Исследовательская работа

Познавать  многогранный и неизведанный мир ребёнку всегда интересно. Его пытливый ум способен совершить многое, порой гениальное и неожиданное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovoy_portret_uchenikov_5-6_klassov_mbou_im.pptx799.72 КБ
Файл yazykovoy_portret.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н. Толстого Тема исследовательской работы. Коллективный языковой портрет учеников 5-6 классов. Автор Епишкина София ученица 5 «Г» класса МБОУ им. Л.Н. Толстого Руководитель Агафонова Юлия Сергеевна учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Что это выражение может значить? Падра , хорош агриться , гоу чилить !

Слайд 3

Объект исследования - коллективная языковая личность учеников 5-6 классов. Предмет исследования - коллективный речевой портрет, формирующейся языковой личности ученика 11-13 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.

Слайд 4

Цель работы - описание и анализ речевого портрета одной из возрастных и социальных разновидностей коллективной языковой личности – учащегося 5-6 классов современной школы. Гипотеза исследования - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - их применение связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.

Слайд 5

Задачи: - изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике; - анализ лексикона современного школьника, учеников 5-6 классов, и выявление его особенностей; - представление особенностей речевого поведения школьника (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Слайд 6

Методы исследования. Выбор конкретных лингвистических методов обусловлен задачами работы, а также спецификой анализируемого материала. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), анкетирование.

Слайд 7

Речевой портрет коллективной языковой личности школьника – это: социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения учащихся 5-6 классов; особенности речевого портрета школьника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней; особенности речевой субкультуры школьника – особенности коммуникативного поведения, своеобразие лексики школьного сленга.

Слайд 8

Слово сленг [англ. slang ]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. «Краткий словарь иностранных слов», Локшина С.М., 1971.

Слайд 9

Факторы социальной сферы жизни, влияющие на формирование ученического сленга Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. 2. Современная музыкальная культура. 3. Хобби и увлечения молодых людей.

Слайд 10

Факторы личного характера. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. 2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.

Слайд 11

В каких сферах жизни школьники используют сленг? 1. Слова сферы школы. наименования учителей ( математичка, физичка, историчка , химичка, русичка , англичанка ); наименования учебных предметов ( физра , литра, общество, инглиш (английский язык), матем , рашенский язык (русский язык) и т.д. ); - наименования других реалий учебного процесса ( шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан , столовка, камчатка, (задние парты ).

Слайд 12

2. Сфера досуга. К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как мафон , комп , мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, стукач, замочить, махаться и т.д .

Слайд 13

3. Сфера быта. - Лексемы, называющие части тела ( рожа, табло, физиономия - лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня - голова; лыжи, педали, лапти - ноги ). Лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары ( бомбер - куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки) . - Лексемы, называющие различную бытовую технику ( комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту ; маус , мышара – мышь, телик - телевизор ), планшет, телефон – гаджеты и тд .

Слайд 14

4. Сфера оценки в жаргоне школьника. Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы (обращения) отнесены к сфере оценки, потому что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют. К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала ( мелочь, мелкотня , щенки ) до велика ( отец, папаша, батя, маман , предки, родоки ). Обращения мажор, чувак , браток, братан, братулец , кореш используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.

Слайд 15

Практическая часть исследовательской работы. В анкетировании принимали участие учащиеся 5-6 классов МБОУ им. Л.Н. Толстого. Всего 41 человек.

Слайд 16

Имя существительное лох, прикид , прикол, бабки, базар, телик, хавчик , жиза , свайп , зашквар,хайп , хейтер , фуди , биполярочка , дноклы , зумер Глаголы отвали, гонишь, рубать, задолбал , обломать, агриться , шазамить , гамать , юзать , стримить , байтить , банить, кетать , миллениалы , падра Наречия ништяк , клёво , потрясно , офигенно , угарно, кринжово , лайтовенько , изи Прилагательные сасный , криповый Устойчивые выражения базара нет; я не в курсах; ё-моё ; шевели костылями; а я чё ?; флаг в руки, барабан на шею; ну блин – даёшь Сокращённые слова спс , нзч , го, чсв , лп , кр

Слайд 17

Наименование по родству предки, фазер , маманя, матушка, мазер, батя, сеструха, систер , братан, братуха Наименование по профессии училка, препод, дирик, классуха Бытовая техника Телик, мобила, комп Обозначение людей по личным качествам Лох, дятел, овца, ботаник Состояние, оценка потрясно, клёво, супер, лажа, кринжово, криповый, сасный, изи Названия школьных предметов матан, матем, литер, физуха, техна, рашенский язык, инглиш Пища и процесс её поглощения хавчик , рубать, фуди

Слайд 18

Часто ли вы пользуетесь сленгом? Большинство школьников – 70% ответили положительно, 16% не употребляют их, 14% стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи .

