Проектная деятельность

Проект "Расскажи другу о Москве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МОУ Родниковская СОШ №32 ДО 49

 учитель-логопед Седельникова Юлия Геннадиевна

Название проекта: Взаимодействие педагогов образовательного  учреждения компенсирующего вида с семьями воспитанников, имеющих речевые  нарушения в рамках проектной деятельности

«Расскажи другу о Москве».

       Современные условия развития общества, перемены в системе образования, появление новых подходов в воспитании и обучении, не могут не отразиться на организации образовательной среды для детей, имеющих речевые нарушения. Известный факт, что эффективность образовательного процесса зависит, как от правильно составленной системы, так и от стратегии общения, взаимодействия родителей с детьми, т.е. речевой среды.

            Одной из самых серьезных проблем,  с которой мы столкнулись, явилось неумение, а зачастую, и нежелание родителей взаимодействовать со своими детьми. Беседуя с родителями, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волновала произносительная сторона речи ребенка: «не выговаривает буквы», «плохо говорит» и др. И очень редко родители отмечали недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.

     Проведенное в начале года анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, по вопросу: «Считаете ли вы свои знания о способах взаимодействия с ребенком, организации с ним игровой и познавательной деятельности достаточными?» показало, что 25% родителей считают их достаточными, 35% - затруднились ответить, 30% - не знаю. Мотивировалось это повышенной занятостью, низкой информированностью в вопросах воспитания и обучения ребенка, педагогической неграмотностью и рядом других причин.

      Для решения этой проблемы, а  также с целью привлечения родителей к коррекционно-воспитательному процессу педагогический коллектив нашего ДОУ  использует разнообразные формы работы по взаимодействию с семьёй.

Актуальной, интересной и  результативной, на наш взгляд, является работа по проектам. Являясь методом целенаправленного практического действия, метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.  Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

  • Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
  • Изобразительная деятельность способствует развитию тонкой моторики, ориентировке в пространстве, творческого воображения.

Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.

Одним из интересных проектов, реализованных в нашем ДО,  стал проект «Расскажи другу о Москве».

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ТНР, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Срок реализации проекта: октябрь 2024 г. — апрель  2025 г.

Задачи проекта:

Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивая все компоненты языковой системы, мы одновременно ставили перед собой следующие задачи:

— развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную,  информационную,  технологическую);
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам организации с детьми игровой и познавательной деятельности;

— приобщить детей к историческому, культурному наследию и ценностям

г. Москвы, района «Крылатское»;

воспитывать в детях любовь  к родному городу, чувство гордости за него, уважение к окружающим людям.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап — Диагностико-аналитический (октябрь 2024 г.)

     На данном этапе мы подбирали и изучали научно-методическую  литературу по данной  тематике. Провели цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление знаний и представлений  у воспитанников подготовительной к школе группы  о Москве, ее достопримечательностях. Нами были  сформулированы цель и задачи проекта,  намечены пути его реализации. Выбран район города -  для сбора информации и изучения его истории.

II этап – Реализация проекта (ноябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)

   Организация работы по реализации проекта велась по следующим направлениям:

1. Познавательное направление:

•    Рассказы педагогов с показом иллюстраций о  Москве - древней и современной,  об истории образования города, его достопримечательностях, памятниках, парках, музеях, театрах,  о  гербе и флаге Москвы; истории возникновения села Крылатское.

•    Беседы педагогов с детьми о  правилах поведения на улицах города, в парках, театрах и т.д.

   Родителям предлагалось участие в проектной работе в форме проведения экскурсий с детьми по Москве, чтения детям книг, просмотра фильмов по тематике  проекта, а также непосредственное участие в работе над  проектом на определенных этапах его осуществления.

2.  Коррекционно-развивающее направление:

•    Работа над активизацией, расширением  словаря   по теме «Наш город», по обогащению речи детей образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, словами-синонимами, родственными словами).
•    Использование в работе лексико-грамматических игр и  упражнений по тематике: «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Дополни предложение», «Сосчитай до 10-ти», «Дорога в детский сад» (составление рассказа по картинно-графическому плану), «Узнай достопримечательность по описанию» и др.

•    Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме «Москва».

•   Использование  пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движениями по теме: «Наш город».

3. Литературно-художественное направление:

•    Ознакомление детей с произведениями литературы и искусства о Москве.

