Воспитатель года - 2020

Резаева Ирина Александровна

 

Визитка для конкурса "Воспитатель года - 2020" 

 
 

"МЕТОДИЧЕСКАЯ НАХОДКА"

 

 

Пояснительная записка.

 

        В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом» - так гласит Концепция.

           Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка», начинается в младшей группе. Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей.

    Ведь, как известно,  память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

    Современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. В современных разработках теории и методики логико-математического развития дошкольников широко представлены идеи интеграции, прежде всего за счет организации «межпредметных» связей. В связи с этим разработка инновационных способов обучения дошкольников математике является особенно актуальной.

    Работая с детьми,  я заметила, что  многие  дети в группе  проявляют интерес к занимательным математическим играм,  имеют математические способности. Чтобы определить уровень развития интеллектуальной активности воспитанников, наблюдала за детьми в образовательной деятельности познавательного цикла, в разных видах продуктивной деятельности, а также в деятельности, носящий моделирующий характер. Пришла к выводу, что эти дети отличаются от других.

Например:

по скоростным показателям:

- быстро решают логико–математические задачи;

- быстрота осознания проблемной ситуации;

- стремление длительное время заниматься интеллектуальной деятельностью   и т.д.

По эргономическим показателям:

- стремление к продолжению и завершению интеллектуальной задачи;

- возвращение к прерванному интеллектуальному действию и т. д.

По вариативным показателям:

- разнообразие и нахождение новых способов решения задач;

- разнообразие мыслительных процессов (классификаций, направлений анализа, путей обобщении и т.д. )

- технологиями мыслительных действий, процессами познавательного поиска.

     И тогда я поставила перед собой  цель: организовать дополнительную работу по  логико-математическому развитию с этими  детьми.

     Я стала читать методическую  литературу по данному направлению. Изучала новые методики: Игровые наборы Фрёбеля, «Ментальная арифметика», «Методика Ж.Кац», «Технология развивающих игр семьи Никитиных», Игровое пособие «Логико-Малыш». Создала  предметно-развивающею среду в группе по интеллектуальному развитию: центр познания, оборудованный  необходимыми учебно-игровыми пособиями в области логико-математического развития детей. Собрала картотеки развивающих игр с логико-математическим уклоном. Разработала и изготовила карты с заданиями для работы дома и в группе.

    При изучении разных методик, дидактических пособий направленных на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей, я увлеклась очень древней восточной методикой «Ментальная арифметика». Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Я  адаптировала эту методику для работы со старшими дошкольниками и  написала свою программу Дополнительная общеразвивающая образовательная программа познавательной направленности «СОРОБАН» по ментальной арифметике и стала дополнительно заниматься с детьми по этой методике.

    Реализация данной методики предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Методика содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Методика доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.

    Педагогическая целесообразность данной методики обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя.

     С помощью этих методик я смогла заинтересовать детей, у них появился интерес к занятиям по математике.

Представляю Вам конспект по ФЭМП с использованием  элементов ментальной арифметики и заданий на логику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ментальная арифметика и развитие логического мышления Разработала Резаева Ирина Александровна

Слайд 2

Что такое Ментальная арифметика? Ментальная арифметика- это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах АБАКУС без использования компьютера , калькулятора и другой вычислительной техники… только перекидывая косточки счетов в уме . Реализация данной методики предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.

Слайд 3

Преимущества методики «Ментальная арифметика» Главной целью методики является развитие у детей: концентрации внимания, фотографической памяти, творческого мышления, слуха и наблюдательности, воображения, логики, аналитического мышления

Слайд 4

Для чего нужно заниматься ментальной арифметикой? Формирует фундамент для реализации себя в жизни. Повышает успеваемость по предметам школе. Разностороннее развитие от математике до музыки. Быстрое изучение иностранных языков. Инициативность и самостоятельность. Развитие лидерских качеств. Уверенность в себе . Самореализация.

Слайд 5

«Ментальная арифметика» – уникальная программа для развития вашего ребенка Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое полушарие анализирует реальность по-разному. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде образов. Несмотря на то, что нынешняя образовательная система отдает преимущество развитию левого полушария мозга у детей вместо развития правого полушария мозга, в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. В течение первых лет жизни образуются нейронные связи, которые определяют развитие мозга. Если эти соединения не стимулируются на этом важном этапе жизни, то они отмирают навсегда.

Слайд 6

Логико-математическое развитие Процесс логико – математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

Слайд 7

Задания на логику

Слайд 8

Тест Струпа

Слайд 9

Чтение задом напёред

Слайд 11

Логический квадрат

Слайд 12

Игра « Abakus - Code »

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области

Организация   образовательной деятельности по познавательному развитию                      в подготовительной группе

по теме: «В гости к Маше и Медведю»

Автор конспекта:

 Резаева Ирина Александровна

Асино- 2020

Организация   образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «В гости к Маше и Медведю»

Автор конспекта ОД: Резаева Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г. Асино

Задачи приоритетной образовательной области:

 Образовательные:

1. Закрепить умение работать с флеш-картами.

2. Продолжить тренировку счета на абакусах.

3.Закрепить умение работать с таблицами Шульте.

