Программы

Дедова Светлана Михайловна

Разработанные и модифицированные программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

______________________                                                       ____________________                                                                                                                                      

Протокол №   ______                                                              «__»___________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

«КАЛЕЙДОСКОП»

(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

В основе лежит программа:

Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет.

Разработчики программы:

педагоги психологи

Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

Москва

2014г.

Театр начинается с детства. Именно здесь дети всегда играют: сначала сами со своими игрушками, затем друг с другом. Достигнув возраста понимания, дети сталкиваются с первыми трудностями: «вот с этим ребенком мне интересно, а с этим нет, вот этого мальчика или девочку я возьму в свою игру, и поделюсь своими игрушками, а этих детей я не принимаю». Такие трудности выбора будут сопровождать ребенка, затем взрослого человека всю жизнь. Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих отношений.  Программа «Психологический театр «Калейдоскоп» строится в рамках художественно - эстетической направленности. Цели и задачи этой программы строятся на  формировании  творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.

Новизна программы.

      Массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - объединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Актуальность программы.

        О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

        Занятия театральной деятельностью помогают  развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.

        Занятия строятся в игровой форме, где ребенок, обучаясь навыкам актерского мастерства, пластике, сценической речи, учится «работать» в команде.

       Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.

Период детства от 5 до 7 лет – это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.

       Занятия театральной  деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе.

Театральная деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе занятий у ребят воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

Осознание того, что он (ребенок) - маленькая часть большого механизма (в данном случае коллектива), что он один из звеньев в цепочке, где от его собранности, внимания, активного участия зависит общий результат.

(спектакль или другая форма показа коллективной работы) - все это воспитывает в ребенке, прежде всего ответственность. Стремление проявить себя и свои способности. Положительные эмоции, творческий подход, воображение, мышлении - все это «работает» на итоговый результат.

Характеристика программы.

Цель программы – воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  • Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической

              речи, пластике;

  • Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
  • Обучать детей  распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно;

Развивающие:

  •               Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность,  

              творческую фантазию, память через упражнения, этюды;

  • Развивать координацию, гибкость, пластику.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
  • Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.

Организация, формы и методы работы.

Форма проведения занятий: групповые развивающие занятия.

Методические средства, используемые в программе.

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и профилактическим  задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы  – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму.  Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры  основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, в которых  используются:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  •  рисование;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.

Структура программы и занятий.

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

  1. Организационный момент занятия
  2. Приветствие
  3. Разминка, актуализация опорных знаний и умений
  4. Знакомство с новым программным материалом
  5. Минутка отдыха
  6. Закрепление  умений и навыков детей
  7. Рефлексия занятия
  8. Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение развивающих задач  программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

Тематическое планирование для детей  5-7  лет

№ п/п

Темы

На год

Кол-во занятий

Кол-во часов

1.

«Знакомство»

1

1

2.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

3.

Станция «Кукольная»

1

1

4.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

5.

Станция «Волшебная»

1

1

6.

Станция «Эхо»

1

1

7.

Станция «Чудесная»

1

1

8.

Станция «Звонкоголосики»

1

1

9.

Станция «Ресторан»

1

1

10.

Станция «Жестикуляшково»

1

1

11.

Станция «Шишкино-Мишкино»

1

1

12.

Станция «Сказочная»

1

1

13.

Станция «Поляна Трёх Медведей»

1

1

14.

Станция «Лесная»

1

1

15.

Станция «Лесная 2»

1

1

16.

Станция «Зоопарк»

1

1

17.

Станция «Свирелькино»

1

1

18.

Станция «Зайкино-Загадайкино»

1

1

19.

Станция «Дружная»

1

1

20.

Станция «Площадь Превращений»

1

1

21.

Станция «Воробьиная Горка»

1

1

22.

Станция «Парк Забавных Лягушат»

1

1

23.

Станция «Помогайкино»

1

1

24.

Станция «Грибное»

1

1

25.

Станция «Спортивная»

1

1

26.

Станция «Радужный Бульвар»

1

1

27.

Станция «Город Добрых Сердец»

1

1

28.

Станция «Художников»

1

1

29.

Станция «Зеркальная»

1

1

30.

Станция «Хохотушкино»

1

1

31.

Станция «Старая Деревянная Игрушка»

1

1

32.

Станция «Ярких Красок»

1

1

33.

Станция «Театральный Парк»

3

3

34.

