Дистанционное обучение

Оленич Наталья Владимировна

В апреле 2020 года вся страна перешла на дистанцонное обучение. При этом возникло много вопросов. Методом проб и ошибок пришлось осваивать работу на дистанте. При работе полезными были следующие сайты

https://www.yaklass.ru/ - портал для проверки знаний учащихся

https://edu.skysmart.ru/ - интерактивная тетрадь по русскому языку издательства «Просвещение»

https://resh.edu.ru/ - портал с разработками уроков и контрольных работ  для учащихся

https://cifra.school/#lessons – портал с разработками уроков по дистанционному обучению школьников (Моя школа в on-line)

https://testedu.ru/ - образовательный сайт с интерактивными тестами по разным предметам и классам

https://znaika.ru/ - видеоуроки по русскому языку

Предлагаю несколько разработок уроков для дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы 9 класс

Тема: М. А. Шолохов. «Судьба человека».Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны.

Цель: вспомнить некоторые факты из жизни и творчества Михаила Александровича Шолохова, рассмотреть историю создания рассказа «Судьба человека», особенность построения, смысл названия рассказа, понаблюдать за образом Андрея Соколова.

Предполагаемые результаты:

Углубление знаний о творчестве М. А. Шолохова: особенности авторского повествования в рассказе ‹Судьба человека»; композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования; смысл названия рассказа; широта типизации; значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа; реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.

Ход урока

  1. Рассмотреть материал на сайте: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2176/main/

  2. Прочитайте материалы учебника о М. А. Шолохове на с. 169-170.

Установите соответствие в  таблице.

Произведение

Факт

«Поднятая целина»

всемирно известный роман-эпопея о трагедии народа в

годы Гражданской войны

«Тихий Дон»

рассказ, сюжет которого был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим

фронтовиком

‹Судьба человека»

роман, в котором официальная критика увидела лишь

восхваление колхозного строя

Запомните. Важно

Композиция (от лот. compositio — составление, соединение) — расположение частей, построение произведения.

Paccказчик — лицо, ведущее рассказ (автор произведения, герой или какой-то другой персонаж, а также вымышленное лицо).

Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих  сути  самой  жизни,  создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.

Обратите внимание

М. А. Шолохов — лауреат Нобелевской премии по литературе за роман- эпопею «Тихий Дон».

В «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белоусовой указаны следующие черты реализма:

«В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени».

«Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни».

«Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — всё это связано с точкой зрения художника на жизнь и зависит от его мировоззрения, от умения уловить движения эпохи»

«В основе реалистического художественного метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный заказ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация».

Разбираем вместе

Прочитайте фрагмент рассказа «Судьба человека» с начала до слов

«...такой я её и во сне всегда вижу» (с. 170-175). Какие детали подмечает рассказчик во внешности мужчины и мальчика? Перескажи историю жизни Андрея Соколова до ухода на фронт. Что он вспоминает из своей семейной жизни и как это его характеризует? Озаглавь эту часть рассказа.

Продолжи чтение рассказа со слов «Только не пришлось мне и года повоевать» до слов «Однако поделили без обиды» (с. 175-185). Расскажи, как Соколов попал в плен (до разговора с Мюллером). Какие детали повествования указывают на черты характера Соколова? Как он характеризует Мюллера? Какие черты характера героя проявились в его поединке с Мюллером? Озаглавь эту часть рассказа.

Продолжи чтение рассказа со слов «Вскорости перебросили нас…» до слов

«Вспомнил и поехал в Урюпинск» (с. 185-189). Как герой выбрался из лагеря? Какие детали говорят о состоянии героя, попавшего на родную землю? Как герой узнал о гибели своей семьи? Покажи, как автор использует приём психологизма.

Продолжи чтение рассказа со слов «Приятель мой и жена его...» до конца рассказа (с. 189-193). Как в портрете мальчика выражено  отношение  Соколова к нему? Как автор передаёт психологическое состояние героев? Что произошло с героями после их встречи? Озаглавь эту часть рассказа.

