Участие в конференциях

Суворова Нина Михайловна

Институт педагогики  и психологики образования ГАОУ ВО МГПУ ежегодно проводит  Международные или Всероссийские научно-практические конференции, участниками которых могут быть преподаватели, аспиранты и студенты. В центре внимания  всех участников - филологическое образование младших школьников и подготовка учителя к осуществлению профессиональной деятельности в этом направлении. Личное участие в конференциях представлено в материалах сборников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Конференция.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Конференция2.jpg



Предварительный просмотр:

Н. М. Суворова

ГБОУ Школа № 777

г. Москва

snm2501@mail.ru

                       

КНИГА В РУКАХ УЧИТЕЛЯ  –  ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ.

Аннотация: Если учитель научится и захочет использовать детские книги правильно, т.е. как свой профессиональный инструмент, то вопросы, связанные  с недостатком гражданского и патриотического воспитания, а также с формированием компетенций, обозначенных ФГОС (для учителя – научить детей учиться, а для учащихся – способность решать встающие перед ними  проблемы) – будут успешно решаться.    

Ключевые слова: детская книга – профессиональный инструмент учителя начальных классов;  цель уроков чтения;  правильно организованная  читательская деятельность как средство формирующее  мировосприятие младших  школьников.

Искать   на уроках литературного чтения  вместе с младшими школьниками  ответы  на сложные, но жизненно важные и  необходимые  для них  вопросы философского  характера,  типа: что такое совесть? храбрость?  самостоятельность? ответственность?  счастье?  – задача для учителя не- простая,  но вполне решаемая с помощью доступных детям книг. Почему,  например,  мои  второклассники  быстро и легко выучили  наизусть итог размышлений  А.П. Гайдара о счастье  в его рассказе «Чук и Гек»?   Они  прочитали   на уроках  полный  текст  этого  произведения   в  авторском сборнике писателя из Библиотеки младшего школьника «Книга, здравствуй!»,  а  не   отрывок,  предложенный  авторами учебника «Литературное чтение» для 2-го класса (УМК «Перспектива»),   и   через  полноценно представленную  писателем    систему образов,  образов-персонажей  и  их взаимоотношений  друг с другом,     осознали   главный  образ прочитанного произведения  – образ счастливой  (78 лет  назад, как подсчитали  дети)  Родины,  где  «все вместе люди  знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную  счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

 Основной целью наших  уроков литературного   чтения было не выяснение причин успешной социализации советского общества за два года до начала Великой Отечественной  войны, а познание  социально-нравственного опыта, заключенного в  литературно-художественном произведении  в процессе  правильно организованной читательской деятельности.  Мы  вместе  с учениками  читали  и  думали  над произведением  Аркадия  Петровича  Гайдара  до чтения,  во время чтения и после чтения: внимательно рассматривали иллюстрации, прогнозировали  содержание предстоящего чтения,  озаглавливали  части  рассказа, пересказывали  их, дискутировали на  темы  «что такое храбрость?»,  «когда можно  скрыть правду, а когда нельзя?»,  «может ли шутка быть опасной?»,  и,  размышляя  над этим,  делали  выводы.   Совершенно  очевидными  для  второклассников  оказались факты, что Чук и Гек  были  такими  же,  как они, детьми,  которые  одновременно  могли  радоваться  и огорчаться,  играть  и  ссориться,  совершать  необдуманные поступки,  а  мудрость  их  матери заключалась  не только в  умении держать сыновей  в  руках (« не ругать  их  за драку, не кричать, а просто разводить   драчунов по разным  комнатам  и несколько часов  не позволять  им  играть вместе»),  но и  в её способности радоваться  и  переживать каждое мгновение их совместной  жизни.

Кроме  того,  мои ученики,  работая  в группах,  пришли  к общим  выводам  о том,  что необдуманная шутка  (имеется в виду эпизод  рассказа,  где Гек от скуки  забрался  в  сундук  и заснул там)  может  напугать  и заставить переживать близких тебе людей,   и  что  Чук и Гек совершенно напрасно  считали  себя храбрыми, потому  что «прогнать камнями  заскочившую  во  двор собаку» - это не храбрость, а трусость.  А  для того,  чтобы  стать умными, сильными, храбрыми,  надо много учиться  и много знать, и об этом   поведал детям  Михаил  Зощенко в рассказе «Самое главное».