Станция «Приехали»

1

1

36

36

«Утверждаю»                            «Согласовано»

 И.о. директора  ГБОУ ЦПМСС                                                                _____________________

«Ново-Переделкино»                         _______________________

Долгова А.Г._____________

«____» _____________20__г.                                                                  «____» __________20__г.

Программа групповой развивающей работы по программе «Психологический театр «Калейдоскоп»

Специалист: педагоги-психологи                       Фамилия И.О.: Дедова С.М., Гришакова С.А.

Наименование программы: «Психологический театр «Калейдоскоп»  (на основе программы:

Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для  детей 5-9 лет.

Цель: воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  2. Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической речи, пластике;

       3.  Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».

4.  Обучать детей  распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя

     на      сцене и в жизни непринужденно;

5.  Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;

6.  Развивать творческие способности детей;

7. Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность, творческую фантазию,

    память     через упражнения, этюды;

8. Развивать координацию, гибкость, пластику.

9. Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;

 10. Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.

Возраст: 5 -7 лет.

Режим работы: 1 раз в неделю.

Продолжительность работы: 60 минут (включая динамические паузы)

Общее количество занятий: 36

Методическое оснащение: лепестки ромашки длиной 20 см, фломастеры, цветная бумага, клей-карандаш, игрушечный или нарисованный поезд, клубок ярких ниток, пиктограммы с разным эмоциональным состоянием, кукла Весёлый Клоун, цветные карандаши, куклы-мальчики, куклы-девочки, кукла-перчатка Зайка, спортивные обручи, стулья, музыкальные инструменты, картинка Эхо, фланелеграф, изображение людей разных профессий, предметы утвари, иллюстрации с изображением медведя и ёлочки, маски, зеркала, костюмы для драматизации, загадки, глобус, фото животных, дудочка, игрушки аист и лягушка, фото с изображением штангистов, гантели, Незнайка, бумага, лукошко, глина для детского творчества, книги «Приключения Пиноккио», «Приключения Буратино», краски, ножницы.

Тематическое планирование занятий для детей  5-7  лет

№ п/п

Темы

На год

Кол-во занятий

Кол-во часов

1.

«Знакомство»

1

1

2.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

3.

Станция «Кукольная»

1

1

4.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

5.

Станция «Волшебная»

1

1

6.

Станция «Эхо»

1

1

7.

Станция «Чудесная»

1

1

8.

Станция «Звонкоголосики»

1

1

9.

Станция «Ресторан»

1

1

10.

Станция «Жестикуляшково»

1

1

11.

Станция «Шишкино-Мишкино»

1

1

12.

Станция «Сказочная»

1

1

13.

Станция «Поляна Трёх Медведей»

1

1

14.

Станция «Лесная»

1

1

15.

Станция «Лесная 2»

1

1

16.

Станция «Зоопарк»

1

1

17.

Станция «Свирелькино»

1

1

18.

Станция «Зайкино-Загадайкино»

1

1

19.

Станция «Дружная»

1

1

20.

Станция «Площадь Превращений»

1

1

21.

Станция «Воробьиная Горка»

1

1

22.

Станция «Парк Забавных Лягушат»

1

1

23.

Станция «Помогайкино»

1

1

24.

Станция «Грибное»

1

1

25.

Станция «Спортивная»

1

1

26.

Станция «Радужный Бульвар»

1

1

27.

Станция «Город Добрых Сердец»

1

1

28.

Станция «Художников»

1

1

29.

Станция «Зеркальная»

1

1

30.

Станция «Хохотушкино»

1

1

31.

Станция «Старая Деревянная Игрушка»

1

1

32.

Станция «Ярких Красок»

1

1

33.

Станция «Театральный Парк»

3

3

34.

Станция «Приехали»

1

1

36

36



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

_________________                                                                  ___________________

Протокол № _________                                                           «__»__________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

(В основе лежит программа Пазухиной И.А. «Давай познакомимся.

Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»

и методические разработки Костиной Л.М.

«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)

Разработчики программы:

Педагоги - психологи Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

 Москва

2013г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции страхов у детей 3-6 лет

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного   возраста.

Задачи:

  1. Обучение распознаванию чувств (тревога, страх, опасение и др.).
  2. Обучение способам преодоления страхов.
  3. Повышение самооценки.
  4. Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
  5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Первичная диагностика:

  1. «Мои страхи», методика Захарова А.И.
  2. «Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
  3. Проективные методики: «Рисунок семьи»  В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное  М. 3. Друкаревич.

Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.

Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

2

2

2.

Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

1

1

2

2

«Какой Я?»

1

1

2

2

«Мой внутренний мир»

1

1

2

2

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

1

1

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

1

2

2

«Я – очень  хороший»

1

1

2

2

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

1

1

2

2

«Я слушаю настроение»

1

1

2

2

«Отрицательные эмоции»

-

-

2

2

«Страх мой – враг  мой»

1

1

2

2

«У страха глаза велики»

1

1

1

1

«Вот они какие, наши страхи»

1

1

2

2

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

-

-

1

1

«Не страшно, а смешно»

2

2

4

4

«Как побороть страх»

2

2

3

3

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

-

-

2

2

«Мешок со страхами»

1

1

2

2

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

18

18

36

36

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

4

4

2.

Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

2

2

4

4

«Какой Я?»

2

2

3

3

«Мой внутренний мир»

2

2

4

4

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

3

3

«Я знаю, я умею, я могу!»

2

2

4

4

«Я – очень  хороший»

2

2

4

4

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

2

2

4

4

«Я слушаю настроение»

2

2

4

4

«Отрицательные эмоции»

2

2

3

3

«Страх мой – враг  мой»

2

2

4

4

«У страха глаза велики»

1

1

4

4

«Вот они какие, наши страхи»

2

2

4

4

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

1

1

3

3

«Не страшно, а смешно»

3

3

4

4

«Смелость города берёт»

1

1

4

4

«Как побороть страх»

3

3

4

4

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

1

1

4

4

«Мешок со страхами»

3

3

4

4

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

36

36

72

72

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Коррекционные упражнения и игры к занятиям по работе со страхами

п/п

Задача

Упражнения/игры

Источник

1.

Установление контакта с ребенком.

«Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания»,

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях.

«Звериные чувства», «Стрелялки», «Волшебный мешок», «Срятанные проблемы»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Глаза в глаза», «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997

«Хозяин чувств», «Театр», Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева), «Чувство замри»

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2005.

3.

Формирование адекватной самооценки.

«Похвалилки», «За что меня любит мама?», «Зайки и слоники», «Скажи мишке добрые слова»

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007

«Закончи предложения», «Я знаю», «Наши имена», «Расскажи о том, что тебе нравиться в себе», «Комплименты», «Рисуем себя»

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005

4.

Актуализация тревожащей ситуации.

«Игра в ситуации»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Воздушный шарик»

Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006.

«Возьми себя в руки»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997.

5.

Проработка тревожащей ситуации.

«Ролевое проигрывание ситуаций»

Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.,2001.

6.

Снятие эмоционального и  мышечного напряжения.

«Глубокое дыхание», «Лифт», «Порхание бабочки», «Водопад», «Жираф», «Цветок», «Радуга», «Волшебный сон», «Полет высоко в небо»

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005

«Динозаврики», «Лови-лови!», «Игра с песком»

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007

«Врасти в землю», «Ты – лев», «Сбрось усталость», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997.

«Волшебный ковер», «Разрывание бумаги»,

«Игра в рисунки»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Выбивание подушки»

Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006.

«Рвем бумагу»

КраснощековаН.В. Диагностика и  развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.,2006

7.

Я и мои страхи.

«Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание  «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы…

Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай»

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

«Я хочу»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

8.

Медицинские страхи.

«Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок»

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

9.

Страхи, связанные с причинением физического ущерба.

«Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню», Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

10.

Страх смерти.

Сказки о смерти

П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007

11.

Страх животных.

«Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

12.

Страхи сказочных персонажей.

Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», Сказка «Маша и медведь»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный»

Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей –М,С-П,2006

13.

Страх темноты и кошмарных снов.

«Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

14.

Социально-опосредованные страхи.

«Один дома», «Звуки тишины»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

15.

Пространственные страхи.

«Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

16.

Победили свой страх.

Ничуть не страшно.

Страх испарился.

Я больше не боюсь.

Я – смелый.

«Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

«Посмеёмся над страхами

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

_________________                                                                  ___________________

Протокол № _________                                                           «__»__________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

(В основе лежит программа Хухлаевой О.В. «Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе» - М., 2011.и методические разработки Костиной Л.М.

«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)

Разработчики программы:

педагоги- психологи Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

 Москва

2013г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции страхов у детей 7-10 лет.

