Я - приёмный родитель

Брать или не брать ребёнка из детского дома?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brat_ili_ne_brat_rebyoeka_iz_detskogo_doma.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тревоги материнского сердца

Мы не спали ночей, мы метались…

Мы себя виноватили часто,

От бессилья впадали в ярость,-

Что же делать? Куда податься?

Он совсем другой – непонятный…

Разрывается сердце на части.

Всё равно не верну обратно –

Мой ребёнок! Моё ты счастье…

        Тема семейного устройства детей – сирот стала более открытой, более обсуждаемой. Больше  людей стало этим интересоваться. Многие же раньше не задумывались о том, что есть где – то дети – сироты, что их можно взять домой. И что это в принципе бывает. И что рядом где – то живут люди, которые так и делают. И с ними можно познакомиться, пообщаться. Для многих это – откровение. Хотя сейчас всё это стало шире освещаться и количественно больше людей, которые, скажем, в теме разбираются и примеряют её к себе. Мне это важно, и как волонтёру, и как приёмной маме.

        «Россияне хорошо относятся к усыновлению. Но далеко не каждый готов взять приёмного ребёнка в свою семью. Белее половины россиян положительно относятся к усыновлению/удочерению семьями ребятишек из детских домов, однако лишь три процента наших соотечественников готовы или скорее готовы взять приёмного ребёнка в семью». Такие результаты были получены в ходе всероссийского опроса специалистами одного исследовательского холдинга. Почему? Что мешает?

        Можно долго говорить о том, что в нашей стране нет системы семейного устройства, которая работала бы осознанно, в режиме целеполагания, нет (или почти нет) специалистов, которые умеют работать с семьями, не оценивая, не запугивая, а вовлекая их в совместную работу по помощи детям. Нет системы профессионального родительства для особых детей и детей в особых обстоятельствах. Дети не устраиваются (недостаточно устраиваются) в семьи просто потому, что никто этим не занимается. Никто руками этого не делает. Поэтому, к сожалению, приходится констатировать, что дети в большинстве своём останутся в учреждениях, а граждане, которые «уже совсем готовы», переживут разочарование – и всё. В общем, всё то же: «Земля как есть богата, порядка ж вовсе нет.

Мне повезло. Когда я решила взять ребёнка из детского дома, то на моём пути встретились люди, которые не просто выдали мне список документов, не стали рассказывать страшилки по поводу наследственности, а душевно и вежливо со мной поговорили, помогли расставить точки над и, ведь сомнений всегда много, даже когда уже всё готово и можно ехать за малышом, и они же встретили со слезами на глазах, когда я привезла на смотрины своё найденное чудо.

        Мой опыт приёмного родительства небольшой, всего семь лет. Всё началось с Алёнки, которой сейчас уже исполнилось восемь. А потом появились Танюшка и Светлана, Сашенька, Таня и Артём. А Кристина попала к нам в семью неожиданно. Всего в нашей семье восемь детей, семь из которых – приёмные.

        Брать или не брать ребёнка из детдома? Вот вопрос, на который просят ответить будущие приёмные родители на встречах. Действительно, а вдруг окажется, что его кровные родители алкоголики или наркоманы! Тогда проблем не оберёшься! Не секрет, что подобный вопрос для некоторых – сродни гамлетовскому.

        И всё же. Есть объективные основания для беспокойства? Передаётся ли зависимость от алкоголя и наркотиков генетически от родителей к детям? На мой взгляд, такая постановка вопроса не совсем корректна. С практической точки зрения можно разделить последствия употребления алкоголя для потомства на явные и предполагаемые. Явные последствия – это болезни, которые приобретают дети вследствие токсического действия алкоголя, употребляемого родителями. Здесь не исключены как физические уродства, так и психические отклонения. Чаще всего воспитанием таких детей занимаются специальные учреждения. И маловероятно, что чиновники разрешат усыновить такого ребёнка.

        Предполагаемые последствия – это как раз возможность того, что алкоголизм или наркомания передаются по наследству. Все исследования на эту тему свидетельствуют только о некоторой наследственной ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ к развитию зависимости. Многие генетические предпосылки, предрасположенности (алкоголизм, СДВГ) могут не реализоваться в благоприятных внешних условиях. Полагаю, гораздо больше, чем генетика, на судьбу ребёнка влияют ОЖИДАНИЯ приёмных родителей.

        Мы берём в семьи детей из детского дома и связываем с ними какие – то планы, надежды, мечтания. Всегда ли они сбываются? Можно ли быть уверенными в том, что наш  вклад в ребятишек даст результат. Вот и ищут родители в приёмных семьях ответ на мучительный вопрос: наследственность или воспитание.