Слайд 19

Для чего вы употребляете в своей речи сленг? 80% учащихся ответили, что такие слова позволяют быстрее и короче говорить; 10% - считают, что это модно, современно; 4 % - учащихся ответили – не знаю; 6 % - помогают общаться с друзьями.

Слайд 20

Можно ли обойтись без сленга? Большинство учащихся (90%) ответили – «да, надо стараться быть культурным», 7% - «не знаю», 3% - «нет».

Слайд 21

Вывод. 1. Сленг, как и язык, меняется с течением времени. 2. Сленг ограничен тематически. 3. Наличие сленга сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Речь современной молодёжи становится всё более непонятной. Вы чаще слышите не отдыхать, а чилить, не легко, а изи, не злиться, а агриться,  или лайтовенько вместо легко. У старшего поколения, учителей русского языка возникают закономерные вопросы: «В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?»  Поэтому выбор темы «Коллективный языковой портрет учеников 5-6 классов» был обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы причины возникновения молодёжного сленга, собрать, записать и определить значение наиболее употребляемой лексики молодёжного сленга, многие слова и выражения которого отличаются точностью и яркостью.

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов.

Актуальность исследования. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Во многом они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. В науке широко представлены речевые портреты конкретных языковых личностей, в основном писателей. Коллективных же речевых портретов очень мало, и практически не изученным, а значит актуальным, является описание и анализ коллективного речевого портрета формирующейся языковой личности учеников 5-6 классов.

Объектом исследования является коллективная языковая личность учеников 5-6 классов.

Предмет исследования - коллективный речевой портрет, формирующейся языковой личности ученика 11-13 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.

Цель работы - описание и анализ речевого портрета одной из возрастных и социальных разновидностей коллективной языковой личности – учащегося 5-6 классов современной  школы.

Гипотеза исследования: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы -  их применение связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.

Цель и гипотеза повлияли на постановку решения следующих задач:

- изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике,

- анализ лексикона современного школьника, учеников 5-6 классов, и выявление его особенностей,

- представление особенностей речевого поведения школьника (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Выбор конкретных лингвистических методов обусловлен задачами работы, а также спецификой анализируемого материала. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), анкетирование.

ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.)  Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор ocoбыx слов  для каждого действующего лица литературного произведения и выражений как средство художественного изображения персонажей. B одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис, a также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж c той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. При всем внимании к индивидуальности интерес ученых в первую очередь привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой. Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.

В середине XX века методы диалектологического исследования заинтересовали ученых. Например, работы Б. А. Ларина содержат программу изучения языка города. В США первые социолингвистические обследования проводились диалектологами У. Лабовым, Р.Фэйсолдом и др.

Исследование городской речи можно считать шагом к созданию социально-речевых портретов. Интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности.

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения, достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи, например, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева  и др., уделяли изучению способов выбора и употребления языковых средств и особенностей речевого поведения членов определенной группы. Наиболее близкой к школьникам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, выбор и неприятие определенных языковых единиц.

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.

Таким образом, под целостным речевым портретом коллективной языковой личности школьника мы понимаем иерархически организованную структуру, которая включает следующие компоненты:

1.        Социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения учащихся 5-6 классов.

2.        Особенности речевого портрета школьника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней.

3.        Особенности речевой субкультуры школьника – особенности коммуникативного поведения, своеобразие лексики школьного сленга.


ГЛАВА II. ЧТО ТАКОЕ СЛЕНГ

Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизм: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати.

Почему это происходит? К чему приведёт? Мы решили исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.

История школьного сленга насчитывает не десятки лет. Для начала определим, что же такое сленг. Мы решили узнать значение слова сленг в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в двух редакциях 1984 г. и 2001г. «Словаря русского языка» С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой, а также в словаре иностранных слов под редакцией С. М. Локшиной, в учебнике А. И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности». В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости. В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. От слова к словесности» так трактуется слово сленг: «Наряду с французским по происхождению словами «жаргон» и «арго», в последнее время получило распространение, заимствованное из английского слово «сленг» (slang). Надо отметить, что в употреблении слов жаргон, арго, сленг в качестве терминов нет строгой последовательности и однозначности, как нет резких границ между обозначаемыми этими словами явлениями». Слово жаргон автор объясняет как слово, которое обозначает язык групп людей, объединённых профессией, родом занятий, общими интересами, увлечениями. А так как эти группы являются открытыми, то соответственно их язык не является средством изоляции его носителей от «непосвящённых», а только отражает специфику их занятий, увлечений, привычек, взглядов на жизнь  определённого круга людей. В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей, сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг – синонимы.