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного  возраста.

Задачи:

1.Научить распознавать чувства (тревога, страх, опасение и др.).

2.Научить способам преодоления страхов.

3.Повышение самооценки.

4.Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.

5.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Первичная диагностика:

1.«Мои страхи», методика Захарова А.И.

2.«Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.

3.Проективные методики: «Рисунок семьи»  В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное  М. 3. Друкаревич.

Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.

Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

1

1

2

2

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

1

1

2

2

«Какой Я?»

1

1

1

1

«Мой внутренний мир»

1

1

1

1

«Мои мысли, желания, возможности»

1

1

1

1

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

1

1

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

1

2

2

«Я – очень  хороший»

-

1

1

1

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

1

1

2

2

«Я слушаю настроение»

1

1

1

1

«Отрицательные эмоции»

-

1

2

2

«Страх мой – враг  мой»

1

1

2

2

«У страха глаза велики»

1

1

1

1

«Вот они какие, наши страхи»

1

1

2

2

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

-

1

1

1

«Не страшно, а смешно»

1

1

2

2

«Смелость города берёт»

1

1

2

2

«Как побороть страх»

1

1

2

2

«Я принимаю решение, я действую!»

1

1

2

2

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

-

1

2

2

«Мешок со страхами»

1

1

2

2

«Книга моих подвигов»

1

1

2

2

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

18

18

36

36

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

3

3

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

2

2

4

4

«Какой Я?»

2

2

3

3

«Мой внутренний мир»

1

1

3

3

«Мои мысли, желания, возможности»

2

2

4

4

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

2

2

«Я знаю, я умею, я могу!»

2

2

3

3

«Я – очень  хороший»

2

2

3

3

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

2

2

3

3

«Я слушаю настроение»

1

1

3

3

«Отрицательные эмоции»

1

1

3

3

«Страх мой – враг  мой»

2

2

4

4

«У страха глаза велики»

1

1

3

3

«Вот они какие, наши страхи»

2

2

3

3

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

1

1

2

2

«Не страшно, а смешно»

2

2

4

4

«Смелость города берёт»

1

1

3

3

«Как побороть страх»

2

2

4

4

«Я принимаю решение, я действую!»

2

2

4

4

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

1

1

3

3

«Мешок со страхами»

2

2

4

4

«Книга моих подвигов»

2

2

4

4

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

36

36

72

72

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Коррекционные упражнения и игры по работе со страхами

п/п

Задача

Упражнения/игры

Источник

1.

Установление контакта с ребенком.

«Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания»,

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях.

«Чувства», «Мир чувств», «Направленная визуализация», «Сочинение историй с помощью предметов», «Звериные чувства», «Вылеплялки», «Волшебный мешок» «Делимся чувствами», «Азбука эмоций», «Грустные ситуации», «Я сильный, я слабый», «Я такой, какой я есть», «Пять моих хороших качеств…», «Я похож на …», «Я - предмет», «Коллаж»

Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. - СПб., 2007.

 Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции – СПб., 2006.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М., 1995.

 Хухлаева О.В. Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе. - М., 2011.

Телесно-ориентированные упражнения. - http://www.trepsy.net/teles/

 Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по программе «Приглашение в мир общения» - М., 2006.

 Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной.

Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М.:Книголюб, 2004

3.

Формирование адекватной самооценки.

  «Я смогу», «Я справлюсь!», «Я сильный, я слабый», «Я смелый!», «Я добрый!», «Жил-был один мальчик (девочка)…»,  «За что меня любит мама»

4.

Актуализация тревожащей ситуации.

«Спрятанные проблемы», рисунок «Трудные ситуации», «Копилка трудностей», «Игры с песком», «Песочные  картинки», использование арт-терапевтических техник

5.

Проработка тревожащей ситуации.

«Сказочная шкатулка», «Изобрази ситуацию»,

«Рисунок на стене», «Театр», «Коробка переживаний», «Моя сила в моих руках», «Мне трудно, но…», «Каким я хочу быть», «Я на планете Наоборот», «Ассоциация»

6.

Снятие эмоционального и  мышечного напряжения.

