и имеющих опыт работы по данному направлению; - наличие педагогических работников, уже прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ; - готовность педагогических кадров к участию в инновационном проекте (100%); - наличие инженера-программиста; - наличие координатора по дистанционному обучению. |
Материально-технические ресурсы | - кабинет информатики с локальной сетью и выходом в Интернет; - оснащенность кабинетов школы техникой (компьютер, мультимедийный проектор). |
Научно-методические ресурсы | - наличие методических рекомендаций для педагогов по использованию дистанционных технологий обучения; - наличие методических разработок педагогов школы для работы в системе сетевого ДО; - наличие опыта работы по дистанционному обучению. |
Финансовые ресурсы | - бюджетные средства; - внебюджетные средства от дополнительных платных услуг; - добровольные пожертвования родителей на материально-техническое развитие школы. |
Этапы внедрения и реализации ДОТ
(на конкретном примере)
I этап. Подготовительный
На этом этапе предусмотрено создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения ДОТ:
Основные направления | Содержание |
Изучение и формирование социального заказа на дистанционные образовательные услуги | - проведение родительского собрания с целью информирования родителей о возможностях дистанционного образования; - диагностика учащихся 9-10 классов с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения; - диагностика родителей учащихся 5-10 классов с целью сбора информации о востребованности дополнительных платных дистанционных образовательных услуг. |
Создание нормативной базы осуществления проекта | Разработать и утвердить: - Положение о дистанционном образовании в школе; - локальные акты, должностные инструкции, приказы по школе; - Положение о платных дистанционных образовательных услугах; - учебный план школы с учётом направлений дистанционного обучения; - учебный план дополнительных платных дистанционных образовательных услуг. |
Работа с педагогическими кадрами | - диагностика педагогов с целью выявления профессиональных затруднений; - организация работа творческой группы учителей; - курсовая подготовка учителей по дистанционному обучению. |
Подготовка материально-технической базы | - изучение возможностей единого информационного пространства (электронная почта, школьный сайт); - модернизация локальной сети с выходом в Интернет; - разработка соответствующего раздела на школьном сайте; - введение электронного дневника; - приобретение необходимого оборудования; - расширение медиатеки; - оборудование учебных кабинетов, веб-студии. - увеличение скорости Интернета. |
Мониторинг | - начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии). |
II этап. Практический.
Этап непосредственной реализации мероприятий
Основные направления | Содержание |
Работа с педагогическими кадрами | - организация постоянно действующего семинара «Технология проектирования дистанционных курсов»; - разработка и утверждение рабочих программ дистанционного обучения; - разработка дидактического материала для дистанционного обучения; - создание авторских мультимедиаматериалов методического и учебного характера. |
Разработка учебно-методических комплексов дистанционного обучения | - создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения; - формирование банка учебно-методических материалов по предметам дистанционного обучения; - изучение возможностей программ iChat (с замещением видеоконференции), Skype, OppenMeetings, RemoteDesktop, TeamViewer; - разработка методических рекомендаций по теме; - разработка и подготовка материалов для методических пособий, ПС, семинаров. |
Совершенствование материально-технической базы | - организационно-консультационное и методическое сопровождение деятельности образовательного сайта школы; - развитие виртуальной среды обучения; - создание мобильных рабочих мест учителя предметника (ноутбук, проектор) в предметных кабинетах школы; - технологическое, научно и учебно-методическое обеспечение образовательных программ различного профиля по внедрению ИКТ в учебный процесс, разработка комплексов для электронного обучения в средней школе; - подготовка электронных шаблонов образовательных программ. |
Организация дистанционного образовательного процесса | - дистанционное обучение детей - инвалидов; - дистанционные элективные курсы; - дистанционная подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников; - дистанционное обучение учащихся в период эпидемий; - дистанционные дополнительные платные услуги; - дистанционные курсы довузовской подготовки; - дистанционные олимпиады. |
Организация деятельности психологической службы | - изучение проблем мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения; - разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. |
Мониторинг хода и результатов | - промежуточно-блочная диагностика (слежение за ходом внедрения ДОТ на разных этапах); - непрерывная диагностика (непрерывное изучение результатов работы по ходу работы); - итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов планируемым). |
III этап. Аналитический
Систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах, их внедрение и распространение опыта.
Основные направления | Содержание |
Подведение итогов, оценка результативности деятельности | - проведение проблемно-целевого анализа результатов, написание отчёта; - подготовка и проведение районного семинара по обобщению результатов внедрения и реализации ДОТ; - подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по проблеме «Дистанционное образование как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников». |
Возможности продолжения проекта | - развитие организационной структуры школы как центра дистанционного образования; - дальнейшее освоение рынка дистанционных образовательных услуг; - создание и развитие межшкольной образовательной сети. |
Варианты организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий:
- работа на платформе «E-Learning» после прохождения соответствующих курсов и получения доступа от ГАОУ ДПО СО ИРО (стоимость технической поддержки – 10 тыс. руб. в год);
- работа с сетевыми документами Google, создание и обработка сетевых анкет (бесплатно);
- использование социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» для рассылки заданий и сбора ответной информации (бесплатно)
- Использование ресурсов электронной почты для организации взаимодействия учителя и обучающихся (бесплатно).
Задание участникам: прочитайте и ответьте на вопросы, заполнив таблицу
Прочитайте внимательно возможные варианты организации образовательного процесса с использованием ДОТ.
Какие из них используются в Вашей образовательной организации?
Используете ли Вы лично какой-то из вариантов ДОТ?
Какие положительные и отрицательные эффекты у каждого варианта?