Итогом  нашей  работы  по прочитанному  в классе рассказу  А.П. Гайдара «Чук и Гек» были  письменные ответы  второклассников  на вопрос, как они понимают, что такое  счастье? - 27.12 2017 г.  Задумались  ли  они над этим вопросом   серьёзно и с пониманием?  Судите сами:

«Надо  честно жить, трудиться  и помогать друг другу». (Алиса М.)

«Счастье – это, когда все вокруг любят и уважают друг друга». (Ярослав М.)

«Моё счастье  в моей семье». (Катя Ф.  и Артём К.)

«Счастье, я думаю, чтобы семья была вместе,  и в  семье всё хорошо». (Алёша Т.)

«Счастье – это  дружный, добрый и радостный мир». ( Алёша Г.)

«Для меня счастье – это когда какой-нибудь ребёнок очень сильно болел, а потом выздоровел. Тогда  все будут счастливы». (Павлик Ч.)

«Счастье – это когда  тебе  и всем, кто рядом с тобой,  хорошо». (Алёша Т.)

Откровенно говоря, все мы понимаем, что ощущение своего собственного счастья, так же как и освоение многогранного опыта общественной жизни и общественных отношений,  ждёт детей  впереди.  Поэтому  заботой учителя-профессионала должны стать  его способность  и умение научить младших школьников  видеть этот опыт  в детских книгах и адекватно воспринимать его. По убеждению известного психолога Алексея Николаевича Леонтьева, чем младше ребёнок, тем важнее для него получить возможность «подражания действиям окружающих, протекающим под их контролем и при их вмешательстве, потому что он (ребёнок) не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, а его деятельность всегда включена в общение» [1: с. 422].

 Однако  в нашей  практической деятельности часто  возникают вопросы, связанные с осознанием учениками реалий прошлого, на которые   сразу  ответить трудно.  «Почему люди  в то время были такими счастливыми?» - спросили меня ребята после чтения рассказа Гайдара «Чук и Гек»,  а после чтения  рассказа Евгения Андреевича Пермяка «Мама и мы» их заинтересовал вопрос, почему мама  в этом рассказе, отвечая Марфе Егоровне, называет своего сына Колькой: « Ведь писатель  рассказывает о своём детстве, и зовут его Евгений. Может быть, у него тоже был псевдоним, как у Гайдара или Чуковского?  Отвечать  на  в сущности  совсем не детские вопросы нам помогает иллюстративный материал,  просмотр  старых кинофильмов, рассматривание предметов и вещей, большей частью собранных учениками  и хранящихся в классе,   и слово  учителя.  Например, вот какой ответ    самостоятельном поиске  нашли   второклассники  на приведённый выше второй вопрос: «Пермяк -  это псевдоним».  Но их личная  попытка найти и принести в класс сведения о жизни писателя закончилась неудачно: они ещё не готовы  постигать  чужой личный жизненный опыт  взрослых людей.  Тем не менее, мы вместе с большим интересом посмотрели старый,  добрый  кинофильм «Чук и Гек», ещё раз погрузившись в атмосферу «счастливой Родины», а чуть позже дети слушали  мой  рассказ об октябрятах и пионерах,  и, затаив дыхание, держали в руках октябрятскую звёздочку, пионерский галстук  и комсомольский значок.

Для того, чтобы общество получило  человека, способного понять и принять истинные ценности, нужна связь поколений. Эту истину  в доступной детям  художественной форме  раскрыли им  писатели.  Мои второклассники уже поняли это. Ведь не случайно, взяв в руки новую книгу «Крайний случай» И.А. Туричина,  они уже ко второму уроку принесли в класс большое количество разных плакатов  Великой Отечественной войны: «Родина-мать зовёт», «Защитим родную Москву!», «Наши силы неисчислимы», «Наше дело правое. Победа будет за нами»,  «Когда бронебойщик стоит на пути, фашистскому танку никак не пройти!», «Комсомолец, будь героем Великой Отечественной войны!», «За Родину!», «Ребята, заменим отцов и братьев ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!». Смысл этих общественных лозунгов ученикам понятен, потому что  они уже слушали песню «Священная война» и  рассказ  учителя о войне,  смотрели художественный фильм «Девочка ищет отца» и документальный фильм о начале войны;  прочитали  ещё один  рассказ  Е.А. Пермяка - «Тонкая струна»  и поняли, почему  бабушка назвала  Сергуньку «тонкой струной»  и как на место ушедших на фронт отцов и братьев вставали  дети…