  1. Сделайте самостоятельно

  1. Дополни таблицу цитатами из рассказа «Судьба человека».

    Средства создания образа героя

П римеры

    Портрет героя

   Социальное положение героя, род его занятий

    Окружение героя, художественные детали

   Поступки героя, раскрывающие его характер

   Способы изображения внутренней жизни героя:

   осознание мотивов собственных поступков; прямые авторские       оценки (открытый психологизм); позы, жесты, выражение лица (скрытый психологизм); речь (лексика, синтаксические конструкции, интонации)

   Оценка героя другими персонажами и автором

  1. Продолжи ряд цитат на тему «Стойкость человека в суровых испытаниях»:

«Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?».

«Упади я, и он бы пришил меня к земле очередью».

«И я из последних сил, но пошёл...».

Как эти цитаты характеризуют Андрея Соколова и автора?

Список использованных источников

Литература 9 класс: в 2 ч. Ч 2: учебник-хрестоматия/авт-сост. Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014.

https://cifra.school/topics/lit/9/?complexity=0



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 8 класс

Тема: Обособленное дополнение

Цель: научить узнавать обособленные дополнения, научить правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных дополнений, развивать языковое чутье и логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:
Узнать, что такое обособленные дополнения и каковы их отличительные особенности. Закрепить понятие обособления и выделительных знаков препинания. Узнать правила обособления дополнений. Уметь применять полученные знания на практике.

Ход урока

  1. Посмотреть  видеоурок по ссылке https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1933523159117879697&text
  2. Внимательно прочитать параграф 195 в учебнике "Теория"
  3. Подведем итоги прослушанного и прочитанного

Обособленное дополнение

Чем выражено

Примеры

       сущ. с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, исключая, за исключением, включая, наряду с и др.

       Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок.

  1. Поработаем вместе

Разберем упражнение 365 из учебника.

Задание: Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки.

Ничего не было слышно, кроме журчания ручья. – Предлог кроме указывает на то, что в предложении есть обособленное дополнение, которое необходимо выделить запятой. Ничего пишется слитно, так как отрицательные местоимения с не всегда пишутся слитно. Не было пишется раздельно, так как это глагол.

Со всеми на пароходе, не исключая и молчаливого буфетчика, Смурый говорил отрывисто. – Производный предлог не исключая указывает на обособленное дополнение, а так как оно стоит в середине предложения, то выделяется с двух сторон запятыми. Не исключая пишется раздельно, так как производный предлог образован от деепричастия.

Помимо подберезовиков и подосиновиков, в его корзине было и несколько белых грибов. – Предлог помимо указывает на то, что в предложении есть обособленное дополнение, которое необходимо выделить запятой.

Остальное выполните самостоятельно.

Упражнение 364. Составьте предложения со следующими сочетаниями слов, используя их в качестве обособленных уточняющих дополнений.

Примеры предложений:

Я потратил на визит к другу несколько часов, включая время на дорогу.

Мой друг заинтересовался живописью, наряду с увлечением хоккеем.

Туристов просто провели по некоторым улицам города, вместо предполагаемой экскурсии по музеям.

Продолжите своими предложениями.

  1. Самостоятельная работа: Выполните упражнение 363.

Список использованных источников

Бабайцева В.В., Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник/ В.В.Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Русский язык: Практика. 8 кл.: учебник / Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю.  и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 5 класс

Тема: Виды глагола

Цель:

познакомиться с понятием «виды глаголов».

Задачи:

- научиться определять виды глагола;

- научиться различать глаголы совершенного и несовершенного вида;

- развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости.

Предполагаемые результаты:

Знать, какие бывают виды глагола; уметь определять вид глагола, правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида; уметь образовывать видовые пары.

