Для моих учеников

Кокорина Любовь Николаевна

Задания для подготовки к ЕГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_9-12_veka.docx1.75 МБ
Файл kultura_13-17_veka.docx2.98 МБ
Office presentation icon metodika_raboty_s_kartoy_mandanova.ppt735 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Манданова Елена Семеновна, к.п.н., Заслуженный работник образования Республики Бурятия, Почетный работник общего образования РФ

Слайд 2

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах» К.Д. Ушинский Цель исторической карты – с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определённые временные периоды, границы государств и т.д. в изменении, протекании, динамике.

Слайд 3

Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, понятиями, терминами, но и умение перенести эти знания на историческую карту, показывая, где именно, и как происходили эти события в пространстве и во временных рамках. Поэтому одной из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у школьников через работу с исторической картой. На уроке истории все события рассматриваются во времени, в пространстве, в движении, где главным действующим лицом является человек (деятельность человека – военные походы, торговые пути и т.д.).

Слайд 4

В требованиях ФГОС четко определены умения, поэтапно формируемые на уроках истории от класса к классу. Так, например, из требований к уровню подготовки выпускников основной школы К числу основных умений работы с картой относится: - умение читать историческую карту с опорой на легенду; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (в том числе электронных) ; - сравнивать данные разных источников; - выявлять их сходство и различия и т.д.

Слайд 5

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен спрогнозировать каких результатов он может максимально достичь в результате урока, используя всё материально-техническое и методическое оснащение урока, в том числе и историческую карту. Поэтому перед учителем истории возникает методическая задача : научить учеников работать с картой.

Слайд 6

Какие задачи должен ставить перед собой учитель, организуя работу с картой на уроке? определить место и значение работы с исторической картой на данном конкретном уроке; проанализировать картографические знания и умения обучающихся; изучить приёмы формирования умений работать с картой; определить методы мотивации обучающихся для поддержания интереса к данной работе. Общие правила использования карт в обучении Проведение уроков истории с использованием карт на каждом уроке. Введение в процесс обучения истории карт целесообразно и необходимо на всех этапах обучения (начинать работу с картой с первого урока в 5 классе). Параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приёмам учебной работы с картой, атласом, контурной картой. При переходе от одной карты к другой обеспечивать преемственность между ними. Работу с настенной картой вести параллельно с настольной.

Слайд 7

Задания с картой ЕГЭ. Задание 8-11 Алгоритм действий Шаг 1. Найти «Легенду», обратить внимание на каждый пункт в этой легенде. В легенде карты даны условные обозначения, которые помогут определить историческое событие и т.д. Шаг 2. Анализ карты следует начинать с крупных и важных событий. Обратить внимание на даты, если они не дадут понять само событие, то хотя бы определить век, а то и более узкие рамки данного процесса. Шаг 3. Обратить внимание на название городов: г. Волгоград (1589 – Царицын, с 1925 по 1961 – Сталинград, с 1961 – Волгоград), г. Екатеринбург (1723 – а честь Екатерины I Алексеевны, с 1924 – Свердловск, с 1991 – Екатеринбург), Санкт-Петербург (1703 – Санкт-Петербург, с 1712 г. столица, в 1914 – Петроград, с 1924 – Ленинград, с 1991 – Санкт-Петербург, Тверь (с 1931 – Калинин, в 90-е г. – Тверь), Симбирск (1780 – Симбирск, с 1924 – Ульяновск).

Слайд 8

Шаг 4. Обратить внимание на стрелки в карте, обычно они обозначают походы и действия. Закрепить к каждой карте исторические персоналии. Шаг 5. Посмотреть 11 задание к карте, там могут быть не просто мимолётные подсказки, но и ответы на предыдущие вопросы, а также применить приём от обратного, т.е. убрать те суждения, которые являются заведомо неправильными (ложными). Шаг 6. Обратить внимание на мелочи. При сомнении о том, кто возглавлял восстание, можно увидеть г. Екатеринбург, и всё станет предельно ясно. Шаг 7. Не игнорировать тему географических открытий, просматривая данный раздел в специализированных картографических материалах. Шаг 8. В каждом периоде истории России есть набор городов, которые дадут приблизительные сведения об изображённом событии. Например: Древняя Русь – Киев, Новгород, Полоцк, Ладога, Любеч, Искоростень. Эпоха Смутного времени- Москва, Смоленск, Ивангород, Кромы.

Слайд 9

Шаг 9. Тренируемся не слепо определять города, но определять территорию о которой идёт речь по городам, рекам, озёрам, морям и запоминать географические объекты. Шаг 10. При работе с историческими картами использовать повторяющиеся карты в разных ракурсах и чёткости. Шаг 11. Ещё раз внимательно изучить условные знаки, историко-географические объекты и логически определить событие, отражённый на карте по характерным чертам периода или события. Таким образом, историческую карту нужно понимать. Читать карту – уметь распознавать историческую действительность по условным обозначениям карты. Знать карту – значит помнить и чётко представлять себе по памяти расположение историко-географических объектов.

Слайд 10

Методические приёмы при работе с картой Приемы Показ и пояснение Локализация исторических событий на карте «Оживление» карты наглядными средствами Работа по атласу для сравнения Игры-путешествия Заполнения контурной карты Задания Покажите и назовите объект на карте и словами опишите его местоположение Прикрепление значков, символов, аппликаций Выделите новые черты в социально-экономическом развитии России в XVII в.

Слайд 11

Чтение и составление легенды карты Вычерчивание объектов на карте Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте Нарисуйте и подпишите объекты на карте

Слайд 12

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников

Слайд 13

Примеры: а) " Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?" в) " Определите с помощью карты , в каких районах Земли в качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"

Слайд 14

Творческие образные задания " Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."

Слайд 15

Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей: Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров

Слайд 16

Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях: Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

Слайд 17

Картографический диктант работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке На контурной карте обозначьте определенные объекты: место битвы, город, реку и т.п. ( город , где Петр I проиграл сражение шведам, город, который был столицей России в 1700 году, мыс возле которого состоялось морское сражение и т.п.)

Слайд 18

Игровые способы в целях формирования картографических умений и исторических знаний. Задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы". Школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен. "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2

Слайд 19

Задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? остров Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

Слайд 20

Период Завоеванные территории Места важнейших сражений Систематизация исторического материала Пример: Составьте на основе текста учебника и атласа хронологический ряд «Отечественная война 1812 г.» Покажите на контурной карте основные сражения, битвы.

Слайд 21

Ассоциативные ряды Новгород- вече-Александр Невский Новгород-Псков Александр Невский- Чудское озеро- 1242 Новгород- озеро Ильмень Историческая география Задача: определение историко-географических объектов во времени: Царицын-Сталинград-Волгоград Феодосия-Кафа Константинополь-Царьград-Стамбул Река Яик- река Урал Юрьев-Дерпт-Тарту Ревель-Таллин

Слайд 22

Итоговый алгоритм подготовки Сформулировать алгоритм последовательности действий при анализе карты. Сформировать географические представления. Закрепить историческую периодизацию. Развить навыки совмещения исторических знаний с изображениями на карте. Проработать основные карты, выделить на них маркеры. Выучить список маркеров (около 50 карт). Создать свой банк маркеров, картосхем и карт. Тренироваться (И.А. Артасов «История. ЕГЭ. Работа с историческими картами. Практикум» – изд-во «Просвещение; Р.В. Пазин, П.А. Ушаков «ЕГЭ. История. Картографический практикум» – изд-во «Легион; ФИПИ, Решу ЕГЭ).