4. Совершенствовать навык счета  в пределах 100, используя абакус.

5. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

6. Закрепить навык группировки фигур по определенным признакам.

Развивающие:

1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 

2. Развивать смекалку, фотографическую  память, воображение. 

3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои    высказывания. 

Воспитательные: 

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предпосылки учебной деятельности:  умеют группировать геометрические фигуры по определенным                признакам, развит навык   работы с таблицами Шульте. Имеют представления о составе числа. Развиты пространственные ориентировки и  мелкие движения, умеют действовать по инструкции взрослого. Владеют элементами культуры общения: умение приветствовать, общаться не перебивая, выражать просьбу, развиты навыки общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками.

Оборудование для педагога: интерактивная панель, презентация, конверты с заданиями, большой абакус, флеш-карты, геометрические фигуры, интерактивные кубы, мольберты, маркеры, таблица Шульте.

Оборудование для детей: абакусы, карточки с примерами, мандалы для собирания, карты для тренировки фотографической памяти, карандаши.

Содержание интегрированной образовательной  деятельности

Образовательная область

Формы работы

Наличие средств  у детей

Образовательные

 задачи этапа

Целевые ориентиры

(характеристики)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель: 

Поприветствуем наших гостей.

Здравствуйте, гости долгожданные.

Проходите, посмотрите,

Наши старания вы оцените.

А также сегодня к нам на занятие пришли наши друзья.  Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку.

Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой. 

Воспитатель: - Из какой сказки наши друзья, ребята?

Ответы детей: - Маша и Медведь. Слайд№1

Воспитатель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они.

Мотивация: На интерактивной панели появляется значок видеозвонка и раздаѐтся соответствующий звук (звук электронной почты), воспитатель принимает звонок, это Маша и Медведь.

Привет, друзья!   Мы приглашаем вас к нам в школу «Ментальной арифметики».  Мы для вас приготовили много интересных и занимательных заданий. Знаем, что вы тоже увлекаетесь ментальной арифметикой.  

Ждем вас.

  Ваши Маша и Медведь.

 слайд№1

Воспитатель: Принимаем приглашение от друзей?

Ответы детей: - Да.

Воспитатель: - Ребята, мы команда?

Ответы детей: Да. Мы команда «Лучики»! 

Воспитатель: - Отправляемся в школу к «Маше и Медведю». Музыка на 2слайде

В лес тропинка заколдована, чтобы расколдовать надо тропинку собрать. Собираем её из  четырехугольников(выбирают из разных геометрических фигур, только четырехугольники)

      Пришли к школе и сели на пенечки (интерактивные кубы) Слайд №3

Воспитатель: - Около доски лежат конверты. Подходим и смотрим. Ребят, Маша и Медведь оставили для нас конверты с заданиями.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное,

- физическое развитие.

Утреннее приветствие

Беседа

Художествен

ное слово (загадывание загадки)

Проблемная ситуация

Слово

Разнообразные геометричес-

кие фигуры.

-Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

-Развивать коммуникативные качества, способствующие установлению дружеских взаимоотношений в нутрии детского коллектива.

- вызвать у детей желание посетить  школу сказочных друзей;

-Закрепить умение  группировать геометрические фигуры по определенным признакам.  

Эмоционально отзывчивый; любознательный, активный. 

Проявляет инициативу в разнообразных видах деятельности.

Умеют группировать геометрические фигуры по определенным признакам.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Открываем конверт №1.

Берем конверт, открываем и читаем:

1 задание: «Разминка с флеш-картами» (Дети на скорость называют число на флеш-картах)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Воспитатель: Следующее задание для разминки: «Покажи на большом  абакусе число, которое назову». (Дети выходят по очереди к большому абакусу и показывают число, которое назовет его сосед)

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное,

- физическое развитие.

Упражнения с флеш-картами

Слово

Закрепить  навык работы   с флеш-картами.

У детей сформированы навыки работы с флеш-картами.

2 задание «Цифры на Абакусе»

Воспитатель: Для выполнения этого задания Маша предлагает пройти за столы.

Воспитатель: Запишите числа показанные  на карточке-абакусе. Выложите числа по убыванию.

Воспитатель: Переверните  карточки и соберите слово. Ученик.

Воспитатель: Где занимаются ученики?

Ответ детей: В школе.

       Воспитатель: Здорово! Вы справились с заданием и   прочитали  слово, которое у вас получилось.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие

Игровое упражнение

Карточка-панель абакуса

-Закрепить числовой ряд  до 100.

-Уметь располагать  числа от большего к меньшему.

-Закрепить навыки чтения.

Развивать логическое мышление.

Может назвать и записать любое число до 100.

Умеет располагать числовой ряд от большего к  меньшему.

 Умеет читать.

Может использовать речь, для выражения своих мыслей

 Слайд №4

Воспитатель: Ребята, чтобы перейти к следующему заданию, надо ответить на Машин вопрос. Включается аудио запись: «Посмотрите на картинку и определите, что Мишка любит делать на озере? (Ответ детей) Ловить рыбу.

