Для вас, родители!

Иванова Лариса Васильевна

image  image  image  

image  image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по выполнению домашнего   задания

обучающимися начальных классов.

          Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков.   Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.

          Для того чтобы в начальной школе ребёнок успешно учился,  нужно  обращать внимание на условия, в которых он работает дома. У родителей всегда возникает много вопросов, по этому поводу. Поэтому мы приготовили краткие рекомендации для родителей начальных классов.

1.     Ребёнок должен иметь постоянное рабочее место, которое его настраивает на рабочий лад. Лучше обеспечить отдельное место, если  нет  такой возможности, то выделить постоянное  место за общим столом.

2.     Важно приучить ребёнка правильно организовывать рабочее место. На столе не должно  быть лишних вещей.

3.     Освещённость рабочего места очень важна. Стол стоит рядом с окном  или  вблизи от него так, чтобы свет падал слева. При пользовании настольной лампой надо помнить, что   мощность электрической лампочки не менее 75 Вт. При этом обязательно и общее освещение.

4.     Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга удалена от глаз на 30 см. Контроль легко осуществить: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Это очень важно для детей со сниженным зрением.

5.     Комната должна быть проветрена, отключена вся звукоизлучающая техника.

6.     Желательно готовить домашние задания во второй половине дня с 16 часов, так как у большинства детей и взрослых подъём работоспособности с этого   времени. Кроме того, важно сбросить усталость, пообедать, погулять, даже поспать.

7.   Продолжительность приготовления уроков:

1 класс – 45-60 мин со второго полугодия;

2 класс -   1 - 1.5 часа;

3 класс -  1,5 - 2 часа;

4 класс -  1,5 - 2 часа.

           Не в меру продолжительные занятия отражаются как на общем развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается успеваемость.

8.     Порядок выполнения  домашнего   задания  .

        1) если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго  (5- 10 минут ), то  лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий  ; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»;

        2) письменные  задания  необходимо чередовать с устными;

        3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические   или   танцевальные движения  ( лучше под музыку)-это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно  «входить» в работу.

9.      Нужно  подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Это важно, чтобы без напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой наклон головы. Линия плеч параллельна краю стола. Предплечья располагаются на столе, поясница опирается на спинку стула, ноги – на пол   или   подставку.  Проверить просто. Поставить ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см, а высота сиденья стула – на уровне коленного сустава. Правильная и удобная посадка может быть в том случае, если стул заходит на 4 – 5 см за край стола. Не использовать табуреты, там  нет  опоры для спины. Продолжительное сохранение неправильной позы влечёт за собой искривления позвоночника, ослабление зрения.

Родителям

1. Напоминать ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.

2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.

3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.

4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.

5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.

6. Помогать ребенку делать домашнее задание - это значит, проверять то, что ребенок сделал. Если есть ошибки , то предложите ребёнку найти их, если не может самостоятельно найти ошибку, то укажите на неё, но не исправляйте за ребёнка.

7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

8. Показывать пример организованности и собранности.

9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.

10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.

11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.

14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.

15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.

17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки. 

20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»

21. Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.



Предварительный просмотр:

Как привить ребёнку любовь к чтению?

        Приучать ребенка к чтению необходимо до школы. В процессе школьного обучения чтение становится обязательным, и любить это занятие становится гораздо труднее. Читайте малышам с раннего возраста как можно больше, даже когда ребенок научится читать самостоятельно, продолжайте совместное чтение. После прочтения каждой книги обсуждайте с ним героев и сюжет, спросите, какие выводы сделал малыш из прочитанной книги. Превратите обсуждение в интересную игру.

       Постарайтесь максимально оградить ребенка от телевидения. Убирайте антенну от ребенка и используйте телевизор для просмотра DVD/Mp3 с мультфильмами и познавательными и развивающими передачами. Так ребенок получит только нужную информацию, которую вы ему предоставите. Появится больше времени для чтения, а голова будет свободна для новой информации, получаемой из книг.

        Помните: любой пример заразителен! Поэтому если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, начните с себя. Если ребенок будет видеть папу сидящего вечерами в интернете, а маму, увлеченно наблюдающую за событиями, развивающимися в очередном реалити-шоу, то едва ли свое свободное время он решит провести за книгой. Читайте и обсуждайте прочитанное между собой - это лучший стимул для ребенка.

