Адаптивные подвижные игры

Адаптивные подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptivnye_igry.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Анжиганова Эльвира Георгиевна,

воспитатель,

МБДОУ «ЦРР-д/с «Росинка», г. Абакан

Адаптивные подвижные игры

Адаптивные игры имеют большое значение для социально – нравственного воспитания детей дошкольников. Благодаря этим играм дети учатся держаться в коллективе, подчиняться общим правилам детского сада. Сознательное выполнение правил в игре формирует волю, контроль над своими поступками, над своим поведением.

Адаптивные подвижные игры можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой привлекательной формой скрывается немало психолого-педагогических возможностей. Сюжеты, действия, слова в адаптивных играх, позволяют детям успокоиться, облегчить свои переживания, перестать «скучать» по родителям в детском саду. В игре ребенок защищает себя от сложностей и проблем его окружающих.

Адаптивные игры не так часто используются воспитателем, поэтому их изучение является актуальным в настоящее время.

В адаптивных играх дети не противники, не конкуренты, а равные партнеры, проявляющие интерес друг к другу. Именно способность видеть  друг в друге равную личность – важное условие формирования гуманных отношений друг с другом.

Подвижная игра – это незаменимое средство развития детей, их сенсорных, познавательных творческих возможностей, социально-нравственных качеств. Подвижные игры способствуют развитию движений, самопроверки, самоконтроля, позволяют выплеснуть энергию в положительных эмоциях.

Выделяют несколько видов адаптивных игр. Самые известные – это игры в кругу. Особенно такие игры предпочитают в младшем дошкольном возрасте. Круг – это символ единения, взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Когда дети находятся в кругу, держатся за руки, выполняют определенные движения, они становятся соучастниками, сопереживают друг другу. Приветствуется участие в играх педагога, это повышает интерес детей.  

Вторая группа адаптивных игр – это игры в парах. Воспитатель, предлагая детям встать парами, говорит: «Раз, два не зевай, себе друга выбирай». В конце говорит: «Как хорошо, что вы играли вместе».  Такие игры позволяют детям учиться парному взаимодействию. Они требуют от ребенка умения «слышать» действия свои и другого ребенка, координировать их, терпимо относится к неудачам, помогать, подсказывать правильные действия.

Еще одним видом адаптивных игр являются игры – забавы. В России их называли «утехами». Утешиться значит развеселиться, успокоиться, перестать огорчаться. Такие игры нужно проводить как можно чаще.

«Словесные» подвижные игры предусматривают общение детей друг с другом с помощью «волшебных», толерантных слов, где помимо движения присутствуют прикосновения, положительная мимика и жесты. Такие игры объединяют детей в единый коллектив, способствуют доброму отношению детей друг к другу.

В каждую игру введен свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.    Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, кто может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры.

Адаптивные подвижные игры способствуют созданию положительного настроения у детей в детском саду, помогают установить доброжелательные и дружеские отношения друг с другом, привлекают ребенка к различным видам деятельности.

Мудрое руководство игрой, участие в играх воспитателя повышает интерес  к ним, способствует развитию дружеских взаимоотношений, оказывает благоприятное влияние на настроение, формирует доброе отношение к сверстникам и педагогу.

Таким образом, играя, дети получают удовольствие, учатся умению управлять собой. Участие в игре должно быть добровольным. По всей вероятности игры могут показаться детям странными, непривычными. Такие игры позволяют выработать внимательное отношение к своим сверстникам, чтобы дети согласовывали свои действия друг с другом.

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Игры – забавы на участке детского сада / Авт.-сост. Е.А.Алябьева. – М.:ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия / Л. С. Выготский - СПб: Питер, 2001г.

3. Тарабыкина Л.З., Урванцева Н.Ю., Сафронова Л.Н. Адаптивные игры дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ / Л.З. Тарабыкина. – Томск. – 32