«Насос и мяч», «Полет на ковре-самолете», «Воздушный шарик», «Шалтай-Болтай», «Полянка», «Волшебное Я», «Превращение», «Прогулка в лес», «Кораблик», «Летний дождь»

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

«Не смеяться», «Запаздывающая гимнастика», «Противоположные движения», «Пройти за время», «Сядьте так, как…», «Походки», «Лед и пламень», «Запретные слова», «Росток», «Марионетки», «Пожалуйста», «Стоп»

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

«Воздушный шарик», «Семь свечей», «Думай о дыхании», «Напрягись, чтобы расслабиться», «Маска для лица», «Певец», «Бульканье», «Сова», «Сон на берегу моря», «Игра с песком»

7.

Я и мои страхи.

«Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание  «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы…

Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

Изготовление маски страха, «Театр», «Книга страхов», «Как побороть страх?» «Зеркало»

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай»

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

«Я хочу», «Расскажи о своём страхе», «Заповедное озеро» Т.Зинкевич-Евстигнеева, «Весёлый сон-отдых», Стихотворение «Академик Иванов» Э.Успенский, «Вечерняя сказка» И. Токмакова, Рассказ «Находчивость» Н.Носов, «Сказка о мальчике, который не умел играть» С. Черняева, «Шутки прочь, подходят страхи» А. Мовшович

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

8.

Медицинские страхи.

«Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок»

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

9.

Страхи, связанные с причинением физического ущерба.

«Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню»

Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

«Прогулка во дворе», «Новоселье», «Городская сказка», «Люди в лесу»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Что в углу?», «Храбрец, боявшийся темноты» С.Черняева, «Ничуть не страшно» Л.Кириллов

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

10.

Страх смерти.

Сказки о смерти

П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007

11.

Страх животных.

«Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рассуждалки»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

12.

Страхи сказочных персонажей.

Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, Сказка «А вкусная была капуста…», Сказка «Липовая нога», Рассказ «Медвежонок и Баба Яга"

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный»

Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей – М,С-П,2006

«Превращение Людоеда»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

13.

Страх темноты и кошмарных снов.

«Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник», «Что такое темнота?»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

14.

Социально-опосредованные страхи.

«Один дома», «Звуки тишины», «Рассуждалки»

«Утро школьника», «Собери портфель», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа», «Праздник – это…»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Момент отчаяния»

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

15.

Пространственные страхи.

«Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

«Прыжок с парашютом»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

«Посмеёмся над страхами

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

16.

Победили свой страх.

Ничуть не страшно.

Страх испарился.

Я больше не боюсь.

Я – смелый.

«Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

_________________                                                                  ___________________

Протокол № _________                                                           «__»__________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

(В основе лежит программа Пазухиной И.А. «Давай познакомимся.

Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников»

и методические разработки Костиной Л.М.

«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)

Разработчики программы:

Педагоги - психологи Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

 Москва

2013г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции страхов у детей 3-6 лет

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного   возраста.

Задачи:

  1. Обучение распознаванию чувств (тревога, страх, опасение и др.).
  2. Обучение способам преодоления страхов.
  3. Повышение самооценки.
  4. Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.
  5. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Первичная диагностика:

  1. «Мои страхи», методика Захарова А.И.
  2. «Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.
  3. Проективные методики: «Рисунок семьи»  В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное  М. 3. Друкаревич.

Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.

Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

2

2

2.

Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

1

1

2

2

«Какой Я?»

1

1

2

2

«Мой внутренний мир»

1

1

2

2

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

1

1

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

1

2

2

«Я – очень  хороший»

1

1

2

2

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

1

1

2

2

«Я слушаю настроение»

1

1

2

2

«Отрицательные эмоции»

-

-

2

2

«Страх мой – враг  мой»

1

1

2

2

«У страха глаза велики»

1

1

1

1

«Вот они какие, наши страхи»

1

1

2

2

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

-

-

1

1

«Не страшно, а смешно»

2

2

4

4

«Как побороть страх»

2

2

3

3

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

-

-

2

2

«Мешок со страхами»

1

1

2

2

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

18

18

36

36

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

4

4

2.

Формирование представления о себе, своих особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

2

2

4

4

«Какой Я?»

2

2

3

3

«Мой внутренний мир»

2

2

4

4

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

3

3

«Я знаю, я умею, я могу!»