         Читайте вслух! Неважно умеет ребенок читать сам или нет, читайте ему, например, перед сном. Пусть это станет семейным ритуалом, который не только пробудит в ребенке любовь к чтению, но и сблизит родителей с любимым чадом.

         Ходите в книжные магазины вместе. Зачастую ребенок не возражает против чтения как такового, ему просто не нравятся конкретные книги. Например, родители предлагают исторические и научно-познавательные книги, а ребенку интереснее фантастика. В таком случае позвольте ребенку выбрать книгу самостоятельно, но под вашим незаметным контролем.

         Предлагайте ребенку чтение с продолжением, т.е. интересная повесть или сказка, состоящая из нескольких глав или даже томов. Пусть читает по несколько глав в день – это развивает память, внимательность, к тому же поддерживает интерес к этой книге, ведь ребенок в процессе чтения сопереживает героям и наверняка захочет узнать, чем закончится история приключений любимых героев.

          Используйте аудиокниги как дополнение к чтению. Глазам тоже нужен отдых, и вместо книги и телевизора неплохо будет послушать увлекательную историю, озвученную любимыми актерами.

         Будьте терпеливы, настойчивы и показывайте своим примером, что чтение - это захватывающий, увлекательный процесс, а не обязательное задание на дом. Только тогда книга станет преданным другом для вашего ребенка!

 

Список книг для детского чтения

Сказки

В. Гауф. Сказки.

Братья Гримм. Сказки.

Ш. Перро. Сказки.

Х.-К. Андерсен. Сказки.

Э. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.

О. Уайльд. Сказки.

Р. Киплинг. Сказки. Маугли.

Сказки 1001 ночи (адаптированные).

Русские народные сказки.

П. Бажов. Малахитовая шкатулка. Сказы.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

А. Толстой. Буратино.

К. Коллоди. Пиноккио

Дж. Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой стрелы.

М. Метерлинк. Синяя птица.

П. Ершов. Конек-Горбунок.

С. Козлов. Сказки.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

Т. Янссон. Шляпа волшебника. Наводнение.

Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Чебурашка и его друзья. Про Веру и Анфису.

Т. Александрова. Домовенок Кузька.

Я. Экхольм. Тутта Карлсон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие.

А. А. Милн. Винни-Пух.

А. Пушкин. Сказки. Руслан и Людмила.

Дж. Харрис. Братец Кролик и Братец Лис.

А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Сказки.

Сказки-приключения

С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Д.-Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно.

А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

К. Льюис. Хроники Нарнии (часть 1)

Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена.

Приключения

Ж. Верн. Дети капитана Гранта. 20 тысяч лье под водой. Таинственный остров. Пятнадцатилетний капитан.

Р. Стивенсон. Остров сокровищ.

Д. Дефо. Робинзон Крузо.

Мифы

Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции (частично).

И. Рак. Мифы Древнего Египта.

Стихи

И. Крылов. Басни.

Д. Хармс. Стихотворения.

Саша Черный. Стихотворения

Про сверстников

Ю. Коваль. Недопесок.

П. Трэверс. Мэри Поппинс.

Н. Носов. Рассказы. Витя Малеев в школе и дома. Веселая семейка.

М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.

Ю. Олеша. Три толстяка.

Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

В. Смирнова. Девочки.

В. Одоевский. Городок в табакерке.

И. Пивоварова. Приключения Люси Синицыной и Люси Косицыной.

В. Алеников. Приключения Петрова и Васечкина.

Э. Кестнер. Когда я был маленьким. Мальчик из спичечной коробки. Эмиль и сыщики.

Д. Пеннак. Собака Пес.

А. Толстой. Детство Никиты.

Н. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

В. Осеева. Динка.

Т. Крюкова. Повести.

А. Гайдар. Рассказы.

Л. Воронкова. Девочка из города. Рассказы.

А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.

М. Додж. Серебряные коньки.

Ф. Бернетт. Маленький лорд Фаунтлерой.

Л. Чарская. Сказки голубой феи.

В. Гюго. Козетта. Гаврош.

В. Катаев. Цветик-семицветик.

В. Драгунский. Денискины рассказы.

Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.

Л. Толстой. Детство.