А как же, спросите вы, ученики осваивают программу основного  курса литературного чтения? Очень хорошо, только несколько в другом аспекте. За нашу многолетнюю практику обозначился и подтвердился  круг детского чтения по условно выделенной тематике: «О растениях и животных», «О детях», «О Родине», «О подвигах», «О приключениях и волшебстве». Во втором классе наше чтение начинается с темы «О растениях и животных».  Мы читаем с детьми сказку-несказку В.В. Бианки «Мышонок Пик» в книге из  БМШ и  произведения по этой теме из учебнике «Литературное чтение». По теме «О детях» - рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек»,  в темах «О Родине» и «О подвигах» - повесть-сказку про солдата «Крайний случай»  И.А. Туричина. Тема «О приключениях и волшебстве» открывается  «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, а наполняется  сказами  из учебника  и книг  БМШ. В настоящее время практически  все произведения по двум первым темам из основного учебника нами прочитаны. С течением времени определились детские и наши предпочтения в выборе крупнообъёмных  произведений  для  чтения во 3-ем  и  4-ом классах:  Повести «Лёлишна из третьего подъезда» Л. И. Давыдычева,   «Тимур и его команда» А. П. Гайдара,  «Морской охотник» Н. Чуковского,   «Сказка о царе Салтане…»  и  «Сказка о мёртвой  царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина – в 3-ем классе.  Произведения  А.И.  Куприна разных жанров, повесть  «На графских развалинах» А. П. Гайдара, сказки «Синяя птица» М. Метерлинка, «О золотом петушке» и «О попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина – в  4-ом классе.

Если все эти произведения будут полноценно прочитаны и осознанны младшими школьниками, то вопросы, связанные  с недостатком гражданского и патриотического воспитания, а также с формированием компетенций, обозначенных ФГОС (для учителя – научить детей учиться, а для учащихся – способность решать встающие перед ними  проблемы) – будут успешно решаться.    

Открытыми остаются два вопроса: вопрос  о наличии детских книг для чтения и вопрос о желании учителя признать в качестве социального инструмента книгу, которая может от многого предостеречь  и  о многом может его предупредить.  Например, К.Д. Ушинский в своей статье «О средствах распространения образования посредством грамотности» одновременно приводит в пример факты  из отчёта шведского педагога г. Сильестрёма., посетившего Северную Америку в 1847 году: «В школьной библиотеке г. Нью-Йорка находилось 5520 книг, и в продолжение шести месяцев было выдано для чтения 18278 книг.»  и  предупреждает о необходимости уже на первой ступени образования связывать обучение с нравственным воспитанием, утверждая, что «ум человека, представленного самому себе, глохнет необычайно быстро»  [3: с. 305-308].

Могут ли  сегодня школьные библиотеки  г. Москвы  представить информацию  о работе учителей  с  Библиотечкой младшего школьника  «Книга, здравствуй!» (БМШ), которая была получена школами в 2005-2006 учебном году?  Знают ли сами учителя,  как работать с  этим, практически полноценным  набором  из 105 хороших детских книг? Это вопросы, на которые очень хотелось бы получить ответы.  У авторов-составителей  теоретических  пособий для учителей  и практических пособий для детей Н.Н. Светловской и Т.С. Пиче-оол ответ  для всех однозначный: «Думай, читатель, оценивай типичные жизненные ситуации и позиции и решай для себя, что нормально, что прекрасно, что безобразно, словом  формируй свой эстетический идеал – то самое внутреннее чувство, которое станет твоим внутренним стержнем и поведёт тебя по жизни и в жизни согласно мудрой пословице: «Пыль после нас останется иль слава – при жизни это выбрать наше право…» [2: с. 48].

Список литературы:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М.: Изд. Моск. Ун-та, 1981.

2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.:Издательский центр «Академия», 1999.

3. Ушинский К. Д. Пед сочинения в 6 т. Т. 4 / Сост. С. Ф Егоров – М.: Педагогика, 1988.



