Проектная деятельность
Проект "Расскажи другу о Москве"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Родниковская СОШ №32 ДО 49
учитель-логопед Седельникова Юлия Геннадиевна
Название проекта: Взаимодействие педагогов образовательного учреждения компенсирующего вида с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения в рамках проектной деятельности
«Расскажи другу о Москве».
Современные условия развития общества, перемены в системе образования, появление новых подходов в воспитании и обучении, не могут не отразиться на организации образовательной среды для детей, имеющих речевые нарушения. Известный факт, что эффективность образовательного процесса зависит, как от правильно составленной системы, так и от стратегии общения, взаимодействия родителей с детьми, т.е. речевой среды.
Одной из самых серьезных проблем, с которой мы столкнулись, явилось неумение, а зачастую, и нежелание родителей взаимодействовать со своими детьми. Беседуя с родителями, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волновала произносительная сторона речи ребенка: «не выговаривает буквы», «плохо говорит» и др. И очень редко родители отмечали недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
Проведенное в начале года анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, по вопросу: «Считаете ли вы свои знания о способах взаимодействия с ребенком, организации с ним игровой и познавательной деятельности достаточными?» показало, что 25% родителей считают их достаточными, 35% - затруднились ответить, 30% - не знаю. Мотивировалось это повышенной занятостью, низкой информированностью в вопросах воспитания и обучения ребенка, педагогической неграмотностью и рядом других причин.
Для решения этой проблемы, а также с целью привлечения родителей к коррекционно-воспитательному процессу педагогический коллектив нашего ДОУ использует разнообразные формы работы по взаимодействию с семьёй.
Актуальной, интересной и результативной, на наш взгляд, является работа по проектам. Являясь методом целенаправленного практического действия, метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность. Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).
- Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
- Изобразительная деятельность способствует развитию тонкой моторики, ориентировке в пространстве, творческого воображения.
Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.
Одним из интересных проектов, реализованных в нашем ДО, стал проект «Расскажи другу о Москве».
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ТНР, родители, учитель-логопед, воспитатели.
Срок реализации проекта: октябрь 2024 г. — апрель 2025 г.
Задачи проекта:
Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивая все компоненты языковой системы, мы одновременно ставили перед собой следующие задачи:
— развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную, технологическую);
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам организации с детьми игровой и познавательной деятельности;
— приобщить детей к историческому, культурному наследию и ценностям
г. Москвы, района «Крылатское»;
— воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство гордости за него, уважение к окружающим людям.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап — Диагностико-аналитический (октябрь 2024 г.)
На данном этапе мы подбирали и изучали научно-методическую литературу по данной тематике. Провели цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление знаний и представлений у воспитанников подготовительной к школе группы о Москве, ее достопримечательностях. Нами были сформулированы цель и задачи проекта, намечены пути его реализации. Выбран район города - для сбора информации и изучения его истории.
II этап – Реализация проекта (ноябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)
Организация работы по реализации проекта велась по следующим направлениям:
1. Познавательное направление:
• Рассказы педагогов с показом иллюстраций о Москве - древней и современной, об истории образования города, его достопримечательностях, памятниках, парках, музеях, театрах, о гербе и флаге Москвы; истории возникновения села Крылатское.
• Беседы педагогов с детьми о правилах поведения на улицах города, в парках, театрах и т.д.
Родителям предлагалось участие в проектной работе в форме проведения экскурсий с детьми по Москве, чтения детям книг, просмотра фильмов по тематике проекта, а также непосредственное участие в работе над проектом на определенных этапах его осуществления.
2. Коррекционно-развивающее направление:
• Работа над активизацией, расширением словаря по теме «Наш город», по обогащению речи детей образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, словами-синонимами, родственными словами).
• Использование в работе лексико-грамматических игр и упражнений по тематике: «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Дополни предложение», «Сосчитай до 10-ти», «Дорога в детский сад» (составление рассказа по картинно-графическому плану), «Узнай достопримечательность по описанию» и др.
• Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме «Москва».
• Использование пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движениями по теме: «Наш город».
3. Литературно-художественное направление:
• Ознакомление детей с произведениями литературы и искусства о Москве.