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 108

Ход урока

  1. Познакомимся с новой темой по ссылке https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Vid-glagola.html
  2. Попробуем всю информацию, услышанную из видеоурока и прочитанную в книге, оформить в виде таблицы

Виды глагола

совершенный

несовершенный

Отвечают на вопросы

Что сделать?

Что сделал?

Что сделаю?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Указывают на

- результат действия

- однократность, начало, окончание действия

- продолжительность, повторяемость действия

- незаконченность действия

прыгнуть

опоздать

прыгать

опаздывать

Время глагола

прошедшее Написал

Писал

настоящее –

Пишет

будущее  Напишет

Будет писать

Запомни! Глагол совершенного вида начинается с приставки с-!

Совершенный вид – Что сделать?

Обрати внимание!

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить - поговорить

читать - дочитать

решать - решить

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Несовершенный вид

Совершенный вид

брать
ловить
класть
искать
говорить

взять
поймать
положить
найти
сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть - засы́пать

разреза́ть - разре́зать

отреза́ть - отре́зать

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

  1. Разбираем вместе. Определите вид глагола: написал, писал, буду рисовать

Написал

  1. Зададим вопрос к глаголу – что сделал? Глагол совершенного вида, так как вопрос начинается с приставки с-.
  2. Какое действие обозначает глагол? Написал обозначает сделал до конца. Значит, глагол совершенного вида.

Писал

  1. Зададим вопрос к глаголу – что делал? Вопрос несовершенного вида.
  2. Что обозначает действие писал? Продолжительность. Значит, глагол несовершенного вида.

Буду рисовать

  1. Зададим вопрос к глаголу – что буду делать? Вопрос несовершенного вида.
  2. Что обозначает действие буду рисовать ? Продолжительность. Значит, глагол несовершенного вида.
  1. Выполните самостоятельно.

А) упражнение 680 из учебника

Б) упражнение 681 из учебника

В) найдите и образуйте видовые пары глаголов, укажите вид глаголов. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы видовые пары.

Косить, завершать, мелькнуть, объединять, сделать, завершить, мелькать, скосить, делать, объединить.

Список использованных источников

https://cifra.school/topics/rus/5/?complexity=0



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 5 класс

Тема: Не с глаголами

Цель: сформировать навыки и умения написания НЕ с глаголами

Задачи:

- формировать умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению;

- повторить правописание частицы не с глаголами.

Предполагаемые результаты:

Знать и уметь применять правило написания НЕ с глаголами.

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 105

Ход урока

  1. Вы помните из начальной школы, что не с глаголами пишутся раздельно.

Повторите еще раз этот материал: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/263612/

  1. Закрепим ещё раз: Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Обратите внимание на следующую информацию:

Сравните написание:

не досмотреть спектакль – недосмотреть за попугаем

часто не доедать суп – в военное время все недоедали

Нужно отличать случаи употребления отрицательной частицы не (отрицается возможность досмотреть спектакль, доесть суп) и приставки недо- (значение неполноты, недостаточности действия, антоним приставки пере-)

  1. Разбираем вместе.

Выпиши глагол. Определи, слитно или раздельно он пишется с не.

Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не)будет.

Найдём глагол. Это глагол (не)будет. Употребляется ли глагол без не? Да, употребляется. Следовательно, пишем не с глаголом раздельно – не будет.

Мне (не)здоровится. 

Найдём глагол. Это глагол (не)здоровится. Употребляется ли глагол без не? Нет, не употребляется. Слова «здоровится» не существует. Следовательно, пишем не с глаголом слитно – нездоровится (искл.).

Упражнение 656 из учебника. Замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ слитно.

Он возмущался. – Он негодовал.

Нельзя его принуждать. – Нельзя его неволить. 

Брат удивлялся. – Брат недоумевал. 

Я чувствую себя не совсем хорошо. – Я недомогаю.

Шторм бушевал. – Шторм неистовствовал.

  1. Выполните самостоятельно.

А) Спишите текст. Определите, в каких случаях не с глаголами пишется слитно, а в каких раздельно.