М. Горький. Случай с Евсейкой.

С. Михалков. Праздник непослушания.

В. Медведев. Баранкин, будь человеком. Капитан Соври-голова.

Е. Велтистов. Приключения Электроника.

А. Линдгрен. Малыш и Карлсон. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Леннеберги. Рони, дочь разбойника. Расмус-бродяга.

Про животных

К. Грэм. Ветер в ивах.

Э. Сетон-Томпсон. Повести и рассказы.

В. Бианки. Рассказы.

Р. Тайн. Бетховен.

Ф. Зальтен. Бэмби.

К. Паустовский. Рассказы.



Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе

       Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. Давайте разберем, что же входит в понятие «готовность» и, как вы можете помочь своему ребенку подготовиться к школе. Готовность – это определенный комплекс показателей, который складывается у детей к концу дошкольного возраста. Рассмотрим параметры готовности к школьному обучению.

       Личностная готовность включает в себя общее физическое развитие, состояние здоровья и мотивационная готовность. Здесь важны особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства: травмы, длительные заболевания, темпы развития, физические недостатки. Поэтому родителям рекомендуется не просто пройти справку, что ребенок здоров, а выявить, нет ли проблем со зрением, слухом, нет ли аллергии с той целью, чтобы вовремя начать лечение и предотвратить тем самым возникновение проблем в обучении. Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Во время начатые занятия помогут исправить ребенку дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма на слух. В мотивационной готовности важно желание ребенка учиться, учебная мотивация. Необходимо рассказать ребенку для чего все дети ходят в школу, чему могут научиться и какая в этом польза для вашего малыша.

        Социальная готовность включает в себя умение общаться со взрослыми и со сверстниками, умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей, умение адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, умение подчиняться требованиям старших, а так же организованность поведения. Надо ли объяснять, как трудно приходится детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.

        Эмоционально-волевая готовность – умение ребенка ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, произвольность психических процессов. Это очень важный компонент, который часто недооценивают родители, он определяет усидчивость ребенка, уровень его внимательности, возможность выдерживать школьный режим.

Упражнение:

  • собери игрушки, покорми рыбок, принеси книгу, надень кофту.
  • графический диктант.

        Развитие школьно-значимых психофизиологических функций включат такие качества, как:

  • фонематический слух,
  • мелкие мышцы руки (умение владеть карандашом, ножницами, упражнения: заштрихуй фигуру, раскрути спираль, нарисуй волны),
  • пространственная ориентация (ловкость – неуклюжесть),
  • координация движений,
  • координация в системе глаз-рука (копирование бессмысленных слогов),
  • объем зрительного восприятия (определение количества объектов в картинках-нелепицах или в картинках со множеством контуров).

        Развитие познавательной сферы включает в себя:

  • развитие кругозора,
  • речи (загадки, сказки, рассказы и беседы по ним, объяснение детьми значения некоторых слов),
  • познавательной активности, самостоятельности, (насколько быстро включается в работу, как часто отвлекается, может ли преодолевать трудности)
  • памяти,
  • сформированности операций мышления (анализа, сравнения, установления закономерностей, обобщения),
  • произвольности деятельности (методика «Домик»),
  • контроля деятельности, темп деятельности.

         Многие родители заблуждаются, считая, что готовность ребенка к школьному обучению выражается в уровне умственного развития.

        Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием подготовки будущего первоклассника.

       Важнейшая роль в воспитании детей принадлежит в первую очередь родителям.

Рекомендации:

1. Учите детей выделять предложения, слова из потока речи.

2. Выполняйте звуковой анализ слова: выделяйте звуки в слове, определяйте место звука в слове.

3. Учите слушать слово и произносить его по звукам. Важно фонематическое (орфоэпическое) произношение.

4. Учите выделять признаки предметов (Цвет, форма, размер)

5. Сравнивайте и классифицируйте по различным признакам

6. Тренируйте навыки пространственных, временных, порядковых отношений.

7. Считайте

8. Приобретите линейку, циркуль, калькулятор. Покажите ребенку, как пользуются этими предметами. Дайте ребенку возможность потренироваться в работе с этими инструментами, т.к. 1-й класс начинают с работы именно с этими предметами при построенииотрезков, через которые дети учатся складывать, вычитать, решать задачи