2

2

4

4

«Я – очень  хороший»

2

2

4

4

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

2

2

4

4

«Я слушаю настроение»

2

2

4

4

«Отрицательные эмоции»

2

2

3

3

«Страх мой – враг  мой»

2

2

4

4

«У страха глаза велики»

1

1

4

4

«Вот они какие, наши страхи»

2

2

4

4

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

1

1

3

3

«Не страшно, а смешно»

3

3

4

4

«Смелость города берёт»

1

1

4

4

«Как побороть страх»

3

3

4

4

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

1

1

4

4

«Мешок со страхами»

3

3

4

4

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

36

36

72

72

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Коррекционные упражнения и игры к занятиям по работе со страхами

п/п

Задача

Упражнения/игры

Источник

1.

Установление контакта с ребенком.

«Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания»,

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях.

«Звериные чувства», «Стрелялки», «Волшебный мешок», «Срятанные проблемы»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Глаза в глаза», «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997

«Хозяин чувств», «Театр», Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева), «Чувство замри»

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2005.

3.

Формирование адекватной самооценки.

«Похвалилки», «За что меня любит мама?», «Зайки и слоники», «Скажи мишке добрые слова»

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007

«Закончи предложения», «Я знаю», «Наши имена», «Расскажи о том, что тебе нравиться в себе», «Комплименты», «Рисуем себя»

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005

4.

Актуализация тревожащей ситуации.

«Игра в ситуации»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Воздушный шарик»

Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006.

«Возьми себя в руки»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997.

5.

Проработка тревожащей ситуации.

«Ролевое проигрывание ситуаций»

Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.,2001.

6.

Снятие эмоционального и  мышечного напряжения.

«Глубокое дыхание», «Лифт», «Порхание бабочки», «Водопад», «Жираф», «Цветок», «Радуга», «Волшебный сон», «Полет высоко в небо»

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2005

«Динозаврики», «Лови-лови!», «Игра с песком»

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.,2007

«Врасти в землю», «Ты – лев», «Сбрось усталость», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль,1997.

«Волшебный ковер», «Разрывание бумаги»,

«Игра в рисунки»

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.,2005.

«Выбивание подушки»

Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.,2006.

«Рвем бумагу»

КраснощековаН.В. Диагностика и  развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д.,2006

7.

Я и мои страхи.

«Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание  «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы…

Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай»

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

«Я хочу»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

8.

Медицинские страхи.

«Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок»

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

9.

Страхи, связанные с причинением физического ущерба.

«Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню», Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

10.

Страх смерти.

Сказки о смерти

П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007

11.

Страх животных.

«Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

12.

Страхи сказочных персонажей.

Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», Сказка «Маша и медведь»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный»

Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей –М,С-П,2006

13.

Страх темноты и кошмарных снов.

«Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

14.

Социально-опосредованные страхи.

«Один дома», «Звуки тишины»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

15.

Пространственные страхи.

«Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

16.

Победили свой страх.

Ничуть не страшно.

Страх испарился.

Я больше не боюсь.

Я – смелый.

«Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

«Посмеёмся над страхами

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

_________________                                                                  ___________________

Протокол № _________                                                           «__»__________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

(В основе лежит программа Хухлаевой О.В. «Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе» - М., 2011.и методические разработки Костиной Л.М.

«Игровая терапия с тревожными детьми» – СПб., 2005.)

Разработчики программы:

педагоги- психологи Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

 Москва

2013г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции страхов у детей 7-10 лет.

Цель: создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного  возраста.

Задачи:

1.Научить распознавать чувства (тревога, страх, опасение и др.).

2.Научить способам преодоления страхов.

3.Повышение самооценки.

4.Развитие умения спонтанно, быстро и логично реагировать на сложную сложившуюся ситуацию.

5.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Первичная диагностика:

1.«Мои страхи», методика Захарова А.И.

2.«Страхи в домиках», методика М.А. Панфиловой.

3.Проективные методики: «Рисунок семьи»  В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, «Силуэт человека» Л. Лебедевой, «Портрет моего страха», «Несуществующее животное  М. 3. Друкаревич.

Итоговая диагностика: наблюдение, опрос родителей.

Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

1

1

2

2

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

1

1

2

2

«Какой Я?»

1

1

1

1

«Мой внутренний мир»

1

1

1

1

«Мои мысли, желания, возможности»

1

1

1

1

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

1

1

«Я знаю, я умею, я могу!»

1

1

2

2

«Я – очень  хороший»

-

1

1

1

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

1

1

2

2

«Я слушаю настроение»

1

1

1

1

«Отрицательные эмоции»

-

1

2

2

«Страх мой – враг  мой»

1

1

2

2

«У страха глаза велики»

1

1

1

1

«Вот они какие, наши страхи»

1

1

2

2

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

-

1

1

1

«Не страшно, а смешно»

1

1

2

2

«Смелость города берёт»

1

1

2

2

«Как побороть страх»

1

1

2

2

«Я принимаю решение, я действую!»