ГЛАВА III. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО СЛЕНГА

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и  используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Это неотъемлемая часть нашей речи.

Ученический сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками.  В связи с постоянным ускорением темпа жизни, новыми техническими изобретениями в бытовой,  научной и других сферах,  растёт словарный запас. Ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Следовательно, расширяется словарь жаргона. Так каковы же источники их образования?

1.  Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик, инет – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзать – пользоваться компьютером, соцсетями.

 2.  Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать;  шазамить – определить песню.  

 Среди школьников сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются с презрением. Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Кретинушки International, Филя.

3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди  школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов - финтовать, гонять финты, футбик. К хобби можно также отнести и увлечение подростками интернет-играми. Так, например, появилось слово – гамать, т.е. играть.

Таким образом, мы определили факторы социальной сферы жизни подростка 11-13 лет, влияющие на появление сленговых слов в его лексиконе.

В ходе данного исследования было выяснено, что среди причин, влияющих на       использование сленга школьниками, есть факторы и личного характера.

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения). На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!

2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов.

Язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям и школьному психологу, чья непосредственная  обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл вкладывают его подопечные в свои слова, тем более что особенности лексикона молодёжной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.

Подростковый сленг выполняет функции, причём первостепенным становится стремление «зашифроваться» ради сохранения своей автономии от «чужаков», главным образом от старших.

Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята в целом менее конформны и, соответственно, менее склонны к употреблению сленга.  Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, претит уродование родного языка, и так достаточно богатого, чтобы выразить любое понятие или суждение. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.

 Молодому человеку нужно обладать сильным личностным стержнем и изрядной эмоциональной устойчивостью, чтобы не сломаться под напором агрессивно насаждаемых стандартов.

Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без сленга и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана или ботаника. К науке ботаника эта пренебрежительная кличка никакого отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращённо – ботать. Иными словами, ботаник это тот, кто своим трудом пытается пополнить содержание своей головы, а, возможно, при этом ещё и наивно полагает, что это впоследствии поможет ему пополнить содержимое своего кошелька.

По большому счёту наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические сленговые слова, а широкое распространение малозначимых, казалось бы «вводных» словечек – короче, типа, прикинь, не тормози, вот и т. д.  

Подводя итог данной главы, можем сделать вывод, что современные школьники считают сленг неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.

 ГЛАВА IV. СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛЕНГА ПОДРОСТКАМИ 11-13 ЛЕТ

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования было  выявлено, что учащиеся нашей школы используют в своей речи слова всех сфер.

1. Слова сферы школы.

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

- наименования учителей (математичка, физичка, историчка, химичка, русичка, англичанка);

- наименования учебных предметов (физра, литра, общество, инглиш (английский язык), матем, рашенский язык (русский язык) и т.д.);

- наименования других реалий учебного процесса (шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан, столовка, камчатка, (задние парты).

2. Жаргон школьников и сфера досуга.

К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как мафон, комп, мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, стукач, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности, жаргона музыкантов (в меньшей степени) и неформальных групп (в большей степени).

В последние несколько лет возросло количество слов, перешедших из жаргона неформальных групп в жаргон школьников. Слова данной группы наиболее подвержены влиянию моды и изменяются в жаргоне школьника.

3. Жаргон школьников и сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

- лексемы, называющие части тела (рожа, табло, физиономия - лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня - голова; лыжи, педали, лапти - ноги).

 Для данных слов характерна наибольшая традиционность;

- лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары (бомбер - куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам;

- лексемы, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту; маус, мышара – мышь, телик - телевизор), планшет, телефон – гаджеты и тд. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников.

4. Сфера оценки в жаргоне школьника.

Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика.

Вокативы (обращения) отнесены к сфере оценки, потому что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.

К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, мелкотня, щенки) до велика (отец, папаша, батя, маман, предки, родоки). Обращения мажор, чувак, браток, братан, братулец, кореш  используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто.

Таким образом, сфера использования подростками сленговых слов достаточна разнообразна. Для простоты общения подростки применяют сокращения обычных слов или упрощают их, образуя новые формы исходных слов.

 

ГЛАВА V.  СЛЕНГ УЧЕНИКОВ 5-6 КЛАССОВ

МБОУ ИМ. Л.Н.ТОЛСТОГО

Для решения поставленных задач было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов. Всего приняло участие в данном исследовании 41 человек. Целью проведения анкетирования послужило следующее:

  1. определить круг наиболее часто употребляемых слов подросткового сленга;
  2. определить мотивы употребления;
  3. определить отношения учащихся к сленгу и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него.

