Конкурс "Учитель года - 2016"

Конкурсное задание "Эссе "Я - учитель"

Конкурсное задание "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар" (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.75 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx32.92 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Эссе «Я - учитель»

Палёнова Е.В.

МОУ «Первомайская СОШ»

Лямбирского муниципального района 

   Я  - учитель. С древнейших времён профессия учителя считалась одной из самых важных и сложных. На каждой исторической ступени к учителю предъявлялись различные социальные требования, потому что именно от учителя всегда зависело нравственное здоровье общества и будущее страны. Каков же образ современного учителя? В чём заключается суть моей профессии сейчас? Что я должна дать детям нового поколения?

   В современной действительности учитель перестаёт быть основным источником знаний, как это было всегда. Технологические компьютерные инновации позволяют нам получить информацию при помощи всего лишь пары прикосновений к экрану какого-либо гаджета. Поэтому каждому учителю, находящемуся даже в самой дальней глубинке России, приходится осознавать важный факт: готовые знания перестали быть актуальными.

   А как же учительская профессия? Выходит, что главной деятельностью учителя перестаёт быть передача ученику знаний, и это происходит само собой. Поэтому сегодня роль учителя меняется. Это происходит естественно и бесповоротно. Но стоит ли говорить о том, что с приходом компьютерных технологий хороший учитель становится нужен обществу как никогда? Ведь компьютер не может социализировать маленького человека, не может вложить в него основные духовные ценности – уважение к людям, любовь к природе и своей стране. Поэтому учитель сегодня – это социальный проводник, наставник, воспитатель души ребёнка.

  Среди наступления холодных экранов и мониторов очень сложно достучаться до самых глубин детского сердца. Трудно это подчас даже родителям. И именно школа берёт на себя важную миссию – социализацию ребёнка, процесс становления его личности. Именно это и является основополагающим фактором в моей профессии учителя.

  Я часто думаю о том, хорошо ли это новшество в образе учителя? Может, мы, молодое поколение педагогов, рискуем утратить великие педагогические традиции? И, размышляя об этом, прихожу к выводу: нет. Что бы ни говорили о современной педагогике, как бы ни пошатнулся статус учителя в обществе, какие бы инновации не внедрялись в педагогический процесс, всегда останется незыблемым одно: к учителю идут дети. Они идут к нему, как заблудившийся корабль идет на свет маяка, как маленький росток инстинктивно тянется к солнцу. Дети садятся и ждут... чуда. Они ждут, когда учитель начнет урок и вместе с этим начнет открывать им мир. Необходимо признать эту огромную ответственность перед ними; вложить в них всё самое нужное, самое интересное, самое главное. Вот почему никогда не забывается первый учитель: он учит тебя видеть, чувствовать и любить этот мир.  За то, каким он открывается моим маленьким слушателям, ответственна только я. И вот этот мои личностный статус учителя не перед обществом, а перед каждым конкретным ребенком, с которым я работаю, не сможет отнять ни один Интернет – ресурс. Я против громких разговоров о том, что у каждого ребенка нужно по максимуму «выколачивать» гениальные способности. Дети всегда были и есть разные. Пусть не каждый ребенок, особенно в сельской школе, обладает яркими талантами и способностями, но ведь каждый может научиться испытывать радость от доброго дела, переживать за птицу с раненым крылом, уступить место взрослым в транспорте. Мне кажется, как родителю бывает стыдно за шалость своего ребенка, так и учителю, сколько бы лет назад он не выпустил ученика, при неудачно сложившейся его судьбе где-то глубоко кольнёт сердце, промелькнет мысль: «Не доучила… Упустила.. А должна была».

   В фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы..» главная героиня, сравнивая профессии врача и учителя, произносит: «Ошибки учителей менее заметны, но со временем они не менее дорого обходятся окружающим». И это действительно так. Нельзя сегодня без хорошего учителя. Есть ещё одна замечательная особенность в учительстве – успех педагога заключается в успехе его ученика.