Предварительный просмотр:

                                                          Н.М.Суворова

ГБОУ Школа № 777 г. Москва

Snm2501@mail.ru

ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективного использования исторического опыта работы с текстами  литературно-художественных произведений при повторении и обобщении знаний по теме «Предложение» по русскому языку в 4 классе.

Ключевые слова: художественное слово, «Методика обучения родному языку» Ф.И. Буслаева, «Первоначальная грамматика» с «Хрестоматией» К.Д. Ушинского, урок-путешествие.

       Уже  более  170-и лет  методика обучения младших школьников  родному языку предлагает  учителю  изучать  с детьми законы  грамматических явлений,  анализируя тексты литературных произведений или отрывки  из них. Первоначальный опыт такой  работы был представлен в  работе  известного языковеда  XIX в., Ф. И. Буслаева,   «О преподавании отечественного языка» (1844 г.)  и  нашёл своё продолжение  в работе  другого, не менее известного лингвиста и методиста, И. И. Срезневского  - «Об изучении родного языка вообще  и особенно в детском возрасте»     (1861 г.)  

Оба известных  учёных, объединив уроки чтения и грамматики,  взяли для разбора с учениками «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Однако  разработанные  ими  системы упражнений с  художественным  словом на таких уроках были направлены  не на обучение детей способности полноценно  воспринимать литературное  произведение как единое целое с присущим ему разнообразием  образных элементов, а на  знакомство учеников с большим количеством  лексических единиц родной речи и их значений, наблюдение за  изменением и формообразованием  слов, а также освоение  грамматических  категорий языка.  

В результате такого подхода исторически сложился аналитико-синтетический принцип  работы  с художественным словом на уроках чтения.  В процессе  анализа литературно-художественного произведения текст литературного произведения стал дробиться на отдельные слова и выражения, а характер синтетической деятельности при этом заключался в практической отработке выделенных учителем  единиц текста в устной и письменной речи учащихся.  Разумеется, при таком подходе сам процесс чтения для детей лишается внутреннего смысла и интереса.  А на уроках родного, русского языка, ученики так и продолжают осваивать  его законы на единицах речи, взятых из текстов литературных произведений без связи и смысловой ценности самих текстов.  О том, как «терзают и истязают художественное произведение в грамматических целях», писала в 1923 году Е.И. Тихеева: «Школа заглушает голос самого художника, ставя между ним и душой ребёнком тысячу преград. Она убивает настроение, картины и образы, способность внутреннего переживания того, что создала творческая мысль художника,  превращая  таинственную работу внутренних чувств и настроений в чисто внешний диалектический процесс» [3:с.114-115].  

  Столь категоричное мнение известного  в начале XX века методиста по дошкольному воспитанию не может опровергнуть факт, что первая методика обучения родному языку Ф.И. Буслаева в  середине XIX века    была совершенно новым подходом к изучению законов  русского языка и литературы в школе, хотя   благое намерение Ф.И. Буслаева - объединить уроки чтения и грамматики, вернув грамматике её первоначальный статус – «искусство чтения и письма», - закончилась, на наш взгляд, неудачно.

            В настоящее время современная  школьная  грамматика так и  включает в себя две различные по своим задачам области. Авторами-составителями «Педагогического энциклопедического словаря» констатируется факт, что с одной стороны, «грамматика родного языка имеет целью упорядочение, систематизацию стихийного процесса овладения учащимися средствами родного языка,  с другой – направлена на достижение коммуникативной цели обучения языку" [1, с. 57]. Что здесь  имеется в виду  под коммуникативной целью, – сказать сложно, и в словаре об этом ничего не сказано.  Уроки русского языка и литературного  чтения до сих пор  проводятся изолированно друг от друга, и только одному учителю ведомо, как постигают дети художественную речь и содержащийся в ней опыт  на уроках русского языка через авторское слово.  Например,  наши ученики 4-го класса, только прочитав первую строку упр. № 165 из учебника «Русский язык» ч.2 авторов  Бунеева Р.Н. и др.: «Мы не знали, как поймать этого рыжего кота…»  -  узнают прочитанное произведение сразу.  «Это «Кот –ворюга» Паустовского». И добавляют: «Бедный и несчастный. Накормили его, пожалели, и перестал он безобразничать». А разве могли бы они почувствовать все переживания Серёжи, героя произведения «Белый пудель» А.И. Куприна, и  ответить себе на вопрос, почему мальчика окружали мрак и пугливая тишина, работая с текстом упр. № 138  (в том же  учебнике), если бы рассказ не был прочитан в классе?  Конечно, нет.  Если  у детей не  сформировано отношение к прочитанному произведению,   осваивать  формы    языка по не понятным им словам и синтаксическим конструкциям   чрезвычайно сложно.