Для этого в анкету были включены следующие вопросы (Приложение 2):

1) Какие сленговые выражения вы чаще всего употребляете в речи?

2) Для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг?

3) Можно ли обойтись без сленга?

По результатам анкетирования можно сделать выводы. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без него представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.                                                                                                                            Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространённые жаргонизмы: 

1) существительные: лох, прикид, прикол, бабки, базар, телик, хавчик, жиза, свайп, зашквар,хайп, хейтер, фуди, биполярочка, дноклы, зумер;

2) глаголы: отвали, гонишь, рубать, задолбал, обломать, агриться, шазамить, гамать, юзать, стримить, байтить, банить, кетать, миллениалы, падра и другие;

3) наречия: ништяк, клёво, потрясно, офигенно, угарно, кринжово, лайтовенько, изи;

4) прилагательные: сасный, криповый;

5)  устойчивые словосочетания и выражения: базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; а я чё ?; флаг в руки, барабан на шею; ну блин – даёшь и другие.

6) сокращённые слова: спс, нзч, го, чсв, лп, кр и другие.

Имя существительное

лох, прикид, прикол, бабки, базар, телик, хавчик, жиза, свайп, зашквар,хайп, хейтер, фуди, биполярочка, дноклы, зумер

Глаголы

отвали, гонишь, рубать, задолбал, обломать, агриться, шазамить, гамать, юзать, стримить, байтить, банить, кетать, миллениалы, падра

Наречия

ништяк, клёво, потрясно, офигенно, угарно, кринжово, лайтовенько, изи

Прилагательные

сасный, криповый

Устойчивые выражения

базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; а я чё ?; флаг в руки, барабан на шею; ну блин – даёшь

Сокращённые слова

спс, нзч, го, чсв, лп, кр

   Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы:

  1) наименования людей по родству (предки, фазер, маманя, матушка, мазер, батя, сеструха, систер, братан, братуха);

 2) наименования людей по профессии (училка, препод, дирик, классуха, );

3)названия школьных предметов: матан, матем, литер, физуха, техна, рашенский язык, инглиш;

 4) пища и процесс её поглощения ( хавчик, рубать, фуди);

 5) обозначения людей по качеству их характера ( дятел, овца, ботаник);

 6) состояние, оценка (потрясно, клёво, супер, лажа, кринжово, криповый, сасный, изи);

 7) бытовая техника: телик, мобила, комп

Наименование по родству

предки, фазер, маманя, матушка, мазер, батя, сеструха, систер, братан, братуха

Наименование по профессии

училка, препод, дирик, классуха

Бытовая техника

Телик, мобила,  комп

Обозначение людей по личным качествам

Лох, дятел, овца, ботаник

Состояние, оценка

потрясно, клёво, супер, лажа, кринжово, криповый, сасный, изи

Названия школьных предметов

матан, матем, литер, физуха, техна, рашенский язык, инглиш

Пища и процесс её поглощения

хавчик, рубать, фуди

По результатам анкетирования на вопрос о том, часто ли вы пользуетесь сленгом, большинство – 70% ответили положительно, 16% не употребляют их, 14% стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи.

На вопрос, для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг, были получены следующие ответы: 80% учащихся ответили, что такие слова позволяют делать речь лаконичнее; 10% -считают, что это модно, современно; 4 % учащихся ответили – не знаю; 6 % помогают общаться с друзьями. На вопрос: «Можно ли обойтись без сленга?» -  большинство учащихся (90%) ответили – «да, надо стараться быть культурным», 7% - «не знаю», 3% - «нет».

В ходе нашей исследовательской работы мы решили поставленные задачи, подтвердили гипотезу и пришли к следующим выводам:

  1. Сленг, как и язык, меняется с течением времени.  Это лишний раз подтверждает, что сленг – это часть языка, от неё не избавишься.

Сленг — это игра, маска, попытка преодолеть обыденность. Сленг обладает «внутри себя» определенным лексическим и словообразовательным богатством. Сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью.

   2. Сленг ограничен тематически. Сленг не может быть основой национальной культуры. Сленговые слова имеют «размытое» лексическое значение и не могут передать точную информацию. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.

  3. Наличие сленга сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодёжь всё чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь,  приводит к протесту, который выражается повышенным использованием сленга  при общении.  Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, поставленная в начале работы цель: описание и анализ речевого портрета одной из возрастных и социальных разновидностей коллективной языковой личности – учащегося 5-6 классов современной  школы – была достигнута.

Задачи, выбранные для выполнения исследовательской работы, решены, гипотеза доказана.