1

1

2

2

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

-

1

2

2

«Мешок со страхами»

1

1

2

2

«Книга моих подвигов»

1

1

2

2

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

18

18

36

36

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Тематическое планирование занятий (2 раза в неделю)

п/п

Блок

Темы занятий

На полгода

На год

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

Установление контакта с ребенком

«Здравствуй, это Я»

2

2

3

3

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях

«Чувства и эмоции»

2

2

4

4

«Какой Я?»

2

2

3

3

«Мой внутренний мир»

1

1

3

3

«Мои мысли, желания, возможности»

2

2

4

4

3.

Формирование адекватной самооценки

«Здравствуй Я, мой любимый»

1

1

2

2

«Я знаю, я умею, я могу!»

2

2

3

3

«Я – очень  хороший»

2

2

3

3

4.

Актуализация тревожащей ситуации

«Что со мной?»

2

2

3

3

«Я слушаю настроение»

1

1

3

3

«Отрицательные эмоции»

1

1

3

3

«Страх мой – враг  мой»

2

2

4

4

«У страха глаза велики»

1

1

3

3

«Вот они какие, наши страхи»

2

2

3

3

5.

Проработка тревожащей ситуации

«Я не один»

1

1

2

2

«Не страшно, а смешно»

2

2

4

4

«Смелость города берёт»

1

1

3

3

«Как побороть страх»

2

2

4

4

«Я принимаю решение, я действую!»

2

2

4

4

6.

Осуществление контроля над объектом страха

«Я есть, Я буду»

1

1

3

3

«Мешок со страхами»

2

2

4

4

«Книга моих подвигов»

2

2

4

4

7.

Снятие мышечного напряжения 1

на каждом занятии

8.

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

на каждом занятии

9.

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

на каждом занятии

                                                                            ИТОГО:                                                                

36

36

72

72

1  Упражнения из блока «Снятие мышечного напряжения», «Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения»,  «Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации» включены в структуру  каждого занятия.

Коррекционные упражнения и игры по работе со страхами

п/п

Задача

Упражнения/игры

Источник

1.

Установление контакта с ребенком.

«Изобрази предмет», «Три слова о себе», «Я никогда не….», «Я умею делать так….», «Холодно-горячо», «Мои ожидания»,

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.:Речь, 2001

2.

Формирование представления о себе, своих индивидуальных особенностях, эмоциях и переживаниях.

«Чувства», «Мир чувств», «Направленная визуализация», «Сочинение историй с помощью предметов», «Звериные чувства», «Вылеплялки», «Волшебный мешок» «Делимся чувствами», «Азбука эмоций», «Грустные ситуации», «Я сильный, я слабый», «Я такой, какой я есть», «Пять моих хороших качеств…», «Я похож на …», «Я - предмет», «Коллаж»

Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. - СПб., 2007.

 Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции – СПб., 2006.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М., 1995.

 Хухлаева О.В. Тропинка я своему Я: уроки психологии в начальной школе. - М., 2011.

Телесно-ориентированные упражнения. - http://www.trepsy.net/teles/

 Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по проведению развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по программе «Приглашение в мир общения» - М., 2006.

 Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И.В. Дубровиной.

Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М.:Книголюб, 2004

3.

Формирование адекватной самооценки.

  «Я смогу», «Я справлюсь!», «Я сильный, я слабый», «Я смелый!», «Я добрый!», «Жил-был один мальчик (девочка)…»,  «За что меня любит мама»

4.

Актуализация тревожащей ситуации.

«Спрятанные проблемы», рисунок «Трудные ситуации», «Копилка трудностей», «Игры с песком», «Песочные  картинки», использование арт-терапевтических техник

5.

Проработка тревожащей ситуации.

«Сказочная шкатулка», «Изобрази ситуацию»,

«Рисунок на стене», «Театр», «Коробка переживаний», «Моя сила в моих руках», «Мне трудно, но…», «Каким я хочу быть», «Я на планете Наоборот», «Ассоциация»

6.

Снятие эмоционального и  мышечного напряжения.