        Этот неоспоримый факт  подтверждал и К.Д. Ушинский, который  под родным языком подразумевал не просто язык, а сложный процесс познания человеком  мира через язык и речь.  Ещё в  1871 году, возмущённый  «антипедагогическим состоянием»  грамматики  в  русской начальной  школе, известный педагог составил и выпустил  третий, специальный выпуск «Родного слова» -  «Первоначальную грамматику»  с «Хрестоматией»,  где  на примере  той  же  «Сказки  о  рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкина и других произведений «образцовой литературы», уже прочитанных  с учениками в классе по его книге «Детский мир»,   показал  обучающим,  как  созданная  им  дидактическая система  обучения  родному языку,  поможет детям,  у которых уже сформирована  способность чувствовать и понимать родное слово, «удерживать в памяти  многочисленные и разнообразные грамматические сведения» [4, с. 252-317].

       Следуя  советам К.Д. Ушинского, мы с учениками в классе стараемся повторять и обобщать  пройденный материал  по русскому языку на текстах уже прочитанных в классе произведений. Например,  28 ноября 2015 г.  мы показали родителям и представителям нашего учебного комплекса открытый урок по теме «Обобщение знаний по теме «Предложение». В основу материала к уроку  был положен текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. В начале урока ребята  прочитали разные виды предложений: 1. Старичок к старухе воротился. 2. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо. 3. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. 4. Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка!» и самостоятельно определили тему урока. Повторив пройденный материал, ученики работали в группах, путешествуя с маршрутными листами  по станциям.  На станциях «Однородные члены предложения»,  «Сложное предложение», «Предложение с прямой речью» и «Информационное пространство» учащиеся  практически закрепляли знания по изученной теме, выполняя задания письменного характера. На станции «Словарно-лексическая» - работали с «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой - искали объяснение значения слова «простофиля», чтобы в конце урока при общей  проверке выполненной работы соотнести прямое значение выделенной учителем лексической единицы с образным значением этого слова в сказке  А.С. Пушкина.  «Не права была старуха, называя старика  простофилей», - констатировали дети. А  потом  добавили: «Какой же старик глуповатый и малосообразительный? Он добрый и бескорыстный, пожалел рыбку и отпустил, ничего не требуя взамен…».  Учитывая структуру  учебника, в котором много текстов историко-лингвистического характера, мы предложили четвероклассникам на станции «Историческая» познакомиться с автором первой методики обучения школьников родному языку – Ф.И. Буслаевым.  Т.о., анализ отдельных частей элементов целого (текстов из литературно-художественного произведения)  на нашем уроке осуществлялся младшими  школьниками  уже осознанно, а не абстрактно.  Работа синтетической деятельности заключалась в более глубоком познании элементов текста.  Урок понравился и детям, и всем, кто на нём присутствовал, а все материалы к  нему: конспект, презентация, образец маршрутного листа и карточки с заданиями опубликованы на сайте  Издательского  дома  «Первое сентября». [2].

     Признано, что урок  соответствует требованиям ФГОС, и сегодня  нам всем не мешало бы вспомнить, что ФГОС содержит не только «требования» к составлению разного рода  программ,  но и открывает учителю  возможности  для  мотивации учебной  деятельности учащихся, которая должна стать для них  платформой  освоения человеческого опыта, а не абстрактных  его частей.

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь./ гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол.:  М.М. Безруких, Л.С. Глебова и др. – 3-е изд., - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
  2. Суворова Н.М. Урок русского языка в 4-ом классе. Обобщение по теме «Предложение». - //Изд. дом «Первое сентября».//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru/articles/658821/  2016 г.
  3. Тихеева Е.И. Родная речь и пути к ее развитию. Учебники и учебные пособия для трудовой школы. – Москва-Петроград: Гос. издательство, 1923.
  4. Ушинский К.Д. Пед. сочинения в 6 т. Т. 4 / Сост. С. Ф. Егоров – М.: Педагогика, 1989.