конкурс "Педагог года 2024"

Кугина Евдокия Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект урока родного (мансийского) языка в 5 классе

«Ворт олнэ уйит (Животные)»

Цель: расширение у учащихся словарного запаса по теме «Животные»; практическое использование изученного материала при говорении, чтении, аудировании и письме; совершенствование речевых и орфографических умений и навыков.

Задача:

  • активизировать изученную лексику;
  • развивать у учащихся память, мышление, речь;
  • воспитывать любовь и уважение к животным, к родному языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, предметные картинки, раздаточный материал

I.Организационный момент.

 – Звонок суйты! Урок емты! (Звенит звонок, начитнается  урок!

Пася олэн! Здравствуйте дети!

II. Введение в тему.
1.-А теперь  попробуйте определить тему нашего урока, для этого отгадайте загадку.

Они бывают большие и маленькие, они прыгают, ползают, летают, лают и мяукают.

- Тыи маныр? Кто это? И каждый из них это! (Животное). (слайд 3)
-Знаете ли вы, как будет звучать слово «животное» по мансийски?

 -Слово «животное» по-мансийски. (Ворт олнэ уйит)
 - Значит, о чём на уроке будем говорить? Тема нашего урока: «Ворт олнэ уйит

Языковая разминка. 

-Знаете ли вы счет по мансийскому. (давайте вспомним)

 Откройте тетради и запишите число. Классный рупата. Тема «Ворт олнэ уйит».

- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются животные по-мансийски, расширим свой словарный запас, будем учиться говорить по-мансийскому.

Знакомство с новой лексикой.

-Сейчас на слайде будет дано описание животного, вы должны отгадать, о каком животном идет речь. Затем на слайде появится картинка с названием животного. Вы запишите слово и перевод к нему в своих тетрадях.

-А теперь повторим слова, которые мы записали! Читаем вслух. (Слайд 14)

Закрепление.

Задание 1. Подберите подписи к рисункам. (На слайде, индивидуально) (Слайды 15-16). Проверка у доски.

Задание 2. Запишите в пустые клетки перевод слов. (Карточки, слайд, индивидуально). Проверка у доски. (Слайд 17)

Амп

заяц

охсар

собака

мис

кати

белка

-хот тан олэгыт? (где они живут?) Дома и в лесу? Значит, какие они бывают (домашние и дикие) По мансийскому скажем- «Вор уйит – дикое животное», «Колын уйит – домашнее животное»). Запишите слова (Слайды 18-19)

Задание 3. «Найди дом для животных» на две группы дикие и  домашние. (На карточках по группам) Проверка на слайде. (Слайд 20)

Физминутка. Немножко, отдохнем! Дикое и домашнее животное. Когда домашнее – хлопаем, дикое – топаем. (Слайд 21)

Задание 4. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните в тексте названия животных. (Приложение 2) (Слайд 22)

Коллективная проверка.

Задание 5. Развитие хантыйской речи Построение диалога.
-. А, теперь, поговорим немного по-мансийскому.

-На столах у вас лежат карточки с предложениями и картинки с животными.

-Ловиньтэв! Читаем вместе вслух!

Попробуйте заменить названия животных, теми которые изображены на ваших картинках. Прочитайте. (Опрос каждого ученика, затем работа в паре)
Ты маныр сыр уй?  - Это какое животное?

Тыи кати. – Это кошка.

 Тыи амп? - Это собака?

Ати, тыи кати. – Нет, это собака.

Ученики выходят к доске и рассказывают диалог у доски.  (Слайд 23)

 
Подведение итогов урока:
-Маныр урыл тыхотал потыртасув? Что ещё нового узнали на уроке? Чему научились? (ответы детей)

Оценка. Выставление оценок. Спасибо за урок.

Звонок суйты, урок астыс!

Ос ёмас улм! Пус кат! Пус лагыл!



Предварительный просмотр:

Урок мансийского языка в7 классе

 Тема А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

Цели урока: Воспринимать на слух отрывок текста на мансийском языке в исполнении учителя и учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами на мансийском языке; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Задача урока: формирование умения к подробному анализу отрывка сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание на мансийском языке, выделять с текста архаизмы, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать отрывок текста на мансийском языке, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

1

I. Орг. Момент

Слайд1 – Звонок суйты, урок емты! Паща олэн, ёл унтэн!

II. Актуализация знаний

Слайд 2 загадка про рыб

Слайд 3 – отгадать загадки про рыб

Слайд 4,5,6,7,8 – показ про рыболовство – рассказ

Слайд 9 (открываем тетради , запись числа – яныг поль этпос аквхойпловит хоталэ, запись  -Хулыт –рыбы, запись всех названий рыб на мансийском языке, толыг –невод, усма – сеть

- ребята, а вы знаете сказки про рыб?

- какие писатели писали про рыб?

-правильно А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сегодня мы прочитаем отрывок из этой сказки на мансийском языке и познакомимся старинными  мансийскими словами (на доске карточки с этими словами)

- А что вы знаете про этого поэта? (ответы детей)

Слайд11 Пушкина

 Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина.

    Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

           Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

           Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

        Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и  папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но  в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.

         Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня - Арина Родионовна Яковлева.   Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.              

Учитель:     Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

      Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Сегодня  читаем отрывок из этой сказки на мансийском языке.

   III. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Цель:

                                                        (        (осознанно читать)

                                                                              ( свои мысли…)

                                                         

                                                       

                                                       

 

-Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения.

- Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?

- Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?

- зачин (начало)

- троекратный повтор (многократный)

- чудо, волшебство

- положительные и отрицательные герои

- Итак, Я приглашаю в сказку всех!

Пушкин сказал:
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова.

- Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Откройте, пожалуйста, стр.87.

А) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название произведения

- “Сказка о рыбаке и рыбке”, «Хул алысьлан хум ос хулкве мойт (мойт охса)»

- Из чего ясно, что это сказка.

- Из заголовка

- Что еще можно узнать из заголовка? Какие знакомые слова узнали?

- О героях. Рыбак и рыбка.

               - Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.

- Где будут происходить события

- Около моря

- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Словарная работа идет после  чтения.

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная

Откуп - плата

Простофиля - глупый, несообразительный человек

Чтение по ролям (старик,автор, рыбка), (автор, старуха,)

Вопросы после прочтения.

Где жили старик со своею старухой?

Сколько лет?

Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

Определите тон чтения.

(Спокойный)

2 ЧАСТЬ

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать - звать

Пуще - больше

Корысть - выгода

Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет

Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба…”)

6. ФИЗМИНУТКА

3 ЧАСТЬ

Чтение по ролям.

Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?

Найдите ответ в тексте.

(" Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки - это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун - чуб

Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.

4. ЧАСТЬ.

Просмотр иллюстраций из фильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, не молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”)

5 ЧАСТЬ

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

Как встретило море?

(Почернело синее море)

Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.

Но что было делать?

Знал, что все равно приведут его сюда силой.

Просмотр иллюстраций из фильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

“ Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей! ”

6 ЧАСТЬ

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

Властолюбие ненасытно.

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей" - уселась на трон в роли царицы. На время.

А почему народ над старичком насмеялся и говорил

“Не садися не в свои сани! ”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарь. Невежа

7 ЧАСТЬ

Читают дети по учебнику.

Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.

Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).

Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.

(Море)

А.С. Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания

На земле - от корыта до царского сана

На море - от синей безбрежности до черной бури.

Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)

7 Подведение итогов урока.

Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.(Емеля)

1) Задание – подчеркнуть архаизмы архаизмы

2) Подчеркнуть знакомые слова

V. восстановление сюжетной цепочки сказки:

- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:

http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/38/37888/37888_html_m31b20d89.gif

Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

- А теперь вернемся к началу урока.  -Что значат слова А.С. Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

Звонок суйты, урок астыс!

Д.З прочитать , нарисовать  иллюстрацию к понравившейся части,повторить слова по теме «Рыбы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактический материал на уроках мансийского языка Учитель мансийского языка и литературы Кугина Евдокия И вановна

Слайд 2

Звонок суйты , урок емты ! Пася олэн !

Слайд 4

Цель: Формировать творческие, интеллектуальные способности в процессе изучения мансийского языка через дидактическую игру

Слайд 5

«СЛОВА В СЛОВАХ» Найдите слова в словах (имена существительные), В ортолнут ( вор, олн , ут ) Суйпил (суй, уй,пил ) Манквла ( ма , ман , манквл , анквл ) К олтагыл (кол, тагыл ) Уринэква ( ур , эква ) Турсуй ( тур, суй) Пальсакв (паль, сакв)

Слайд 6

Предложенные игры могут быть интересны всем. "Соберем пословицу" У входа в класс учитель раздаёт карточки красного и синего цвета. На них написаны половины пословиц. Задача - найти вторую половину, собрать всю пословицу, объяснить ее смысл. "Узнай пословицу по рисунку" На больших листах изображены фрагменты

Слайд 7

Скучен день до вечера, когда делать нечего. Хотал палыт марщум, нэматыр ат ке варегын.

Слайд 8

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Рупат тал ос хул ат пувилын.

Слайд 9

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок . Акв пилсам , кит пилсам , хургин та таянты .

Слайд 10

Волков бояться в лес не ходить. Хайтнут ке пилэгын , ворн ул минэн .

Слайд 11

Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Нянь тэнкве танхегын – курт ул унлэн.

Слайд 12

Писать - не языком чесать. Хансункве – супыл хунь тэстэгын .

Слайд 13

"Нарисуй и узнай пословицу" Участники игры (их может быть до пяти) подходят к ведущему и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: подойти к мольберту и нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать пословицу.

Слайд 15

Подберите синоним

Слайд 18

Вставить слова: Ам намум …… Ам опарись намум ….. Ам ….. п авлумт олэгум . Анумн ….. тал. Ам …… классыт ханисьтахтэгум . Ам омам наме ….., атям наме …… Ам юртум наме ……

Слайд 19

Отгадай сказку: Акв агирись ворн минас . Тот тав хот тыпыс . Ювле миннэ лёнхе ат хонтыстэ . Аквмат колн нэглыс . Ави палыг пунсым олыс . Агирись юв сялтыс . Кол кивырт нэмхотпа атим олыс . Ты колт хурум вортолнут олыс . Аква асиг олыс . Ты Михайло Иванович. Мотан сяниг олыс.Тав Настасья Петровнаг лаввес . Хурмит вортолнут маниг олыс . Тав тай Мишутка. Вортолнутыт ань юн атимыт . Тан ворн ёмыгтанкве минамыт .

Слайд 20

Раздели слова на две группы: маныр ?( что?) Хонха ?( кто?-человек): Павыл , амп , эква , няврам , нянь, саккар , йив , мис , канк , увси , нэпак , апщи , анеква , охсар , совыр , туйт , аны , опа , кати, атя , лув , хул , щащеква , вит, ома, вортолнут , юртын няврамыт , лэпык , пурыщ , йигирищ .

Слайд 21

Составить предложения: 1 ) Ю граг , лававе , М ан , мав , олнэ . 2) хунтлэгыт , Н яврамыт , мойт , пумысь . 3) Омам суп,ам , юнты,нётнэ .

Слайд 22

Вывод: Использование дидактических игр и различных дидактических материалов положительно влияют на обучение школьников, делают уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам мансийского языка .

Слайд 23

! Звонок суйты , урок астыс !