Вариант | используются в образовательной организации | Использую лично | + | _ |
работа на платформе «E-Learning» после прохождения соответствующих курсов и получения доступа от ГАОУ ДПО СО ИРО | ||||
работа с сетевыми документами Google, создание и обработка сетевых анкет | ||||
использование социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» для рассылки заданий и сбора ответной информации | ||||
Использование ресурсов электронной почты для организации взаимодействия учителя и обучающихся |
Список литературы
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М. – 1991.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1990.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997.
- Педагогические мастерские: Франция – Россия / Сост. Э. Соколова, И.А. Мухина: Под. ред. Э.С. Соколовой; пер. с фр. – М., 1997.
- Хридина Н.Н. Управление образованием как социальной системой. Понятийно-терминологический словарь. Екатеринбург, 2003.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия. – 2002.
Рабочая тетрадь участника мастер-класса.
Составители: Чашникова О.Л., Чаурина О.В., МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
2015 г.
Предварительный просмотр:
Чаурина О.В , учитель географии
Цыренщиков В.А., учитель информатики
Ватолина Н.В., учитель английского языка
МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
Программа методического практикума
«Реализация личностно-ориентированного обучения через применение ДОТ»
(Предъявление опыта работы МКОУ АГО «Ачитская СОШ» в системах дистанционного обучения на платформах:
"ELearning" и "Moodle")
Цель: создание условий, обеспечивших освоение участниками практикума технологии работы в системе дистанционного на платформе "Moodle".
Задачи:
- Осветить актуальные аспекты личностно-ориентированного обучения через применение ДОТ в организации образовательной деятельности.
- Предъявить педагогический опыт по достижению положительных результатов применения ДОТ в условиях реализации ФГОС ООО (платформы: "ELearning" и "Moodle").
- Провести мини-практикум по включению участников в разработку образовательного продукта в системе ДО на платформе Moodle.
- Осуществить педагогическую рефлексию с участниками практикума.
Структура методического практикума:
- Актуализация проблемы внедрения и применения ДОТ в современной системе образования, ориентированной на личностное развитие обучающегося: системы ELearning и Moodle (нормативно-правовая база применения ДОТ, основные теоретические ориентиры развития личности обучающегося в условиях реализации ФГОС ООО)- 5 мин.
- Методические подходы создания и реализации модуля дистанционного курса по анлийскому языку на бесплатной платформе "Moodle": достигнутые результаты обучающимися (Презентация положительного опыта) -10 мин.
- Практикум по созданию учебного продукта в системе ДО на платформе Moodle. -20 мин.
- Рефлексия (заполнение таблицы «Оценка возможностей развития УУД обучающихся при применении ДОТ») - 5 мин.
Раздаточный материал: рабочая тетрадь участника.
Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, доступ к Интернету, нетбуки или ноутбуки (не менее 10 шт. с возможностью выхода в Интернет).
- Идеология ФГОС и нормативно-правовое обеспечение ДОТ:
В условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Нормативно-правовое обеспечение дистанционного образования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ глава 2, статьи15,16,18. Часть2статьи 13 «….при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».
- Федеральный закон N 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «…профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий… с использованием информационных технологий…».
- Стратегия развития образования Свердловской области на период до 2025 года.
- Устав МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
- Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Личностно-ориентированный подход через применение ДОТ направлен:
- удовлетворение потребностей и интересов каждого обучающегося независимо от уровня обученности (разноуровневый подход) .
- развитие у каждого обучающегося УУД.
- повышение качества образования.
Основные ориентиры:
- Профильная и предпрофильная подготовка обучающихся за счет углубленного изучения отдельного предмета (раздела, темы) для высокомотивированных обучающихся.
- Повышение уровня усвоения учебного материала, как для мотивированных обучающихся, так и для категории слабоуспевающих обучающихся (реализация принципов дифференциации и индивидуализации)
- Достижение более высоких результатов на ГИА путем самостоятельного изучения и повторения учебного материала.
Реализация личностно-ориентированного обучения через применение ДОТ в МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
- Сервисы Googl (Бесплатный ресурс)
- СДО ИРО ELearning ( Платный ресурс)
- СДО Moodle (Бесплатный ресурс)
- Предъявление опыта создания и реализации дистанционного курса по английскому языку в 8 классе 2017-18 учебный год.
Возможности системы дистанционного обучения «Moodle» при обучении английскому языку
- Цель и задачи курса.
- Место дистанционного курса в рабочей программе.
- Матрица для составления курса.
№ | Тема занятия | Форма взаимодействия | Этап освоения учебного материала | Планируемый результат | Количество часов |
- Содержание курса и возможные формы и ресурсы для создания занятий( лекция, семинар, тестирование, видеоматериалы и т.д), система оценивания.
- Достигнутые результаты обучающимися ( уровневый поход).
- Сравнительная характеристика СДО ELearning и Moodle.
- Практикум по работе в системе Moodle.
- Ознакомление с технологией работы в системе (пошаговая инструкция).
- Создание учебного продукта в системе Moodle .
- Подведение итогов.
Рефлексия (заполнение таблицы "Оценка возможностей развития УУД обучающихся при применении ДОТ")
Оценка возможностей развития УУД обучающихся при применении ДОТ
Развиваемые УУД | Возможности (или их отсутствие) развития УУД при применении ДОТ |
Личностные:
| 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов |
Познавательные:
|
0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов |
Регулятивные:
| 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0-1 -2 – 3 -4 -5 баллов |
Коммуникативные:
| 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0 -1 -2 – 3 -4 -5 баллов 0-1 -2 – 3 -4 -5 баллов |