 1) Отец стал сильно (не)домогать. 2) Егорка (не)осознавал, что с ним происходило. 3) Метель (не)утихала, небо (не)прояснялось. 4) Последнее время мне очень (не)здоровилось. 5) Внук (не)стал будить дедушку. 6) Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. 7) (Не)гордись званием, а гордись знанием. 8) Сильно (не)взлюбил он своего земляка.

Б) Напишите не с глаголами

Не будет

… может

…был

… бывает

Ненавидеть

…годовать

…удивляться

…поетряешь

…доумевать

…сможешь

…сделаешь

…собираешься

…взлюбить

…домогать

…боишься

…играть

В) Выполните упражнение 655 из учебника.

Список использованных источников

https://cifra.school/topics/rus/5/?complexity=0

Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. – 10-е изд. – М.: просвещение, 2007.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 5 класс

Тема: Будущее  время глагола

Цель: научить правильно образовывать и употреблять будущее время глагола

Задачи:

- рассмотреть будущее время глагола;

- уделить внимание простому и сложному будущем времени:

- выяснить, какие глаголы образуют форму будущего простого времени, а какие – будущего сложного;

- поразмышлять о том, что о будущем времени нужно знать, чтобы не делать ошибок.

Предполагаемый результат:

Распознавать глаголы будущего времени, уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени; правильно употреблять глаголы в речи.

Учебник: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык. 5 класс». В 2-х ч. Ч. 2. § 114

Ход урока

  1. Просмотреть видеоурок по теме «Будущее время» по ссылке https://videouroki.net/video/87-budushchee-vremya.html

  2. Прочитать учебник стр 136-138.

  3. Обобщим всё увиденное и прочитанное:      

Запомни. Важно

Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и т. д.

Формы будущего времени

                                     

 

простая

образуется от глаголов совершенного вида

построю

                                Обрати внимание


сложная

образуется от глаголов несовершенного вида

буду строить

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам. В сложном будущем времени изменяется глагол быть.

Лицо

Простое будущее время

Сложное будущее время

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

прочитаю,

найду

прочитаем,

найдём

буду читать,

буду искать

будем читать

будем искать

2-е

прочитаешь,

найдёшь

прочитаете,

найдёте

будешь читать,

будешь искать

будете читать,

будете искать

3-e

прочитает,

найдёт

прочитают,

найдут

будет читать,

будет искать

будут читать,

будут искать

Разбираем вместе

Найди глаголы в будущем времени, определи форму глаголов: напишу, рисовала, 6уду петь.

Напишу:

  1. Зададим вопрос к глаголу: что сделаю? — напишу.

  2. Определим вид глагола по вопросу: что сделаю? — вопрос совершенного вида - глагол совершенного вида.

  3. Определим значение глагола, в какой момент речи происходит действие: действие происходит после момента речи  - глагол будущего времени.

  4. Глагол будущего времени состоит из одного слова и образуется от глагола совершенного вида        простая форма будущего времени.

Рисовала:

  1. Зададим вопрос к глаголу: что делала? — рисовала.

  2. Это  вопрос  прошедшего  времени,  есть  суффикс  -л-,  действие  происходит до момента речи —глагол прошедшего времени.

Буду петь:

  1. Зададим вопрос к глаголу: что буду делать? — буду петь.

  2. Определим вид глагола по вопросу: что буду делать? — вопрос несовершенного вида - глагол несовершенного вида.

  3. Определим значение глагола, в какой момент речи происходит действие: действие происходит после момента речи - глагол будущего времени.

  4. Глагол будущего времени состоит из двух слов, образуется от глагола несовершенного вида -        сложная форма будущего времени.

Запомни! Это важно!

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

 Глаголы, которые в силу фонетических или семантических особенностей, не имеют отдельных личных форм, называют недостаточными.