•    Ознакомление детей с пословицами и поговорками русского народа о Москве.

•     Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Я читаю о Москве».

4. Музыкальное направление:

•    Слушание и заучивание детьми песен о Москве.

5. Творческо-поисковое направление:

•    Оформление в группе выставки фотоматериалов и иллюстраций, собранных родителями и детьми   на тему: «История Москвы».
•    Оформление  в группе выставки с фотоматериалами из семейных архивов «Путешествуем по Москве».
•    Выполнение детьми и воспитателями коллективной  работы  «Красная площадь» из бумаги и картона. Совместное изготовление родителями и детьми макета «Наш  детский сад».

•  Выполнение индивидуального творческого задания для презентации проекта «Расскажи другу о Москве» (составление рассказов, оформление рисунков и подбор фотоматериалов, иллюстраций  по выбранному каждым  ребенком направлению. Например, составление рассказов  о Красной площади, гербе, флаге Москвы, о районе «Крылатское», его истории, зонах отдыха в Крылатском и т.д.)  См. приложение.

III этап – Итоговый.

     Итогом работы стала  защита проекта, проведенная в виде занятия-презентации    «Расскажи другу о Москве»,   с  участием детей старших и подготовительных групп ДОУ, родителей, педагогов. По итогам реализации проекта была создана  книга  «Расскажи другу о Москве» с рассказами детей, их рисунками и фотографиями.

Используя метод проектирования, мы пришли к выводу, что реализация проектов позволяет:

     1. Вовлекать родителей  в совместную педагогическую деятельность активизировать их на взаимодействие с ребенком.

      Родители оказались прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными пробуждать в детях фантазию, любознательность. Такая форма работы помогает родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их связно, красочно, грамматически правильно рассказывать  обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

    2. Повышать  информированность родителей и сформировать у них адекватное представление  о деятельности нашего учреждения.

    3. Строить коррекционный процесс таким образом, чтобы у детей сформировалась активная жизненная позиция, коммуникативная активность.

      Нашим выбором остается направление тесного взаимодействия с родителями детей, ведь именно в этом залог эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Приложение. Тексты для составления пересказов о Москве.

Егор  6 лет

    Мне всего лишь 6 лет, а городу, в котором я живу почти 900 лет.

    Москва – старинный город. Сначала город был небольшим селением на берегу Москвы-реки,  в центре которого построили Кремль-крепость.  Кремль был деревянный, потом белокаменный, позднее стены и башни в Кремле стали строить из кирпича. Кремль окружают 20 башен.

    Самая главная Спасская. На ней установлены Кремлевские куранты. Главная площадь Москвы – Красная. «Красная» означает «красивая», «самая дорогая».

       Петя 6 лет

     Постепенно из маленького селения вырос за многие столетия красивый город Москва – столица нашей Родины. Основателем Москвы считается Юрий Долгорукий.

      У города есть свой герб: всадник, поражающий копьем змея. Этот всадник Георгий Победоносец. По легенде он поразил копьем змея и спас жителей своей страны от мерзкого чудовища.

Никита 6 лет

     Я хочу рассказать о нашем районе Крылатское.

     Крылатское – старинное подмосковное село. Селение раньше называлось Крылецкое – от слова «крыльцо», вход в Москву. Так как же Крылецкое стало Крылатским? Местность здесь овражистая, холмистая. Селение стояло между двумя оврагами, которые крыльями отходили от него в разные стороны. Так Крылецкое стало Крылатским.

Яна 6 лет

     Крылатское - удивительно красивое место, которое не возможно не полюбить. Здесь находится ледовый Дворец спорта, велотрек, Гребной канал, много школ и детских садов. Мой любимый детский сад тоже находится в Крылатском.

     Недалеко от нашего детского сада на Осеннем бульваре воздвигнут памятник Защитникам неба. Он установлен в память об обороне Москвы во время войны от фашистов.

       Соня 6 лет

     Любимое место горожан в Крылатском – Крылатские холмы. На одном из холмов находится церковь Рождества Богородицы. А недалеко от нее бьет родник. В нем очень чистая и полезная вода.

    Родник находится на территории заказника, в котором обитают некоторые редкие виды птиц и животных, растут растения, занесенные в Красную книгу. Здесь гуляют с детьми и дышат свежим воздухом. Многие москвичи, приехав сюда однажды отдохнуть, приезжают вновь и вновь.