 «Победителю ученику от побеждённого учителя», - такова была надпись на портрете В.А. Жуковского, который был подарен А.С. Пушкину. В этой фразе содержится главный смысл успешности учителя как мастера. Учить так, чтобы тот, кому ты передаёшь знания, превзошёл тебя – верх педагогического искусства. Поэтому сердце каждого учителя – большое и доброе. В какой ещё профессии есть столько великодушия и бескорыстной самоотдачи? Эти личностные качества не могут проявиться без большой любви к своему делу. Что же включает в себя любовь к учительству? Желание творить, ощущение радости от успешно достигнутых целей, искренняя радость в детских глазах, всегда учащённый пульс школьной жизни – всё это никогда не станет для учителя привычным и обыденным. Разве можно предсказать хотя бы один школьный день? Разве можно предугадать исход хотя бы одного урока из тысячи? Каждый день наступает новое утро, звенит звонок, и наступает великое таинство – начинает работу учитель.

И если задуматься, то этот момент – та первостепенность, с которой начинается дальнейшее движение жизни. Строятся большие города, движутся поезда, летят самолёты… А что было в начале? У истоков этих важных дел стоял хороший Учитель. Именно он заложил тот фундамент, на котором нашли себя в своих достойных призваниях его ученики. Поэтому чем выше задаёт для себя профессиональную планку учитель, тем дальше пойдут по жизни его ученики. Конечно, овладевать этим мастерством непросто.

Бывает ли мне тяжело? Конечно, моя профессия не состоит из череды головокружительных успехов. Но все трудности, с которыми я сталкиваюсь, растворяются в шуме детских голосов наперебой… И в этом состоит ещё одно исключительное свойство моей работы. В школе не получится зациклиться на каких-то проблемах, не получится пребывать весь день в плохом настроении, не получится «уйти в себя». Моя профессия просто не предполагает этого. Я всегда должна быть собранной, мобильной, активной, целеустремлённой. Почему именно такой? Потому что ко мне приходят именно такие дети. И они хотят видеть во мне единомышленника во всём, а значит, мне нужно соответствовать.

   Мир меняется с  каждым днем. Меняются приоритеты, ценности, люди, взгляды, вещи… Стремительно мир мчится в погоне за благосостоянием и мнимой успешностью. Очень страшно сегодня потерять себя даже взрослому человеку. И только учитель всегда сумеет отделить зерна от плевел, только учитель в силах направить эту неуемную энергию мира в правильное русло, и только учитель возьмется сделать невозможное возможным!

  Я беру ребёнка за руку и веду его правильной, доброй, светлой дорогой навстречу его будущему. Я не имею права отпустить его руку. Слишком много в наше время тех «плохих» развилок, которые могут увести его от нужной цели.

Я - учитель. Я - проводник. Я - наставник. Я - друг. Можно много говорить о том, что сейчас профессия учителя – это «объять необъятное». Однако я считаю, что каждый учитель должен выделять самое главное в своей работе и следовать этому в течение всей профессиональной деятельности. А что может быть важнее детской души? Я - учитель. Я берегу сердце ребёнка.

 



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Палёнова Е.В.

МОУ «Первомайская СОШ»

Лямбирского муниципального района

«Формирование читательской компетенции на уроках

 литературного чтения».

Читать – это еще ничего не значит.

 Что и как читать – вот суть вопроса.

К.Д. Ушинский.

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения -  компетенция.

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

В моём 3 классе всего  6 учеников. Если анализировать по скорости чтения то, 33% детей читают выше нормы, 50%  читают  60 слов в минуту и 17% - ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Исходя из всего выше сказанного, я на уроках литературного чтения поставила перед собой следующую цель: формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях новых ФГОС.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
  • Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения:
  • Выделить технологии обучения,  методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
  • Развить увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм  урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
  • Создать единое читательское пространство на основе  взаимодействия: ученик - учитель - родитель - библиотекарь.
  • Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Во время работы по формированию читательской  компетенции учащихся использую ведущие идеи:

  • деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина);
  • идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова);
  • теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев);
  • теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников

(Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

  • методологические и теоретические  исследования  процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев);
  • технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

В качестве механизмов, посредством которых я приобщаю детей к чтению, выступают следующие образовательные  технологии:

- личностно - ориентированные

- развивающие

- деятельностно - ориентированные

- развивающие технологии критического мышления

- игровые технологии

- проблемного обучения

- дифференцированного обучения

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения) - определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской  прочитанного; при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение   прочитанного,  дискуссия; знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; творческие  задания,  опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Технология групповой работы.

Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему  мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

На уроках литературного чтения необходимо создавать  проблемно-поисковые ситуации. Беседы-дискуссии научат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст.

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  устного  словесного рисования.  Большое внимание на уроках необходимо уделять  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения можно использовать  элементы драматизации.

Формы и виды работы:

- ведение и изучение читательских дневников;

- создание классной библиотеки;

- уроки читательского мастерства;

- презентации по творчеству писателей;

- тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

- проблемно - поисковые ситуации;

- семейное чтение.

В основе работы с текстом на уроках использую следующие приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.):

Приемы активного чтения: «Чтение с пометами»,  «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками».

Приемы активизации ранее полученных знаний:  «Ассоциация», «Ключевые слова», «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала: «Перепутанные логические цепочки».

Приемы, требующие творчества учащихся:  «Синквэйн» и   «Диаманта»,

«Цветопись», « Пятиминутное эссе».

Методы и приемы, используемые при групповой работе: «Учебный мозговой штурм», «Письмо по кругу».

Маркировочные таблицы:  «Знаю – хочу узнать – узнал»

Основные виды уроков литературного чтения: урок изучающего чтения, урок-поиск, урок-наблюдение, урок-тренинг, урок-исследование, урок литературного слушания, библиотечный урок, творческий урок, урок-сказка, урок-конкурс, урок проверки и контроля.

Работая над данной проблемой, мне удалось  достичь следующих результатов:

1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции, которая определяется умениями:

- осмысленного чтения;

- правильного чтения;

- беглого чтения;

- выразительного чтения.

2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание  позитивного отношения к себе как к читателю.

3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения. Палёнова Евгения Владимировна учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ»

Слайд 2

Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса. К.Д. Ушинский .

Слайд 3

Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Слайд 4

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция.

Слайд 5

В моём 3 классе всего 6 учеников. Если анализировать по скорости чтения, то 33% детей читают выше нормы, 50% читают 60 слов в минуту и 17% - ниже нормы.

Слайд 6

Цель : Формирование основ читательской компетенции учащихся в условиях новых ФГОС .

Слайд 7

Задачи : Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; Выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: Выделить технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений. Развить увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности. Создать единое читательское пространство на основе взаимодействия: ученик-учитель - родитель- библиотекарь. Определить пути использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Слайд 8

Ведущие идеи: деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина); идея учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин , В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова); теория речевого общения, речевой деятельности (А.А. Бодалев , Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев); теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г . Ананьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн); методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин , Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова , С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).

Слайд 10

О бразовательные технологии: - личностно - ориентированные - развивающие - деятельностно - ориентированные -развивающие технологии критического мышления - игровые технологии - проблемного обучения - дифференцированного обучения

Слайд 11

Формы и виды работы: - ведение и изучение читательских дневников; - создание классной библиотеки; - уроки читательского мастерства; - презентации по творчеству писателей; -тесное сотрудничество со школьной библиотекой; - проблемно - поисковые ситуации; - семейное чтение.

Слайд 12

П риемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо : Приемы активного чтения: «Чтение с пометами», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками». Приемы активизации ранее полученных знаний: «Ассоциация», «Ключевые слова», «Да – нетка » . Приемы графической организации учебного материала: «Составление кластера», «Перепутанные логические цепочки». Приемы, требующие творчества учащихся: « Синквэйн » и «Диаманта», « Цветопись », « Пятиминутное эссе». Методы и приемы, используемые при групповой работе: «Шесть шляп», «Учебный мозговой штурм», «Письмо по кругу». Маркировочные таблицы: «Знаю – хочу узнать – узнал ».

Слайд 15

Результаты: 1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции, которая определяется умениями: - осмысленного чтения; - правильного чтения; - беглого чтения; - выразительного чтения. 2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю. 3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

Слайд 17

Используемая литература. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов , Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983.– 87с. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов , О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов , О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 120 с. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - С. 6-16. Интернет-ресурсы: www . festival .1 september . ruwww . referats . net www . referats . com www . erudites . ruwww . sch 549. edusite \ programma . html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-