1. По фонетическому признаку к ним относят глаголы, которые не имеют формы 1-го лица единственногочисла: бдетьбороздитьбузитьвнятьвозродитьворситьгалдетьгромоздитьдерзитьдудетьерундитьзагалдетьзарыситьзатмитьзатмитьсязашелестетькадитькоситькоститькудеситьлиситьлихорадитьмерзитьминутьмутитьнабузитьнадерзитьнаерундитьнакудеситьначудеситьначудитьнашкодитьобезлеситьобезлошадитьобруситьобуржуазитьсяобъятьотчудитьочутитьсяпаруситьпереубедитьпереубедитьсяперешерститьпобедитьпобудитьпогалдетьподудетьпочудитьпошелестетьпредубедитьпричудитьсяприятьпродудетьпрорыситьпрошелестетьразубедитьразубедитьсярыситьтмитьтмитьсятузитьубедитьубедитьсяугобзитьугораздитьумилосердитьчудеситьчудитьшелестетьшерститьшкодить.

Нельзя сказать!: дудю, разубедю и так далее

2. По семантическому признаку — это глаголы, которые не употребляются в формах 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа, и в частности, обозначают действия или процессы, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, т. е. к человеку, например, такие как:

Сделай самостоятельно

  1. Упражнение для самостоятельной работы!!!

Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Найди глаголы будущего времени, определи их форму.

МАЙ

Светлые волокна обл..ч..ков плывут по чистому небу и та..т в пр..зрачной синеве. Голубые дубравы насквозь пр..свечива..т..ся со..нцем. Нежными тонами лилове..т осиновые вершины.

Зелене..т, цветёт, звенит и веселит..ся всё в пр..роде. Л..скает со..нце бе..листые берёзы, что-то наш..птыва..т им ветер. Но не тороп..т..ся берёзы распускат..ся. Ждут они, когда наступ..т надёжное тепло, набухн..т дерево соком и прысн..т сладкими брызгами.

(По Д. Зуеву)

  1. Произнеси и запомни глаголы на стр 137 в зеленой рамочке.

  2. Выучи слова на стр 138 в зеленых рамочках.

  3. Выполнить ПИСЬМЕННО (для проверки) упражнение 706.

Список используемых источников

https://cifra.school/topics/rus/5/?complexity=0

    https://udarenieru.ru/index.php?article=_1

        



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 5 класс

Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Цель: повторить и систематизировать изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

- повторить орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное»;

- развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости;

- повторить морфологический разбор имени прилагательного.

Предполагаемые результаты:

обобщить информацию по теме «Имя прилагательное»;

систематизировать знания;

повторить орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное».

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 103

Ход урока

  1. Вспомним, что повторили в этом году: Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Вспомним, что узнали новое: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных после шипящих. Прилагательные полные и краткие. Отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных мужского рода.

Повторим изученное по видеоуроку: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7696/main/265162/

  1. Развитие связной речи.

Проработаем над тем, как правильно отвечать на контрольные вопросы и задания

Вопрос 1. Дайте определение имени прилагательного.

Ответ: Прилагательное – это самостоятельная  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

Вопрос 2. Что общего между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?

Ответ: Полные прилагательные имеют окончание из двух или трёх букв: добрая, красивого. Краткие прилагательные имеют нулевое окончание или окончание, состоящее из одной буквы: добра, красив. Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

Вопрос 3. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Имя прилагательное»?

Ответ: В разделе «Имя прилагательное» мы изучили орфограмму Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных после шипящих и Отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных мужского рода.

Остальные ответы на вопросы 4, 5, 6 запишите самостоятельно.

  1. Для того чтобы проверить, как усвоен вами материал, выполните тренировочные задания https://resh.edu.ru/subject/lesson/7696/train/265166/

IV. Выполните самостоятельно:

А) Напишите ответы на вопросы 4, 5, 6 на стр 113-114, руководствуясь образцом выше.

Б) Выполните упражнение 648.

Образец выполнения:

Ясен – прилагательное в краткой форме, м.р, ед.ч.

