Проект "Северные напевы"

Замятина Татьяна Юрьевна

В этот раздел я хотела бы вложить несколько тетрадей взаимодействия с учащимися родителями и воспитателями (в ГПД) по проекту "Северные напевы" а также варианты занятий (конспекты и наглядный материал к ним).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное  занятие по профилактике дисграфии и дислексии.

(с привлечением родителей)

 С использованием материала из Проекта «Северные напевы» - чукотская сказка  «Как евражка и медведь норами менялись» и элементами обучения грамоте - звук и буква «Ц».

Цель: Автоматизировать произношение звука «Ц» в самостоятельной речи, закрепить графический образ буквы и формировать  навык связного речевого высказывания.

Задачи:

- Формировать навык пересказа сказки с помощью картинок – схем;

- Познакомиться с новым животным -  евражкой;

- Закрепить знания о  детёнышах животных и их мамах;

- Учить отгадывать загадки и отвечать на вопросы полным ответом;

- Закреплять навык работы с ноутбуками, тренировать своё внимание  

  и наблюдательность.

- Закрепить  звук и букву «Ц».

Ход занятия:

  1. Орг. Момент:

Мы потрём с тобою уши, чтобы учителя внимательно слушать.

Глазами надо поморгать, чтоб всё сразу замечать.

Язычком вправо-влево, вправо-влево,

Чтобы отвечали смело.

Носом глубоко вдохнём – сядем и заниматься начнём.

  1. Загадки: (загадывают родители)

- Шустрый маленький зверёк

Из норки в норку прыг да скок.

На  задних лапках умеет стоять

У людей гостинцы любит  брать.

           Презабавная мордашка

А зовут его….. евражка.

                                Бурый он и косолапый,

                                Зиму всю сосёт он лапу,

                                Громко может он реветь,

                                Что это за зверь ….. медведь.

  1. Почему я вам загадала загадки именно про этих животных? Вам о чем-то напомнили герои этих загадок? (о сказке)

Как называется эта сказка? Чья это сказка, какого народа?

Пересказ по опорным сигналам  чукотской сказки «Как евражка и медведь норами менялись».

Пересказ  2 детей.

Вопросы по тексту:

-Где встретились медведь и евражка?

- Что предложила евражка медведю?

- Почему медведь не смог попасть в норку евражки?

- Как евражка поняла, что медведь говорил правду?

- Как евражка обращалась к медведю в начале сказки и как в конце?

  Почему?

  1. Разминка: (проводится заранее подготовленными родителями)

Суслик спрятался за горку,

Ветер дунул,

Суслик - в норку.

Кто остался на виду,

Убегай – искать иду!

  1. Кто мне скажет, почему мы вдруг вспомнили про суслика? (ответы детей)

Слайд «Евражка» - суслик, а по другому евражка, американский суслик, арктический суслик, иляк.

          Беседа с детьми по Презентации «Евражка и медведь».

  1. Разминка: (надпись на слайде «медведь»)

По завалам, по оврагам,

Ходит он хозяйским шагом,

Любим мишка сладкий мед,

Да малину с веток рвет.

  1. Беседа с детьми по Презентации (Медведь)

  1. Как зовут детёнышей медведя? (медвежата)

Работа с компьютером: «найди 10 отличий»

  1. Разминка: найти детёнышей животных спрятанных в кабинете на видных местах. Каждый берёт картинку с 1 детёнышем и называет «Я нашёл (нашла) ……..».

  1. Работа на индивидуальных листах «Мамы и детёныши» - соедини линией маму с детёнышем.

Проверка с проговариванием на Презентации.

- Какой звук мы часто слышали в названии мам детёнышей? (звук «Ц»)

  1.  «Повтори не ошибись»

Слоговые ряды: ца-цу-цы, цы-ца-цо, ац-оц-яц и т.д.

  1.  Инд. карточка «буква Ц» – работа по карточке.
  2.  Итог занятия: Чему же мы сегодня научились, что повторили? Чем вам понравилось больше всего заниматься, а что было сложно?

- Попробовали пересказывать сказку с помощью картинок – схем.

- Закрепили наши знания о таких животных, как евражка и бурый

  медведь. О детёнышах животных и их мамах.

- Учились отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

- Работать с ноутбуками, тренировать своё внимание и наблюдательность.

- Поработали со звуком и буквой «Ц».

  1. Домашнее задание: раскраска по цифрам и соедини цифры.
  2.  Рефлексия: Всем спасибо за занятие. Давайте дружно похлопаем в ладоши и поблагодарим друг друга за работу.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как евражка и медведь норами менялись. (чукотская сказка)

Слайд 4

евражка

Слайд 5

Забавный зверек представитель рода сусликов, который имеет несколько названий – арктический суслик, американский суслик, чукчи называют его – иляк , а местные жители- евражка . В нашей стране евражка живет в районах крайнего Севера Длина тела наших евражек 25-32 см, пушистый хвост около 13 см. Симпатичный, дружелюбный, очень любознательный зверек, часто селится недалеко от людей и захаживает к ним в гости без приглашения. Увидев что-нибудь съедобное, совершенно не боясь людей, евражки быстро засовывают еду себе за щеки и несут в норку.

Слайд 6

Евражки роют норки со множеством подземных ходов. В норках делают большие кладовые с запасами, чтобы подкрепиться после зимней спячки . З имняя спячка длится у них 8 месяцев . За это время они теряют до 40% своего веса В семьях бывает до 10 детенышей. Евражки живут не долго, редко кто доживает до 3-х лет, да и врагов у них много, но многочисленные подземные ходы, природная осторожность и ловкость частенько позволяют оставить с носом своих преследователей.

Слайд 7

Пословицы о евражках Евражка приходит во время еды. Чукча богатый – что евражка рогатый. - Евражек бояться – в тундру не ходить .

Слайд 8

медведь

Слайд 9

Жизнь бурого медведя, обитающего в России, начинается в берлоге, где н оворожденные медвежата (слепые, беззубые и почти безволосые, весом около 500 грамм) . Когда им исполняется четыре м есяца о ни могут следовать за матерью в лес в поисках пищи (медведь всеяден), а остально е время – спят.

Слайд 10

Целых три года медвежата живут рядом с матерью. Окончательно медвежата отделяются от матери на 3-4 году жизни. Продолжительность жизни в природе 20-30 лет, в неволе — до 47-50 лет. Мать-медведица учит медвежат правильному поведению . Они любят играть, так они развиваются, учатся охотиться.

Слайд 11

Б урый медведь быстро бегает — со скоростью свыше 55 км/ч , при Возникновении опасности очень легко пускается в галоп и с легкостью может догнать человека. Он превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям ( к старости он делает это неохотнее). Одним ударом лапы взрослый медведь способен сломать спину быку или бизону . При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы либо на левые, поэтому со стороны кажется, что он переваливается из стороны в сторону (косолапит). Так как у медведя задние лапы длинней передних , в гору поднимается намного быстрей чем спускается с нее.

Слайд 12

Мамы и детёныши

Слайд 13

львята львица

Слайд 14

медвежата медведица

Слайд 15

лисята лисица

Слайд 16

верблюжата верблюдица

Слайд 17

ягнята овца

Слайд 18

цыплята курица

Слайд 19

волчата волчица

Слайд 20

тигрята тигрица

Слайд 21

Звук и буква «Ц»

Слайд 22

Домашнее задание