        То, что многое потеряно, а чего – то не существовало вообще, знают все. Но знание это отстранённое, душой не принятое – всё кажется, что «меня и моего ребёнка это не коснётся; мы с фонариком родительского тепла найдём, мы сможем!» Можно ли найти то, о чём не знаешь что это, где это, как это искать? На этот вопрос нет однозначного ответа.

        Когда – то в России священнодействовала «замечательная наука» - педология. Её адепты утверждали, что ребёнок – «чистый лист», и советское, правильное воспитание взрастит из любого ребёнка «гражданина будущего». Педология канула в Лету, но идеи её оказались живучи. Отметая в сторону всё, что может быть накоплено ребёнком в жизни «до нас», мы рискуем собственным здоровьем, семейным благополучием, психикой – своей и его. Наша совместная история начинается, когда ребёнок прошёл несколько жизненно важных этапов в своём развитии: зачатие, беременность, роды, первые годы жизни. На каждом этапе привносилось что – то извне, не нами. Ребёнок приходит в нашу семью с огромным багажом, который нельзя выбросить, как старые вещи. Со временем можно от чего – то избавиться, но что – то останется с ним навсегда. А ведь у нас есть и свой багаж – и тоже не маленький. Мы великодушно предлагаем ребёнку (скорее даже навязываем) – «Бери!» - бери наши идеалы, наш образ жизни, наши планы – проблемы, наше понимание тебя и предложение себя. У ребёнка – идеальный образ семьи, у нас идеальный образ дитяти. И то, и другое мало соответствует реальности. И что делать?

        Просто помнить об этом. Просто не грузить ребёнка своим багажом – планами на высшее образование, надеждой на пресловутый «стакан воды», мечтами о безоблачной совместной жизни. Ребёнок, растущий с раннего детства вне семьи, лишён самого главного и важного – безусловной любви. Надо просто принять его таким, какой он есть. Просто попытаться максимально разобраться в его и в своём багаже, найти то, что совместимо, и вместе работать над остальным. Важно – очень важно! –узнать, что он принёс с собой, что из этого следует принять как данность, что можно подкорректировать, а что просто выкинуть. Чем раньше и больше мы узнаем о ребёнке и о себе, тем проще адаптация, тем меньше проблем подкинет переходный возраст.

        Есть некая теория «10000 часов» - именно столько надо наработать, чтобы стать профессионалом в своей деятельности при наличии желания и некоторых способностей. Не меньше нужно, чтобы живший в придуманном взрослыми мире детдомовский ребёнок, пересаженный на реальную семейную почву, начал расти – и то при обоюдном желании сторон и их способности понять и принять друг друга. И это не десять тысяч часов жизни рядом, а десять тысяч часов совместной работы. Если я вдалбливаю ребёнку в голову математику, а он о ней слышать не хочет – это не совместная работа. И если он лупит ногами по полу, добиваясь чего – то своего, а я накручиваю круги вокруг него, не зная, как реагировать, - это тоже не совместная работа.

        Далеко не всегда родительской интуицией можно понять, что и как нужно делать здесь и сейчас. Как же быть? Просто не замыкаться в себе, не тащить в одиночку багаж свой и своего ребёнка. Надо искать реальных помощников – психологов, логопедов, психоневрологов, дефектологов – специалистов по «разбору багажа», по определению потенциала ребёнка, по разработке индивидуальных коррекционных программ. Знаете, как в сказке про избушки: ледяную и лубяную. Когда в нашей голове (лубяной избушке) поселяются новые мысли и чувства с адаптационно – перестроечными вариациями всех сортов. Кто там только на помощь зайцу ни приходил, когда проблемы в маске лисы стали зайчика под свой образ жизни подстраивать! И собаки, и волк, и медведь, а помочь смог только петух, вооружённый нужными методиками и умеющий ими пользоваться. Так вот этого петуха и стоит поискать – вовремя и грамотного ( или самим им стать, получив соответствующее образование), чтобы страхи рассеять, набор стереотипов расширить, совместимости найти и развить, чувство вины на корню изничтожить.

        … Говорят, если женишься удачно – будешь счастливым. Если неудачно – станешь философом. Этот же принцип можно применить и к ситуации усыновления или удочерения. Я не знаю, можно ли в принципе заполучить «подарочный вариант» ребёнка, с которым не будет никаких проблем. Скорее всего, в любом случае придётся заниматься саморазвитием и самовоспитанием, становиться специалистом в проблемной области.