Древесные – прилагательное в полной форме, мн.ч, В.п.

В) Замените полную форму имен прилагательных на краткую

Жгучий – жгуч

Пахучий –

Колючий –

Пригожий –

Могучий –

Горячий –

Хороший –

Неуклюжий –

Похожий –

Г) Подготовьтесь к контрольному тесту по теме «Имя прилагательное»

Список использованных источников

Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. – 10-е изд. – М.: просвещение, 2007.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка 6 класс

Тема: Указательные местоимения

      Цель: познакомиться с указательными местоимениями, их синтаксической ролью, значением, употреблением в речи.

Задачи:

научиться употреблять указательные местоимения;

расширить лексический запас.

Предполагаемый результат

 Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений в тексте.

Учебник: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 6 класс». В 2-х ч. Ч. 2. § 84.

Ход урока

1.Познакомьтесь с темой урока по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7004/main/260544/

2.Обобщим изученное

Падежи

Единственное число

Множественное

число

м. р.

cp. р.

ж. р.

Им. п.

этот

тот

такой

это

то

такое

эта

та

такая

эти

те

такие

Р. п.

этого

того 

этой

той

этих

тех

Д. п.

этому

тому

этой

той

этим

тем

В. п.

этот, этого тот, тoгo

это

то

эту

ту

эти

этих

те

тех

Тв. п.

этим

тем

этой той

этими теми

П. п.

об этом

o том

об этой

о той

об этой

о той

об этих о тех

Указательные местоимения тот, этот, такой, таков, столько указывают на  определенное лицо, признак, предмет, количество.  Часто такие местоимения связывают предложения между собой.

Местоимения тот, этот, mакoй изменяются по родам, падежам и числам. Местоимение maков изменяется по родам и числам.

Обрати внимание

В русском языке есть указательные местоимения сей, оный, таковой, этакий. Они являются устаревшими.

Местоимение столько склоняется так же, как и сколько.

Выбор предлога о — об зависит от того, с какой буквы начинается следующее слово.  Если  оно начинается  с  согласной,  то пишется  предлог  о, если с гласной, то предлог об: Об этом событии  ходят легенды.  Мы говорили о том рисунке.

В предложении указательные местоимения могут быть определением, дополнением или частью составного сказуемого: Эта (определение) девочка очень капризная. Мы не заметили ошибку, а ведь  Ваня на  то (дополнение) указывал. Сыр выпал — с ним была плутовка maкoвa.(сказуемое).

3.Разбираем вместе

Прочитай диалог. Что делает его непонятным? Замени некоторые место имения собственными или нарицательными существительными.

- А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай

в спину барабанить...  Мы его из-под него за ноги вытащили.

- Кто кого?

- Известно кого... На ком верхом сидел...

- Кто?

- Да этот самый, про кого сказываю.

(А. Чехов)

Часто местоимения разных разрядов приближают текст к разговорной речи, делают его более экспрессивным, но за выражением эмоций нередко можно потерять смысл высказывания. Чрезмерное употребление местоимений приводит к недопониманию участников речи. Чтобы слушателю стало понятно, о ком говорится в вашем рассказе, необходимо в начале речи ввести действующие лица, назвав их по имени или дав им чёткие характеристики: Миша, Пëmp, забияка, драчун. Тогда рассказ станет гораздо понятнее: А хулиган схватил Диму, поднял и оземь...

Сочетание двух местоимений, относящихся к разным лицам, в одном предложении тоже мешает восприятию рассказа. Обычно местоимением заменяется собственное или нарицательное существительное, которое было названо последним в предыдущем предложении. Тогда тот (т. е. Дима) сел на хулигана верхом и давай в спину барабанить...

4. Выполните самостоятельно

А) Выполните упражнения 484, 485 из учебника.

Б) Выполните задания по теме «Указательные местоимения» на сайте ЯКласс.ру

Список использованных источников

https://cifra.school/topics/rus/6/?complexity=0