В первой главе мы дали определение, что такое речевой портрет. А так же выделили структуру коллективной языковой личности школьника:

1.        Социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения учащихся 5-6 классов.

2.        Особенности речевого портрета школьника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней.

3.        Особенности речевой субкультуры школьника – особенности коммуникативного поведения, своеобразие лексики школьного сленга.

Во второй главе данной исследовательской работы было раскрыто определение термина «сленг».

В третьей главе мы пришли к выводу, что есть несколько факторов влияющих на ученического сленга. Современные школьники считают его неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.

В четвёртой главе подтверждается мысль о том, что сфера использования подростками сленговых слов достаточна разнообразна. Для простоты общения подростки применяют сокращения обычных слов или упрощают их, образуя новые формы исходных слов.

Пятая глава посвящена практическому изучению исследовательской работы. Мы пришли к заключению -  в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, их применение связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.

Данная исследовательская работа может применяться на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное        издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.

2. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.2004г.

3. Интернет- ресурсы.

4. К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.

5. А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.

6. Грачёв М. А. «Арготизмы в молодёжном жаргоне» //РЯШ, 1996 № 1

7.Елистратов В. С. «Словарь московского арго», М: «Русские словари», 1944

8.Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 1968

9.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 1964

10.Шапошников В. «Русская речь», 1990-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп, 1998

Приложение 1

Способы образования сленга.

Различают несколько наиболее продуктивных способов словообразования. Для каждой части речи они специфичны.

Имя существительное:

        -ух(а) используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.

При этом основа сложного, обычно иноязычного базового слова подвергается усечению: презентация – презентуха, порнография – порнуха, стипендия – стипуха.

Так же суффикс используется как средство универбации, т.е. сокращение сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - существительное: мокрое дело (убийство) – мокруха, бытовое преступление – бытовуха.

Но за этим суффиксом  не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный – чернуха, веселый – веселуха.

        -Аг(а) производит модификационные существительные, т.е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга;

       -ар(а) образует экспрессивные модификационные существительные, имеющие грубовато – шутливый характер: нос – носяра, кот – котяра.

Своеобразен -он, с помощью которого от основ глаголов производятся существительные, обозначающие действия или состояния, относящихся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.

              -л(а) производит от глагольных основ грубовато – уничижительные наименования  лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать – обманщик);

       -щик, -ник, -ач активны в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач;

      -ак более активен в производстве существительных, обозначающих какой – либо предмет или явление, по действию или признаку: наглость – нагляк, депрессия – депресняк, проходняк (произведение, которое может быть опубликовано или проходной балл в вузе).

Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных,  назовем такие:

     -лк(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (по типу общеизвестных: считалки, дразнилки);

     -ота используется для производства существительных со значением собирательности: наркота (от наркотики);

     -еж образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа:   балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть);

  В пополнении лексики сленга широко используются и нейтральные суффиксы, продуктивные в литературном языке. Для производства существительных, обозначающих действия или результат действия, используются такие суффиксы:

: наезд, откат, навар;

-к(а):накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка;

-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.

 

Глагол:

Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.

Особенно активны производные с –ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но  основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:

  с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);

  от- отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);

  от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.

Имя прилагательное:

Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский.

Имя существительное

-ух(а) кликуха, заказуха, показуха

-аг(а) журналюга, общага

-ар(а) котяра, носяра

-он закидон, выпивон

-л(а) водила, кидала

-щик, -ач  халявщик, стукач

-ак  депресняк, тусняк

-от(а) наркота

-ёж гудёж, балдёж

Глагол

-ну-, -ану- лопухнуться, ломануться

С- свалить, слинять

От- отвалить, отмазать

Имя прилагательное

-ов- ломовой, чумовой

-ск- жлобский

Приложение 2

Дорогой друг! Приглашаем тебя поучаствовать в исследовательской работе «Коллективный языковой портрет учеников 5-6 классов».

Просим дать ответы на несколько вопросов.

  1. Чему вы отдаёте своё предпочтение в свободное от учёбы время?

- чтению интересной книги;

- общению с друзьями;

- социальным сетям или другим интернет-ресурсам.

  1. Какие кружки, секции посещаете?
  2. Какие сленговые выражения, взятые из социальных сетей, вы чаще всего употребляете в речи?
  3. Какие ещё выражения, слова вы часто применяете в своей речи?
  4. Часто ли вы ими пользуетесь?
  5. Какие сленговые выражения , слова вы употребляете, говоря о школе, учебных предметах, учителях, членах семьи, друзьях?
  6. Для чего, как вы думаете, ваши сверстники (вы) пользуются сленгом?
  7. Можно ли обойтись без него?