Кружок "Творческая мастерская"с использованием нетрадиционных техник рисования

Шкабаро Ольга Владимировна

Содержание

1.    Пояснительная записка…………………………………………………3

2.    Цели и задачи…………………………………………………………….4:

3.    Режим занятий…………………………………………………………... 4

4.    Нетрадиционные художественные техники……………………………5

5.    Ожидаемый результат……………………………………………………5

6.    Форма, содержание занятий……………………………………………..6

7.    Диагностическое исследование на начало работы студии…………….8

8.    Календарно – тематическое планирование……………………………...9

9.    Литература………………………………………………………………   16

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

 Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. задач художественно-творческого развития детей. В силу Занятия по программе направлены  на реализацию базисных индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Учитывая все это,  я решила организовать кружок «Творческая мастерская», где занимаются ребята с младшего возраста.

 

Цели и задачи

  Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования.

   Задачи:

  Развивающие:

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

 Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

- Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Режим занятий

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы студии изодеятельности.

 Общее количество занятий в год -3о.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,

Время занятий 15 м.

Срок реализации: 1 года

Первый год- вторая младшая группа          

 

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат

Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают  предметы ,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

 

 

Форма, содержание занятий

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 Познание: игры по художественному творчеству, игры -моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

 Методы работы:

 Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

 Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

 Начиная с трёхлетнего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Потому что именно в этом возрасте закладывается фундамент личности, и можно зажечь в ребенке огонёк творчества.В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть -  краска , гуашь, фломастеры, бумага, зубная щётка, поролон, картофель, морковь, пробки, ватные палочки, пластмассовые трубочки, восковые мелки, свечи, цветной скотч, шерстяные нитки, ткань, открытки. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок к  детскому воображению и фантазированию. Все они пришлись по душе мне и детям.

Например: Пальчиковое рисование , рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из картофеля  и морковки, оттиск пробкой, точечный рисунок, кляксография, набрызг, рисование восковыми мелками, печать по трафарету, рисование нитками, ниткография, градаж (чёрно - белый), рисование свечой + акварель, рисование на мокрой бумаге, оттиск с мятой бумагой, скатывание бумаги, рисование цветным скотчем, тканевые изображения, рисуем с помощью открыток, монотопия, объёмная аппликация, кляксография с ниткой, тычкование.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Не ограничиваю так же желания детей дополнить рисунок своими элементами. Они  самостоятельно выбирают материалы и техники для рисования в свободное время.

Неотъемлемым стимулом для ребят является организация групповых выставок детских работ с (каждого проведённого занятия) и фотоподборок с занятий кружка.

Устраивая выставки, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребёнка за прошедшее время обучения.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.

И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

 

Диагностическое исследование на начало работы студии

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

1

Диагностическое занятие

Грибочки

------------------

Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

 

Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.

 

Анализ детских работ показал такие результаты:

Никто из детей не пользовался нетрадиционными техниками. Так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих  способностей. Следовательно, на след. этапе будет проводиться работа по развит. художественных творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

 

1 Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

 Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

2  Светит

солнышко

Рисование ладошками.

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия

 

 

Альбомный лист;гуашь жёлтая

3 Вкусный компот

Оттиск яблоком и морковью

Познакомить с техникой печатания печаткой из яблока и моркови. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, сложенные в банку, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным  изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи

4 Осеннее дерево

(коллектив-ное)

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие  навыки коллективной деятельности.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска;  пальчиковая краска желтая,  оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

Ноябрь

5 «Пушистые котята играют на ковре»

 

Рисование техникой тычкования сухой кистью.

Познакомить с техникой тычкования. (имитация шерсти животного) . Развивать воображение.

Альбомный лист;гуашь серая;сухие кисти.

6 .«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая

7 Ветка рябины

(коллек-тивное)

Скатывание салфеток, оттиск печатками

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много).

гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

 

8 Свитер для друзей

Рисование ватными палочками

ПОзнакомить с техникой рисования ватными палочками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

Две куклы - мальчик и девочка   гуашь разноцветная

ватные палочки силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами

Декабрь

9 В лесу родилась елочка

(коллектив-ная)

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони.  Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

Тонированный лист ватмана;паль-чиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки

10 Мои рукавички

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки,  пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

11 Елочка пушистая, нарядная

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Продолжать учить детей технике тычкования сухой кистью.Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

12 Морозко

Рисование ладошкой

Совершенствовать  умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками

Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза,  белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации

Январь

13 Снежок для елочки

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Тонированные листы бумаги (синие,  фиолетовые) с изображенными елочками, белая   пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса

14 Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы  тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

Февраль

15 Рыбки в аквариуме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

16 Ночь и звезды

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

17 Веселый снеговик

Тычок жесткой полусухой кистью

 Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

  Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

 

18 Кораблик для папы

Рисование пластилином

Познакомить с техникой рисования пластилином на картоне.(колбасками)

Развивать творчество.

Картон;силует кораблика;

пластилин

Март

19 Корзина для тюльпанов

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.

Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина

20 Тюльпаны в подарок маме

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.  Развивать цветовосприятие.

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

21 Ветка мимозы

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) ,  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы.

22 Веселая птичка

Рисование пальчиками

Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

 Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки,

Апрель

23

 

Учить наносить  отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие  и зрительно-двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска  желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

 

24 Цветы для пчелки

Рисование ладошкой и  пальчиком

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.

альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок

25 Салфетка

Рисование пальчиками

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска,  салфетки, эскизы и иллюстрации

26 Божьи коровки

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации

Май

27 Одуванчики

Рисование пальчиками

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

 

28 Волшебный цветочек

Рисование пальчиками

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»

29 Сиреневый букет

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

 

30

«Весёлый осьминог».

(коллективная)

Рисование ладошками.

 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Лист ватмана;гуашь разноцветная;кисточки.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003