«Насос и мяч», «Полет на ковре-самолете», «Воздушный шарик», «Шалтай-Болтай», «Полянка», «Волшебное Я», «Превращение», «Прогулка в лес», «Кораблик», «Летний дождь»

Развитие произвольной регуляции двигательной активности и поведения

«Не смеяться», «Запаздывающая гимнастика», «Противоположные движения», «Пройти за время», «Сядьте так, как…», «Походки», «Лед и пламень», «Запретные слова», «Росток», «Марионетки», «Пожалуйста», «Стоп»

Развитие произвольной регуляции дыхания, навыки релаксации

«Воздушный шарик», «Семь свечей», «Думай о дыхании», «Напрягись, чтобы расслабиться», «Маска для лица», «Певец», «Бульканье», «Сова», «Сон на берегу моря», «Игра с песком»

7.

Я и мои страхи.

«Чего я боюсь?», «Мой страх», «Превращение страхов»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Рисование страхов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание  «страшного», видоизменение, развитие (дорисовка), украшение страшного, кляксы…

Создание амулетов, Ловушка для страхов, Пазлы, Закрыть страх в сундук, Пластилин, Нитки

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

Изготовление маски страха, «Театр», «Книга страхов», «Как побороть страх?» «Зеркало»

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

«Как можно по-другому назвать?», «Слушай и показывай»

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

«Я хочу», «Расскажи о своём страхе», «Заповедное озеро» Т.Зинкевич-Евстигнеева, «Весёлый сон-отдых», Стихотворение «Академик Иванов» Э.Успенский, «Вечерняя сказка» И. Токмакова, Рассказ «Находчивость» Н.Носов, «Сказка о мальчике, который не умел играть» С. Черняева, «Шутки прочь, подходят страхи» А. Мовшович

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

8.

Медицинские страхи.

«Сражение», «Больница», Сказка «Медвежонок»

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – С-П,2008

«Ой, ой, живот болит!», Стихотворение «Болезни»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

9.

Страхи, связанные с причинением физического ущерба.

«Тень», Этюд «Смелый заяц», «Восстановление игрушечного города», «Пересекаем пустыню»

Стихотворение «Вечерняя сказка», «Метро» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

«Прогулка во дворе», «Новоселье», «Городская сказка», «Люди в лесу»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Что в углу?», «Храбрец, боявшийся темноты» С.Черняева, «Ничуть не страшно» Л.Кириллов

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

10.

Страх смерти.

Сказки о смерти

П.Стальфельд Книга о смерти – М,2007

11.

Страх животных.

«Домашний питомец», «Угадай животное», «Рисунок пугающего животного», «Исчезновение страшного животного», «Полный мешок зверей», «Удачливые охотники», «Рассуждалки»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

12.

Страхи сказочных персонажей.

Сказка «Смелый Гномик», Этюд «Баба Яга и Алёнушка», «Затейники» Н.Носов, Сказка «А вкусная была капуста…», Сказка «Липовая нога», Рассказ «Медвежонок и Баба Яга"

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

Сказка «Баба Яга и Кощей бессмертный»

Д.Хорсанд Маленькие подсказки для родителей – М,С-П,2006

«Превращение Людоеда»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

13.

Страх темноты и кошмарных снов.

«Рисунок сна», «Угадай, откуда звук», «Ночной рисунок», «Я – сова», «Что это?», «Смелый художник», «Что такое темнота?»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

14.

Социально-опосредованные страхи.

«Один дома», «Звуки тишины», «Рассуждалки»

«Утро школьника», «Собери портфель», «Лучшая обложка», «Найди и исправь ошибку», «Новая школа», «Праздник – это…»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

Этюд «Момент отчаяния»

Пазухина И.А.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – Детство-Пресс,2010

Этюд «Я – грозный боец», «Милиционер» Н.Носов

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

15.

Пространственные страхи.

«Путешествие по радуге», Этюд «Лисёнок боится», Этюд «Гроза»

Куличковская Е.В.,Степанова О.В.,Как преодолеть свой страх? – С-П,2008

«Прыжок с парашютом»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005

«Посмеёмся над страхами

Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –

С-П,2008

16.

Победили свой страх.

Ничуть не страшно.

Страх испарился.

Я больше не боюсь.

Я – смелый.

«Изгнание страха», «Страх испарился», «Зверь под кроватью», «Заяц – хваста», «Страшилки с огорода», «Напугаю сам!»

Арефьева Т.А.,Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М,2005