• Ознакомление детей с пословицами и поговорками русского народа о Москве.
• Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Я читаю о Москве».
4. Музыкальное направление:
• Слушание и заучивание детьми песен о Москве.
5. Творческо-поисковое направление:
• Оформление в группе выставки фотоматериалов и иллюстраций, собранных родителями и детьми на тему: «История Москвы».
• Оформление в группе выставки с фотоматериалами из семейных архивов «Путешествуем по Москве».
• Выполнение детьми и воспитателями коллективной работы «Красная площадь» из бумаги и картона. Совместное изготовление родителями и детьми макета «Наш детский сад».
• Выполнение индивидуального творческого задания для презентации проекта «Расскажи другу о Москве» (составление рассказов, оформление рисунков и подбор фотоматериалов, иллюстраций по выбранному каждым ребенком направлению. Например, составление рассказов о Красной площади, гербе, флаге Москвы, о районе «Крылатское», его истории, зонах отдыха в Крылатском и т.д.) См. приложение.
III этап – Итоговый.
Итогом работы стала защита проекта, проведенная в виде занятия-презентации «Расскажи другу о Москве», с участием детей старших и подготовительных групп ДОУ, родителей, педагогов. По итогам реализации проекта была создана книга «Расскажи другу о Москве» с рассказами детей, их рисунками и фотографиями.
Используя метод проектирования, мы пришли к выводу, что реализация проектов позволяет:
1. Вовлекать родителей в совместную педагогическую деятельность активизировать их на взаимодействие с ребенком.
Родители оказались прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными пробуждать в детях фантазию, любознательность. Такая форма работы помогает родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.
2. Повышать информированность родителей и сформировать у них адекватное представление о деятельности нашего учреждения.
3. Строить коррекционный процесс таким образом, чтобы у детей сформировалась активная жизненная позиция, коммуникативная активность.
Нашим выбором остается направление тесного взаимодействия с родителями детей, ведь именно в этом залог эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Приложение. Тексты для составления пересказов о Москве.
Егор 6 лет
Мне всего лишь 6 лет, а городу, в котором я живу почти 900 лет.
Москва – старинный город. Сначала город был небольшим селением на берегу Москвы-реки, в центре которого построили Кремль-крепость. Кремль был деревянный, потом белокаменный, позднее стены и башни в Кремле стали строить из кирпича. Кремль окружают 20 башен.
Самая главная Спасская. На ней установлены Кремлевские куранты. Главная площадь Москвы – Красная. «Красная» означает «красивая», «самая дорогая».
Петя 6 лет
Постепенно из маленького селения вырос за многие столетия красивый город Москва – столица нашей Родины. Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий.
У города есть свой герб: всадник, поражающий копьем змея. Этот всадник Георгий Победоносец. По легенде он поразил копьем змея и спас жителей своей страны от мерзкого чудовища.
Никита 6 лет
Я хочу рассказать о нашем районе Крылатское.
Крылатское – старинное подмосковное село. Селение раньше называлось Крылецкое – от слова «крыльцо», вход в Москву. Так как же Крылецкое стало Крылатским? Местность здесь овражистая, холмистая. Селение стояло между двумя оврагами, которые крыльями отходили от него в разные стороны. Так Крылецкое стало Крылатским.
Яна 6 лет
Крылатское - удивительно красивое место, которое не возможно не полюбить. Здесь находится ледовый Дворец спорта, велотрек, Гребной канал, много школ и детских садов. Мой любимый детский сад тоже находится в Крылатском.
Недалеко от нашего детского сада на Осеннем бульваре воздвигнут памятник Защитникам неба. Он установлен в память об обороне Москвы во время войны от фашистов.
Соня 6 лет
Любимое место горожан в Крылатском – Крылатские холмы. На одном из холмов находится церковь Рождества Богородицы. А недалеко от нее бьет родник. В нем очень чистая и полезная вода.
Родник находится на территории заказника, в котором обитают некоторые редкие виды птиц и животных, растут растения, занесенные в Красную книгу. Здесь гуляют с детьми и дышат свежим воздухом. Многие москвичи, приехав сюда однажды отдохнуть, приезжают вновь и вновь.