3 задание  «На озере»

Воспитатель: Приглашаю вас прогуляться на озеро. На озере мусор, надо очистить его (ребята собирают листочки, но один ребенок перевернул листочек,  а там задания.)

  Воспитатель: «Найдите соответствие числа  с количеством косточек на панели абакуса.

Воспитатель: Предлагаю для выполнения задания пройти за стол.

Воспитатель: Молодцы и на этот раз вы справились с заданием. 

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное,

- физическое развитие.

Ситуативный разговор

Карточки с заданием.

-Закрепить умение находить  соответствия числа и количества косточек на панели абакуса.

-Совершенствовать диалогическую речь (построение устных высказываний); - развивать желание участвовать в беседе

Может использовать речь, для выражения своих мыслей. Проявляет любознательность.

Умеет находить соответствия числа и количества косточек на абакусе.

4 задание «Мандалы для собирания» слайд№5

        

Воспитатель: У каждого из вас своя картинка. Вы смотрите на картинку, которая состоит  из нескольких геометрических фигур, разного цвета. Запомните, переверните и соберите такую же картинку.

  Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы использовали? Какая фигура самая большая? Сколько треугольников вы использовали? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо и на этот раз вы справились с заданием. 

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное,

Игровое упражнение.

Мандалы для собирания.

-Закрепить знания детей о геометрических фигурах. 

-Закрепить умение  группировать геометрические фигуры по определенным признакам.  Тренировать память.

Хорошо развита память. Имеют представления о форме, размере и расположении геометрических фигур.

Проявляет инициативу и самостоятельность. Активен, любознателен.

5 задание «Таблица Шульте» слайд№6

Воспитатель: Посмотрите, Маша и Медведь приготовили для нас волшебную таблицу с цифрами.  

Воспитатель: Назовите числа от 1 до 25 в прямом порядке.

Познавательное развитие

Таблица Шульте

Слово

 -Развивать внимание, память, усидчивость, скорость реакции.

Хорошо развито периферийное зрение и скорость реакции.

Физминутка

Кинезиологические упражнения под музыку слайд №7 музыка

Физическое развитие

Комплекс кинезиологиче

ских упражнений

Движение

-Развить умственные способности через определенные двигательные упражнения.

У детей снизилась утомляемость. Улучшилась координация движений.

6 задание  «Помогите Мише испечь блины»  (тренируем фотографическую память) слайды карты

На слайде появляются ингредиенты-картинки для блинов. Дети закрывают глаза, ингредиенты меняются, открывают глаза и говорят, что изменилось.

Воспитатель:    Какие вы внимательные, не зря Миша и Маша к вам обратились за помощью.

Воспитатель: Я смотрю у Медведя остался последний конвертик? Откроем и его.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное.

Игровое упражнение

Ингредиенты -картинки

-Тренировать фотографическую память.

-Закрепить умение    сохранять и воспроизводить зрительные образы.

-Развитие логического мышления.

У детей развито зрительное внимание и восприятие.

Хорошо развито логическое мышление.

Воспитатель: Пока Миша выпекал блины, Маша успела уже несколько блинчиков скушать. Миша просит помочь ему посчитать блины. Поможем посчитать? (ответы детей)

   Задание 6 «Посчитай блины»  

Воспитатель: Прежде чем вы будете считать на абакусах , давайте  разомнем наши пальцы:
- Чтобы правильно считать,

   Надо пальчики размять,

   Вверх большой, вниз указательный

   Вышел крабик замечательный.

Приготовили абакусы, обнулили. + 1, 10, 21,55, 12. – 31,50,2,10. Ответ : 6

Воспитатель: Какой ответ у вас получился? (ответы детей)

Молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Слайд № 8

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на абакусе.

Абакус

-Продолжить тренировку счета на абакусах.

-Совершенствовать навык счета  в пределах 100, используя  абакус.

Имеют представления о составе числа.

Имеют хорошие навыки счёта на абакусе.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Маша и Миша дарят нам свою любовь в  виде  сердца. А я предлагаю подарить наши улыбки. Давайте пройдем к мольбертам и нарисуем смайлики, но не обычным способом, а двумя руками. Слайд №  10 музыка

Пришла пора возвращаться.

 Возвращаемся по дорожке из геометрических фигур (под музыку).

         Воспитатель: Вот мы и вернулись к нам в группу.

Воспитатель: Ребята, у кого были мы  в гостях? В какой школе мы побывали? Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей)

Воспитатель: Все вы сегодня молодцы, справились со всеми трудностями, помогли Маше и Медведю понять, как надо выполнять задания, используя ментальную арифметику и  логику. Маша и Миша передали вам вкусные  блины.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- речевое развитие,

- социально –коммуникативное,

- физическое развитие.

Нестандартная  техника творчества –рисование двумя  руками.

Сюрпризный момент.

Мольберт и маркеры.

Слово.

-Активизировать работу двух полушарий головного мозга.

-Совершенствовать диалогическую речь (построение устных высказываний);

 - Развивать желание участвовать в беседе.

-Усовершенствовать навык самостоятельного оценивания     результатов своей деятельности.

Может  оценивать результат своей деятельности.

Может использовать речь, для выражения своих мыслей.

Умеют  делать выводы.